рабочая программа биология 9кл
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Фролова Марина Васильевна

рабочая программа биология 9кл по Сонину Н.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temat_plan.9_kl.biologiya.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Комитет по образованию города Барнаула

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 128

с углубленным изучением отдельных предметов»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО естественно

научного цикла

_______ М.В. Фролова

Протокол № _____ от

«____»_________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по УВР

________ Н.И.Ильина

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы  

_________Е.В. Кочетков                

Приказ № _____

от«____»_______ 2014 г.

Рабочая программа

Биология,

9 а, б, в,   классы,

основное общее образование

на 2014/2015 учебный год

Составитель:

Фролова Марина Васильевна,

учитель биологии

                                                       Барнаул 2014 г.

                                                Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин Н.И.Сонина, составлена на основе на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования по биологии, одобренного решением коллегии МО РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12,утвержденного приказом МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089 и авторской программы  основного общего образования по биологии для VI-IX классов Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т.Захаровой (Программы для общеобразовательных учреждений.Природоведение.5 класс. Биология.6- 11 классы. – 5-е издание.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010 г.- 138с.). Базисного учебного плана МБОУ « Средняя общеобразовательной школы № 128».

Последовательность изучения материала способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

   Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, географии.

    Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием  собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Ценностные ориентиры учебного предмета :

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Учебно-методический комплект : Учебник «Биология. Общие закономерности» С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин М. «Дрофа» 2009г

Биология. Общие закономерности. Рабочая тетрадь к учебнику. А.Ю. Цибулевский, В.Б.Захаров, Н.И. Сонин. М.: Дрофа 2009

Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности». М. «Дрофа» 2009г

Обоснование УМК: Данная авторская программа охватывает образование по биологии учащихся в полной средней школе по курсу биологии Н И Сонина, входящий в федеральный перечень УМК.    Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах, и является продолжением ими освоения биологической дисциплины, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешанова и Н.И. Сонина.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в 9 классе предусмотрено 70 часов, 2 часа в неделю. 

Лабораторных-5 работ,  практических работ – 3

Формы организации учебного процесса – урок-дискуссия, урок-обсуждение, защита проектов, практические и лабораторные работы,

 индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, Уроки проходят в форме семинаров, игр, с использованием учебных фильмов.

Формы контроля – тестирование, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.

Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка   «5» ставится в случае:

1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка   «4» ставится в случае:

1.  Знания всего изученного программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.

2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка    «2» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

  Оценка   "3" ставится, если ученик:

 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

 Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

  Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

 Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последовательности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

 Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

 Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.   Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

 Оценка    «1» ставится в случае:

1.      Нет ответа.

Оценка за практические работы ставится всем учащимся.Лабораторные работы оцениваются выборочно (не все учащиеся получают оценки)

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.

3.      Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.

Оценка    "4" ставится, если ученик:

1.  Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.

2.  Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.

3.      Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.

 Оценка   "3" ставится, если ученик:

1.  Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.

2.  При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.

3.  Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.

Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

2.  Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.

3.  Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.

 Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 

             

Содержание программы

  1. Введение 1 час

Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.

  1. Эволюция живого мира на Земле 21час

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.

      Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

     Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

   Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

  1. Структурная организация живых организмов 10часов

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино – и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5 часов

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.

  1. Наследственность и изменчивость организмов 20часов

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Селекция. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

  1. Взаимоотношения организмов и среды 5 часов

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

     Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Заключение 1час

 Резерв- 7час

                                                                           Практическая часть

  1. П.Р. «Выявление приспособленности к среде обитания» Р.К.
  2. Л.Р. «Изучение клеток бактерий».
  3. Л.Р. «Изучение клеток растений и животных».
  4. Л.Р. «Решение генетических задач»
  5. Л.Р.. «Построение вариационного ряда и кривой длины листьев» Р.К.
  6. П.Р.  «Изучение  и описание экосистемы своей местности» Р.К.
  7. Л.Р. «Составление схем передачи веществ и энергии» Р.К.
  8.  П.Р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся

9 класса

  1. Должен знать:

- основные отличия живых организмов от объектов неживой природы

- уровни организации живой материи

- объекты и методы изучения в биологии

- основные понятия: эволюция, вид, популяция, естественный отбор и др.

- многообразие форм и распространенность бесполого размножения

- половое размножение и его биологическое значение

- органические и неорганические вещества

- оплодотворение

- особенности растительной и живой клеток

- органоиды

- митоз, биологический смысл митоза

- мейоз

- понятия: ген, генотип, фенотип

- наследственная и ненаследственная изменчивость

- селекция, гибридизация и отбор

- сорт, пород

     -биосфера, биомасса, биологическая продуктивность, биологический круговорот

2.  Должны уметь:

- объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле

- объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи

- объяснять рисунки и схемы в учебниках

- самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке

- иллюстрировать ответ простейшими схемами клеточных структур

- характеризовать сущность полового и бесполого размножения

- составлять простейшие родословные, решать генетические задачи

- понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности с/х производства

- выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических ситуациях

- анализировать видовой состав биоценозов

- выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах

- владеть языком предмета

Тематическое планирование

Наименование темы

Кол-во часов

Вид проводимой на уроке работы.

Дата

Корректировка

Введение (1час)

1

 Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин

1

Раздел.1.  Эволюция живого мира на Земле (21час)

Т.1.1.Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов (2час)

2

Единство химического состава живой материи.

1

3

Царства живой природы. Видовое разнообразие

1

Тема.1.2.Развитие биологии в додарвинский период (2час)

4

Развитие биологии в додарвинский период

1

.

5

Работы  К .Линнея. Эволюционная теория Ж.Б .Ламарка.

1

Т.1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

(5час)

6

. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина:

1

7

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

Л.работа «Изучение изменчивости,критриев вида,результатов искуственного отбора на сортах культурных растений»

8

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

9

Вид — элементарная эволюционная единица.

1

10

Борьба за существование и естественный отбор

1

Т.1.4.Приспособленостьорганизмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора(2час)

11

Приспособительные особенности животных.

1

Пр.Р. «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

12

Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1

Т.1.5. Микроэволюция (2час)

13

Вид как генетически изолированная система

1

14

Популяция— элементарная эволюционная единица

1

Т.1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3час)

15

Главные направления эволюционного процесса

1

16

Пути достижения биологического прогресса.

1

17

Результаты эволюции.

1

Т.1.7. Возникновение жизни на земле (2час)

18

Возникновение и развитие жизни на Земле

1

19

Филогенетические связи в живой природе

1

Т.1.8.Развитие жизни на Земле (3часа)

20

Развитие жизни вархейскую, протерозойскую и палеозойскую эры

1

21

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры

1

22

Место человека в живой природе.

1

Р.2.Структурная организация живых организмов (10часов)

Т.2.1. Химическая  организация клетки (2часа)

23

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества

1

24

Органические молекулы. Биологические полимеры.

1

Т.2.2. Обмен веществ и энергии в клетке (3часа)

25

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.

1

26

. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии.

1

27

Биосинтез белков, жиров, углеводов в клетке.

1

Т.2.3. Строение и функции клеток (5час)

28

Прокариотические клетки.

1

Л.Р. «Изучение клеток бактерий, растений, животных на готовых микропрепаратах.»

29

Эукариотическая  клетка. Органеллы цитоплазмы.

1

30

 Клеточное ядро.

1

31

Деление клеток.Митоз.

1

32

Клеточная теория строения организмов.

1

Р.3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5час)

Т.3.1. Размножение организмов (2час)

33

Бесполое размножение растений и животных.

1

34

Половое размножение растений и животных..Оплодотворение.

1

Т.3.2. Индивидуальное развитие организмов (3час)

35

 Эмбриональный период развития.

1

36

Постэмбриональный период развития.

1

37

Общие закономерности развития.

1

Р.4.Наследственность и изменчивость организмов (20час)

Т.4.1.Закономерности наследования признаков (10час)

38

Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков

1

39

Гибридологический метод изучения наследственности

1

40

Гибридологический метод изучения наследственности

1

41

Гибридологический метод изучения наследственности

1

42

Генетическое определение пола

1

43

. Генетическое определение пола

1

44

. Генотип как целостная система

1

45

. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

1

46

. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.

1

47

Л.Р. «Решение генетических задач и составление родословных»

1

Л.Р.

Т.4.2.Закономерности изменчивости. (6час)

48

Генотипическая изменчивость

1

49

Мутации. Значение мутаций

50

. Комбинативная изменчивость.

51

Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

1

 

52

Фенотипическая изменчивость.  

1

Л.Р.. «Построение вариационного кривой»

53

Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

1

Т.4.3.Селекция растений, животных, микроорганизмов (4час)

54

Центры происхождения и многообразия культурных растений

1

55

Методы селекции растений и животных

56

Достижения и основные направления современной селекции.

1

57

Значение селекции

1

Р.5.Взаимоотношения организмов и среды (5час)

Т.5.1. Биосфера, ее структура и функции (3час)

58

Биосфера — живая оболочка планеты

1

59

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы

1

Л.Р. «Составление схем передачи вещества и энергии.»

60

Абиотические факторы среды Формы взаимоотношений между организмами

1

П.Р. «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме»

Т.5.2. Биосфера и человек (2час)

61

Природные ресурсы и их использование

1

62

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе);

1

П.Р. «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

63

Заключение (1 час)

1

64-68

Повторение

7

Учебно-методическое обеспечение.

Основная литература:

 Методическое пособие к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности». М. «Дрофа» 2009г

Дополнительная литература для учителя:

  1. Рабочие программы по биологии 6-11 классы по программам Н.И.Сонина, В.Б.Захарова,         В.В.пасечника, И.Н. Пономаревой. Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип.- М.:Глобус,2008.
  2. Репетитор. Весь курс школьной программы. Биология. Схемы. Таблицы. Санкт-Петербург. Изд. «Тригон» 2008.
  3. Биология. Словарь- справочник школьника в вопросах и ответах. Г.И. Лернер. М. 2006.
  4. .иология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы.- Авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель,2007.
  5. Тесты. ЕГЭ. 2003-2011.

Оборудование и приборы:

экран

проектор

компьютер

лабораторное оборудование (комплект посуды и принадлежностей для проведения     лабораторных работ, лупа ,термометр.)

микроскопы

гербарий растений природных зон

модели: набор Эволюция растений и животных. Генетика человека, Круговорот биогенных элементов. , Размножение различных групп растений (набор)

Строение клеток растений и животных, Типичные биоценозы.

Демонстрационные таблицы Митоз и мейоз клетки, Основные генетические законы

Дидактический материал: индивидуальные задания для учащихся, инструкции к лабораторным и практическим работам.

Интернет-ресурсы.

http://www.pomochnik-vsem.ru/dir/personalnye_sajty_pedagogov/7

http://worldteacher.ru/

http://www.zavuch.info/

http://www.edu.ru

http://www.school.edu.ru

http://www.valeo.edu.ru

http://www.edu.ru/db/portal/sites/portal_page.htm

Цифровые образовательные ресурсы:

CD Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. 9кл Общая биология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...

Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)

Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...

Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)

                   Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...

Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.

Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя  или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...

Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс

Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов  Н.Н...

Рабочая программа "Биология. Введение в общую биологию и экологию" 9 кл.: учебник/ В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, Г.Г.Швецов.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развит...

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...