Урок по теме "Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания".
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему
Конспект урока по теме "газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания" можно применять на уроках в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gazoobmen_v_lyogkikh_i_tkanyakh.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Газообмен в лёгких и тканях. Регуляция дыхания.
Цель урока: Сформировать понимание учащимися сущности процесса дыхания.
Образовательные задачи: Изучить механизм газообмена в лёгких и тканях. Выяснить, как происходит регуляция процесса дыхания.
Развивающие задачи: Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи. Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные задачи: Воспитывать научное мировоззрение. Бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: плакаты, муляж, учебник.
Тип урока: урок новых знаний.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний.
- Что называют дыханием?
- Для чего организму нужен кислород?
- Из каких органов состоит дыхательная система?
- Какое строение имеют лёгкие?
- Что называют диафрагмой?
- Новая тема.
Вступительное слово учителя: Задержите воздух на несколько секунд. А теперь глубоко вздохните.
??? Что же происходит с воздухом после того как он попал в дыхательную систему?
Он попадает в лёгкие. Идёт процесс вентиляции лёгких. Кровь, которая попадает в лёгкие венозная, она бедна кислородом и насыщена углекислым газом. Воздух в альвеолах наоборот богат кислородом, а углекислый газ в нём значительно меньше. Поэтому по закону диффузии кислород из альвеол устремляется в кровь, где соединяется с гемоглобином. Углекислый газ из крови, где его в избытке проникает в альвеолы и удаляется из лёгких.
По кровеносной системе кислород попадает в ткани и клетки.
Концентрация кислорода в артериальной крови больше, чем в тканевой жидкости. В результате кислород свободно переходит из крови в тканевую жидкость и в ткани, а затем в клетки. Углекислый газ наоборот переходит из тканей в кровь.
Весь процесс можно оформить в виде таблицы и рисунков.
Этапы | Структуры, обеспечивающие дыхание | Механизм дыхания | |
Вентиляция легких | Органы дыхания Межреберные мышцы Диафрагма | Чередование процессов вдоха и выдоха Вдох: сокращение межреберных мышц и диафрагмы Выдох: расслабление межреберных мышц и диафрагмы | |
Газобмен в легких | Альвеолы легких капилляры | За счет разности парциального давления – диффузия газов | |
Транспорт газов | Органы кровообращения | Соединяется с гемоглобином | |
Газообмен в тканях | Капилляры Клетки тела | Диффузия газов за счет разницы давлений |
Какие изменения происходят с лёгкими, мышцами, диафрагмой при вдохе и выдохе.
Отразим это в форме таблицы (самостоятельная работа с учебником стр. 143)
Дыхательные движения | Состояние дыхательных мышц | Состояние диафрагмы | Состояние лёгких |
Вдох | Наружные межрёберные мышцы сокращаются и поднимают рёбра | Диафрагма сокращается и становится плоской |
|
Выдох | Внутренние межрёберные мышцы сокращаются и опускают рёбра | Диафрагма расслабляется и становится выпуклой |
|
Работу дыхательной системы контролирует дыхательный центр, который расположен в продолговатом мозге. Регуляция дыхания происходит рефлекторно, но под контролем коры полушарий большого мозга. Это легко доказать: каждый из нас может легко задержать дыхание, изменить частоту дыхательных движений.
- Закрепление.
Беседа по таблице.
- Домашнее задание. Стр.142-144 Сообщения
- Влияние никотина на органы дыхания.
- Гигиена воздуха.
- Как надо дышать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях
Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...
Урок "Регуляция дыхания"
Урок биологии в 8 классе. Проблемное изложение материала на основе самонаблюдений учащихся. Использование материалов ЕК ЦОР....
Урок биологии "Дыхательные движения. Регуляция дыхания", 8 класс
Урок преследует следующие цели:-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.- продолжить формировать активную позицию по вопросу вед...
Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"
Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...
Технологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "
ехнологическая карта обобщающего урока по биологии в 8 классе "Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях "...
Урок №3. "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды". Индивидуально-групповая методика.
Технологическая карта к уроку "Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды"...