Рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии по теме
Предварительный просмотр:
Календарно – тематический план по дисциплине «Природоведение» – 5 класс
№ урока в году | № урока в теме | Наименование разделов и тем уроков | Практические работы | Стандарт темы | Планируемый результат обучения | Тип урока | Формы контроля | Домашнее задание | Планируемая дата урока | Фактическая дата урока | ||||
| ||||||||||||||
1 | 1.1 | Живая и неживая природа | Живая и неживая природа. Опыт. Наблюдение. | Знать основные определения опыт, наблюдение, исследование. | Эвристическая беседа | ФО | П 1 | |||||||
2 | 1.2 | Урок – экскурсия. | Уметь различать тела природы. | Экскурсия. | ФО | Отчет | ||||||||
3 | 1.3 | Загадки природы | Тела живой и неживой природы. | Знать основные среды обитания. | Эвристическая беседа | ФО | П 2 | |||||||
4 | 1.4 | Единство живой и неживой природы | ЛР демонстрация опыта | Сходные явления живой и неживой природы. | Знать признаки тел живой и неживой природы. Состав тел. | Закрепление | ФО | П 3 | ||||||
5 | 1.5 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. | Органические и неорганические вещества. | Иметь представление о молекулах и атомах. | Закрепление | ФО | П 3 | |||||||
6 | 1.6 | Изменяется ли окружающий нас мир? | Изменение в окружающ. мире | Иметь представление об изменении мира. | Расширение и углубление | ФО | П 4 | |||||||
7 | 1.7 | Могут ли в живых орг-мах происходить физическ. изменения? | ЛР | Физические изменения в живых организмах. | Знать о физических изменениях, происходящих в живых организмах. | Закрепление | ФО | П 5 | ||||||
8 | 1.8 | Могут ли в живых организмах происходить химические изменения | Химические изменения в живых организмах. | Знать какие химические изменения происходят в живых организмах. | Закрепление Эвристическая беседа | ФО | П 6 | |||||||
2. Многообразие природных явлений. – 2 ч. | ||||||||||||||
9 | 2.1 | Всё течёт, всё изменяется | Суточные изменения. Сезонные изменения. | Знать основные изменения, происходящие в природе. Иметь представление о видах явлений. | Закрепление | ФО | П 7 | |||||||
10 | 2.2 | Чем различаются химические и физические явления? | ЛР | Различия химических и физических явлений. | Знать различия физической и химической реакции. | Закрепление | ФО | П 8 | ||||||
3. Химические явления в живой и неживой природе.- 5 ч. | ||||||||||||||
11 | 3.1 | Наблюдение признаков химической реакции | ЛР | Признаки химической реакции. | Иметь представление о признаках и условиях химической реакции. | Закрепление | ФО | П 9 | ||||||
12 | 3.2 | Можно ли повлиять на химическую реакцию? | Условия протекания химической реакции. | Иметь представление о признаках и условиях химической реакции. | Закрепление | ФО | П 10 | |||||||
13 | 3.3 | Какие условия необходимы для реакции горения? | ЛР | Реакция горения. Признаки реакции горения. | Знать признаки реакции горения. Уметь наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Закрепление | ФО | П 11 | ||||||
14 | 3.4 | Вещества, образуемые растениями | Фитонциды. Дубильные вещества. Витамины. | Знать какие вещества образуют растения. | Расширение и углубление знаний | ФО | П 12 | |||||||
15 | 3.5 | Поведём итоги по теме «Химические явления в живой и неживой природе» | Физические и химические явления. | Знать признаки физ. и химическ. явлений, признаки х. реакций. | Урок контроля | КР | Дополн. матер. | |||||||
| ||||||||||||||
16 | 4.1 | Что необходимо знать, изучая физические явления? | Механические звуковые световые, электрические явления. | Иметь представление о различных физических явлениях. | Введение | ФО | П 14 | |||||||
17 | 4.2 | Магнитные и электрические явления | ЛР | Магнитные и электрические явления | Уметь проводить простейшие опыты | Практикум | ЛР | П 15 | ||||||
18 | 4.3 | Механические движения в живой и неживой природе. | Механическое движение. | Знать особенности механического движения в природе. | Закрепление | ФО | П 16 | |||||||
19 | 4.4 | Световые явления в живой и неживой природе? | Свет. Источники света. | Иметь представление об источниках света | Закрепление | ФО | П 17 | |||||||
20 | 4.5 | Свет в жизни живых организмов. | Органы зрения. | Роль света в живых организмов. | Эвристическая беседа | ФО | П 18 | |||||||
21 | 4.6 | Звуковые явления в живой и неживой природе. | Звук. Источники звука. Приёмники звука. | Иметь представление об источниках звука, передающей среде. | Закрепление | ФО | П 19 | |||||||
22 | 4.7 | Поведём итоги по теме: « Физические явления в живой и неживой природе». | Физические явления | Иметь представление о различных физических явлениях. | Урок контроля | КР | Дополн. матер. | |||||||
5.Биологические явления - 3 ч. | ||||||||||||||
23 | 5.1 | Как идёт жизнь на Земле. | Представления о возникновении живых организмов | Иметь представление откуда появились живые существа. | Расширение и углубление эвристическая беседа | ФО | П 21 | |||||||
24 | 5.2 | Прибор, открывший «невидимое». | ЛР | Строение микроскопа | Знать устройство микроскопа, уметь им пользоваться | Практикум | ПР | П 22 | ||||||
25 | 5.3 | Живое и неживое под микроскопом | ЛР | Научные объяснения возникновения организмов на Земле. | Иметь представление о появлении на Земле новых живых организмов. | Закрепление | ФО | П 23 | ||||||
6.Особенности живого организма – 17 ч. | ||||||||||||||
26 | 6.1 | Как размножаются живые организмы? | Бесполое и половое размножение | Иметь представление о размножении живых организмов. | Эвристическая беседа | ФО | П 24 | |||||||
27 | 6.2 | Как размножаются животные? | Обоеполые организмы | Иметь представление о размножении живых организмов. | Эвристическая беседа | ФО | П 25 | |||||||
28 | 6.3 | Как размножаются растения? | Размножение растений. | Иметь представление об органах размножения у растений. | Расширение и углубление знаний | ФО | П 26 | |||||||
29 | 6.4 | Строение семени. | ПР | Плод, семя. | Знать строение семени | Практикум | ПР | П 27 | ||||||
30 | 6.5 | Могут ли растения производить потомство без помощи семян? | Вегетативное размножение растений | Знать способы вегет. Размножения растений. | Эвристическая беседа | ФО | П 28 | |||||||
31 | 6.6 | Как переселяются растения? | Расселение потомства у растений. | Знать способы распространения семян. | эвристическая беседа | ФО | П 29 | |||||||
32 | 6.7 | Подведём итоги | Особенности живого организма. | Знать об особенностях живого организма. | Закрепление | ФО | П 29 - 30- | |||||||
33 | 6.8 | Почему всем хватает места на Земле? | Взаимодействие организмов с окружающей среды. | Иметь представление о взаимодействии организмов со средой. | Эвристическая беседа | ФО | П 31 | |||||||
34 | 6.9 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | Благоприятные и неблагоприятные условия среды. | Знать приспособления живых организмов к условиям среды. | Расширение и углубление эвристическая беседа | ФО | П 32 | |||||||
35 | 6.10 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | Благоприятные и неблагоприятные условия среды. | Знать приспособления живых организмов к условиям среды. | Расширение и углубление эвристическая беседа | ФО | П 32 | |||||||
36 | 6.11 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? | Способы питания организмов | Иметь представление о способах питания живых организмов. | Закрепление | ФО | П 33 | |||||||
37 | 6.12 | Подведём тоги | Взаимодействие организмов со средой. | Знать особенности взаимодействия организмов с средой. | Закрепление | ФО | П 34 | |||||||
38 | 6.13 | Как питаются разные животные? | Источники энергии для животных. | Знать источники энергии необходимы для живых организ. | Закрепление | ФО | П 35 | |||||||
39 | 6.14 | Как питаются растения? | ЛР | Источники энергии для жизни растений | Знать об особенностях питания растений. | Закрепление | ЛР | П 36 | ||||||
40 | 6.15 | Только ли лист кормит растение? | ЛР | Солнце - источник энергии. | Знать об особенностях питания растений. | Закрепление | ФО | П 37 | ||||||
41 | 6.16 | Как питаются паразиты? | Питание паразитов | Иметь представление о паразитах, особенностях их питания. | Закрепление | ФО | П 38 | |||||||
42 | 6.17 | Подведём итоги | Питание живых организмов. | Знать особенности питания организмов. | Закрепление | ФО | П 39 | |||||||
7. Жизнь растений – 12 ч. | ||||||||||||||
43 | 7.1 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | Органические и минеральные вещества | Знать о роли соединений железа, кальция, магния, йода и фтора | Расширение и углубление | ФО | П 40 | |||||||
44 | 7.2 | Можно ли жить без воды? | Роль воды в питании организмов | Знать какую роль играет вода в живых организмах | Закрепление | ФО | П 41 | |||||||
45 | 7.3 | Можно ли жить не питаясь? | Движение и расход энергии. | Уметь объяснять цепочку: «пища- энергия - организм» | Расширение и углубление | ФО | П 42 | . | ||||||
46 | 7.4 | Живые организмы зимой. Урок-экскурсия. | Сезонные приспособления организмов | Уметь наблюдать и сравнивать | Практикум | ФО | Записи | |||||||
47 | 7.5 | Как можно добыть энергию для жизни? | Роль энергии для организма | Уметь объяснять цепочку: «пища - энергия - жизнь» | Эвристическая беседа | ФО | П 43 | |||||||
48 | 7.6 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества? | Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. | Знать: для чего нужны живым организмам питательные вещества. | Обобщение и | ФО | П 44 | |||||||
49 | 7.7 | Подведем итоги по теме «Минеральное питание живых организмов». | Органические и неорганические вещества | Знать источники энергии, значение питател. веществ. | Контроль знаний | ИО | П 45 | |||||||
50 | 7.8 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом. | Строение и функции | Иметь представление о строении и функциях организмов. | Расширение и углубление | ФО | П 46 | |||||||
51 | 7.9 | Разнообразие клеток многоклеточных организмов. | ЛР | Клетки многоклеточных организмов | Иметь представление о разнообразии клеток. | Урок-практикум | Урок-практикум | П 47 | ||||||
52 | 7.10 | Можно ли жить и не дышать? | Дыхание растений. | Иметь представление о газообмене у растений. | Расширение и углубление | ФО | П 48 | |||||||
53 | 7.11 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | Круговорот веществ | Иметь представление о круговороте веществ | Обобщение и | ФО | П 49 | |||||||
54 | 7.12 | Подведем итоги по теме «Что мы узнали о жизни на Земле». | Взаимосвязь процессов дыхания, питания, выделения | Иметь представление о разнообразии клеток. Знать о роли дыхания, питания, выделения | Закрепление знаний | Урок-семинар | П 50 | |||||||
8.Движение в сферах планеты Земля и в космосе – 9 ч. | ||||||||||||||
55 | 8.1 | Изменение облика Земли и живых организмов. | Крупные геологические события в истории Земли. | Иметь представление об изменении облика Земли, о главных событиях на Земле | Эвристическая беседа | ФО | П 51 | |||||||
56 | 8.2 | Движение литосферы | Строение Земли Землетрясения. Вулканы | Иметь представления о строении Земли. Знать о явлениях, связанных с движением лит.плит | Закрепление | Мини-лекция | П 52 | |||||||
57 | 8.3 | Движение атмосферы | Непрерывное движение воздуха. Погода | Иметь представления о движениях в атмосфере. Знать показатели погоды. | Эвристическая беседа | ФО ИО | П 53 | |||||||
58 | 8.4 | Движение гидросферы | Движение вод в Мировом океане. | Иметь представление о движении вод в Мировом океане. | Закрепление | ФО ИО | П 54 | |||||||
59 | 8.5 | Круговорот воды в природе. | Круговорот воды в природе | Знать о круговороте воды в природе | Эвристическая беседа | ФО | П 55 | |||||||
60 | 8.6 | Взаимосвязь сфер Земли | Круговорот веществ и энергии в биосфере | Иметь представление о круговороте веществ в природе | Расширение и углубление Эвристическая беседа | ФО ИО | П 56 | |||||||
61 | 8.7 | Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов. | Горные породы. Рельеф. | Знать основные определения. Иметь представление о разнообразии горных пород. | Закрепление | ПР | П 57 | |||||||
62 | 8.8 | Подведем итоги по теме «Движение в сферах планеты». | Сферы Земли | Иметь представление о движениях в сферах Земли | Обобщение Урок-семинар | ФО | П 58 | |||||||
63 | 8.9 | Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики. | Движение Галактик, Солнечной системы, планет. | Иметь представление о Солнечной системе, о движениях происходящих в Солнечной системе | Расширение и углубление Эвристическая беседа | ФО | П 59 | |||||||
9.Освоение человеком природы – 7 ч. | ||||||||||||||
64 | 9.1 | Роль современной науки в жизни человека | Наука в жизни человечества | Иметь представление о развитии науки и её роли для человека | Закрепление | ФО | П 60 | |||||||
65 | 9.2 | Человек – часть природы | Природа и человек | Знать, как зависит человека от природы | Эвристическая беседа | ФО | П 61 | |||||||
66 | 9.3 | Влияние человека на биосферу | Деятельность человека и природа | Знать какое влияние оказывает деятельность человека на природу | Закрепление | ФО ИО | П 62 | |||||||
67 | 9.4 | Правила поведения в природе | Правила поведения в природе | Знать основные правила поведения в природе | Эвристическая беседа | ФО | Приложение 3 | |||||||
68 | 9.5 | Экскурсия на пришкольный участок. | Пришкольный участок. | Иметь представление о функциях пришкольного участка. | Закрепление | Практикум | Офор. отчет | |||||||
69 | 9.6 | Подведём итоги по теме «Освоение человеком природы». | Человек и природа. | Иметь представление о естественных науках | Обобщение | ФО ИО | Зад. в тетраде | |||||||
70 | 9.7 | Задание на лето | Иметь представление о ходе выполнения заданий, составление отчётов. | Закрепление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...