Рабочая программа элективного курса "Основы экологии"
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
В школьном курсе биологии очень малый объём занимают материалы по экологии. А ведь экологические знания важны каждому человеку и в каждой профессии. Много вопросов вызывают вопросы по экологии при подготовке к государственному экзамену. Цель программы - постараться ликвидировать эти пробелы в знаниях, поднять экологическое воспитание на высокий уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa_po_ekologii_10-11.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
имени Героя России М. Г. Ефремова»
«Рассмотрено»: На заседании МО учителей географии Протокол №____ «____» _________ 2011г | «Согласовано» Зам директора по УВР _______ / / «____» _________ 2011г | «Утверждаю» Директор МБОУ ТСОШ №1 им. М.Г.Ефремова __________ / / «____» _________ 2011г |
Рабочая программа факультативного курса
«Основы экологии»
для 10 – 11 классов
(базовый уровень)
Составитель: Карнюхина Галина Михайловна – учитель биологии
I категории
Таруса 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса по основам экологии предназначена для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений Калужской области. Она составлена на основе временных требований к Обязательному минимуму содержания всего экологического образования в средней школе и в соответствии с объёмом времени, которое отводится на изучение основ экологии по учебному плану.
В новом базисном плане количество часов на изучение экологии не выделено, в 10 и 11 классах сокращено изучение биологии до одного часа в неделю. Материал курса основ экологии приходится опускать. Однако для лучшего восприятия, понимания и анализа современной экологической ситуации такое сокращение нежелательно, он имеет большое фундаментальное и прикладное значение для формирования экологического образования человека. Отсюда возрастает роль элективных курсов по данному направлению.
Предлагаемая программа поможет осветить вопросы общей и социальной экологии, расширить знания по биологии при изучении тем, связанных с эволюцией органического мира; по информатике при изучении тем по расширению информационного пространства человека в процессе антропогенеза; по географии при изучении тем, связанных с демографической ситуацией в мире и нашей стране. Для составления программы и планирования материала использовались: учебное пособие Черновой Н.М. и др. «Основы экологии. 10-11», методические пособия под ред. Пономарёвой О.Н., под ред. Дудкиной О.П., под ред. Брякиной М.В., «Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под редакцией Черновой Н.М.» под ред. Жигарева И.А., рабочая тетрадь по экологии для учащихся под ред. Криксунова Е.А., компакт – диски образовательного комплекса и системы программ «1С: Образование» под ред. Ахлебинина А.К. и Сивоглазова В.И., материалы справочников и энциклопедий по биологии и экологии для учащихся.
Основной образовательной целью данного элективного курса является: формирование у учащихся целостного представления об окружающей природе, её законах и закономерностях отношений человека и природы.
При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал выполнению поставленной воспитательной цели: воспитание экологического образования для дальнейшего участия в осуществлении общемировой концепции устойчивого развития природы.
Развивающей целью является: развитие экологического мышления, стимулирование желания и повышение мотивации учащихся к самостоятельному изучению и расширению знаний по экологии своего края и страны.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 10 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
Введение(1 ч). Предмет экологии. Её разделы. История развития экологии как науки и значение экологического образования в настоящее время.
ГЛАВА I.
Организм и среда (9 ч). Потенциальные возможности размножения организмов.
Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Повторение материала I главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.
ГЛАВА П.
Сообщества и популяции (11 часов). Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость. Повторение материала II главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.
ГЛАВА III.
Экосистемы (10 часов). Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем Биосфера. Экология как научная основа природопользования. Повторение материала III главы (решение задач и упражнений). Контроль и коррекция знаний.
Резерв – 4 часа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Количество часов | Название раздела, темы, урока | Примечание |
1 | 1 | Введение | |
9 | Глава 1. Организм и среда | ||
2 | 1 | Потенциальные возможности размножения организмов | |
3 | 2 | Общие законы зависимости организмов от факторов среды | |
4 | 3 | Основные пути приспособления организмов к среде | |
5 | 4 | Основные среды жизни | |
6 | 5 | Пути воздействия организмов на среду обитания | |
7 | 6 | Приспособительные формы организмов | |
8 | 7 | Приспособительные ритмы жизни | |
9 | 8 | Обобщение материала темы | |
10 | 9 | Контроль знаний учащихся по теме | |
11 | Глава 2. Сообщества и популяции | ||
11 | 1 | Типы взаимодействия организмов | |
12 | 2 | Законы и следствия пищевых отношений | |
13 | 3 | Законы конкурентных отношений в природе | |
14 | 4 | Популяции | |
15 | 5 | Демографическая структура популяций | |
16 | 6 | Рост численности и плотность популяций | |
17 | 7 | Численность популяции и её регуляция в природе | |
18 | 8 | Промежуточное обобщение материала | |
19 | 9 | Биоценоз и его устойчивость | |
20 | 10 | Обобщение материала темы | |
21 | 11 | Контроль знаний учащихся по теме | |
10 | Глава 3. Экосистемы | ||
22 | 1 | Законы организации экосистем | |
23 | 2 | Законы биологической продуктивности | |
24 | 3 | Агроценозы и агроэкосистемы | |
25 | 4 | Промежуточное обобщение материала | |
26 | 5 | Саморазвитие экосистем | |
27 | 6 | Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем | |
28 | 7 | Биосфера | |
29 | 8 | Экология как научная основа природопользования | |
30 | 9 | Обобщение материала темы | |
31 | 10 | Контроль знаний учащихся по теме | |
Резерв – 4 часа |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 11 класс
(35 часов, 1 час в неделю)
ГЛАВА IV.
Экологические связи человека (9 ч). Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование человеком орудий и энергии. История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды. Человек разумный. Современный человек. Человек будущего. Повторение материала IV главы. Контроль и коррекция знаний.
ГЛАВА V.
Экологическая демография (6 ч). Социально – экологические особенности демографии человека. Рост численности человечества. Социально – географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Повторение материала V главы. Контроль и коррекция знаний.
ГЛАВА VI.
Экологические проблемы и пути их решения (17 ч). Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Современное состояние и охрана растительности. рациональное использование и охрана животных. От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию. Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека. Здоровый образ жизни. Окружающая природная среда и человек. Повторение материала VI главы. Контроль и коррекция знаний.
Обобщение и резерв (3 ч). Повторение и тестированный контроль по курсу основ экологии.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Количество часов | Название раздела, темы урока | Примечание |
9 | Глава 4. Социальная экология | ||
1 | 1 | Человек как биосоциальный вид | |
2 | 2 | Особенности пищевых и информационных связей человека | |
3 | 3 | Использование орудий и энергии | |
4 | 4 | История развития экологических связей человечества. Древние гоминиды | |
5 | 5 | История развития экологических связей человечества. Человек разумный | |
6 | 6 | История развития экологических связей человечества. Современность | |
7 | 7 | История развития экологических связей человечества. Будущее | |
8 | 8 | Повторение и промежуточный контроль знаний | |
9 | 9 | Контроль и коррекция знаний | |
6 | Модуль 2. Экологическая демография | ||
10 | 1 | Социально-экологические особенности демографии человечества | |
11 | 2 | Рост численности человечества | |
12 | 3 | Социально-географические особенности демографии человека | |
13 | 4 | Демографические перспективы | |
14 | 5 | Обобщающее повторение | |
15 | 6 | Контроль и коррекция знаний | |
17 | Модуль 3. Экологические проблемы и их решения | ||
16 | 1 | Современные проблемы охраны природы | |
17 | 2 | Современные проблемы охраны природы | |
18 | 3 | Современное состояние и охрана атмосферы | |
19 | 4 | Современное состояние и охрана атмосферы | |
20 | 5 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | |
21 | 6 | Рациональное использование и охрана водных ресурсов | |
22 | 7 | Использование и охрана недр | |
23 | 8 | Почвенные ресурсы, их использование и охрана | |
24 | 9 | Современное состояние и охрана растительности | |
25 | 10 | Современное состояние и охрана растительности | |
26 | 11 | Рациональное использование и охрана животных | |
27 | 12 | Рациональное использование и охрана животных | |
28 | 13 | От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию | |
29 | 14 | Экология и здоровье. Наследственность – фактор здоровья человека. Здоровый образ жизни | |
30 | 15 | Экология и здоровье. Окружающая природная среда и человек | |
31 | 16 | Обобщающее повторение | |
32 | 17 | Контроль и коррекция знаний | |
1 | Обобщение | ||
33 | Итоговое тестирование по курсу основ экологии | ||
Резерв – 2 часа |
Требования к умениям и навыкам обучающихся
По итогам изученного курса экологии учащиеся должны:
знать/понимать:
- признаки объектов экологии, отдельных организмов, популяций, видов, биоценозов и экосистем;
- сущность экологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, круговорота веществ, саморегуляции в экологических системах, цепей питания, многообразия взаимодействий организмов в природе;
уметь:
- объяснять роль экологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей; роль организмов в экосистемах, взаимосвязи организмов и окружающей среды, биологическое разнообразие в сохранении биосферы; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания; типы взаимодействия разных особей и видов в экосистеме;
- анализировать и оценивать воздействие факторов среды на организмы и организмов на среду;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УМК и дополнительная литература
- Брякина М.В. Экология. 10, 11 кл.: Комплексные поурочные планы/ Волгоград: Учитель – АСТ, 2006.
- Дудкина О.П. Основы экологии: Планирование уроков по учебнику Черновой Н.М./ Волгоград: Учитель, 2007.
- Жигарев И.А., Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебнику под ред. Н.М. Черновой/ М.: Дрофа, 2007.
- Криксунов Е.А. и др. Экология: Рабочая тетрадь/М.: Дрофа, 2007.
- Пономарёва О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М./ М.: Дрофа, 2004.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений/ М.: Дрофа, 2009.
- Экология: Учебное пособие: 2 CD/ под ред. Ахлебинина А.К., Сивоглазова В.И./М.: Дрофа, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Экология и человек"
Программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Экология в экспериментах"
Данная рабочая программа предназначена для обучения учащихся в 11 классе и содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного предмета "Экология человека"
Элективный предмет "Экология человека" предназначен для учащихся старших классов, изучающих биологию на профильном уровне, а также может быть использован при узучении предмета би...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа Элективного курса «Эколог и Я» 6 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа элективнорго курса для учащихся 6 классов...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...
рабочая программа элективного курса "Экология" 10 класс
Рабочая программа по экологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учетом авторской примерной программы по экологии, разработанной ко...