Программы по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Программы для 5- 9 класса по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma-_6_klass_.doc | 176 КБ |
programma_7klass.doc | 511 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
Биология 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
1. Закона «Об образовании» от 10.02.1992 года № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 года № 12 – ФЗ с изменениями, внесёнными Постановлением Конституционного Суда РФ от 24.10.2000 года №13 – Предложениями и дополнениями, внесёнными Федеральными законами);
2. Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
6. Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина
7. Сборника нормативных документов. Биология. Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2004.- 174с.
8.В учебном плане МБОУ БГО «Борисоглебская гимназия№1» на изучение предмета « Биология» в 6 классе выделен 1 час (35 учебных недель)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
Цель: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Количество часов распределено следующим образом
№ п/п | Название раздела | К о л и ч е с т в о ч а со в | |
по программе | по К Т П | ||
1 | Строение и свойства живых организмов. | 10 | 10 |
3 | Жизнедеятельность организмов. | 23 | 22 |
4 | Организм и среда. Природные сообщества | 2 | 3 |
ИТОГО | 35 | 35 |
Курс «Живой организм» и РП построены на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков по использованию полученных знаний и повышения уровня знаний в РП включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Лабораторные и практические работы проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности. Заявленное в программах разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Всего 35 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков _3ч.; лабораторных работ 12, практических работ 4 , 2 экскурсии.
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 стр.
Учебник Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010. – 176 стр.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм». – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 47 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, рисунков. Работа с рисунками позволит диагностировать сформированность умения распознавать биологические объекты. Эти задания рекомендуется выполнять по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и отработки навыков сравнения, сопоставления целесообразно выполнять в качестве домашнего задания.
Для повышения уровня мотивации учащихся к изучению данного курса имеется мультимедийное приложение, как составляющая часть УМК автора Сонина Н.И.
Для самостоятельной работы учащихся при проведении фронтальных опросов, быстрого определения уровня знаний учащихся можно применить дидактические карточки:
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм»/ Н.И.Сонин, Н.В. Кириленкова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – 32 с.
- Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
- Технологии образования – индивидуальная работа, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
- Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).
В инвариантной части учебного плана на учебный предмет федерального значения « Биология» в 6 классе выделено 1 час в неделю, всего 35 часов, 1 час выделен за счёт регионального компонента.
Календарно - тематический план по объему скорректировано в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки учащихся 6 класса. Рабочая программа предназначена для учеников общеобразовательных школ со средним уровнем подготовки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать)
Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать) Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений; Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений; Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; Поведения в природе; Здорового образа жизни человека; Выращивания культурных растений.
Владеть умениями Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы; Использовать рисунки; Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
Учебно – тематический план по биологии 6 класс
№ | Содержание (Раздел, тема) | Кол. час. | Дата проведения Учебн. неделя | день | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты | Формы контроля | |||||||||||||||||||||||||
Предметные | УУД Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||||||||||||||||||||||||
1 | Ведение. Биология – наука о жизни. | 1 ч | Объясняет роль биологии в практической деятельности людей. Вспоминает правила работы в кабинете биологии. Объясняет и записывает основные свойства живых организмов. | Знание объектов изучения естественных наук и многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | ||||||||||||||||||||||||||
2 | Клетка – основа строения и жизнедеятельности живых организмов. Микроскоп. Живое и неживое под микроскопом. | 1ч | Изучает строение микроскопа, рассматривает объекты живой и неживой природы под микроскопом и сравнивает их. | Знание и умение работы с микроскопом. Отличие объектов живой и неживой природы. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Формируют ответственное отношение к обучению, развивают навыки обучения. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Строение клеток одноклеточного и многоклеточного организма. | 1 ч | . | Рассматривает клетки одноклеточных и многоклеточных организмов под микроскопом и сравнивает их. | Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра. Хромосомы. Различия в строении растительных и животных клеток. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осмысление важности изучения клетки, осознание единства живой природы на основе сходства клеток растений и животных. | |||||||||||||||||||||||||
4 | Ткани растений и животных. | 1 ч | Рассматривает под микроскопом ткани растений и животных, зарисовывает и описывает их. Учатся распознавать ткани растений и животных. | Понятие «ткань». Типы тканей растений, их многообразие и значение. Типы тканей животных, их многообразие и значение. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Органы и системы органов. | 1 ч | Пользуясь материалом учебника, находят и описывают основные органы растений, вспоминают органы и системы органов животного организма. Учатся распознавать органы растений и животных. | Понятие «орган». Органы цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок. Основные системы органов животного организма. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. | ||||||||||||||||||||||||||
6 | Процессы жизнедеятельности организмов. Особенности питание растений. | 1 ч | Вспоминают строение растительной клетки и выясняют связь строения с питанием растений. Наблюдает за проведением опытов и анализирует полученные результаты. | Сущность понятия «питание». Особенности питания растений – почвенное и воздушное (фотосинтез) питание. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
7 | Особенности питания животных. | 1 ч | Вспоминают разные типы питания животных, разбивают их на группы, подбирают примеры. Наблюдает за проведением опытов и анализирует полученные результаты. | Особенности питания животных. Травоядные, хищники, трупоеды, паразиты. Пищеварение и его значение. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Оценивание результатов своей деятельности на уроке. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Значение дыхания. Дыхание растений. | 1 ч | Слушают учителя о значение дыхания для живых организмов, о роли кислорода в этом процессе. Выясняют с помощью учебника, как происходит дыхание растений и какова роль устьиц и чечевичек в этом процессе. | Значение дыхания. Роль кислорода в процессе окисления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
9 | Дыхание животных. | 1 ч | Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||
10 | Передвижение веществ в растительном организме. | 1 ч | Уч-ся высказывают свои предположения о том, как передвигаются вещества в растительном организме и выясняют особенности строения органов растений для передвижения по ним веществ. Наблюдает за проведением опытов и анализирует полученные результаты. | Перенос веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
11 | Передвижение веществ в животном организме. | 1 ч | Выясняет вместе с учителем как передвигаются вещества в животном организме. Самостоятельно выясняют строение и функционирование кровеносной системы. Рассматривает под микроскопом строение клеток крови лягушки и человека, сравнивает, делает выводы. | Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, её строение и функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови). | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
12 | Значение выделения продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений. | 1 ч | Вместе с учителем выясняют значение выделения веществ в процессе жизнедеятельности организмов. Выясняют, какие продукты выделяются у растений и каким образом это происходит. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений. Выделение у растений. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
13 | Основные выделительные системы у животных. | 1 ч | Уч-ся самостоятельно изучают строение разных органов выделения у животных. Слушают об обмене веществ. | Выделение у животных. Продукты выделения у животных. Основные выделительные системы. Обмен веществ и энергии. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
14 | Опорные системы в жизни организмов. Опорные системы растений и животных. | 1 ч | Выясняют значение опорных систем у растений и животных, самостоятельно подбирают примеры различных опорных образований. Изучает скелеты млекопитающих, раковины моллюсков, коллекции насекомых, делает вывод о значении данных опорных образований. | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
15 | Движение животных. | 1 ч | Вспоминает основные свойства живых организмов и выясняет значение движения в жизни животных и растений. Изучает движение инфузории-туфельки под микроскопом. Сравнивает органы передвижения разных животных. | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности | Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
16 | Рост и развитие растений. | 1 ч | Вспоминают отличия роста от развития, пользуясь текстом учебника изучают индивидуальное развитие растений, способы распространения семян и условия их прорастания. | Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||
17 | Рост и развитие животных. | 1 ч | . | Изучает особенности развития животных организмов, на примере ланцетника знакомится с развитием зародыша. Рассматривает коллекции насекомых, сравнить прямое и непрямое развитие. | Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками. | Осознавать потребность и готовность к самообразованию. Формирование осознанного и доброжелательного отношения к мнению другого человека. Оценивание результатов своей деятельности на уроке. | |||||||||||||||||||||||||
18 | Размножение Размножение организмов и его значение. | 1 ч | Слушают учителя о роли размножения в жизни организмов, видах размножения и их особенностях. Выявляют отличия бесполого и полового размножения организмов. | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | Р: : Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах. | Понимание роли размножения организмов для жизни на Земле | ||||||||||||||||||||||||||
19 | Бесполое размножение у растений | 1 ч | Вспоминают особенности полового и бесполого размножения организмов. Просматривают и обсуждают слайды презентации. Делают выводы о роли бесполого размножения растений. | Бесполое размножение растений. Споры. Вегетативные органы растений. Корень, побег: стебель, лист, почки. Вегетативное размножение растений. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу. К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Представление о бесполом размножении растений. Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторных работ. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
20 | Бесполое размножение у животных. | 1 ч | Вспоминают особенности бесполого размножения у животных. Выявляют отличия от бесполого размножения растений. | Бесполое размножение у животных и его значение. Деление простейших. Почкование гидры. | Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение работать в составе творческих групп. | Представление о бесполом размножении животных. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
21 | Половое размножение у растений. | 1 ч | Изучают особенности полового размножения у растений. Соотносят модели цветков и разновидности опыления. Изучают процесс двойного оплодотворения у растений и образование плодов и семян | Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Половые клетки. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умения давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. К: Умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Понимание важности полового размножения растений. Представление о многообразии плодов. Принятие правил работы в кабинете биологии во время выполнения лабораторных работ | ||||||||||||||||||||||||||
22 | Половое размножение у животных. | 1 ч | Изучают особенности полового размножения у животных. Выявляют отличия органов размножения растений и животных. Делают выводы о значении полового размножения в природе. | Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. П: Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Понимание важности полового размножения животных, позволяющего появляться особям с новыми признаками и свойствами. | ||||||||||||||||||||||||||
23 | Регуляция процессов жизнедеятельности Организм как единое целое | 1 ч | Вместе с учителем выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями организма. Изучают понятие о регуляции процессов жизнедеятельности в живом организме. | Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение работать в составе творческих групп. | Понимание взаимосвязи между работой органов и систем органов организма. Умение применять полученные знания на практике. | ||||||||||||||||||||||||||
24 | Особенности регуляции у растений. | 1 ч | Слушают учителя об особенностях регуляции у растений. Изучают ростовые вещества растений. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. Ростовые вещества растений. | Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Представление об особенностях регуляции растений. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
25 | Особенности регуляции у животных. | 1 ч | Вспоминают вместе с учителем о процессе раздражимости у гидры, Изучают особенности строения нервной системы. Называют роль рефлекса и инстинкта. Изучают особенности строение эндокринной системы и её роли в регуляции процессов жизнедеятельности. | Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение отвечать на вопросы, формулировать вопросы для одноклассников, работать в группах. | Представление об особенностях регуляции животных. Понимание роли нервной и эндокринной систем в процессах регуляции организма животного. | ||||||||||||||||||||||||||
26 | Многообразие растительного мира Одноклеточные растения | 1 ч | Самостоятельно называют признаки царства растений. Изучают особенности строения и жизнедеятельности одноклеточной водоросли хламидомонады в ходе лабораторной работы. | Одноклеточные водоросли. Среда обитания Хламидомонада. Хлорелла. Строение, Процессы жизнедеятельности. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. К: Умение работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Представление об одноклеточных растениях. Понимание роли одноклеточных растений в природе и жизни человека. | ||||||||||||||||||||||||||
27 | Многоклеточные растения | 1 ч | Сравнивают комнатные растения и гербарии растений с одноклеточными водорослями. Вспоминают типы растительных тканей. | Зелёные, бурые, красные водоросли. Высшие и низшие растения. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. | Представление о большом разнообразии многоклеточных растений. Понимание роли высших и низших растений в природе и жизни человека. | ||||||||||||||||||||||||||
28 | Основные группы растений | 1 ч | Слушают рассказ учителя об основных группах растений. Изучают особенности строения и жизнедеятельности на примере гербариев, таблиц, комнатных растений и др. | Водоросли, Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Представление об основных группах растений. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
29 | Значение растений в природе и в жизни человека. | 1 ч | Вместе с учителем вспоминают значение растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Называют меры по охране растений. Сравнивают культурные и дикорастущие растения. | Значение растений в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана растений. Дикорастущие растения. Культурные растения. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. К: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. | Понимание важности значения растений в природе и в жизни человека. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
30 | Многообразие животного мира Одноклеточные животные | 1 ч | Вспоминают признаки царства животных. Изучают особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных. | Особенности строения и жизнедеятельности одноклеточных животных. Роль в природе и жизни человека. | Р: Умение определять цель работы, планировать её выполнение, представлять результаты работы классу. П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. | Представление об одноклеточных животных. Понимание роли в природе и жизни человека. Формирование установок здорового образа жизни. | ||||||||||||||||||||||||||
31 | Многоклеточные животные | 1 ч | Сравнивают изображения на таблицах, чучела птиц, животных, коллекции насекомых с одноклеточными животными. Вспоминают типы животных тканей и их значение. | Особенности строения и жизнедеятельности многоклеточных животных. Ткани, органы, системы органов. | Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. К: Умение слушать одноклассников и учителя, высказывать своё мнение. | Представление о многообразии животных. Понимание роли в природе и жизни человека. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
32 | Основные группы животных | 1 ч | . | группах животных. С Изучают особенности л строения и у жизнедеятельности ш представителей групп а животных на основе ю материала учебника, т таблиц, слайдов презентации или фильмарассказ учителя об основных . | Кишечнополостные. Черви. Моллюски. Членистоногие. Хордовые: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. К: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. | Представление об основных группах животных. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | |||||||||||||||||||||||||
33 | Значение животных в природе и жизни человека. | 1 ч | Вместе с учителем вспоминают значение животных в природе и хозяйственной деятельности человека. Называют меры по охране животных. Сравнивают домашних и диких животных. | Многообразие животных. Животноводство, Роль в природе, практическое значение и охрана животных. | Р: : умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. П: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. К: Умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. | Понимание важности значения животных в природе и в жизни человека. Осознание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
34 | Эволюция Развитие растительного и животного мира на Земле. | 1 ч | Слушают рассказ учителя об основных этапах развития растительного и животного мира. Составляют вместе с учителем схемы. Учатся самостоятельно аргументировать родство и общность происхождения растений и животных. | Как появились на Земле первые растения и животные. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Эволюция животных: от одноклеточных к многоклеточным, от беспозвоночных к позвоночным. | Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. П: Умение структурировать учебный материал. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. К: Умение работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками. | Осознание поэтапности и необратимости развития растительного и животного мира на Земле. Понимание необходимости бережного отношения к природе. | ||||||||||||||||||||||||||
35 | Резервное время | 1 ч |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа основного общего образования по биологии
7 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, как базового документа, необходимого для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий, и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основного общего образования.
В рабочей программе учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, а так же соблюдается преемственность с примерной программой начального образования.
Документ основывается на программе основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой – М.: Дрофа, 2010.
Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Животные. 7 класс» авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – М.: Дрофа, 2010
Материал программы структурирован, определена последовательность его изучения и проведена детализация.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Что обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности, средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры
- поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В 7 классе учащиеся продолжают знакомство со структурой биологической науки, ее историей и методами исследования, нравственными нормами и принципами отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности животных организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии животных и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, отраслей производств, основанных на использовании биологических систем.
В рабочую программу включены положения примерной программы по биологии. Рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов неделю, 70 часов в год. Увеличено число часов в разделы «Многообразие животных» на 2 часа, в разделе «Биоценозы» на 2 часа, в разделе «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» на 1 час за счёт резервного времени.
- исключена экскурсия №4 «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных».
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметными результатами становятся:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных домашних животных; опасных для человека животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
•овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
На уроках используются следующие методы и формы обучения: объяснения учителя (лекция), объяснения учителя с элементами беседы,
фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, самостоятельная работа учащихся, объяснение новой темы учащимися, практические работы, лабораторные работы, работа учащихся по группам, творческие домашние задания, разноплановый тестовый контроль.
Критерии оценивания: Отметка «5» ставится если учащийся::
- Воспринимает информацию с первого предъявления
- Письменную информацию воспринимает самостоятельно;
- способен выделить главное самостоятельно
- Результат получает оригинальным творческим способом
- способен дать развёрнутый ответ и аргументировать своё мнение\решение
- способен дать объективную оценку результату своей работы, т.к. понимает суть своих допущенных ошибок
- получив задание планирует работу до её начала
- не нуждается в дополнительных пояснениях
- Выполняя работу, работает точно придерживаясь плана
- Закончив работу проверяет её результат, находит и исправляет ошибки
- может самостоятельно донести свою мысль до других
- обычно отвечает, давая развёрнутый ответ
- Способность отстаивать аргументировано собственную позицию отстаивает аргументировано
- Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию обычно может в случае необходимости
Отметка «4» ставится если учащийся
- Воспринимая информацию - нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения
- При восприятии письменной информации нуждается в разъяснениях
- нуждается в дополнительных (наводящих, уточняющих вопросах)
- воспроизводит предложенный учителем алгоритм
- способен дать правильный ответ, но не может его обосновать
- не всегда может дать объективную оценку результату своей работы, как правило, видит допущенные ошибки
- планирует работу в ходе самой работы
- отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действия
- не доводит работу до конца
- результат не проверяет, т.к. довольствуется любым результатом
- может дать ответ с помощью наводящих вопросов
- отвечает, давая неполный ответ
- формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений
- доказывает свою точку зрения не всегда аргументировано
Отметка «3» ставится если учащийся:
- не воспринимает устную инструкцию
- при письменном восприятии информации нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем
- приходит к ответу нерациональным, «длинным» путём
- приходится «вытягивать» ответ
- не может объективно оценить свою работу, т.к. не понимает, что допустил ошибки
- вообще не составляет плана работы
- начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий
- результат не проверяет, т.к. всегда убеждён в его правильности
- не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов
- практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику
- как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию
- как правило, не подчиняется решению группы
Отметка «2» ставится если учащийся:
- - не воспринимает письменную инструкцию
- получает результат путём подгонки под ответ (методом « тыка»)
- ответ вызывает серьёзные затруднения
- вопросы не задаёт, хотя нуждается в пояснениях
- работает хаотично, без плана
- результат проверяет, но ошибок «не видит»
- высказать свою точку зрения не может, потому что не понимает необходимость этого шага
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов |
Введение | 2 |
Простейшие | 2 |
Многоклеточные | 32 |
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных | 12 |
Индивидуальное развитие животных | 3 |
Развитие и закономерности размещение животных на Земле | 3 |
Биоценозы | 4 |
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 5 |
Резервные уроки | 7 |
Всего: | 70 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНОМ МИРЕ (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений, систематика животных.
знать/понимать:
- историю развития и структуру зоологии как науки;
- характерные признаки животного организма;
- черты сходства и различия в строении растительной клетки и клетки животных;
- основы систематики многоклеточных животных, принципы их классификации;
- место и роль человека в природе;
- меры по охране животных.
уметь: - объяснять роль зоологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
- обосновывать роль животных в природе и жизни человека;
- определять принадлежность животных к определенной систематической группы (классификация);
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом
и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- проводить самостоятельный поиск зоологической информации: находить
в биологических словарях и справочниках значения зоологических терминов;
в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с
использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
РАЗДЕЛ 1. Простейшие (2 ч)
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация микропрепаратов простейших.
знать/понимать:
- особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития простейших
животных;
- принципы их классификации;
уметь: - работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, распознавать простейших;
- обосновывать роль простейших животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных,
вызываемых простейшими (амебная дизентерия, малярия, амебный менингит,
токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва»).
Раздел 2: Многоклеточные животные (32 ч)
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека.
Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация микропрепаратов гидры, разнообразных моллюсков и их раковин, морских звезд и других иглокожих.
Лабораторные работы
1. Внешнее строение дождевого червя.
2. Знакомство с ракообразными.
3. Изучение представителей отрядов насекомых.
Контрольно-обобщающий урок №1 по теме «Беспозвоночные животные».
знать/понимать:
- характерные признаки многоклеточных животных;
- основы систематики многоклеточных животных, принципы их классификации;
- особенности строения, жизнедеятельности представителей различных типов и классов беспозвоночных животных;
- приспособленность животных к среде обитания;
- образ жизни и характерные особенности наиболее распространенных видов
беспозвоночных животных различных систематических групп.
уметь: - распознавать животных отдельных типов и классов;
- обосновывать роль различных беспозвоночных животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных, вызываемых паразитическими червями;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы
4. Внешнее строение и передвижение рыб.
5. Изучение внешнего строения птиц.
Экскурсия по теме «Изучение многообразия птиц».
Контрольно-обобщающий урок №2 по теме «Хордовые».
знать/понимать:
- характерные признаки позвоночных животных;
- основные принципы их классификации;
- особенности строения, жизнедеятельности представителей различных
классов хордовых животных;
- приспособленность животных к среде обитания;
- образ жизни и характерные особенности наиболее распространенных видов
хордовых животных различных систематических групп.
уметь: - распознавать представителей разных классов хордовых животных;
- обосновывать роль различных хордовых животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой помощи при укусах человека опасными животными;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Раздел 3: Эволюция строения функций органов и их систем у животных (12 ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа
6. Изучение особенностей покровов тела.
Контрольно-обобщающий урок №3 по теме «Эволюция строения, функций органов и их систем».
знать/понимать:
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта веществ, регуляции деятельности организма
животных различных систематических групп.
уметь - работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- распознавать и описывать на таблицах основные органы и системы органов животных отдельных типов и классов;
- сравнивать органы и системы органов представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения простых биологических исследований: опытов по изучению процессов жизнедеятельности, поведения животных.
Раздел 4. Индивидуальное развитие животных (3 ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
7. Определение возраста животных.
знать/понимать:
- особенности размножения, роста и развития животных.
уметь: - описывать способы размножения и стадии развития животных;
- сравнивать бесполое и половое размножение, делать выводы на основе сравнения;
- доказывать преимущества внутреннего оплодотворения по сравнению с внешним;
- объяснять биологическую роль метаморфозов в жизни животных;
- характеризовать возрастные периоды жизни своих домашних животных;
- объяснять разную продолжительность жизни животных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения простых биологических исследований: наблюдение за ростом и развитием животных, определение их возраста.
Раздел 5: Развитие и закономерности размещения животных на земле (3 ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
знать/понимать:
- причины и результаты эволюции животных;
- основные направления эволюционного процесса животного мира;
- закономерности размещения животных на Земле.
уметь: - приводить примеры доказательств эволюции животных;
- приводить примеры усложнения животных в процессе эволюции;
- объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Раздел 6. Биоценозы (4 ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия по теме «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза».
Контрольно-обобщающий урок №4 по теме «Развитие и закономерности размещения животных на Земле. Биоценозы».
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: популяций, экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- структурные компоненты биоценоза, их взаимосвязи, закономерности.
уметь: - обосновывать роль животных в природе;
- выявлять приспособления животных к среде обитания;
- описывать взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды в экосистемах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Раздел 7: Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия по теме «Весенние явления в жизни животных».
знать/понимать:
- наиболее распространенные виды и породы животных, животных своего региона, своей местности;
- место и роль человека в природе;
- меры по охране животных.
уметь: - обосновывать роль животных в жизни человека;
- наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде, влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Резервные уроки (7 часов)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение животных.
уметь:
- наблюдать влияние факторов среды на животные организмы;
- объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека; взаимосвязи животных и окружающей среды; роль биологического разнообразия животных в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ животных в природе;
- изучать животных и процессы их жизнедеятельности, рассматривать на готовых микропрепаратах простейших животных, объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, сезонными изменениями в жизни животных;
- распознавать и описывать на таблицах особенности строения и органы животных; животных разных систематических групп; наиболее распространенные виды животных своей местности, домашних животных, животных, опасных для человека;
- приводить примеры редких и охраняемых животных;
- сравнивать биологические объекты: клетки животных; животных различных систематических групп, делать выводы на основе этого сравнения;
- определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
- давать характеристику животным различных систематических групп;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на животных;
- оформлять результаты экскурсий, наблюдений с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие животных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными; оказания первой помощи при укусах животными; выращивания и размножения сельскохозяйственных и домашних животных, ухода за ними; соблюдения правил поведения в окружающей среде;обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
Тематическое планирование по биологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Литература для ученика:
1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010
2. Рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Для учителя:
1. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – М.: Дрофа, 2010.
2. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2010
3. Рабочая тетрадь к учебнику Латюшина В.В., Шапкина В.А. Биология. Животные. 7 класс. – М.: Дрофа, 2011.
4. Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
5. Галушкова Н.И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» – Волгоград: Учитель, 2008
Дополнительная литература:
1. Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. тематическое и поурочное планирование к учебнику. Биология. Животные. 7 класс. М.: Дрофа. 2001.
- Галушкова Н. И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В. В. Латюшина, В.А. Шапкина, - Волгоград: Учитель, 2006. - 281с.
- Бурцева О.Ю. Модульные уроки биологии: практика использования в школе. Раздел «Животные». М.: Школьная пресса. 2003.
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие – Москва: Дрофа, 2008. - 234с.
- Лернер Г.И. ГИА - 2011. Биология: сборник заданий: 9 класс - М.: Эксимо, 2011. - 240с.
Адреса сайтов в Интернете:
- http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
- www.bio.nature.ru - научные новости биологии
www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...