Практико-ориентированный проект «Формирование ценностных здоровьесберегающих мотиваций в процессе изучения биологии»
материал (биология) на тему
При прохождении курсов "Модернизация биологического образования" В ПАПО (г. Москва) мною был подготовлен для курсовой защиты Практико-ориентированный проект по теме: Формирование ценностных здоровьесберегающих мотиваций в процессе изучения биологии. Где в практической части были представлены материалы моей педагогической деятельности в данном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-orientirovannyy_proekt.docx | 343.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области
Педагогическая академия последипломного образования
Практико-ориентированный проект
по теме:
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МОТИВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Выполнила:
МО г. Дубна
учитель биологии Мурашова И.В.
группы 173
Руководитель:
доцент кандидат биологических наук Данькова Е.В.
Москва, 2011
Оглавление
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Проблемы здоровьесбережения, стоящие перед школой и обществом
Компоненты здоровьесберегающей мотивации
Введение
Здоровье — что это такое? Существует не один десяток определений здоровья, но самым правильным, наверное, будет следующее: «Здоровье — это бесценный дар, который мы не ценим, когда оно у нас есть, и начинаем понимать это, когда его нет». Здоровье нужно всем.
Улучшить здоровье детей — задача для школы непосильная. Целью работы школьного коллектива может быть только охрана и сохранение здоровья, мотивация участников образовательного процесса и формирование навыков здорового образа жизни. Ведь если мы смотивируем наших учащихся на здоровый образ жизни и привьем им навыки здорового образа жизни, то, может быть, их дети придут в школу более здоровыми.
Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность и экономическое благополучие находятся в тесной связи с тем, каков суммарный потенциал здоровья детей, подростков, молодежи. Именно в этом отношении ситуация в современной России вызывает наибольшие опасения и тревоги.
Вот некоторые цифры. За последние пять лет лишь менее 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьников.
В правительстве, на слушаниях в Государственной Думе уже прозвучали признания в том, что нынешнее состояние здоровья детей представляет реальную угрозу для безопасности страны.
Поэтому здоровьесберегающая мотивация являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. В нашей школе забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе.
Что же это такое — здоровьесберегающий урок? По моему мнению, сущность такого урока заключается в том, чтобы этот урок обеспечивал ученику, и учителю сохранение запаса их жизненных сил от начала до конца урока. Как говорится, урок удался, если к его концу здоровья прибавилось, или, в худшем случае, не убавилось.
А отсюда, помимо обычных учебных, перед учителем стоят еще и такие задачи:
- помочь ученику сохранить свое здоровье;
- через свой предмет формировать жизненные установки и жизненные приоритеты на здоровье, и здоровый образ жизни;
- вызвать интерес к самопознанию и самосовершенствованию.
Теоретическая часть
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более трехсот определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
- это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
- это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
- это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
- это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье — это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.
Нравственное здоровье — это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье — система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья
- Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов
- Показатели роста и развития
- Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности
- Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития
- Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
Соматический компонент — текущее состояние органов и систем организма человека, — основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент — уровень роста и развития органов и систем организма, — основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
Психический компонент — состояние психической сферы, — основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, — основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- рациональное питание;
- личная гигиена;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности — это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровье сберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, — это:
- условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности (Петров О. В.)
Проблемы здоровьесбережения, стоящие перед школой и обществом
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках биологии и повышение интереса к предмету. В связи с этим важно во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся. Большое значение имеет также и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха.
Развитие коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижение психоэмоционального напряжения достигается использованием наглядности, занимательных упражнений, домашних заданий творческого характера, игровых ситуаций на уроках и подвижных игр на переменах, разных форм уроков биологии. Дети включаются в творческий процесс, поиск решений, служащих их развитию и снижению наступления утомления. Использование компьютерных технологий также позволяет повысить заинтересованность учащихся, улучшить качество восприятия материала, а компьютерное тестирование учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
Одна из проблем, остро стоящих не только в школе, но и в обществе в целом, — гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. В связи с этим в структуру урока биологии необходимо активно внедрять физкультминутки (расслабление кистей рук, массаж пальцев перед письмом, дыхательная гимнастика, предупреждение утомления глаз), следить за правильностью осанки учеников. При этом учитываются требования, предъявляемые к двигательной активности ребенка: движения должны быть разнообразными, проводиться на начальном этапе утомления, предпочтение надо отдавать упражнениям для утомленных групп мышц, подбор упражнений необходимо вести в зависимости от особенностей урока. Знакомя учащихся со строением опорно-двигательной системы, надо акцентировать внимание школьников на значении физических упражнений для ее развития.
При изучении дыхательной системы желательно осуществлять тренировку дыхания, которая, не занимая много времени, позволяет не только развивать органы дыхания, но и способствует повышению культуры общения.
При изучении пищеварительной системы дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Необходимо обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, проводить работу по повышению культуры приема пищи, соблюдению основных гигиенических требований. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления.
Большое внимание следует уделять строгому нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок, обратив особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбирать на уроке, а на дом оставлять повторение.
Практическая часть
Компоненты здоровьесберегающей мотивации
Аксиологический
Проявляется в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности.
У человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
В конце третьей четверти 2010-2011 учебного года в МОУ СОШ №7 среди учащихся был проведен социологический опрос, связанный с питанием в стенах школы (результаты социологического опроса — табл. 1). В результате проведения опроса был составлен отчет (табл. 2).
Таблица 1. Результаты социологического опроса по организации горячего питания
1. | В каком классе обучается Ваш ребёнок? | Всего опрошено родителей — 104 чел. |
2. | Знакомили ли Вас с условиями организации питания в школе? | Да — 72 чел. |
3. | Считаете ли Вы, что горячее питание в школе обязательно? | Да — 97 чел. |
4. | Какое питание в школе предпочтительнее для Вашего ребёнка: | Завтрак — 14 чел. |
5. | Завтракает ли Ваш ребёнок перед походом в школу? | Да — 72 чел. |
6. | Чем он (она) обычно завтракает дома? | Каша (хлопья, сухие завтраки) — 28 чел. |
7. | Питается ли Ваш ребёнок в школе? | Постоянно — 31 чел. |
8. | Ребёнок получает питание бесплатно или за счёт Ваших средств? | Бесплатно — 14 чел. |
9. | Если Ваш ребёнок не питается в школе, укажите основные причины: | Не вкусно — 33 чел. |
10. | Имели ли Вы возможность познакомиться с качеством блюд, приготовляемых в столовой? | Да — 17 чел. |
11. | Какие меры, по Вашему мнению, руководство школы должно принять для улучшения качества питания в школе? | 1. Иметь возможность выбора блюда; 2. Правильное и экологически здоровое питание; 3. Контроль за качеством и своевременной подачей; 4. Включение в меню овощей и фруктов; 5. Устранить очередь; 6. Снизить цену. |
Таблица 2. Отчёт по итогам анализа состояния организации горячего питания в ОУ
Мероприятия, проведённые администрацией и работниками ОУ за истекший период 2010-2011 учебного года, по организации питания и увеличению охвата горячим питанием | Дата проведения, отчётный документ | |
1 | Родительские собрания (работа с родителями) | 10.09.2010 г. протоколы |
2 | Мероприятия в рамках выполнения профилактической программы «Разговор о правильном питании» | Ежемесячно, отчёты, классные руководители, справки |
3 | День Здоровья. Выступление субъектов профилактики | 09.09.2010 г., справка |
4 | Заседание ШМО классных руководителей | 28.08.2010 г., 06.10.2010 г., 09.12.2010 г., протоколы |
Выводы по результатам социологического опроса родителей учащихся ОУ | ||
1 | Отсутствие выбора блюд | |
2 | Отсутствие в рационе свежих овощей и фруктов | |
3 | Высокие цены | |
4 | Наличие очередей в обеденном зале при выдаче обедов и буфетной продукции | |
Выводы по результатам анализа состояния организации горячего питания в ОУ | ||
1 | Необходимо принять ряд мер по улучшению питания | |
2 | Вопросы организации горячего питания каждую четверть поднимать на заседании ШМО классных руководителей и родительских собраниях | |
3 | Проводить раз в месяц беседы о необходимости правильного питания в рамках программы «Разговор о правильном питании» | |
Планируемые администрацией ОУ мероприятия на оставшийся период 2010-2011 учебного года, направленные на увеличение охвата горячим питанием | Дата проведения, отчётный документ | |
1 | Анализ результатов социологического опроса родителей на Педагогическом совете | 25.03.2011 г., протокол |
2 | День профилактики | Апрель, справка |
3 | Проведение общешкольных родительских собраний с приглашением представителей субъектов профилактики | Апрель, протоколы |
4 | Круглый стол по обмену опытом между классными руководителями по вопросу организации горячего питания | Апрель, протокол |
Планируемые администрацией ОУ мероприятия на 2011-2012 учебный год, направленные на улучшение организации питания и увеличение охвата горячим питанием | Дата проведения, отчётный документ | |
1 | Заседание педагогического совета | Август, протокол |
2 | День Здоровья. Выступление субъектов профилактики | Сентябрь, справка |
3 | Родительское собрание | Сентябрь, протоколы |
4 | Заседание ШМО классных руководителей | Октябрь, протокол |
5 | Общешкольный мониторинг организации горячего питания учащихся и их родителей | Октябрь, справка |
6 | Мероприятия в рамках выполнения профилактической программы «Разговор о правильном питании» | Ежемесячно, отчёты классных руководителей |
Здоровьесберегающий
Включает систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
На уроках биологии в 9-11 классах мною были проведены тестирования по вопросу отношения учащихся к вредным привычкам. Результаты тестирования даны ниже.
Анкета для учащихся в рамках Интернет-урока по профилактике наркомании
Присутствовало — 51 человек
Всего — 42 анкеты
Откуда Вам известно о наркотиках?
А) Личный опыт
Б) Опыт друзей, знакомых — 11
В) Информация в СМИ — 31
Есть ли у Вас знакомые, страдающие наркотической зависимостью или ранее имевшие наркотическую зависимость?
А) да — 7
Б) нет — 35
Какое чувство вызывают у Вас наркоманы?
А) сострадание — 23
Б) нетерпимость — 16
В) толерантность — 3
Что на Ваш взгляд, толкает людей на потребление наркотиков?
А) одиночество — 2
Б) любопытство — 16
В) влияние окружающих — 24
Поступали ли Вам предложения попробовать наркотик?
А) да — 12
Б) нет — 30
Что на Ваш взгляд, может изменить ситуацию с незаконным потреблением наркотиков?
А) Изменение законодательства в сторону ужесточения ответственности за сбыт и распространение наркотиков — 25
Б) введение обязательного принудительного лечения от наркомании — 8
В) усиление антинаркотической пропаганды среди молодежи — 7
Г) увеличение числа досуговых учреждений (клубов по интересам, доступность спортивных секций, кружков, возобновление деятельности подростковых клубов по месту жительства) — 2
Следует ли вводить, на Ваш взгляд, обязательное анонимное тестирование несовершеннолетних и молодежи на предмет раннего выявления наркоманов?
А) да — 28
Б) нет — 5
В) затрудняюсь ответить — 9
Ваш возраст?
А) 12-14 лет
Б) 14-16 лет — 20
В) 16 лет и старше — 22
Каково Ваше отношение к Интернет-уроку?
А) следует проводить — 23
Б) следует проводить, но улучшить качество предлагаемого материала — 16
В) не следует проводить — 3
Экологический
Учитывает то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро - и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
16 октября 2010 года я со своими учащимися 6-Б класса принимала активное участие в посадке саженцев сосен в рамках программы по возрождению лесов после пожаров летом того года «Вырасти сосну» (см. рис. 1). Дети с энтузиазмом подхватили идею старших и посадили 600 экземпляров сосенок, которые будут подрастать в течение двух лет в саду нашей школы №7.
Рис. 1. Экологический кружок за посадкой саженцев сосен
Попытки обращения внимания на экологические проблемы могут принимать различные формы. Среди учащихся можно пробудить интерес к этой тематики, используя творческий подход. Такая попытка была предпринята нами в ходе областного экологического слёта, проходившего в окрестностях города Луховицы. Проводился конкурс «Экомода», где учащиеся, используя разные материалы, которые в противном случае засоряли бы окружающую среду, изготовили некоторые предметы одежды (см. рис. 2). Целью команды было привлечь внимание к проблеме повторного использования вторсырья. Работа учащихся была отмечена грамотой.
Рис. 2. Экологические модели одежды из вторсырья
Несколько лет подряд со своим классом составляла новогодние букеты из лапника в качестве замены традиционным ёлкам, что позволяло уменьшить вырубку новогодних ели. Выставки новогодних букетов проводились в библиотеке, школах города и других учреждений.
Рис. 3. Новогодние букеты
Вывод
Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %; в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем; количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления; в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся; обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.); должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей; на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее; нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой и 35-ой минутах урока, длительностью — 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.
От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Список литературы
- Казаковцева Т. С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // «Начальная школа», 2006.
- Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004.
- Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология, 2004.
- Воротилкина ИМ. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».
Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...
Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.
Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...
Формирование экологической культуры школьников в процессе изучения биологии
Экологическая культура...
Формирование универсальных учебных действий в процессе изучения биологии
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека 21 века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвую...
Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"
Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...
Формирование мотивации обучающихся при изучении биологии
Выступление на кафедре...
Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.
Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...