Средства формирования личностных ууд в процессе изучения биологии
статья по биологии на тему

Горячева Гузалия Мухтасибовна

Эта статья - небольшой накопленный опыт работы по стандартам нового поколения, которые активно внедряются в учебный процесс. Автор делится некоторыми приемами, используемыми на уроках для формирования личностных УУД, а также каких результатов успели добиться на этом этапе работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средства формирования личностных ууд в процессе преподавания биологии. 
Горячева Г. М., учитель биологии и химии МБУ гимназии № 48 городского округа Тольятти

 
           Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми знаниями, умениями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека. Развитие сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. Задача школы научить учащихся правильно ориентироваться в информационном пространстве находить нужное и уметь правильно использовать материал для решения различных задач. В этом и помогает мне выработка универсальных учебных действий на уроках биологии и географии.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.

В основу выделения состава и функций УУД для основного общего образования были положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД:

В блок личностных ууд входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый тип – действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом – продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип – это действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных ууд входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

В блоке познавательных ууд выделяют общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем. В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.) Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование.

В блоке коммуникативных ууд выделяют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


                    Задания для диагностики и формирования УУД

Приёмы формирования личностных универсальных учебных действий обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Ценностно-смысловая ориентация учащихся направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся.

Развитие познавательных мотивов учащихся осуществляется от широких познавательных мотивов к учебно-познавательным и, наконец, к мотивам самообразования. Применительно к учебной деятельности, действие смыслообразования формируется через учебную мотивацию. Приемы, активизирующие познавательную деятельность учащихся

  1. Прием новизны, который предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных.  

Так в 5 классе при изучении биологии можно приводить огромное количество фактов и интересных сведений, загадок, кроссвордов

Древнейшим в мире гербарием считается настенная роспись в одном из фиванских храмов в Египте, где изображено 275 различных растений. Роспись восходит к 1450 году до нашей эры

  1. Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике.

Этому способствуют  обучающие видеоролики, которые я беру на сайте инфоурок http://infourok.ru/biologija.html

А также на специально выпущенном к учебнику CD-диску «Биология 5 – 9 класс» - Образовательная система «Школа2100», диски, выпущенные издательством «Дрофа», и презентациями, подготовленными А. В. Пименовым

  1. Прием создания проблемной ситуации. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Учебник 5 класса устроен так, что каждый новый параграф начинается с диалога Антошки и Биолога, с помощью которых возникает ситуация создания проблемного вопроса

Рассмотрим несколько примеров:

 Выдвижение проблемного вопроса

5 класс: На самом первом уроке мы знакомимся с признаками живого. И те знания учащихся, которые они приобрели в курсе окружающего мира в начальной школе, подвергаются большому сомнению. На каждое их высказывание я нахожу опровержение, что этим свойством обладает и неживые тела тоже, например, что камень – это тоже живой объект (он движется, размножается, в нем происходит обмен веществ и энергии)

5 класс:  Как устроена бактерия? Как она питается?  или

Создание проблемной ситуации

«При увеличении в 1000 раз выглядят как очки, запятые, чёрточки, скопления точек. Увеличенные в 10 000 раз, они выглядят как цистерны, шары, шланги, заполненные жидкостью» О каких организмах идёт речь? Что мы знаем о них? Где обитают? Как выглядят? Какова их роль в экосистеме?

Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту

 9классПриспособленность живых организмов к определенным условиям среды объясняют: а) как результат создания видов творцом (К.Линней); б) как способность организмов изменяться соответственно изменяющимся условиям среды (Ж.Б.Ламарк); в) как результат выживания особей, у которых благодаря изменчивости развились признаки, лучше соответствующие данным условиям среды (Ч.Дарвин). Какую точку зрения вы выберите и почему?

 Сообщение парадоксального факта

 5 класс Чем объяснить такой парадоксальный факт: «Цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»

  1. Выполнение творческих заданий

5 класс Подготовка и защита творческих работ по теме: Значение грибов (бактерий, лишайников, водорослей и т.д.) в природе и в жизни человека (в виде презентаций, сообщений, рисунков.)

Выполнение в любом материале (рисунок, пенопласт, пластилин) моделей молекул простых и сложных веществ при изучении темы «В живых организмах одни вещества превращаются в другие»

  1. Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;

- в парах;

- групповой.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- использование рабочих тетрадей;

- работа со средствами ИКТ и др.

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого дается детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использовать взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.

Сущность контролирующих функций проверки заключается в выявлении:

Знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения); уровня сформированности личностных УУД;

Степени усвоения приемов самостоятельной деятельности, навыков рационального учебного труда.

В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.

В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.

Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.

В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:

- внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

- взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

-самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаются следующие виды заданий:

– участие в проектах – здесь учащиеся имеют возможность самореализоваться

– подведение итогов урока –  принимают участие наиболее активные учащиеся

– творческие задания;

– самооценка события, происшествия, т.е. рефлексия «Для чего это нужно знать, применять и т. д.»

Как учителю отследить формирование личностных универсальных учебных действий? В нашей гимназии применяется следующая карта сформированности УУД

Программное обеспечение для выявления уровня сформированности личностных УУД была приобретена гимназией в начале этого учебного года. На данный момент классные руководители проводят в классах анкетирование по вопросам диагностики и сдают результаты курирующему заместителю директора.

По прошлому учебному году можно сказать следующее: в гимназии была создана «Карта сформированности УУД», где каждый учитель, работающий в 5 «А, Б» классах вел эту карту. В конце года все учителя представили свои полученные результаты. В среднем получилась более или менее объективная оценка сформированности УУД

показатели сформированности  личностных УУД

сформированность учебно-познавательного интереса

принятие и соблюдение норм школьного поведения

самооценка

нравственно-этическая ориентация

эмоциональная отзывчивость

5 «А»

«2» - 6

«1» - 18

«0» - 3

«2» - 6

«1» - 21

«0» - 0

«2» - 6

«1» - 21

«0» - 0

«2» - 6

«1» - 21

«0» - 0

«2» - 11

«1» - 16

«0» - 0

5 «Б»

«2» - 8

«1» - 14

«0» - 1

«2» - 14

«1» - 9

«0» - 0

«2» - 11

«1» - 12

«0» - 0

«2» - 8

«1» - 14

«0» - 0

«2» - 18

«1» - 5

«0» - 0

всего по гимназии (%)

«2» - 28%

«1» - 64%

«0» - 8%

«2» - 40%

«1» - 60%

«0» - 0%

«2» - 34%

«1» - 66%

«0» - 0%

«2» - 29%

«1»  - 69%

«0» - 0%

«2» - 58%

«1» - 42%

«0» - 0%

Кроме этого, для меня является показателем – какое количество  учащихся принимает участие в различных конкурсах, играх, мероприятиях эколого-биологической направленности. Так среди пятиклассников из двух классов в начале учебного года лишь одна ученица проявляла интерес, а к концу года их число возросло до 10.

интеллектуально-познавательная направленность эколого-биологического содержания

5 «А» класс

5 «Б» класс

Всероссийский конкурс «Шагая по свету»

1

0

Всероссийская акция «Протяни руку помощи»

2

4

Школьная акция «Домик для птиц»

1

2

Всероссийская предметная олимпиада «Инфо-урок»

1

2

Всероссийский конкурс «Это знают все»

4

6

Итак, что же дают универсальные учебные действия?

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения,

ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,

 уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;

быть контактным в различных социальных группах;

уметь отстаивать собственное мнение;

быть терпеливым к мнению других;

работать в коллективе;

предотвращать конфликтные ситуации;

быть социально успешной личностью.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ученика и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

Используемая литература


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

2. А.Г. Асмолов и др. «Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли». Система заданий. М. «Просвещение», 2010

3. Н. Л. Галеева «Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии», М. 2006

4. Н. Н. Жукова «Формирование и развитие общеучебных умений и навыков учащихся на уроках биологии». Журнал «Справочник заместителя директора школы», № 6, 2011 г.

5. Г.И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

6. Г.И. Лернер «Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии». Журнал «Биология в школе», №8, 2010

7. Г. И. Лернер «Стандарты нового поколения и формирование УУД». Журнал «Биология в школе», №7, 2011

8. А. Е. Богоявленская «Активные формы и методы обучения биологии». Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.: - М. «Просвещение» АО «Учебная литература», 1996.

9. Эта занимательная ботаника (элементы занимательности в преподавании),сост. Н. Г. Боброва, Министерство образования России, Информационно – производственный центр, Самара, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...

Практико-ориентированный проект «Формирование ценностных здоровьесберегающих мотиваций в процессе изучения биологии»

При прохождении курсов "Модернизация биологического образования" В ПАПО (г. Москва) мною был подготовлен для курсовой защиты Практико-ориентированный проект по теме: Формирование ценно...

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Самостоятельная работа как средство формирования личностных УУД на уроках биологии

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии при формировании личностных УУД....

«Особенности формирования метапредметных и личностных компетенций в процессе изучения предметов эстетического цикла»

Метапредметные результаты деятельности-универсальные способы деятельности. В основе лежит полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и служит существенным фактором улучшения качества о...