Календарно- тематическое планирование 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«УТВЕРЖДАЮ» «СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» Директор школы Зам. директора по УВР на заседании ШМО ___________________ _____________________ Протокол № ___ от «___»_________2012г. «___»_________2012г. «___»_________2012г. |
Календарно - тематическое планирование по биологии в 10 классе 68 часов 2 часа в неделю Лабораторных работ – 6 |
Программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. «Дрофа» Москва 2001 год.
Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Общая биология» Москва «Дрофа» 2005 год. |
2012-2013 уч. год |
№ п/п | Дата | Разделы, темы, уроки. | Наглядные и практические методы. | Лабораторные и практические занятия. | Знания, умения, навыки. | Региональ-ный компонент. | Задание на дом. |
1. Введение (5ч.) | |||||||
1. | 2.09. | Краткая история развития биологии. | Портреты учёных-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы. | Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология. | Изучить § 1, ответить на вопросы на стр. 8. | ||
2. | 7.09. | Методы исследования в биологии. | Схема «Основные этапы научного исследования», приборы и схемы для биологических исследований. | Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, эксперименталь-ный. | Изучить § 2, выполнить одно из заданий на стр. 12. | ||
3. | 9.09. | Сущность жизни и свойства живого. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого. | Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система. | Изучить § 3. | ||
4. | 14.09. | Уровни организации живой материи. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие уровни организации живого на Земле, таблицы с изображением различных биогеоценозов. | Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. | Изучить § 4, ответить на вопросы на стр. 20. | ||
5. | 16.09 | Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. (обобщающий урок) | Таблицы и схемы, иллюстрирующие методы биологической науки, свойства живого, уровни организации живой материи, портреты учёных-естествоиспытателей и биологов. | Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи. | Изучить «Краткое содержа-ние главы». | ||
2. Основы цитологии (30ч.) | |||||||
6. | 21.09 | Методы цитологии. Клеточная теория. | Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях. | Клетка, цитология, основные положения клеточной теории. | Изучить § 5, ответить на вопросы на стр. 25. | ||
7. | 23.09 | Особенности химического состава клетки. | Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов. | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро-элементы. | Изучить § 6, подгото-вить ответы на вопросы на стр. 28-29. | ||
8. | 28.09 | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | Таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды», периодическая таблица химических элементов. | Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества. | Изучить § 7, ответить на вопросы на стр. 31. | ||
9. | 30.09 | Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. | Периодическая таблица химических элементов, таблицы, демонстрирующие недостаток какого-либо элемента в строении, развитии и жизнедеятельности некоторых организмов. | Неорганические ионы, буферная система. | Изучить § 8. | ||
10. | 5.10 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции моно- и полисахаридов. | Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры. | Изучить § 9, ответить на вопросы на стр. 37. | ||
11. | 7.10 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | Таблицы с изображением строения, функций, местоположения в организме некоторых липидов. | Липиды, воска, фосфолипиды. | Изучить § 10. | ||
12. | 12.10 | Строение и функции белков. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков. | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация. | 40-43. | ||
13. | 14.10 | Строение и функции белков. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков. | Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация. | Изучить § 11, стр. 43-47. | ||
14. | 19.10 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК». | Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК. | Изучить § 12, ответить на вопросы на стр. 52-53. | ||
15. | 21.10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Таблица с изображением строения АТФ. | Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь. | Изучить § 13, ответить на вопросы на стр. 54. | ||
16. | 26.10 | Итоговое повторение по теме: «Химическая организация клетки». | Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение и функции химических веществ и элементов, входящих в состав клеток. | Понятия темы. | Изучить «Краткое содержа-ние главы». | ||
17. | 28.10 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, разборная модель «Строение эукариотической клетки». | Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом. | Изучить § 14. | ||
18. | 2.11 | Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». | Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы. | Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». | Повторить § 14, оформить лаборатор-ную работу. | ||
19. | 16.11 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, микроскопы, микропрепараты. | Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы. | Изучить § 15, продол-жить заполне-ние таблицы «Строение и функции органо-идов клетки». | ||
20. | 18.11 | Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. | Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение двумембранных органоидов клетки и органоидов движения. | . Эндоплазматичес-кая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения. | Изучить § 16. | ||
21. | 23.11 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | Таблицы, иллюстрирующие строение бактерий и сине-зелёных, научно-популярная литература по микробиологии, таблица «Прокариоты и эукариоты». | Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма, органоиды движения | Изучить § 17, ответить на вопросы на стр. 71. | ||
22. | 25.11 | Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки, модель-аппликация «Строение клетки». | Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида. | Изучить § 18, ответить на вопросы на стр. 75. | ||
23. | 30.11 | Лабораторная работа «Строение эукариотических и прокариотических клеток». | Микроскопы, микропрепараты, влажные препараты растительных клеток. | Лабораторная работа «Строение эукариотичес-ких и прокариоти-ческих клеток». | Основные понятия темы. | Повторить § 14-18, оформить лаборатор-ную работу. | |
24. | 2.12 | Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки. | Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы | Изучить § 19, ответить на вопросы на стр. 78. | ||
25. | 7.12 | Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». | Микроскопы, влажные препараты кожицы лука, предметные и покровные стёкла, концентрированный раствор соли. | Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». | Повторить § 19, оформить лабораторную работу. | ||
26. | 9.12 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах. | Вирус, капсид, бактериофаг. | Изучить § 20, ответить на вопросы на стр. 81. | ||
27. | 14.12 | Строение клетки. (обобщающий урок). | Таблицы, иллюстрирующие строение клетки и её органоидов, оборудование для лабораторной работы. | Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии). | Изучить «Краткое содержание главы», повторить § 14, 18, 19. | ||
28. | 16.12 | Обмен веществ и энергии в клетке. | Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена. | Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент. | Изучить § 21, ответить на вопросы на стр. 83. | ||
29. | 21.12 | Энергетический обмен в клетке. | Схемы энергетического обмена, трёх его этапов. | Подготовитель-ный этап (фосфорилирова-ние); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание. | Изучить § 22, ответить на вопросы на стр. 87. | ||
30. | 23.12 | Питание клетки. | Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов; таблицы с изображением зелёных растений, бактерий, одноклеточных и многоклеточных животных, растений симбионтов и паразитов. | Питание, автотрофы, гетеротрофы. | Изучить § 23, ознакомиться с текстом на стр. 89. | ||
31. | 28.12 | Автотрофное питание. Фотосинтез. | Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений. | Световая и темновая фаза фотосинтеза, фотосистема I, фотосистема II. | Изучить § 24. | ||
32. | 18.01 | Автотрофное питание. Хемосинтез. | Таблицы по общей биологии, влажный препарат клубеньковых бактерий. | Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии. | Изучить § 25. | ||
33. | 20.01 | Генетический код. Транскрипция. | Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка. | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | Изучить § 26, стр. | ||
34. | 25.01 | Генетический код. Трансляция. | Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка. | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. | Изучить § 26, стр. | ||
35. | 27.01 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие синтез белка, структуру оперона и его работу. | Оперон, структурные гены, оператор, репрессор. | Изучить § 27, ответить на вопросы на стр. 105. | ||
36. | 1.02 | Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток. (обобщающий урок) | Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие процессы метаболизма, пластический и энергетический обмен, таблица «Структура оперона и процесс его работы». | Основные термины и понятия темы. | Изучить «Краткое содержание главы». | ||
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (11ч.) | |||||||
37. | 3.02 | Жизненный цикл клетки. | Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-аппликация «Деление клетки». | Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетичес-кий период, репликация. | Изучить § 28, повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе из § 14 (стр. 59-60). | ||
38. | 8.02 | Митоз и амитоз. | Модель ДНК, таблица, иллюстрирующая фазы митоза, модель-аппликация «Деление клетки». | Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз. | Изучить § 29, ответить на вопросы на стр. 113. | ||
39. | 10.02 | Мейоз. | Таблицы, иллюстрирующие стадии митоза. | Мейоз, конъюгация, кроссинговер. | Изучить § 30. | ||
40. | 15.02 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Таблицы, иллюстрирующие бесполое размножение, комнатные растения, фотографии растений. | Бесполое и вегетативное размножение. | Изучить § 31, ответить на вопросы на стр. 118. | ||
41. | 17.02 | Формы размножения организмов. Половое размножение. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности полового размножения и строение половых клеток. | Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники. | Изучить § 32, повторить § 31. | ||
42. | 22.02 | Развитие половых клеток. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза. | Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца. | Изучить § 33, ответить на вопросы на стр. 124. | ||
43. | 24.02 | Оплодотворение. | Таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений, модели цветков покрытосеменных растений, гербарные экземпляры цветущих растений. | Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры. | Изучить § 34, ознакомиться со статьёй о партеногенезе (стр. 128). | ||
44. | 1.03 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие у животных, модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых». | Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента. | Изучить § 35, ответить на вопросы на стр. 131. | ||
45. | 3.03 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных; модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых». | Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция. | Изучить § 36, ответить на вопросы на стр. 135. | ||
46. | 7.03 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие постэмбриональный период развития животных. | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие. | Изучить § 37, ответить на вопросы на стр. 137. | ||
47. | 10.03 | Закономерности размножения и развития организмов. (обобщающий урок) | Таблицы темы. | Понятия и термины темы. | Повторить § 27, ответить на вопросы на стр. 137. | ||
4. Основы генетики (16ч.) | |||||||
48. | 15.03 | История развития генетики. Гибридологический метод. | Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков. | Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии. | Изучить § 38, ответить на вопросы на стр. 142. | ||
49. | 17.03 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Таблица «Моногибридное скрещивание»; модель-аппликация «Законы Менделя». | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. | Изучить § 39. | ||
50. | 22.03 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | Таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования множественных аллелей. | Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида. | Изучить § 40, ответить на вопросы на стр. 149. | ||
51. | 24.03 | Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | Таблица «Моногибридное скрещивание» | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет. | Повторить § 38-40, решить задачу в тетради. | ||
52. | 5.04 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Таблицы, иллюстрирующие закнны наследственности; модель-аппликация «Законы Менделя». | Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков. | Изучить § 41, подготовить ответы на вопросы на стр. 150. | ||
53. | 7.04 | Хромосомная теория наследственности. | Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности. | Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты. | Изучить § 42, изучить стр. 154. | ||
54. | 12.04 | Взаимодействие неаллельных генов. | Таблицы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов. | Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм. | Изучить § 43, ответить на вопросы на стр. 157. | ||
55. | 14.04 | Цитоплазматическая наследственность. | Таблицы, иллюстрирующие проявление нехромосомной наследственности. | Цитоплазматическая наследственность. | Изучить § 44, повторить § 17. | ||
56. | 19.04 | Генетическое определение пола. | Таблица «Генетическое определение пола». | Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол. | Изучить § 45. | ||
57. | 21.04 | Практическая работа «Решение генетических задач». | Таблица «Моногибридное скрещивание», таблица «Генетическое определение пола». | Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков. | Решить задачу в тетради. | ||
58. | 26.04 | Изменчивость. | Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости. | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость. | Изучить § 46. | ||
59. | 28.04 | Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений». | Комнатные растения, гербарные экземпляры растений. | Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяй-ственных растений». | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость. | Повторить § 46. | |
60. | 3.05. | Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». | Таблица «Вариационный ряд и вариационная кривая», семена различных с/х культур. | Лабораторная работа «Построение вариационно-го ряда и вариационной кривой». | Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции. | Оформить лаборатор-ную работу. | |
61. | 5.05 | Виды мутаций. | Таблицы, иллюстрирующие виды мутационной изменчивости, фотографии мутантов в живой природе. | Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация; полиплоидия. | Изучить § 47, повторить § 46. | ||
62. | 10.05 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие соматические и генеративные мутации, разнообразие мутационных факторов. | Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. | Изучить § 48, повторить § 47. | ||
63. | 12.05 | Закономерности наследственности и изменчивости. (обобщающий урок) | Таблицы темы, рисунки и фотографии организмов с различными видами изменчивости. | Понятия и термины темы. | Изучить текст на стр. 173-174. | ||
4. Генетика человека (4ч.) | |||||||
64. | 17.05 | Методы исследования генетики человека. | Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности методов, с помощью которых изучаются закономерности наследования признаков человека. | Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический. | Изучить § 49. | ||
65. | 19.05 | Генетика и здоровье человека. | Таблицы, иллюстрирующие проявление генных и хромосомных заболеваний. | Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни. | Изучить § 50, подготовить данные по родословным. | ||
66. | 24.05 | Лабораторная работа «Составление родословных». | Схема генеалогического дерева. | Лабораторная работа «Составление родословных» | Оформить лабораторную работу. | ||
67. | 26.05 | Проблемы генетической безопасности. | Таблицы, иллюстрирующие доминирование и рецессивность многих признаков человека. | Медико-генетическое консультирование. | Изучить § 51, стр. 183-184. | ||
68. | 29.05 | Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок) | Таблицы по общей биологии. | Термины и понятия курса общая биология за 10 класс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Терскова С.А. Семья и брак. Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе // Школьное планирование. – 2009. – № 2. – С. 118-120.
Календарно-тематическое планирование «погружения» по обществознанию в 10-м классе...
Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)
В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...