ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
Предмет -биология | Класс - 10 |
|
Тема урока «Неклеточная форма жизни: - вирусы» |
Тип — урок изучения нового материала |
Цель — сформировать понятия об особенностях строения, многообразия и жизнедеятельности вирусов. |
Задачи: сформировать представление о происхождении вирусов; раскрыть особенности строения и функционирования вирусов как неклеточной формы жизни; познакомить с вкладом отечественного учёного Д.И. Ивановского в развитие вирусологии; актуализировать и развивать знания о вирусных заболеваниях человека и их профилактике.
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
обеспечить усвоение учащимися знаний о строении вирусов и их роли в природе и жизни человека; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма | содействовать формированию умений и навыков анализировать информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; составлять интеллект — карту, использовать линейную графику, развивать интерес к учению через ИКТ | содействовать воспитанию у учащихся толерантности, бережного отношения к своему здоровью, выполнение правил личной гигиены. |
Словарь урока: вирус, капсид, ретровирусы, ВИЧ, гепатит, эбола, вирион, ретровирус, концероген, ревертаза, литическая инфекция, рецептор вируса. |
Ресурсы урока: Информационный материал: информационные тексты ( презентации), рисунки учебника, видеофрагменты, стихотворение. Демонстрационный материал: магнитные доски. Интерактивный материал: Интерактивный комплекс с программным обеспечением WINDOWS HP и программа Microsoft office – Power Point мультимедийное приложение к учебнику В. И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой «Общая биология. Базовый уровень» (издательство ООО «Дрофа»,2013) Раздаточный материал: карточки с таблицей суждений, словарь биологических терминов, листы линейной графики, карточки с заданиями по группам, формы деятельности.
|
| ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ |
1 этап. Орг. момент |
|
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Деятельность учителя Эпиграф к нашему уроку «Жизнь вирусов – это игра без правил»
Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. человек больны СПИДом, а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. человек. В России, по данным Роспотребнадзора, в период с 1.01.1987 по 1.01.2013г. выявлено 720.014 случаев ВИЧ, из них уже умерли около 30.000 чел.
| Деятельность учащихся Личностные умения: вызвать личностный интерес к данной теме, определить значимость темы для каждого ученика.
|
| Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства.
Когда — то, миллионы лет назад, На нашей замечательной планете Возникла жизнь, и начался парад Невиданных существ на этом свете. Бактерии, простейшие, грибы, Не счесть червей, и так от века к веку Жизнь становилась гуще и сложней И, наконец, дошла до человека. Всё хорошо! Но, видимо, Природа Иль просчиталась где, иль что недоучла, Но в этой распрекрасной бочке мёда И ложку дёгтя нам преподнесла! Иль существа, а может, вещества Об этом долгий спор не утихает, Но вирусы — и все об этом знают Среди других живут и процветают Печальная реальность такова! Грозит нам СПИД — себя как уберечь?! И птичий грипп откуда — то вдруг взялся! Как сделать, чтоб затупился меч, А щит непробиваемым остался!
Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний, Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. |
3 этап. Актуализация знаний | Деятельность учителя (V слайд) Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Что для этого надо знать, чтобы противостоять вирусам? Представьте себя в роли тех людей, которые должны защитить человечество от вирусов? Какие знания о вирусах вам необходимы, чтобы выполнить эту важную миссию? Задание. По ходу урока заполняйте таблицу системность мышления
ставьте - (+) в графы Хочу знать | знаю | узнал | 1. Вирусы – это одноклеточные организмы |
|
| 2. Вирус в переводе с латинского означает «эпидемия» |
|
| 3. Заболевание гепатит можно вылечить с помощью антибиотиков |
|
| 4. Вирусы – это внутриклеточные паразиты |
|
| 5. ВИЧ-инфицированная мать рождает ВИЧ-инфицированного ребёнка |
|
| 6.К какой группе относят вирус эболы |
|
| 7. Вирусы возникли на Земле раньше бактерий |
|
|
В ходе заполнения таблицы если появятся вопросы, я предлагаю поработать так, чтобы к концу урока найти ответы на все интересующие вас вопросы. | Деятельность учащихся
Обсуждение задач урока.
Заполнение 2 и 3 графы таблицы (индивидуально) |
4 этап. Целеполагание и планирование | Учебные задания программы. на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) |
5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)
| Этап «открытия» новых знаний предполагает организацию учителем самостоятельной работы учащихся при изучении новой темы, а также сопутствующее (первичное) закрепление. |
Деятельность учителя На столах у вас лежат магнитные доски. По ходу урока вы должны составить интеллект — карту по теме нашего урока.(У) В основе интеллект — карты будет лежать ключевое слово вирус. 1.(З) Наука вирусология.
2. (З) Историческая справка Д.И. Ивановский
Сейчас мы заслушаем сообщения о вирусах по определённому плану: - форма
- строение
- тип симметрии
- признаки вируса
- этапы жизнедеятельности
- размножение
работа по презентациям 3. (П) Сообщение о вирусе гепатита. 4. (П) Сообщение о ВИЧ инфекции. 5. (П) Сообщение об Эболе.
НОВЫЕ ТЕРМИНЫ Капсид Вирион Ретровирус Концероген Литическая инфекция Ревертаза
Задание для 1 группы. "Вирусы - это плохие новости в хорошей упаковке из белка" Внимательно изучите текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 100-101 Ответьте на вопрос: Почему вирусы называют паразитами на генетическом уровне?
Задание для 2 группы. «Вирусы - самозванные диктаторы и двигатели эволюции» Внимательно прочитайте текст учебника "Общая биология" В.И. Сивоглазова, И.Б.Агафоновой на стр. 101-102 о размножении вируса, изучите рис. 47 на стр. 101. Используя рисунок и сведения текста, выделите этапы заражения вирусом клетки.
Задание для 3 группы. "Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно". Внимательно прочитайте текст на стр.102-103. Определите: Какие организмы могут поражаться вирусами? Какие заболевания они вызывают? Пути передачи вирусов? Предложите меры и способы профилактики вирусных заболеваний.
Отчёты по заданиям
После завершения работы группы готовятся к выступлению. Заслушивается выступающий от каждой группы. Выступление каждой группы заканчивается формулировкой вывода по рассмотренному вопросу и фиксированием его в таблице системности мышления. | Деятельность учащихся Познавательные умения: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные умения: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, организация своей учебной деятельности Коммуникативные умения: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Предметные умения: знакомство с понятиями: вирус, вирусология, капсид, бактериофаг
Познавательные умения: умение работать с текстом, выделять в нём главное, строить логические цепи рассуждений. Регулятивные умения: контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные умения: готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Предметные умения: знакомство с понятиями: ВИЧ, СПИД. Познавательные умения: умение давать определения понятиям, выстраивать доказательства, строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные умения: умение соотносить то, что известно с тем, что неизвестно Коммуникативные умения: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Предметные умения: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий
Познавательные умения: умение устанавливать причинно-следственную связь. Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном Коммуникативные умения: умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.
Предметные умения: объяснять причины заболевания СПИДОМ, использовать приобретённые знания для соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Жизнь вирусов называют «игрой без правил»
Задание 1. (З)Можем ли мы оценить верность суждений о вирусах в конце урока? Хватает ли у нас знаний? (Окончательное заполнение третьей графы таблицы) Задание 2. (У) Как вы думаете, мы нашли с вами ответ на поставленный вопрос? Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? |
Познавательные умения: умения решать поставленную проблему, делать выводы и умозаключения. Регулятивные умения: внесение необходимых дополнений и корректив случае расхождения с эталоном Коммуникативные умения: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогичес¬ кой формами речи Предметные умения: строение вируса, сущность процесса размножения вирусов внутри клетки живых организмов, определение ключевых понятий.
|
релаксация
Вирусы микроскопичны Вирусы – неклеточные формы жизни Вирусы очень быстро и спонтанно приспосабливаются к новым условиям, т.е. мутируют Могут долгое время находится в скрытой форме. Задание 1 (У) Закончили интеллект — карту Дали оценку по группам Работа с интерактивной доской . Задание: составить жизненный цикл вируса. Задание 32 (У) Линейная графика. Графически изобразить на листе бумаги Вирус (по группам). |
7 этап. Рефлексия и оценивание | Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживание в связи с успехом или неудачей товарищей. |
Деятельность учителя - Предлагает назвать тему и цели урока, соотнести с планом урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Самоанализ 1. Выделите не менее 4-х видов (форм) деятельности, в которых вы принимали участие на уроке (таблица) | Деятельность учащихся - Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. - Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).
|
8 этап. Домашнее задание | 1. Параграф 2.11, ответить на вопросы после параграфа 2. Выбрать одно из заданий: А) написать памятки учащимся о профилактике одного из вирусных заболеваний. Б) провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом? |