Урок "Регуляция дыхания"
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Иванова Ольга Валентиновна

Урок биологии в 8 классе. Проблемное изложение материала на основе самонаблюдений учащихся. Использование материалов ЕК ЦОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon regulyaciya_dyhaniya.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК БИОЛОГИИ В 8 КЛАССЕ.

Тема урока: Регуляция дыхания.

Тип урока: изучение новых знаний.

Цель урока:создать условия для формирования понятия о нейрогуморальной регуляции дыхания.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить учащихся со способами регуляции дыхания, защитными дыхательными рефлексами и их значением для человека.
  2. Развивающие: развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию логического мышления.
  3. Воспитательные: способствовать санитарно-гигиеническому воспитанию, развивать коммуникативные умения и навыки работы в малых группах.

ЦОР: ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)

Методы обучения: проблемный, использование ЦОР, самонаблюдение, эвристическая беседа, фронтальный опрос.

Ход урока.

Мотивация.

- Сколько дыхательных движений совершает человек в 1 минуту?

- Каковы результаты ваших самонаблюдений? (отчет о домашнем задании: посчитать частоту дыхательных движений в состоянии покоя и после физической нагрузки).

- Почему частота дыхательных движений изменяется в зависимости от состояния организма?

- Почему, даже когда мы спим, ритм дыхания сохраняется, и вдох всегда сменяется выдохом?

Создание проблемной ситуации.

Итак, ритм дыхательных движений может изменяться в зависимости от физической нагрузки. При этом в организме достигается соответствие потребления кислорода потребности организма. Но каков бы ни был ритм дыхательных движений, самым замечательным является то, что всю жизнь вдох неуклонно сменяется выдохом. Почему они так четко чередуются?

Актуализация знаний.

- Как регулируется деятельность всех систем в организме?

- Что такое нервная регуляция? Гуморальная регуляция?

- Где находится дыхательный центр?

Изучение нового материала.

1. Работа в парах с ЦОР

Влияние на дыхание высших дыхательных центров, защитных рефлексов, физической нагрузки, эмоций http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cf91deb4-8533-4b36-a3bc-4e23ff150e68/%5BBIO8_04-26%5D_%5BIM_02%5D.swf

- Что такое чихание? Кашель?

- Как они возникают?

- Почему они являются защитными?

2. Опыт Фредерика с собаками. На рисунке изображены две собаки, находящиеся под наркозом, с перерезанными на шее артериями, соединенными трубками так, что кровь первого животного течет в голову второго, а кровь второго – в голову первого. Экспериментаторы периодически преграждали доступ воздуха в легкие первой собаки, зажав у нее трахею. Вторая в этот момент начинала учащенно и глубоко дышать, будто ей не хватало воздуха, хотя он свободно проникал в ее легкие по дыхательным путям. Объясните столь необычное поведение животного.

3. Самонаблюдение.

- Сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание как можно дольше. Через какое время произойдет непроизвольное восстановление дыхания?

- Сделайте глубокий выдох. Задержите дыхание. Через какое время произойдет непроизвольное восстановление дыхания?

- Дыхание в первом и во втором случае восстанавливается непроизвольно. Почему?

- Как объяснить то, что на глубоком вдохе удалось задержать дыхание на более продолжительное время, чем на глубоком выдохе?

- Сделайте вывод.

4. Работа в парах с ЦОР:

Гуморальная регуляция дыхания с помощью углекислого газа.

Дыхательный акт, обусловленный приходом нервных импульсов из продолговатого мозга

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b907cadf-d5d8-4ce7-94e4-a79d637f60b5/%5BBIO8_04-26%5D_%5BIM_03%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0e718ea3-c93d-4a7f-891f-52bab1f62db7/%5BBIO8_04-26%5D_%5BIM_01%5D.swf

5. Обобщение.

Таким образом, регуляция дыхания осуществляется нервным и гуморальным путем.

- В чем заключается нервная регуляция?

- В чем заключается гуморальная регуляция?

- Как они взаимосвязаны?

- Почему в кислородные подушки добавляют углекислый газ?

Применение знаний.

Определите, в каких случаях идет речь о нервной, а в каких – о гуморальной регуляции дыхания.

- Чихание при раздражении рецепторов слизистой носа.

- Задержка дыхания вследствие уменьшения концентрации углекислого газа в крови, возникающая после частого и глубокого дыхания в состоянии покоя.

- Задержка дыхания при вхождении в холодную воду, действующую на рецепторы кожи.

- Задержка дыхания, происходящая в результате действия нашатырного спирта на органы обоняния.

- Накопление углекислого газа в крови вследствие произвольной задержки дыхания, вызывающее непроизвольное возобновление дыхания.

(Маш Р. Д. Человек и его здоровье: Сборник опытов и заданий с ответами по биологии для 9 (8) кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 1997.

Индивидуальная работа с тестом ЦОР: «Регуляция дыхания» ( http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7387039d-2eaf-4463-9f30-0caac87dd6ab/index_listing.html)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Дыхание» Урок 1. Газообмен в легких и тканях Урок 2. Дыхание в экстремальных ситуациях

Материалы к урокам "Газообмен в легких и тканях", "Дыхание в экстремальных ситуациях" с использованием ИКТ...

«Виды дыхания в народном хоровом пении. Цепное дыхание».

Занятие  фольклорного коллектива. Продолжение темы "Выды дыханий"...

"Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания"

План конспект урока   по  программе для основной образовательной школы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, А.А.Плешакова. Учебник "Биология. Человек", 8 класс....

Проверочная работа в формате ГИА по теме - «Дыхание. Система дыхания»

Цель работы: Проверка усвоения обучающимися знаний, сформированности умений в объеме, установленном обязательным минимумом содержания образования по теме «Дыхание. Система дыхания». Можно использовать...

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

. Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания

Урок биологии в 8 классе. Комбинированный урок. Урок участвовал в конкурсе "Учитель года- 2008"...

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"

Урок "Дыхание. Строение органов дыхания"...