Календарно- тематическое планирование 10 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Рахматуллина Алсу Минизакиевна

Календарно- тематическое планирование 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

      «УТВЕРЖДАЮ»                                    «СОГЛАСОВАНО»                                           «РАССМОТРЕНО»

      Директор школы                                                Зам. директора по УВР                               на заседании ШМО

      ___________________                                        _____________________                               Протокол № ___ от

     «___»_________2012г.                                         «___»_________2012г.                                «___»_________2012г.

 Календарно - тематическое планирование                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  по биологии в 10 классе  

                                                                                                             68 часов  2 часа в неделю 

Лабораторных работ – 6

Программа: В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш. «Дрофа» Москва 2001 год.

                     

Учебник: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Общая биология» Москва «Дрофа» 2005 год.

2012-2013 уч. год


№ п/п

Дата

Разделы, темы, уроки.

Наглядные и практические методы.

Лабораторные и практические занятия.

Знания, умения, навыки.

Региональ-ный компонент.

Задание на дом.

1. Введение (5ч.)

1.

2.09.

Краткая история развития биологии.

Портреты учёных-биологов и естествоиспытателей, таблицы и схемы.

Биология, жизнь, классическая биология, физико-химическая биология.

Изучить § 1, ответить на вопросы на стр. 8.

2.

7.09.

Методы исследования в биологии.

Схема «Основные этапы научного исследования», приборы и схемы для биологических исследований.

Научный факт, научный метод, методы биологических наук: описательный, сравнительный, исторический, эксперименталь-ный.

Изучить § 2, выполнить одно из заданий на стр. 12.

3.

9.09.

Сущность жизни и свойства живого.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие некоторые свойства живого.

Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система.

Изучить § 3.

4.

14.09.

Уровни организации живой материи.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие уровни организации живого на Земле, таблицы с изображением различных биогеоценозов.

Уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный.

Изучить § 4, ответить на вопросы на стр. 20.

5.

16.09

Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы. (обобщающий урок)

Таблицы и схемы, иллюстрирующие методы биологической науки, свойства живого, уровни организации живой материи, портреты учёных-естествоиспытателей и биологов.

Методы исследования, свойства живого, уровни организации живой материи.

Изучить «Краткое содержа-ние главы».

2. Основы цитологии (30ч.)

6.

21.09

Методы цитологии. Клеточная теория.

Таблицы, иллюстрирующие многообразие и единство клеток, таблицы с изображением приборов, используемых в цитологических исследованиях.

Клетка, цитология, основные положения клеточной теории.

Изучить § 5, ответить на вопросы на стр. 25.

7.

23.09

Особенности химического состава клетки.

Таблицы с важнейшими химическими элементами клетки, перечнем веществ, входящих в состав живых организмов, периодическая таблица химических элементов.

Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикро-элементы.

Изучить § 6, подгото-вить ответы на вопросы на стр. 28-29.

8.

28.09

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы «Вещества, входящие в состав живых организмов», «Строение молекулы воды», периодическая таблица химических элементов.

Диполь, водородные связи, гидрофильные и гидрофобные вещества.

Изучить § 7, ответить на вопросы на стр. 31.

9.

30.09

Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки.

Периодическая таблица химических элементов, таблицы, демонстрирующие недостаток какого-либо элемента в строении, развитии и жизнедеятельности некоторых организмов.

Неорганические ионы, буферная система.

Изучить § 8.

10.

5.10

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение и функции моно- и полисахаридов.

Углеводы, моносахариды, полисахариды, монополимеры, биополимеры.

Изучить § 9, ответить на вопросы на стр. 37.

11.

7.10

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Таблицы с изображением строения, функций, местоположения в организме некоторых липидов.

Липиды, воска, фосфолипиды.

Изучить § 10.

12.

12.10

Строение и функции белков.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков.

Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

40-43.

13.

14.10

Строение и функции белков.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение молекул белков.

Белки, протеины, протеиды, пептид, пептидная связь, простые и сложные белки; первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков, денатурация.

Изучить § 11, стр. 43-47.

14.

19.10

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

Структурная объёмная модель ДНК, таблицы «Строение молекулы ДНК», «Удвоение молекулы ДНК».

Нуклеиновая кислота, нуклеотид, дезоксирибонуклеиновая кислота, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин,  тимин, урацил, транспортная РНК, информационная РНК, рибосомная РНК.

Изучить § 12, ответить на вопросы на стр. 52-53.

15.

21.10

АТФ и другие органические соединения клетки.

Таблица с изображением строения АТФ.

Аденозинтрифосфат (АТФ), аденозиндифосфат (АДФ), аденозинмонофосфат (АМФ), макроэргическая связь.

Изучить § 13, ответить на вопросы на стр. 54.

16.

26.10

Итоговое повторение по теме: «Химическая организация клетки».

Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение и функции химических веществ и элементов, входящих в состав клеток.

Понятия темы.

Изучить «Краткое содержа-ние главы».

17.

28.10

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Таблицы, иллюстрирующие строение эукариотической клетки, разборная модель «Строение эукариотической клетки».

Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз, экзоцитоз, ядро, хроматин, ядрышки, кариоплазма, кариотип, хромосомы, гомологичные хромосомы, диплоидные и гаплоидные наборы хромосом.

Изучить § 14.

18.

2.11

Лабораторная работа «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, лабораторное оборудование для проведения лабораторной работы.

Лабораторная работа  «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука».

Повторить § 14, оформить лаборатор-ную работу.

19.

16.11

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение цитоплазмы и немембранных органоидов клетки, микроскопы, микропрепараты.

Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы.

Изучить § 15, продол-жить заполне-ние таблицы «Строение и функции органо-идов клетки».

20.

18.11

Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения.

Таблицы, схемы, модели, иллюстрирующие строение двумембранных органоидов клетки и органоидов движения.

. Эндоплазматичес-кая сеть (гладкая, шероховатая), комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения.

Изучить § 16.

21.

23.11

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Таблицы, иллюстрирующие строение бактерий и сине-зелёных, научно-популярная литература по микробиологии, таблица «Прокариоты и эукариоты».

Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, хлоропласты, строма,  органоиды движения

Изучить § 17, ответить на вопросы на стр. 71.

22.

25.11

Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки, модель-аппликация «Строение клетки».

Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида.

Изучить § 18, ответить на вопросы на стр. 75.

23.

30.11

Лабораторная работа «Строение эукариотических и прокариотических клеток».

Микроскопы, микропрепараты, влажные препараты растительных клеток.

Лабораторная работа «Строение эукариотичес-ких и прокариоти-ческих клеток».

Основные понятия темы.

Повторить § 14-18, оформить лаборатор-ную работу.

24.

2.12

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие строение растительной, животной, грибной клетки.

Сапротрофы, паразиты, симбионты, гифы

Изучить § 19, ответить на вопросы на стр. 78.

25.

7.12

Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Микроскопы, влажные препараты кожицы лука, предметные и покровные стёкла, концентрированный раствор соли.

Лабораторная работа «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках».

Повторить § 19, оформить лабораторную работу.

26.

9.12

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Таблицы с изображением вирусов и бактериофагов, научно-популярная литература о вирусах.

Вирус, капсид, бактериофаг.

Изучить § 20, ответить на вопросы на стр. 81.

27.

14.12

Строение клетки. (обобщающий урок).

Таблицы, иллюстрирующие строение клетки и её   органоидов, оборудование для лабораторной работы.

Клетка – целостная элементарная живая система, цитоплазматическая мембрана, ядро, цитоплазма, органоиды немембранные (клеточный центр, рибосомы), одномембранные (ЭПС, вакуоли, лизосомы, аппарат Гольджи), двумембранные (пластиды и митохондрии).

Изучить «Краткое содержание главы», повторить § 14, 18, 19.

28.

16.12

Обмен веществ и энергии в клетке.

Таблицы, иллюстрирующие стадии энергетического обмена.

Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен, метаболизм, фермент.

Изучить § 21, ответить на вопросы на стр. 83.

29.

21.12

Энергетический обмен в клетке.

Схемы энергетического обмена, трёх его этапов.

Подготовитель-ный этап (фосфорилирова-ние); бескислородный этап (гликолиз, спиртовое брожение); полное кислородное расщепление, или клеточное дыхание.

Изучить § 22, ответить на вопросы на стр. 87.

30.

23.12

Питание клетки.

Таблицы, иллюстрирующие различные способы питания клеток и организмов; таблицы с изображением зелёных растений, бактерий, одноклеточных и многоклеточных животных, растений симбионтов и паразитов.

Питание, автотрофы, гетеротрофы.

Изучить § 23, ознакомиться с текстом на стр. 89.

31.

28.12

Автотрофное питание. Фотосинтез.

Таблицы, иллюстрирующие фотосинтез, гербарные экземпляры растений.

Световая и темновая фаза фотосинтеза, фотосистема I, фотосистема II.

Изучить § 24.

32.

18.01

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Таблицы по общей биологии, влажный препарат клубеньковых бактерий.

Хемосинтез, железобактерии, нитрифицирующие бактерии, серобактерии.

Изучить § 25.

33.

20.01

Генетический код. Транскрипция.

Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка.

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

Изучить § 26, стр.

34.

25.01

Генетический код. Трансляция.

Таблица «Строение ДНК», модель-аппликация синтез белка.

Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома.

Изучить § 26, стр.

35.

27.01

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие синтез белка, структуру оперона и его работу.

Оперон, структурные гены, оператор, репрессор.

Изучить § 27, ответить на вопросы на стр. 105.

36.

1.02

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток. (обобщающий урок)

Таблицы по общей биологии, иллюстрирующие процессы метаболизма, пластический и энергетический обмен, таблица «Структура оперона и процесс его работы».

Основные термины и понятия темы.

Изучить «Краткое содержание главы».

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (11ч.)

37.

3.02

Жизненный цикл клетки.

Модель ДНК, таблицы «Жизненный цикл клетки», «Удвоение молекулы ДНК», модель-аппликация «Деление клетки».

Жизненный цикл клетки, митотический цикл, апоптоз, интерфаза, пресинтетический период, постсинтетичес-кий период, репликация.

Изучить § 28, повторить учебный материал о хромосомах и кариотипе из § 14 (стр. 59-60).

38.

8.02

Митоз и амитоз.

Модель ДНК, таблица, иллюстрирующая фазы митоза, модель-аппликация «Деление клетки».

Кариокинез, цитокинез, веретено деления, амитоз.

Изучить  § 29, ответить на вопросы на стр. 113.

39.

10.02

Мейоз.

Таблицы, иллюстрирующие стадии митоза.

Мейоз, конъюгация, кроссинговер.

Изучить § 30.

40.

15.02

Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Таблицы, иллюстрирующие бесполое размножение, комнатные растения, фотографии растений.

Бесполое и вегетативное размножение.

Изучить § 31, ответить на вопросы на стр. 118.

41.

17.02

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности полового размножения и строение половых клеток.

Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники.

Изучить § 32, повторить § 31.

42.

22.02

Развитие половых клеток.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие строение гамет и процессы гаметогенеза.

Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца.

Изучить § 33, ответить на вопросы на стр. 124.

43.

24.02

Оплодотворение.

Таблицы, иллюстрирующие процесс оплодотворения у животных, двойного оплодотворения у цветковых растений, модели цветков покрытосеменных растений, гербарные экземпляры цветущих растений.

Оплодотворение, зигота, зародышевый мешок, двойное оплодотворение цветковых растений, макроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры.

Изучить § 34, ознакомиться со статьёй о партеногенезе (стр. 128).

44.

1.03

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Таблицы, иллюстрирующие основные стадии онтогенеза, прямое и непрямое развитие у животных, модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых».

Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента.

Изучить § 35, ответить на вопросы на стр. 131.

45.

3.03

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Таблицы, иллюстрирующие стадии эмбрионального развития животных; модель-аппликация «Размножение и развитие хордовых».

Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция.

Изучить § 36, ответить на вопросы на стр. 135.

46.

7.03

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие постэмбриональный период развития животных.

Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие.

Изучить § 37, ответить на вопросы на стр. 137.

47.

10.03

Закономерности размножения и развития организмов. (обобщающий урок)

Таблицы темы.

Понятия и термины темы.

Повторить § 27, ответить на вопросы на стр. 137.

4. Основы генетики (16ч.)

48.

15.03

История развития генетики. Гибридологический метод.

Таблицы, иллюстрирующие опыты Г. Менделя; портреты учёных-генетиков.

Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии.

Изучить § 38, ответить на вопросы на стр. 142.

49.

17.03

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Таблица «Моногибридное скрещивание»; модель-аппликация «Законы Менделя».

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Изучить  § 39.

50.

22.03

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

Таблицы, схемы, иллюстрирующие проявление наследования множественных аллелей.

Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание, генофонд вида.

Изучить § 40, ответить на вопросы на стр. 149.

51.

24.03

Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание».

Таблица «Моногибридное скрещивание»

Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет.

Повторить  § 38-40, решить задачу в тетради.

52.

5.04

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

Таблицы, иллюстрирующие закнны наследственности; модель-аппликация «Законы Менделя».

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Изучить § 41, подготовить ответы на вопросы на стр. 150.

53.

7.04

Хромосомная теория наследственности.

Таблица с основными положениями хромосомной теории наследственности.

Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические карты.

Изучить § 42, изучить стр. 154.

54.

12.04

Взаимодействие неаллельных генов.

Таблицы, иллюстрирующие все случаи взаимодействия неаллельных генов.

Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропизм.

Изучить  § 43, ответить на вопросы на стр. 157.

55.

14.04

Цитоплазматическая наследственность.

Таблицы, иллюстрирующие проявление нехромосомной наследственности.

Цитоплазматическая наследственность.

Изучить § 44, повторить § 17.

56.

19.04

Генетическое определение пола.

Таблица «Генетическое определение пола».

Признаки, сцеплённые с полом; аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол.

Изучить § 45.

57.

21.04

Практическая работа «Решение генетических задач».

Таблица «Моногибридное скрещивание», таблица «Генетическое определение пола».

Решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков.

Решить задачу в тетради.

58.

26.04

Изменчивость.

Таблицы, иллюстрирующие виды изменчивости.

Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

Изучить § 46.

59.

28.04

Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений».

Комнатные растения, гербарные экземпляры растений.

Лабораторная работа «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяй-ственных растений».

Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость.

Повторить § 46.

60.

3.05.

Лабораторная работа «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Таблица «Вариационный ряд и вариационная кривая», семена различных с/х культур.

Лабораторная работа «Построение вариационно-го ряда и вариационной кривой».

Вариационный ряд, вариационная кривая, узкая и широкая норма реакции.

Оформить лаборатор-ную работу.

61.

5.05

Виды мутаций.

Таблицы, иллюстрирующие виды мутационной изменчивости, фотографии мутантов в живой природе.

Генные, хромосомные и геномные мутации; виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия,  транслокация; полиплоидия.

Изучить § 47, повторить § 46.

62.

10.05

Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие соматические и генеративные мутации, разнообразие мутационных факторов.

Мутагенные факторы, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации.

Изучить § 48, повторить § 47.

63.

12.05

Закономерности наследственности и изменчивости. (обобщающий урок)

Таблицы темы, рисунки и фотографии организмов с различными видами изменчивости.

Понятия и термины темы.

Изучить текст на стр. 173-174.

4. Генетика человека (4ч.)

64.

17.05

Методы исследования генетики человека.

Таблицы и схемы, иллюстрирующие особенности методов, с помощью которых изучаются закономерности наследования признаков человека.

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Изучить § 49.

65.

19.05

Генетика и здоровье человека.

Таблицы, иллюстрирующие проявление генных и хромосомных заболеваний.

Генные заболевания, аутосомно-доминантное наследование, сцеплённое с полом наследование, хромосомные болезни.

Изучить § 50, подготовить данные по родословным.

66.

24.05

Лабораторная работа «Составление родословных».

Схема генеалогического дерева.

Лабораторная

работа «Составление родословных»

Оформить лабораторную работу.

67.

26.05

Проблемы генетической безопасности.

Таблицы, иллюстрирующие доминирование и рецессивность многих признаков человека.

Медико-генетическое консультирование.

Изучить § 51, стр. 183-184.

68.

29.05

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях. (обобщающий урок)

Таблицы по общей биологии.

Термины и понятия курса общая биология за 10 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...

календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс

Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Биология. Календарно-тематическое планирование по программе Сонина для 9 класса. Фгос с планированными результатами обучения (предметные и УУД)

В данном материале представленна таблица Excel, с подробным описанием типа урока, его темой, количеством часов, формой контроля и расписаными, подробно, в соответствии с ФГОС результатами обучения для...