рабочая программа по биологии 11 класс по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Шевлякова Татьяна Ивановна

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова {Программы для общеобразовательных учреждений. Природове­дение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. - 256с), полностью отражающей содержа­ние Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_uchebnaya_programma_po_biologii_11_klass.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Комитет администрации  города Славгорода Алтайского края по образованию

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

города Славгорода Алтайского края

                                                                                                                                           Утверждаю                                                                                                                                                                        Директор МБОУ «СОШ № 13»                                                                                                                                                                   _____________ И.Н.Бабанин

                                                                                                  Приказ №_______________

                                                                                                                                        «___»______________20_____ г.

                                                                                                                                                                                                              Согласовано                                                                                                                                               Зам.директора по УВР

                                                                                                                                                                                   __________ Н.А.Скрипко                                                                        

                                                                                                                                                                                       «___»__________20_____ г.

        

                                                                                                                                                                       Рассмотрено

                                                                                                                                                       Заседание  ШМО _________________

                                                                                                                                                     Протокол №   ____________________

                                                                                                                                                     «______»______________20___г.

                                                                                                                                                       Руководитель ШМО_____Е.А.Давиденко

РАБОЧАЯ  УЧЕБНАЯ  ПРОГРАММА

Наименование  учебного предмета (курса)      биология    

Ступень, уровень общего образования:   среднее общее образование 11 класс

Срок  реализации     1 год,     учебный год  2014 - 2015

Рабочая учебная программа разработана  на основе примерной программы (название, автор, год издания) :  Программа среднего (полного) образования по биологии 10 – 11 классы. Базовый уровень. Авторы: И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазов. 2011 г.

Ф.И.О. учителя  ШевляковаТатьяна Ивановна           _______________________________      

                                                                            (подпись)

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (базовый уровень) авторов И.Б.Агафоновой, В.И.Сивоглазова {Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2011. - 256с), полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

На изучение биологии на базовом уровне в 11 классе - 34 часа. Рабочая программа для 11-го классов предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю в 11 классе.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии (базовый уровень):                                                                                                                           Цель программы: изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии

 Задачи: освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования. Для формирования современной естественнонаучной картины мира при изучении биологии в графе рабочей программы «Элементы содержания» выделены следующие информационные единицы (компоненты знаний): термины, факты, процессы и объекты, закономерности, законы.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников» и полностью соответствуют стандарту. Требования на базовом уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для реализации указанных подходов включенные в рабочую программу требования к уровню подготовки сформулированы в деятельностной форме. Приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, гипотез в Формировании научного мировоззрения - носит обобщающий характер и включает в себя следующие умения:

  • выделять объект биологического исследования и науки, изучающие данный объект;
  • определять темы курса, которые носят мировоззренческий характер;
  • отличать научные методы, используемые в биологии;
  • определять место биологии в системе естественных наук;
  • доказывать, что организм - единое целое;
  • объяснять значение для развития биологических наук выделения уровней организации живой природы;
  • обосновывать единство органического мира;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  • отличать теорию от гипотезы.

Требование к уровню подготовки - объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в Формировании современной естественно-научной картины мира - носит интегративный характер и включает в себя следующие умения:

  • определять принадлежность биологического объекта к уровню организации живого;
  • приводить примеры проявления иерархического принципа организации живой природы;
  • объяснять необходимость выделения принципов организации живой природы;
  • указывать критерии выделения различных уровней организации живой природы;
  • отличать биологические системы от объектов неживой природы.

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

. В связи с большим объемом изучаемого материала и дефицитом времени большинство практических работ включено в состав комбинированных уроков или уроков изучения нового материала и могут оцениваться по усмотрению учителя. Некоторые практические работы, требующие длительного выполнения, рекомендованы в качестве домашнего задания.

В 11 классе:

  • увеличено количество часов на раздел «Вид» на 1 час для проведения тематического зачета по теме «Современное эволюционное учение».

Увеличение количества часов осуществлялось за счет распределения предусмотренного авторской программой резервного времени.

Система уроков, представленная в рабочей программе, сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10- 11 кл. общеобразовательных учреждений / В. И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. - М.: Дрофа, 2005. -368 с;

 а также методических пособий для учителя:

  1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы: метод, пособие к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой «Общая биология. Базовый уровень». - М.: Дрофа, 2006. - 140 с;
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. -138 с;
  3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

дополнительной литературы для учителя:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  1. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2002;
  2. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004;
  3. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
  4. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;

                                                                                              УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(11 класс)

Наименование разделов и тем

Всего

 часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и

 диагностические материалы

4.

Раздел 4. Вид

4.1.

История эволюционных идей

 

4

4.2.

Современное эволюционное учение

9

Лабораторная   работа

«Выявление    приспособлений   у   организмов   к   среде   обитания»

Зачет  «Основные закономерности эволюции».

4.3.

Происхождение жизни на Земле

3

4.4.

Происхождение человека

4

Всего

20

 

5.

Раздел 5. Экосистемы

5.1.

Экологические факторы

3

5.2.

Структура экосистем

4

Практическая   работа

«Составление     схем передачи   веществ  и энергии (цепей питания)».

5.3.

Биосфера – глобальная экосистема

2

5.4.

Биосфера и человек

2

Обобщение  по теме «Экосистема»

Всего

11

Заключение

1

Резервное время

2

ИТОГО

34

                                                                                       КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

Тема урока

Тип урока

Вид контроля

Требования к уровню

подготовки

обучающегося

Домашнее

задание

Дата

РАЗДЕЛ 4. ВИД (20 часов)

ТЕМА 4.1. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИОННЫХ ИДЕЙ (4 часа)

1.

Развитие    биологии в додар-виновский    период.     Работы К.Линнея.

Вводный, урок изучения и первичного    закрепления     новых знаний.

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть   ученых   и   их вклад в развитие биологической науки.

Объяснять роль биологии в   формировании   научного мировоззрения.

§4.1.

2.

Эволюционная теория

Ж.Б.Ламарка.

Урок изучения и первичного    закрепления     новых знаний. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать          определения ключевым понятиям.

Формулировать     законы «Упражнения и неупражнение органов» и «Наследования   благоприятных  признаков». Объяснять единство живой и неживой природы.

§4.2.

.


3.

Предпосылки развития    теории Ч.Дарвина.

Урок изучения и первичного    закрепления     новых знаний. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Называть естественнонаучные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

Объяснять роль биологии в   формировании   научного мировоззрения. Находить  информацию  в различных источниках.

§4.3.

4.

Эволюционная теория

Ч.Дарвина.

-

Урок изучения и первичного    закрепления     новых знаний. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе.

Характеризовать сущность действия искусственного отбора.

Сравнивать искусственный и естественный отбор и делать вывод на основе сравнения. Объяснять вклад эволюционной теории в формирование современной естественнонаучной картины мира.

§4.4.

                                                                 ТЕМА 4.2. СОВРЕМЕННОЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ   (9 часов)

5.

Вид.   Критерии и структура.

Комбинированный урок.

Лабораторная работа №4 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать критерии вида.

Обосновывать необходимость определения вида по совокупности критериев.

Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

§4.5.

6.

Популяция   -структурная единица вида и эволюции.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

>популяцию   как  структурную единицу вида; >популяцию   как   единицу эволюции.

Находить информацию о популяции в различных источниках и критически ее оценивать.

§ 4.6, 4.7.

7.

Факторы    эволюции.

Комбинированный урок.

Лабораторная   работа

«Выявление      изменчивости       у   особей одного   вида»  

Давать определения ключевым понятиям.

Называть факторы эволюции.

Характеризовать факторы эволюции.

Объяснять причины изменяемости видов.

Выявлять изменчивость у особей одного вида.

§4.8.

.

8.

Естественный отбор   -   главная   движущая сила       эволюции.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать определения ключевым понятиям.

Называть причину борьбы за существование.

Характеризовать:

естественный отбор как результат борьбы за существование;

>формы естественного отбора. Сравнивать действие движущего и стабилизирующего отбора и делать выводы на основе сравнения.

§4.9.

9.

Адаптации   организмов  к условиям   обитания.

Комбинированный урок

Лабораторная   работа

«Выявление    приспособлений   у   организмов   к   среде   обитания»

Давать          определения ключевым понятиям.

Характеризовать:

Приспособленность       как закономерный       результат эволюции; >виды адаптации.

Объяснять     взаимосвязи

организмов  и окружающей

среды:

>механизм    возникновения

приспособлений;

Относительный    характер

приспособлений.

Выявлять   приспособленность  организмов   к среде обитания.

Определять    относительный    характер   приспособленности.

§4.10.

10.

Видообразование.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа Тест

Давать          определения ключевым понятиям.

Называть  способы   видообразования и приводить примеры.

Описывать механизм основных  путей   видообразования.

§4.11.

11.

Сохранение

многообразия

видов.



Комбинированный урок.

Самостоятельная работа Тест

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры процветающих, вымирающих или исчезнувших видов растений и животных.

Характеризовать:

>причины процветания или вымирания видов; >условия   сохранения   видов.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в окружающей среде.

"Прогнозировать результаты изменений в биосфере в связи с изменением биоразнообразия.

§4.12.

12.

Доказательства     эволюции органического мира.

Урок    комплексного     применения знаний. Конференция.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию о косвенных и прямых доказательствах эволюции.

§4.13.


13.

Зачет №1 «Основные закономерности эволюции».

Урок контроля и оценки знаний.

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Задания: закончить (дополнить) предложение.

Задания с использованием рисунков, таблиц.

ТЕМА 4.3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 часа)

14.

Развитие представлений       о происхождении жизни   на  Земле.

Урок изучения и первичного    закрепления      новых знаний. Лекция.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать взгляды ученых на происхождение жизни.

Характеризовать роль эксперимента в разрешении научных противоречий.

§4.14.


15.

Современные представления о   возникновении жизни.

Урок систематизации   и   обобщения знаний. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Находить и систематизировать информацию по проблеме происхождения жизни.

Анализировать и оценивать работы С.Миллера и А.И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле.

Объяснять: вклад эволюционной теории в формирование современной естественно-научной картины мира.

.

§4.15.

16.

Развитие   жизни на Земле.

Урок систематизации   и   обобщения знаний. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать взаимосвязь закономерностей развития органического мира на Земле с геологическими и климатическими факторами.

§4.16.


ТЕМА 4.4. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА   (4 часа)

17.

Гипотезы   происхождения человека.

Урок изучения и первичного    закрепления нового материала.

Самостоятельная работа

Давать определения ключевым понятиям.

Называть положения гипотез происхождения человека.

Характеризовать развитие взглядов ученых на проблему антропогенеза.

Находить и систематизировать     информацию

из разных источников по проблеме происхождения человека.

Анализировать и оценивать степень научности и достоверности гипотез происхождения человека.

§4.17.

4.18,

18.

Положение  человека   в   системе   животного мира.

Урок систематизации   и   обобщения знаний. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать определения ключевым понятиям.

Называть место человека в системе животного мира. Обосновывать принадлежность человека к животному миру, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии и других наук.

§4.17. §4.184.19, вопросы      семинара,    индивидуальные задания.


19.

Эволюция    человека.

Урок     изучения нового       материала. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Называть:

>стадии эволюции человека;

> представителей     каждой эволюционной стадии.

Характеризовать:

Особенности    представителей каждой стадии эволюции человека   с биологических и социальных позиции;

>роль      биологических   и социальных факторов антропогенеза   в длительной эволюции людей.

§4.18.

 §4.19-4.20, вопросы      семинара,    индивидуальные задания.

20.

Человеческие расы.

Урок    изучения нового       материала. Семинар.

Индивидуальные ответы учащихся

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть   и  различать

человеческие расы.

Объяснять      механизмы формирования        расовых признаков.

Доказывать     на   основе научных фактов   несостоятельность   расизма    и социал-дарвинизма.

§4.19.  повторить §          4.17-4.20, подготовиться к зачету.


РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ   (11 часов)

ТЕМА 5.1. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ   (3 часа)

21.

Организм        и среда.    Экологические    факторы.

Урок изучения и первичного    закрепления     новых знаний.

Самостоятельная работа

Давать определения ключевым понятиям.

Называть:

>задачи экологии; >экологические факторы.

Обосновывать роль экологии в решении практических задач.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: биологическое действие экологических факторов на организмы.

Выявлять закономерности влияния факторов на организмы.

*Прогнозировать результаты изменения действия факторов.

§5.1.

22.

Абиотические факторы    среды.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Таблица

Давать определения ключевым понятиям.

Называть основные абиотические факторы.

Описывать приспособления организмов к определенному комплексу абиотических факторов.

Выявлять:

>действие  местных  абиотических факторов на живые организмы; >у  оценивать  практическое    значение    ограничивающего фактора.

Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на организмы.

§5.2.

23.

Биотические факторы среды.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Таблица

Давать определения ключевым понятиям.

Называть виды взаимоотношений между организмами.

Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Объяснять механизм влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесия в экосистемах.

§5.3.


ТЕМА 5.2. СТРУКТУРА ЭКОСИСТЕМ   (4 часа)

24.

Структура  экосистем.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Таблица

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать структуру экосистемы.

Называть компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

Характеризовать компоненты пространственной и экологической структуры экосистемы.

§5.4.

25.

Пищевые   связи. Круговорот веществ          и энергии в экосистемах.

Комбинированный урок.

Практическая   работа

«Составление     схем передачи   веществ  и энергии (цепей питания)».

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить примеры организмов, представляющих трофические уровни.

Характеризовать.

>трофическую структуру биоценоза;

>роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии;

>солнечный свет как энергетический ресурс. Составлять   схемы   передачи вещества и энергии (цепей питания).

Использовать      правило 10% для  расчета потребности организма в веществе.

§5.5.

26.

Причины      устойчивости     и смены    экосистем.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать         определения ключевым понятиям.

Объяснять:

>причину        устойчивости экосистем;

>причины    смены    экосистем;

> необходимость   сохранения многообразия видов.

Описывать этапы смены

экосистем.

Выявлять   изменения    в

экосистемах.

Решать простейшие экологические задачи.

§ 5.6.


27.

Влияние  человека на экосистемы.

-

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать         определения ключевым понятиям.

Приводить примеры экологических нарушений.

Называть:

>способы        оптимальной

эксплуатации агроценозов; >способы сохранения   естественных экосистем.

Характеризовать    влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности    и делать выводы на основе их сравнения.

'Прогнозировать результаты   экологических   нару-

шений по заданным параметрам.

§5.7.

ТЕМА 5.3. БИОСФЕРА - ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОСИСТЕМА   (2 часа)

28.

Биосфера       -

глобальная

экосистема.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать         определения ключевым понятиям.

Называть:

>структурные   компоненты и свойства биосферы;>границы биосферы и факторы,    их    обуславливающие. Характеризовать: >живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы;

>распределение биомассы на земном шаре.

§5.8.


29.

Роль      живых организмов    в биосфере.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Давать         определения ключевым понятиям.

Описывать:

>биохимические        циклы воды, углерода; >проявление          физико-химического     воздействия организмов на среду.

Характеризовать:

>сущность и значение круговорота   веществ   и   превращения энергии; >роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

*Прогнозировать         последствия для нашей планеты   нарушения   круговорота веществ.

§5.9.

Творческое задание       (по желанию    учащихся):   составить         схему круговорота азота   и   фосфора.

ТЕМА 5.4. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК   (2 + 1 час на заключительный урок)

30.

Биосфера       и человек.

Комбинированный урок.

Самостоятельная работа

Приводить примеры прямого и косвенного   воздействия человека  на живую природу.

Находить и систематизировать     информацию

о последствиях    деятель-

§5.10. вопросы      семинара,   индивидуальные задания.


ности людей на биосферу в целом.

Анализировать и оценивать   последствия прямого и косвенного   воздействия человека на природу, собственной  деятельности в окружающей среде. Предлагать   пути   преодоления    экологического кризиса.

31.

Основные экологические проблемы    современности, пути   их  решения.

Комплексное применение ЗУН. Семинар.

Индивидуальные ответы

Характеризовать причины и последствия современных глобальных экологических проблем.

Находить и систематизировать информацию в

различных источниках о глобальных экологических проблемах и путях их решения.

Анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Обосновывать    необходимость разработки принципов   рационального природопользования. ^Предлагать   пути   решения   региональных   и   глобальных        экологических проблем   на  основе  интеграции   наук:   физики,   химии, математики, кибернетики.

§5.10, 5.11.

5.12.


32.

Роль биологии в будущем.

Комплексное применение ЗУН. Круглый стол.

Индивидуальные ответы

Давать определения ключевым понятиям.

Оценивать последствия роста населения планеты; этические аспекты решения проблем, связанных с будущим человечества в связи с его отношением к природе; значение работ ученых, занимающихся прогнозированием взаимодействия общества с природными экосистемами.

Характеризовать роль международного сотрудничества в решении экологических проблем человечества.

33-34

Резервное время


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

          Дополнительная литература для учащихся:

  1. Батуев А.С.,Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2004;
  2. Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Обща: биология. - М.: Дрофа, 2004. -216с.

Литература, задания которой рекомендуются в качестве измерителей:

  1. Анастасова Л. П. Общая биология. Дидактические материалы. - М.: Вентана-Граф, 1997. - 240с;
  2. Биология: школьный курс. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 576 с: ил.- («Универсальное учебное пособие»);
  3. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /ТВ. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002- (Проверь свои знания);
  4. Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. -96с;
  5. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: Аквариум, 1998;
  6. Сухова Т. С, Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11кл.: рабочая тетрадь к учеб нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с;
  7. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001.- 462 с: ил.

МУЛЬТИМЕДИА - поддержка курса «Общая биология»

  • Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание) Республиканский мультимедиа центр, 2004
  • Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
  • Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание, Дрофа, Физикон, 2006
  • Лаборатория ЭКОСИСТЕМЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English"

Эта рабочая программа для 7 класса по учебнику Биболетова М.З. "Enjoy English". Программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования....

Рабочая программа для 11 класса по учебнику Биболетова

Данная рабочая программа является хорошим помошником при составлении конспекта урока....

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по биологии 10 класс по учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой

   Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, При­мерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень) и программы среднего (п...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"

Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....