Урок биологии для 9 класса по теме "Вирусы".
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Урок биологии для9 класса по теме "Вирусы" к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. « Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virusy.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 с.Петровского Отрадненского районаКраснодарского края

Дворядкиной Веры Николаевны

Тема урока «Вирусы»

Цель: сформировать у учащихся знания о неклеточных формах жизни - вирусах.

Задачи:

 - раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов;

 - изучить  особенности, строение и жизнедеятельность вирусов;

 - описать механизм проникновения вирусов в клетку;

 - изучить особенности размножения вирусов;

 - рассмотреть гипотезы происхождения вирусов;

 -познакомиться с опасными  вирусными инфекциями

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тетрадь, мулбтимедийная установка для показа фильма.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

  Весной 1923 года многие газеты мира напечатали сенсационное сообщение о смерти в Египте английского любителя-археолога Карнарвона. Он умер в то время, когда вместе с другим англичанином, ученым Картером, занимался раскопками гробницы фараона Тутанхамона. «Лорд Карнарвон,— утверждали газеты,- пал жертвой фараонова проклятия». «Проклятие Тутанхамона» стало собирать новые жертвы. Работавший в группе Карнарвона американец Мэйс через некоторое время после смерти лорда тоже заболел и умер. Перед смертью он жаловался на полный упадок сил. Из двадцати пяти человек, работавших с Карнарвоном и Картером, включая археологов, их помощников и рабочих, один за другим умерло еще семь человек (правда, за 30 с лишним лет!). «Месть» потревоженного фараона не пощадила даже человека, который не имел никакого отношения к раскопкам пирамиды. Английский бизнесмен Вулф, побывав в Египте, решил посмотреть недавно открытую гробницу Тутанхамона. Возвращаясь на родину, он умер на борту парохода.

 Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?

  Действительно в  ноябре 1962 года профессор медицины Каирского университета Эз-эд-дин-Таха сообщил журналистам, что он длительное время про

верял состояние здоровья археологов и работников музеев, работающих в египетских пирамидах. И у каждого из них он обнаружил в организме вирус, вызывающий воспалительные процессы дыхательных путей. Такие же вирусы ученый нашел в мумиях. Один из них — аспергилус нигер, — по мнению профессора, сохраняет свою жизнеспособность в течение трех-четырех тысяч лет.

Итак, как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего урока «Вирусы».

3. Изучение нового материала.

(Учашимся раздаются маршрутные листы урока) - приложение №1

 Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская пословица).

Мы  отправляемся в путешествие по стране «Вирус

Каждый путешественник знает, куда он идет.

Цель твоего путешествия – самостоятельно добыть информацию о строении , значении и происхождении вирусов.

Работай пошагово  самостоятельно!

 В твоем распоряжении учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова «Биология» § 1.9 , рабочая тетрадь и фильм «Происхождение вирусов».

Итак, в путь и удачи!

Шаг1. Запиши в тетрадь , что тебе известно о вирусах:

 – Это существа или вещества?

– Они живые или неживые?

  –Они Кто или Что?

Обсуди с соседом по парте, что такое вирус.

Запиши  фразу:  «Вирусы- это …» (вместо точек запиши свое определение вируса». Сравни его с определением соседа по парте.

Шаг 2.Открой учебник на стр.37, сапоставь свое определение с определением учебника.  Выпиши определение  в тетрадь.

Шаг 3. Вспомни свойства живого. Попробуй ответить на вопрос: на основании чего вирусы относят к живым организмам.

Шаг 4. Познакомся со строением вируса на стр.38,зарисуй его строение в свою тетрадь.

Шаг5.  Познакомся с циклом развития вируса используя  рис. 17 на стр.39. Зарисуй цикл развития вируса в свою тетрадь.

Шаг 6. Составь пять вопросов к тексту, запиши их в тетрадь. Очень вжно  чтобы ты сам мог на них ответить.

Шаг 7. В данном буквенном ряде  спрятаны заболевания, которые вызывают вирусы, поселяясь в живых организмах:   насгрипппокорьнабешенствораспидиящурсачумамаоспатосвинкавамозаичная болезньгдеполеомелит .

 Найди эти заболевания  и заполни схему:

Шаг 8.  Посмотри  фильм «Происхождение вирусов.  Какая из гепотез о происхождении вирусов тебе кажется более правдоподобной.

Обсуди с соседом по парте.

Шаг 9.Продолжи следующие предложения:

«Я считаю , что вирусы – внутриклеточные паразиты потому что ….»

«Я могу это доказать тем, что….»

«Исходя из этого я делаю вывод…»


4. Закрепление изученного материала .

Итак, мы сегодня познакомились с особой, неклеточной, формой жизни, называемой вирусами.  В качестве закрепления прошу класс разделиться на  группы для заполнения таблицы  « Характерные особенности вирусов». Так как класс маленький получилось три группы по 4 человека.

Каждая группа получает задание:

1 группа : заполнить графу «Сходство вирусов с живыми организмами».

2 группа: заполнить графу  «Отличие вирусов от живых организмов».

3 группа :заполнить г рафу «Специфические черты вирусов».

 

Сходство с живыми организмами

Отличие от живых организмов

Специфические черты

1.Способность к размножению.

2.Наследственность.

3.Изменчивость.
4.Приспособляемость к меня-  ющимся условиям окружаю-

 щей среды.

 1.Во внешней среде имеют форму кристаллов, не проявляя никаких свойств живого.

 2.Не потребляют пищи.

 3.Не вырабатывают энергию.

 4.Не растут.

 5.Нет обмена веществ.

 6. Имеют неклеточное

     строение

1.Очень маленькие размеры.

2.Просто устроены  (нуклеиновая кислота +белки).

3.Занимают пограничное положение между живой и неживой  природой.

4. Высокая скорость размножения.

5. Носитель наследственной    информации или ДНК или    РНК

5. Домашнее задание п.1.9.

 Подготовить сообщения о врусах СПИДа и вирусе Эбола.

 Создать презентацию на тему «Вирусы»

приложение к уроку  «Вирусы»

Маршрутный лист урока

Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская пословица).

Мы  отправляемся в путешествие по стране «Вирус

Каждый путешественник знает, куда он идет.

Цель твоего путешествия – самостоятельно добыть информацию о строении , значении и происхождении вирусов.

Работай пошагово  самостоятельно!

 В твоем распоряжении учебник А.А. Каменского, Е.А. Криксунова «Биология» § 1.9 , рабочая тетрадь и фильм «Происхождение вирусов».

Итак, в путь и удачи!

Шаг1. Запиши в тетрадь , что тебе известно о вирусах:

 – Это существа или вещества?

– Они живые или неживые?

  –Они Кто или Что?

Обсуди с соседом по парте, что такое вирус.

Запиши  фразу:  «Вирусы- это …» (вместо точек запиши свое определение вируса». Сравни его с определением соседа по парте.

Шаг 2.Открой учебник на стр.37, сапоставь свое определение с определением учебника.  Выпиши определение  в тетрадь.

Шаг 3. Вспомни свойства живого. Попробуй ответить на вопрос: на основании чего вирусы относят к живым организмам.

Шаг 4. Познакомся со строением вируса на стр.38,зарисуй его строение в свою тетрадь.

Шаг5.  Познакомся с циклом развития вируса используя  рис. 17 на стр.39. Зарисуй цикл развития вируса в свою тетрадь.

Шаг 6. Составь пять вопросов к тексту, запиши их в тетрадь. Очень вжно  чтобы ты сам мог на них ответить.

Шаг 7. В данном буквенном ряде  спрятаны заболевания, которые вызывают вирусы, поселяясь в живых организмах:   насгрипппокорьнабешенствораспидиящурсачумамаоспатосвинкавамозаичная болезньгдеполеомелит .

 Найди эти заболевания  и заполни схему:

Шаг 8.  Посмотри  фильм «Происхождение вирусов.  Какая из гепотез о происхождении вирусов тебе кажется более правдоподобной.

Обсуди с соседом по парте.

Шаг 9.Продолжи следующие предложения:

«Я считаю , что вирусы – внутриклеточные паразиты потому что ….»

«Я могу это доказать тем, что….»

«Исходя из этого я делаю вывод…»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

Конспект урока по биологии в 9 классе по теме:"Вирусы".

Данный конспект можно использовать только с соответствующей презентацией, которую можно найти на этом же сайте....

Урок биологии в 9 классе по теме: "Вирусы"

Разработка урока биологии в 9 классе...

Урок биологии в 9 классе на тему: "Вирусы-неклеточные формы жизни".

Эпиграф: "Считай несчастным тот день или час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию"      Я.А. КоменскийТип урока: изучение нового материала.Мет...

Конспект открытого урока в 10 классе по теме «Вирусы»

Цель урока:  познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.Задачи урока:Образовательные:Познакомить учащихся с историей открыт...

Урок 10 класс по теме "Вирусы"

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств  против СПИДа?Почему с вирусами – возбудителями забо...

Тест по биологии 11 класс по теме "Вирусы"

Тест по биологии 11 класс по теме "Вирусы"...