Урок по теме "Нуклеиновые кислоты"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему
Урок разработан по технологии ИОСО и будет интересен не только тем, кто занимается по технологии индивидуально- ориентированная система обучения, но и тем педагогам, кто обеспечивает системно-деятельностный подход .. Изучение темы «Химический состав клетки» целесообразно изучать по герменевтическому кругу: от общего к частному. Данная тема –часть общей темы. Методика проведения данного урока предусматривает деятельностный подход: самостоятельное изучение «промежуточного» параграфа общей темы «Химический состав клетки» направлено на осознание, осмысление, обобщение ключевых вопросов темы.; ученики, объединившись в пары постоянного состава, работают с разными фрагментами содержания. Это позволяет формировать у учащихся общие умения коммуникации, развивать навыки коллективного труда . В результате специально организованной коммуникации у учащихся появляется общее поле понимания, которое выражается в общем понимании и и создании итоговой сравнительной таблицы, как результата совместной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Нуклеиновые кислоты" | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработан по технологии ИОСО
(индивидуально- ориентированная система обучения)
10 класс. Базовый уровень.
Тема: Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.
Тип урока: Комбинированный
Цель : Создать условия для формирования у учащихся знаний о строении нуклеиновых кислот, их роли в жизни клетки и организма.
Задачи:
Образовательная: продолжить формировать понятие о видах нуклеиновых кислот, их строении, функциях;
Развивающая: развивать самостоятельную познавательную деятельность, общеучебные умения , коммуникативные способности учащихся, умения критически оценивать друг друга
Воспитательная: воспитание самостоятельности, терпимости друг к другу.
Методы: объяснительно - иллюстративный, частично – поисковый,
исследовательский.
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, парная работа
Оборудование: таблица «Нуклеиновые кислоты », схемы, дидактические карточки, ИОПы (индивидуально- ориентированные планы)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
| 1.Вводное слово учителя Психологический настрой, цели урока. - Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем изучение химического состава клетки. -Давайте с вами вместе вспомним, что мы знаем о клетке, ее химическом составе. Обратитесь к ИОПам и схеме, которую мы вместе с вами составляли вначале изучения темы. -Верно. Мы с вами рассмотрели все химические вещества клетки, кроме нуклеиновых кислот. Какова цель нашего урока? -Цель нашего занятия- изучить строение и функции нуклеиновых кислот. 2. Изучение новой темы. -Запишите в тетрадях число и тему нашего урока «Нуклеиновые кислоты». Выделите в ИОПах ключевые понятия данной темы, которые вы постараетесь освоить в ходе занятия. -Что вы знаете о нуклеиновых кислотах, их роли в клетке? Кем были открыты? Правильно. -Нуклеиновые кислоты- биополимеры, состоящие из мономеров – нуклеотидов, обеспечивающие хранение и передачу наследственной информации. Были открыты Иоганном Фридрихом Мишером в 1869г. В ядрах лейкоцитов, входящих в состав гноя, а впервые описали структуру ДНК Уотсон и Крик в 1953 г | Учащиеся настраиваются на урок, приветствуют учителя, садятся. Просматривают схему в тетради, ИОПы (приложения №1,2), отвечают.
Записывают в тетрадях число, тему урока, выделяют ИОПах ключевые понятия :нуклеиновые кислоты, нуклеотид, т-РНК, р-РНК,-- РНК, комплементарность Отвечают о местонахождении н.к., их значении, записывают понятие нуклеиновых кислот, фамилии ученых, открывших и описавших н.к. |
20 мин | - Наша с вами задача: рассмотреть строение нуклеиновых кислот, сравнить их. Эту работу вы выполняете самостоятельно, работая в парах, согласно схеме действий в паре, заданным заданию, и алгоритму (Приложения 3,4,5) Задание для работы в парах: 1 Согласно деятельности по заданному алгоритму составь план-конспект о ДНК или РНК 2 Расскажи (проговори) содержание статьи, над которой ты работал, своему соседу по парте 3 Заполни предложенную таблицу (свою часть), используя наработанный материал, озаглавь ее (пункты плана - основа признаков сравнительной таблицы). 4. Отчитайтесь о результатах своей работы перед классом. | Самостоятельная работа . Учащихся рассматривают схемы, карточки с заданиями и алгоритмами работы (приложения № 3,4,5), приступают к выполнению заданий. Работа в парах. Учащиеся выполняют задание учителя, составляют план-конспект, прговаривают содержание конспекта своему соседу, заполняют таблицу, отчитываются. |
10 мин | -проверка выполненного задания. Проводится беседа учителя с классом по осмыслению содержания, заполнению таблицы. Учитель комментирует ответы учащихся, уточняет, дает пояснения, делает обобщения | Несколько пар отчитываются о результатах работы, остальные слушают, дополняют, проверяют, сравнивают |
5мин | 4.Рефлексия.Экспресс-контроль. - Предлагаю оценить уровень ваших знаний , полученных в ходе нашего занятия. Выполните тест (Приложение №6) | Ученики выполняют тест, сдают учителю. |
3мин | 5. Итог урока. Оценивание ответов за работу в парах. Домашнее задание: Подготовиться к защите ИОПов. -Подведем итог нашего занятия. Этот урок был последним в изучении темы «Химический состав клетки». Какие сложности, трудности возникли у вас при изучении данной темы? Достигнута ли цель нашего урока? Над чем необходимо поработать каждому из вас, чтобы устранить возникшие вопросы, пробелы? | Ученики записывают задание, отвечают на вопросы учителя. |
Приложение №1
Индивидуально-ориентированный план №1
«ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ»
П. | ОУУН | ЗАДАНИЯ НА «3» | ЗАДАНИЯ НА «4» | ЗАДАНИЯ НА «5» |
2.2 -2.6 | Знать: ключевые понятия , классификацию химических веществ клетки их состав, значение. Уметь: - сравнивать химический состав органических и неорганических веществ и делать выводы на основе сравнения. -приводить примеры -объяснять механизм образования белков | 1. Перечислить основные химические вещества клетки. 2. Каково строение белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот. их значение.. 3. Расскажите о роли воды и минеральных веществ жизнедеятельности клетки. | 1.расскажите об особенностях строения молекул воды, обусловливающих ее биологическое значение. 2.На основании чего можно утверждать, что белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – это органические вещества (развернутый ответ) Какова их роль в жизни животных и растений? 3.Что такое денатурация белка? Что может быть причиной денатурации? 4.Какие виды Н.К. вы знаете? Где они синтезируются? Какова их функция? | 1.Дайте прогноз последствий недостатка для организма : --минеральных веществ и воды. - углеводов и липидов 2. Объясните, опираясь на знания специфичности белковых молекул, трудности , возникающие при пересадке органов и тканей. 3. Спрогнозируйте последствия для организма недостатка или изменения структуры нуклеиновых кислот 4. Найти информацию в разных источниках о н.к. и критически сравнить ее. |
Приложение №2
Схема работы в паре Приложение№3
Приожение №4
Задание №1 Согласно деятельности по заданному алгоритму составь план-конспект о ДНК или РНК
Задание №2 Расскажи (проговори) содержание статьи, над которой ты работал, своему соседу по парте
Задание №3 Заполните предложенную таблицу, используя наработанный материал, озаглавьте ее(пункты плана лягут в основу признаков сравнительной таблицы).
Сравнительная таблица.
Признаки | ДНК | РНК |
Местонахождение в клетке | ||
Строение макромолекулы | ||
Строение мономера | ||
Свойства | ||
Функции |
Приожение №5
Алгоритм работы с текстом параграфа 2.6
«Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)»
Алгоритм работы с текстом параграфа 2.6
1.Прочти первый абзац статьи «Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)» (стр.48);
2. Выдели карандашом ключевые и незнакомые слова, а затем
выпиши их;
3.Попытайся установить между выписанными словами связь (посредством вопросов, схем);
4. Ответь на вопрос «О чем этот абзац?»;
5.Запиши название абзаца в тетрадь;
6.Проделай то же самое со вторым абзацем(см. шаги 2-5) и последующими .
В результате этой работы ты получишь план –конспект , с помощью которого ты сможешь рассказать своему соседу по парте о ДНК.
«Рибонуклеиновая кислота (РНК)»
Алгоритм работы с текстом параграфа 2.6
1.Прочти первый абзац статьи «Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)» (стр.52);
2. Выдели карандашом ключевые и незнакомые слова, а затем
выпиши их;
3.Попытайся установить между выписанными словами связь (посредством вопросов, схем);
4. Ответь на вопрос «О чем этот абзац?»;
5.Запиши название абзаца в тетрадь;
6.Проделай то же самое со вторым абзацем(см. шаги 2-5) и последующими .
В результате этой работы ты получишь план –конспект , с помощью которого ты сможешь рассказать своему соседу по парте о РНК.
В ходе закрепления учащиеся проговаривают содержание всей темы по получившейся таблице
Тест
Приложение № 6
1. Какое значение имеют Н.К.
а обеспечивают хранение наследственной информации
б ускоряют ход химических реакций
в основной источник энергии
г обеспечивают хранение и передачу наследственной информации
2. Мономеры н.к.
а аминокислоты
б нуклеотиды
в глюкоза
г глицерин
3.Что не входит в состав нуклеотида
а пятиуглеродный сахар
б азотистое основание
в глюкоза
г остаток фосфорной кислоты
4. Способностью к самоудвоению имеют молекулы
а РНК
б АТФ
в белка
г ДНК
5. Н.К. нельзя встретить в
а в ядре
б в цитоплазме
г митоходриях
д аппарате Гольджи
6.Какие РНК не встречаются в клетке
а р-РНК
б и-РНК
в а-РНК
г т-РНК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме кислоты
разработка урока с картой химического путешествия...
урок по теме: " Кислоты"
урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....
Конструкт урока Химические свойства кислот
Конструкт урока составлен по новым ФГОС...
Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот
Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ Тема урока: « Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоц
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ...