Лабораторные работы по биологии.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему
Содержит материал к лабораторным работам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа №
Тема: Изучение строения тел шляпочных грибов.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оборудование:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход работы:
- Рассмотрите внешний вид шляпочного гриба. Опишите его внешнее строение.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части. Зарисуйте строение шляпочного гриба, обозначив его части.
- Плодовое тело;
- Шляпка;
- Ножка;
- Грибница;
- Споры.
- Рассмотрите особенности строения нижней стороны шляпки. С учетом их строения разделите грибы на пластинчатые и трубчатые. Заполните таблицу:
Примеры пластинчатых грибов | Примеры трубчатых грибов |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
В чем сходство и различие трубчатых грибов?___________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Ответьте на вопросы, прочитав учебник на странице 37 -38 статью «Строение шляпочных грибов":
Почему грибы бесцветны?____________________________________________________
__________________________________________________________________________
Из чего состоят шляпка и пенек гриба? Одинаково ли их строение?_________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Разделите приведенные грибы на съедобные и ядовитые. Заполните таблицу: Лисичка, масленок, сыроежка, ложный опенок, подосиновик, мухомор вонючий, грузди, шампиньон, желчный гриб,
Съедобные | Несъедобные |
Тестовый контроль
- При симбиозе растения:
- паразитируют на гифах грибницы;
- Создают микроклимат, необходимый для жизни грибов;
- снабжают гриб органическими веществами.
- Микориза – это:
- плодовое тело;
- болезнь растений;
- грибокорень (сожительство мицелия гриба и корней высших растения).
- Плодовое тело грибов состоит из:
- плотно переплетенных гифов;
- отдельных клеток;
- неклеточного вещества.
- Признаки, сближающие грибы с растениями:
- неподвижность;
- постоянный рост;
- питание растворенными веществами.
- Ядовитый гриб:
- сыроежка;
- бледная поганка;
- трутовик.
Лабораторная работа №
Тема: Строение плесневого гриба мукора и дрожжей.
Цель: ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Оборудование:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход работы:
Строение мукора.
- Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб на хлебе. Опишите его внешний вид.______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите микропрепарат гриба под микроскопом. Зарисуйте строение мукора и подпишите названия основных его частей.
- Ответьте на вопросы:
Что представляет собой мицелий гриба, какого он цвета?__________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова роль спор в жизни гриба?______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему этот гриб поселяется на продуктах питания?_____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как происходит размножение мукора?_________________________________________
__________________________________________________________________________
Строение дрожжей.
- Рассмотрите клетки дрожжей под микроскопом. Зарисуйте и подпишите их.
- Оболочка,
- Ядро.
- Ядрышко.
- Митохондрии.
- Вакуоли.
Тестовый контроль
- Не образуют мицелия:
- пеницилл;
- мукор;
- дрожжи.
- Мицелий мукора состоит из:
- одной разветвленной клетки;
- цепи ветвящихся клеток;
- одной неветвящейся клетки.
- Антибиотик получают из:
- мукора;
- пеницилла;
- дрожжей.
Лабораторная работа №
Тема: Внешнее строение дождевого червя.
Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа.
Ход работы:
- Рассмотрите тело дождевого червя. Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища._______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите передний и задний концы тела, поясок. Определите, на каких сегментах тела находится поясок.______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу. Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.
- Зарисуйте дождевого червя и сделайте надписи к рисунку.
- Передний конец тела.
- Задний конец тела.
- Поясок.
- Сегменты.
- Спинная часть тела.
- Брюшная часть тела.
- Рот.
- Анальное отверстие.
- Щетинки.
- Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? ответьте на вопрос: какое значение имеет такая кожа для жизни в почве?____________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Ответьте на вопрос: какую роль играют дождевые черви в природе?
Проверка знаний.
Закончите предложения:
- Пищеварительная система дождевого червя начинается ___________________ и заканчивается__________________________________.
- Дождевой червь цепляется при помощи движении за неровности почвы при помощи______________________________
- Кровеносная система дождевого червя состоит из________________________________
- Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из_________________________________________________________________________
- Охрана отложенных яиц называется___________________________________________
Лабораторная работа № 4.
Тема: Особенности строения и жизни моллюсков.
Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: раковины моллюсков.
Ход работы:
- Рассмотрите предложенные вам раковины моллюсков. Разделите их на группы брюхоногие и двустворчатые.
- У брюхоногих отметьте: наличие или отсутствие симметрии______________________; вправо или влево закрученную раковину_______________________________. Выявите, есть ли разница в числе завитков___________________________, окраске________________________, размерах________________________, выростах (бугорках, лучах, шипах)_________________________________________________. Какие виды моллюсков встречаются в с. Шпановка._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зарисуйте раковину:
- У двустворчатых отметьте: разницу между внешним и внутренними слоями створок раковин___________________________________________________________________; наличие годичных колец на внешнем слое_____________число; форма_______________________; размеры__________________; окраска раковины___
_____________________________________________________.
Зарисуйте раковину:
Проверка знаний:
Допишите предложения.
- Моллюски имеют___________________симметрию.
- В отличие от кольчатых червей их тело не__________________________________.
- Тело моллюсков делится на три отдела_____________________________________.
- Голова может отсутствовать у моллюсков, ведущий ________________________образ жизни.
- Тело моллюсков покрыто кожной складкой - ____________________________________
- Моллюски, обитающие в воде, дышат___________, наземные формы дышат с помощью_________________________________.
- Сердце моллюсков состоит из_________________________________________________
- Между мантией и телом находится ____________________________________________
- Нервная система моллюсков представлена отдельными скоплениями_______________________________________________________________.
Лабораторная работа №
Тема: Строение мха.
Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: лупа, гербарий мха.
- Рассмотрите внешнее строение мха. Найдите стебель и листья. На нижней стороне стебля найдите тонкие бурые выросты – ризоиды.
- Укажите форму, расположение, размер, окраску листьев._______________________
__________________________________________________________________________
- Определите: стебель ветвистый или не ветвистый (подчеркнуть).
- Рассмотрите верхушку стебля и найдите коробочку со спорами. Каково значение спор?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Зарисуйте внешний вид кукушкиного льна и обозначьте:
- ризоиды.
- стебель.
- листья.
- ножка.
- коробочка.
- Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различия?
Сходство | Различия |
Проверка знаний:
- Мхи являются высшими споровыми растениями, потому что:
а) не имеют корней, листьев, стеблей; б) имеют стебель и листья;
в) размножаются семенами; г) размножаются спорами.
- Каково строение мха кукушкин лен?
а) корень; б) стебель; в) листья; г) ризоиды.
- Что вырастет из зиготы мха?
а) листостебельное растение; б) коробочка на ножке.
- Что вырастет из споры мха?
а) листостебельное растение; б) коробочка на ножке.
- Торф образуется из:
а) лишайника; б) кукушкина льна; в) сфагнум.
Лабораторная работа № 9.
Тема: Изучение строения хвои и шишек хвойных растений.
Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ход работы:
- Рассмотрите хвою. Определите ее форму, расположение на стебле. Измерьте длину хвои и обратите внимание на ее окраску. Занесите данные в таблице.
Название растений | Хвоя | ||
Длина | Окраска | Расположение на ветках | |
Каков внешний вид хвоинок?____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Рассмотрите внешний вид шишек. Отметьте их форму, размеры, окраску. Данные занесите в таблицу.
Название растений | Шишки | ||
Размеры | Форма чешуек | Плотность | |
- Чем отличаются по внешнему виду хвоя ели от хвои сосны?_______________________
_____________________________________________________________________________
Почему хвоя испаряет мало влаги?________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Отделите чешуйку от зрелой шишки и ознакомьтесь с расположением и внешним строением семени. Найдите крылышко, с помощью которого семя переносится ветром. Зарисуйте семя и подпишите его части.
- Семя.
- Крылатка.
- Какой цвет имеют мужские шишки?___________________________________________
Какой цвет имеют женские шишки первого года____________________________________,
зрелые женские шишки.
Почему изученное растение называют голосеменными?______________________________
_____________________________________________________________________________
Проверка знаний.
Укажите из приведенного перечня признаки, свойственные хвойным деревьям сосне или ели, используя цифровые обозначения.
Название растения | Признаки |
Сосна | |
Ель |
Признаки:
- дерево светолюбивое;
- дерево теневыносливое;
- иглы короткие;
- иглы длинные;
- хвоинки расположены по 2 на сильно укороченных побегах;
- хвоинки располагаются на удлиненных побегах;
- хвоинки живут по 7-9 лет, а затем опадают;
- хвоинки живут по 2-3 года, а затем опадают;
- дерево растет на богатых перегноем глинистых почвах;
- дерево неприхотливо к почве (может расти на песках, скалах, болотах);
- главный корень хорошо развит и может глубоко уходит в землю;
- главный корень развит слабо, корневая система мощная, поверхностная.
Лабораторная работа №
Тема: Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.
Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:_____________________________________________________
Ход работы:
- Рассмотрите корневые системы предложенных вам растений. Чем они различаются?____________________________________________________________________________________________________________________
- Зарисуйте корень и обозначьте на рисунке:
- Главный корень.
- Придаточные корни.
- Боковые корни.
- Отберите из предложенных вам гербарий растений растения со стержневой и мочковатой корневыми системами. Зарисуйте и подпишите типы корневых систем.
- Стержневая корневая система.
- Мочковатая корневая система.
- Заполните таблицу.
Название растения | Тип корневой системы | Особенности строения корневой системы. |
Проверка знаний:
- Функциями корня являются:
а) закреплении растения в почве; б) поглощение воды и минеральных веществ, а также проведение вещества; в) размножение.
- У каких растений впервые появляется корень?
а) покрытосеменных; б) мхов; в) плауновидных.
- Корневую систему растения составляет:
а) главный и боковые корни; б) главный и придаточные корни;
в) совокупность всех корней одного растения.
- Придаточные корни:
а) развиваются на главном корне; б) отрастают от стебля;
в) отрастают от боковых корней.
Лабораторная работа №
Тема: Изучение внешнего и внутреннего строения корня.
Цель:________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: _____________________________________________________
Ход работы:
- Рассмотрите корешок редиса или проростка пшеницы невооруженным глазом, а затем через лупу, найдите на конце корешка корневой чехлик. Из каких клеток состоит кончик корня? Какова роль корневого чехлика?_____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обратите внимание на части корня выше корневого чехлика. Найдите выросты в виде пушка – корневые волоски. Прочитайте в учебнике, какое они имеют строение и значение._____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
- Зарисуйте строение корня и сделайте надписи.
- Корневой чехлик.
- Зона деления.
- Зона роста.
- Зона всасывания.
- Зона проведения.
- Корневые волоски.
- Что общего в строении корневого волоска и клеток кожицы лука? Чем объясняется различие в их форме?_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка знаний:
- Верхушка корня покрыта:
а) корневыми волосками; б) кожицей; в) корневым чехликом.
- Сразу под корневым чехликом начинается:
а) зона деления; б) зона всасывания; в) зона проведения.
- Корневой волосок – это:
а) выросты наружной клетки корня; б) боковой корень; в) выросты клеток стебля.
4. В центре корня, в основном, находится … ткань.
а) покровная; б) проводящая; в) запасающая.
Лабораторная работа №
Тема: Изучение внешнего строения и особенности передвижения рыб.
Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
- Рассмотрите внешний вид рыбы, которая у вас на рисунке. Определите форму тела и объясните, каково ее значение в жизни рыбы?___________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите окраску тела рыбы. Одинакова ли она на спинной и брюшной, боковой сторонах. Какое значение имеет такая окраска в жизни рыбы?_____________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рассмотрите, как на теле располагаются чешуи. Все ли они одинаковы? Если нет, то чем различаются. Опишите и зарисуйте чешую.
- ктеноидная чешуя.
- циклоидная чешуя
- Найдите на теле рыбы плавники. Парными являются плавники_________________________________________, непарные плавники _______
________________________________________Парные плавники обеспечивают__________
_____________________________________________________________________________
Хвостовой плавник осуществляет_________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Обозначьте на рисунке:
- голова.
- туловище.
- хвост.
- ноздри.
- глаза.
- жаберные крышки.
- боковая линия.
- плавники.
- Обозначьте плавники, используя рисунок задания № 5.
хвостовой___, анальный_____, спинной_____, брюшной____, грудной_____.
7. Сделайте вывод: В чем выражается приспособление внешнего строения рыбы к жизни в воде?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка знаний: продолжите предложения.
Рыбы – это ……………..животные, обитающие в воде. Органами дыхания служат………..., рот вооружен подвижными ……………….. Имеются парные конечности, представленные …………….и……………..плавниками. Непарные конечности образованы …………………, ……………………..и …………………..плавниками. Тело покрыто………………Все рыбы имеют …………..скелет, который может быть…………….и ………………Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают……………………….
Лабораторная работа №
Тема: Изучение строения листа.
Цель:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: ________________________________________________________________
Ход работы:
- Рассмотрите листья из гербария. Они бывают простые и сложные. Допишите определения.
Простой лист - ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сложный лист - _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Опишите листья данных вам растений по плану.
а) Простые листья: черешковые или сидячие, с прилистниками или без них. Определите форму пластинки листа, характер края и жилкования.
Название растения_________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое листорасположение имеет рассмотренное вами растение?_______________________
б) Сложные листья: черешковые или сидячие, с прилистниками или без них. Как называют сложный лист? Определите форму листочка сложного листа, характер края и жилкования.
Название растения_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое листорасположение имеет рассмотренное вами растение?_______________________
- Зарисуйте рассмотренные вами простые и сложные листья и сделайте рисунки, обозначьте:
А – простой лист;
Б – сложный лист.
1. черешок.
2. листовая пластинка.
3. прилистник.
4. жилки.
Проверка знаний:
- По типу жилкования листьев можно определить принадлежность растения к:
а) виду; б) классу: в) царству.
- У большинства растений класса однодольных жилкование:
а) параллельное и сетчатое; б) сетчатое и дуговое; в) дуговое и параллельное.
- Какое из перечисленных растений имеет сложные листья:
а) каштан; б) дуб; в) липа.
Продолжите предложения:
Лист – это часть _________. Лист выполняет 3 функции____________, ____________, ___________. Лист имеет 3 составные части________________________________________
Если на 1 черешке 1 листовая пластинка, то лист считается_______________. Если на 1 черешке несколько листовых пластинок, то лист считается_________________. Жилкование бывает 3-х видо_____________________________________________________.
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».
Цели урока: познакомиться с обликом деревьев и кустарников зимой, их характерными особенностями, с приспособлениями растений к зимним условиям.
Отчет по экскурсии:
- Измерьте высоту снежного покрова, охарактеризуйте его.
Высота_______, наличие корки_______, наличие приствольных воронок_____.
- Определите по внешнему виду несколько деревьев и кустарников. Зарисуйте силуэты двух деревьев и двух кустарников.
- Рассмотрите ветвление у деревьев и кустарников. Установите и зарисуйте порядок расположения крупных и мелких ветвлений в пространстве. Раскройте биологическое значение ветвления.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отметьте признаки приспособленности деревьев и кустарников к зимним условиям._______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите вечнозеленые растения. Отметьте приспособления, которые позволяют им не сбрасывать листву в зимний период.______________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите и запишите либо стихотворение о зиме, либо пословицы, поговорки или какие либо приметы. Можно нарисовать зимний пейзаж.
Экскурсия № 1
Тема: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных».
Цель: Познакомиться с многообразием растений и животных и с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Отчет по экскурсии:
- Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно в данной местности. Каковы особенности их строения?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
- Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких – позже.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите растения с созревшими плодами и семенами, рассмотрите их и выясните по особенностям строения способы их распространения.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Найдите и запишите либо стихотворение об осени, либо пословицы, поговорки или какие либо приметы. Можно нарисовать осенний пейзаж.
Лабораторная работа № 3
Тема: Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
Цель: рассмотреть физические свойства твердых, жидких и газообразных тел.
Оборудование: стакан с водой, колба, стеклянная пластинка, пипетка, ластик, пластилин, воздушный шарик.
Ход работы:
- Положите кубик льда в стакан. Изменилась ли его форма? _____ Объем?________ Сделайте вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду в колбу. Что изменилось? ___________ Изменился ли объем воды? ______ Сделайте вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- На стеклянную пластинку пипеткой нанесите несколько капель воды. Наклоните пластинку. Что вы наблюдаете? _____________ Вспомните из курса начальной школы, как называется наблюдаемое свойство воды. __________________
- Сожмите ластик в руке и отпустите. Изменилась ли его форма?______ Объем?_____ Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма?_______ Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделайте вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой. Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? _____________Сделайте вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали?___________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки лабораторных работ по биологии для среднеспециальных учебных заведений.
Методические разработки лабораторных работ по биологии для средних учебных заведений....

Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ
Материал раскрывает вопросы использование метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....

Лабораторная работа по биологии "Строение почек"
Лабораторная работа по биологии в 6 классе. Содержит инструктивную карточку и блок контрольных заданий....

Лабораторные работы по биологии , 8класс
Дидактический материал по проведению лабораторных работ по биологии в 8классе. Программа И.Н. Пономарёвой. Человек и его здоровье....

Критерии к лабораторной работе по биологии
Критерии к лабораторной работе по биологии "Измерение пульса на лучевой артерии; проведение сердечно - сосудистой функциональной пробы путём сравнения количества пульсовых ударов до и после дозированн...