Рабочая программа элективного курса "Основы экологии"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Карнюхина Галина Михайловна

В школьном курсе биологии очень малый объём занимают материалы по экологии. А ведь экологические знания важны каждому человеку и в каждой профессии. Много вопросов вызывают вопросы по экологии при подготовке к государственному экзамену. Цель программы - постараться ликвидировать эти пробелы в знаниях, поднять экологическое воспитание на высокий уровень.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя России М. Г. Ефремова»

«Рассмотрено»:

На заседании МО учителей географии

Протокол №____

«____» _________ 2011г

«Согласовано»

Зам директора по УВР

_______ /                      /

«____» _________ 2011г

«Утверждаю»

Директор МБОУ ТСОШ №1 им. М.Г.Ефремова

__________ /                  /

«____» _________ 2011г

Рабочая программа факультативного курса

«Основы экологии»

для 10 – 11 классов

(базовый уровень)

Составитель: Карнюхина Галина Михайловна – учитель биологии

I категории

Таруса 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа элективного курса по основам экологии предназначена для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений  Калужской области. Она составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания всего экологического образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение основ экологии по учебному плану.

   В новом базисном плане количество часов на изучение экологии не выделено, в 10 и 11   классах сокращено изучение биологии до одного часа в неделю. Материал курса основ экологии приходится опускать. Однако  для лучшего восприятия, понимания и анализа современной экологической ситуации такое сокращение  нежелательно, он имеет большое фундаментальное и прикладное значение для формирования экологического образования человека. Отсюда возрастает роль элективных курсов по данному направлению.

  Предлагаемая программа поможет осветить вопросы общей и социальной экологии, расширить знания по биологии при изучении тем, связанных с эволюцией органического мира; по информатике при изучении тем по расширению информационного пространства человека в процессе антропогенеза; по географии при изучении тем, связанных с демографической ситуацией в мире и нашей стране.   Для составления программы и планирования материала использовались: учебное пособие Черновой Н.М. и др. «Основы экологии. 10-11», методические пособия под ред. Пономарёвой О.Н., под ред. Дудкиной О.П., под ред. Брякиной М.В., «Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Черновой Н.М.» под ред. Жигарева И.А., рабочая тетрадь по экологии для учащихся под ред. Криксунова Е.А., компакт – диски образовательного комплекса и системы программ «1С: Образование» под ред. Ахлебинина А.К. и Сивоглазова В.И., материалы справочников и энциклопедий по  биологии и экологии для учащихся.

  Основной  образовательной целью данного элективного курса является: формирование у учащихся целостного представления об окружающей природе, её законах и закономерностях отношений человека и природы.

  При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал выполнению поставленной воспитательной цели: воспитание экологического образования для дальнейшего участия в  осуществлении общемировой концепции устойчивого развития природы.

   Развивающей целью является: развитие экологического мышления, стимулирование желания и повышение мотивации  учащихся к самостоятельному изучению и расширению знаний по экологии своего края и страны.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

  Введение(1 ч). Предмет экологии. Её разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.

ГЛАВА I.

  Организм и среда (9 ч).  Потенциальные возможности размножения организмов.

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Повторение материала I главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.

ГЛАВА П.

Сообщества и популяции (11 часов). Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость. Повторение материала II главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.

ГЛАВА III.

Экосистемы (10 часов). Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем Биосфера. Экология как научная основа природопользования. Повторение материала III главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.

Резерв – 4 часа

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Количество часов

Название раздела, темы, урока

Примечание

1

1

Введение

9

Глава 1. Организм и среда

2

1

Потенциальные возможности размножения организмов

3

2

Общие законы зависимости организмов от факторов среды

4

3

Основные пути приспособления организмов к среде

5

4

Основные среды жизни

6

5

Пути воздействия организмов  на среду обитания

7

6

Приспособительные формы организмов

8

7

Приспособительные ритмы жизни

9

8

Обобщение материала темы

10

9

Контроль знаний учащихся по теме

11

Глава 2. Сообщества и популяции

11

1

Типы взаимодействия организмов

12

2

Законы и следствия пищевых отношений

13

3

Законы конкурентных отношений в природе

14

4

Популяции

15

5

Демографическая структура популяций

16

6

Рост численности и плотность популяций

17

7

Численность популяции и её регуляция в природе

18

8

Промежуточное обобщение материала

19

9

Биоценоз и его устойчивость

20

10

Обобщение материала темы

21

11

Контроль знаний учащихся по теме

10

Глава 3. Экосистемы

22

1

Законы организации экосистем

23

2

Законы биологической продуктивности

24

3

Агроценозы и агроэкосистемы

25

4

Промежуточное обобщение материала

26

5

Саморазвитие экосистем

27

6

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем

28

7

Биосфера

29

8

Экология как научная основа природопользования

30

9

Обобщение материала темы

31

10

Контроль знаний учащихся по теме

Резерв – 4 часа

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

ГЛАВА IV.

Экологические связи человека (9 ч). Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование человеком орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный. Современный человек. Человек будущего. Повторение материала IV главы. Контроль и коррекция знаний.

ГЛАВА V.

Экологическая демография (6 ч). Социально – экологические особенности демографии человека. Рост численности человечества. Социально – географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Повторение материала V главы. Контроль и коррекция знаний.

ГЛАВА VI.

Экологические проблемы и пути их решения (17 ч). Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.  Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана.  Современное состояние и охрана растительности.  рациональное использование и охрана животных. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека. Здоровый образ жизни. Окружающая природная среда и человек. Повторение материала VI главы. Контроль и коррекция знаний.

Обобщение и резерв (3 ч).  Повторение и тестированный контроль по курсу основ экологии.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Количество часов

Название раздела, темы урока

Примечание

9

Глава 4. Социальная экология

1

1

Человек как биосоциальный вид

2

2

Особенности пищевых и информационных связей человека

3

3

Использование орудий и энергии

4

4

История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды

5

5

История развития экологических связей человечества. Человек разумный

6

6

История развития экологических связей человечества. Современность

7

7

История развития экологических связей человечества. Будущее

8

8

Повторение и промежуточный контроль знаний

9

9

Контроль и коррекция знаний

6

Модуль 2. Экологическая демография

10

1

Социально-экологические особенности демографии человечества

11

2

Рост численности человечества

12

3

Социально-географические особенности демографии человека

13

4

Демографические перспективы

14

5

Обобщающее повторение

15

6

Контроль и коррекция знаний

17

Модуль 3. Экологические проблемы и их решения

16

1

Современные проблемы охраны природы

17

2

Современные проблемы охраны природы

18

3

Современное состояние и охрана атмосферы

19

4

Современное состояние и охрана атмосферы

20

5

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

21

6

Рациональное использование и охрана водных ресурсов

22

7

Использование и охрана недр

23

8

Почвенные ресурсы, их использование и охрана

24

9

Современное состояние и охрана растительности

25

10

Современное состояние и охрана растительности

26

11

Рациональное использование и охрана животных

27

12

Рациональное использование и охрана животных

28

13

От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию

29

14

Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека. Здоровый образ жизни

30

15

Экология и здоровье. Окружающая природная среда и человек

31

16

Обобщающее повторение

32

17

Контроль и коррекция знаний

1

Обобщение

33

Итоговое тестирование по курсу основ экологии

Резерв – 2 часа

Требования к умениям и навыкам обучающихся

По итогам изученного курса экологии учащиеся должны:

знать/понимать:

- признаки объектов экологии, отдельных организмов, популяций, видов, биоценозов и экосистем;

- сущность экологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, круговорота веществ, саморегуляции в экологических системах, цепей питания, многообразия взаимодействий организмов в природе;

уметь:

- объяснять роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; роль организмов в экосистемах, взаимосвязи организмов и окружающей среды, биологическое разнообразие в сохранении биосферы; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных особей и видов в экосистеме;

- анализировать и оценивать воздействие факторов среды на организмы и организмов на среду;

- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УМК и дополнительная литература

  1. Брякина М.В. Экология. 10, 11 кл.: Комплексные поурочные планы/ Волгоград: Учитель – АСТ, 2006.
  2. Дудкина О.П. Основы экологии: Планирование уроков по учебнику Черновой Н.М./ Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой/ М.: Дрофа, 2007.
  4. Криксунов Е.А. и др. Экология: Рабочая тетрадь/М.: Дрофа, 2007.
  5. Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М./ М.: Дрофа, 2004.
  6. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/ М.: Дрофа, 2009.
  7. Экология: Учебное пособие: 2 CD/ под ред. Ахлебинина А.К., Сивоглазова В.И./М.: Дрофа, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Экология в экспериментах"

Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся в 11 классе и содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного предмета "Экология человека"

Элективный предмет "Экология человека" предназначен для учащихся  старших классов, изучающих биологию на профильном уровне, а также может быть использован при узучении предмета би...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа Элективного курса «Эколог и Я» 6 класс на 2014- 2015учебный год

Рабочая программа элективнорго курса для учащихся 6 классов...

рабочая программа элективного курса "Экология" 10 класс

Рабочая программа по экологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учетом авторской примерной программы по экологии, разработанной ко...