Программа кружка по биологии на основе МПС с ИЗО_6 кл
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Программа кружка по биологии "Зеленый патруль" на основе МПС с ИЗО для учащихся 6-х классов рассчитана для лагеной смены с дневгым пребыванием детей. Данная программа предполагаает воспитание экологической культуры у детей и закрепление ЗУН, полученных в ходе обучения 6-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_po_biologii_na_osnove_mps_s_izo_6_kl.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ пгт Свеча
Свечинского района Кировской области
Программа кружка «Зелёный патруль» по биологии
на основе межпредметных связей с изобразительным искусством
(6 класс)
Работу выполнила
Поникаровских Т.А.,
учитель биологии
пгт Свеча
2010
Пояснительная записка
Актуальность
В наше время, когда в сознании детей активно внедряется циничное, безнадёжное отношение к окружающей действительности и миру, творчество помогает найти жизненную опору, осознать смысл и перспективу своего существования. Необходима серьёзная переориентация умов, сознания подрастающего поколения от представлений о том, что «мы не можем ждать милости от природы, взять их у неё - наша задача. Важно научить детей экологически грамотному поведению в природе, развить у них натуралистические умения средствами изобразительного искусства, воспитать заботливое, гуманное отношение ко всему живому и его окружению. Знакомство с произведениями известных художников способствует развитию творческих способностей школьников и имеет для молодёжи большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственной значимости, способствует повышению уровня самооценки, формирует положительный взгляд на жизнь. Поскольку отсутствие занятости у детей является одной из причин наркомании, необходимо вовлекать их в различные виды деятельности. Развитие творческих способностей помогает также в профессиональной ориентации школьников.
Нужно обратить внимание учащихся на влияние человека на окружающую среду, показать социальную значимость его действий, т.к. дети - наше будущее.
Воспитательная среда школы создаёт условия для позитивного, созидательного творчества педагогов, детей и родителей, способствующего формированию достойного гражданина нашего общества. Это требование нашего времени.
Цель:
Формирование естественно научной картины мира, высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном Доме - Земля. Чистота, здоровье и благополучие в Доме - залог жизни на планете.
Задачи:
1) Закрепление и углубление на практике знаний и умений, полученных на уроках географии, биологии, химии.
2) Развитие творческих личностных способностей учащихся.
3) Развитие натуралистических умений учащихся.
4) Формирование умений оценивать характер воздействия человека на окружающую среду.
5) Формирование у подростков желания внести свой вклад в охрану природы.
7) Создание необходимых условий для рационального использования каникулярного времени обучающихся.
Продолжительность:
Программа кружка рассчитана на время летнего лагеря при школе. Продолжительность кружка 3 недели по 1 занятию в день, т.е. в итоге проведения получается 15 занятий.
Возрастные особенности детей отряда «Зелёный патруль»
В состав отряда входят дети 12-13 лет, т.е. это учащиеся подросткового возраста. Важность этого периода в жизни человека заключается в том, что в это время закладываются основы и намечаются общие направления в формировании моральных и социальных установок личности. Этот возраст называют «критическим», т.к. происходит ломка старых интересов и отношений ребёнка. Подросток ищет общения, свободы, он социально активен, жаждет деятельности. Подросток такая натуру, которая хочет попробовать себя во всём.
Задача педагогов, родителей дать возможность ребёнку реализовать, проявить себя в какой- либо деятельности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при работе с данными детьми. Именно для таких целей создан детский школьный патруль.
Формы проведения занятий:
Для решения задач программа предлагает широкий спектр методов, приёмов, в том числе и нетрадиционных. Формы работы также различны: беседа, экскурсия, практические работы, игры, конференция, выставка детских рисунков и т.д.
Содержание деятельности
Программа кружка основывается на принципах дидактики, гуманизации, учитывает уровень экологических знаний детей, углубляет и конкретизирует их.
- Изучение флоры и фауны школьного парка.
- Изучение древесных растений вокруг школы.
- Сбор и изучение лекарственных растений.
- Составление паспорта для комнатных растений.
- Анализ репродукций с картин известных художников.
- Оформление выставки детских рисунков.
- Проведение внеклассного мероприятия - конференции «Лесная гостиная».
Содержание программы
Старт лагерной смены (1ч.)
Вводная беседа, из которой выясняется уровень знаний о растениях. Особенности организации занятия – это экскурсия на пришкольный участок. Рекомендуемая форма проведения занятия – экскурсия вокруг школы, или в случае дождливой погоды можно провести игру.
Озеленение цветочных клумб (3ч)
Проведение мероприятий по озеленению территории вокруг школы. Разбивка цветников, формирование старых клумб, посадка цветков, прополка и полив ранее посаженных растений. Форма проведения – практическая работа. Выполнение эскизов цветочных клумб. Выполнение рисунков цветов с натуры.
Изучение древесной растительности вокруг школы (2ч)
Первое занятие можно провести в виде экскурсии вокруг школы, в ходе которой дети вспоминают из курса ботаники, какие растения древесные. Ребятам предлагается обратить внимание на произрастающие древесные растения, на морфологическое строение данных объектов и т.д.
Вариант проведения второго занятия возможна практическая работа, в ходе которой учащиеся индивидуально изучают особенности развития древесных растений, делают зарисовки древесины, листьев, растения в целом. Зарисовка с натуры хвойных и лиственных пород растений, растущих на территории школы. По результатам их деятельности организуется выставка детских работ «Юный анатом».
Изучение флоры школьного парка (1ч)
Данное занятие организуется как экскурсия в школьный парк, целью которого является знакомство с флорой, произрастающей вокруг здания школы. Зарисовка с натуры видов растений, растущих на территории школы
Операция «Зелёная аптека» (1ч)
Целью операции «Зеленая аптека» является знакомство и сбор лекарственных растений, произрастающих на территории Кировской области. Первая часть занятия – это знакомство иллюстративного характера, а вторая часть – это выход непосредственно в природу, также вокруг школы, т.е. дети сами находят те лечебные растения, которые растут у нас под ногами. Оформление фотоальбома лекарственных растений.
Пересадка комнатных растений. Паспортизация комнатных растений школы (3ч)
Рекомендуемая форма проведения первого занятия – лекция с педагогическим показом, а второго и третьего – практические работы. В ходе лекции учащиеся должны усвоить как правильно, когда необходимо пересаживать комнатные растения. Учитель демонстрирует наглядно для всех присутствующих как правильно пересадить растение. После пересадки знакомит детей с правильным изготовлением паспорта и этикетки.
На последующих занятиях учащиеся пробуют свои силы на личном опыте пересадку растений, а также изготовляют паспорта и этикетки к пересаженными ими цветками. Выполнение учебного проекта «Дизайн учебной комнаты».
Растения – наши друзья (1ч)
В ходе экскурсии учащиеся знакомятся с травянистыми растениями, изучают внешнее строение растений, пытаются отнести их к семействам. Цель этой экскурсии – закрепление учебного материала, пройденного в течение года.
Просмотр репродукций с картин известных художников.
Хвойные растения Кировской области (1ч)
Цель экскурсии – знакомство с хвойными растениями Кировской области. Детям предлагается выход в лес за территорию поселка. В ходе данного мероприятия идет не только укрепление программного материала, но и общение с энергетическими растениями – носителями. Зарисовка хвойных растений с натуры.
Лесная гостиная (1ч)
Внеклассное мероприятие, направленное не только на развитие познавательного интереса и творческих способностей, расширение кругозора детей, но и бережного отношения к растениям. «Лесная гостиная» проводится в форме конференции. Для ее проведения дети заранее получают дополнительное задание, которое используется по ходу работы (оформление выставки детских рисунков).
Закрытие лагерной смены (1ч)
Заключительное мероприятие проводится в виде игры, по результатам которой подводятся итоги и награждение детей. Выставка детского творчества.
Ожидаемый результат:
Развитие натуралистических умений обучающихся средствами изобразительного искусства.
Выработать умение применять биологические знания в практической деятельности.
Оздоровление учащихся через непосредственное общение с природой.
Календарно - тематический план
№ п/п Дата | Название темы | Форма организации | Виды учебных занятий | Связь с изобразительным искусством | ||
Лекция | Практическая работа | Экскурсии | ||||
1 | Старт лагерной смены. | Экскурсия, игра | 1 | |||
2 | Озеленение цветочных клумб | Трудовой десант | 1 | Выполнение эскизов цветочных клумб | ||
3 | Озеленение цветочных клумб | Трудовой десант | 1 | |||
4 | Озеленение цветочных клумб | Трудовой десант | 1 | Выполнение рисунков цветов с натуры | ||
5 | Изучение древесной растительности вокруг школы. | Экскурсия | 1 | Зарисовка с натуры хвойных и лиственных пород растений, растущих на территории школы | ||
6 | Изучение древесной растительности вокруг школы. | Практическая работа | 1 | |||
7 | Изучение флоры школьного парка | Экскурсия | 1 | Зарисовка с натуры видов растений, растущих на территории школы | ||
8 | Операция «Зелёная аптека» | Лекция, практическая работа | 0,5ч | 0,5ч | Оформление фотоальбома лекарственных растений | |
9 | Пересадка комнатных растений. Паспортизация комнатных растений школы. | Трудовой десант | 1 | Выполнение учебного проекта «Дизайн учебной комнаты». | ||
10 | Пересадка комнатных растений. Паспортизация комнатных растений школы. | Трудовой десант | 1 | |||
11 | Пересадка комнатных растений. Паспортизация комнатных растений школы. | Трудовой десант | 1 | |||
12 | Растения – наши друзья | Лекция с применением средств ИКТ | 1 | Просмотр репродукций с картин известных художников | ||
13 | Хвойные растения Кировской области | Экскурсия в лесную зону поселка | 1 | Зарисовка хвойных растений с натуры | ||
14 | Лесная гостиная | Конференция | 1 | Оформление выставки детских рисунков | ||
15 | Закрытие лагерной смены. | Игра | 1 | |||
Итого: | 2,5 | 6,5 | 5 |
Используемая литература:
1. Богоявленская, А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники [Текст] – М.: Просвещение: АО «Учеб. литература». – 1996. – 192с.: ил.
2. Внеклассные мероприятия по биологии [Текст]. С.Л.Мясникова, И.О.Юстус. – Чебоксары, изд-во «Клио», 1998, - 56с. (Серия «Внимание: опыт»).
3. Внеклассная работа по биологии [Текст]: Пособие для учителя/ А.И.Никишов, З.А.Мокеева, Е.В.Орловская, А.И.Семенова, 2-е изд. перераб.–М.: Просвещение, 1980.–239с.: ил.
4. Державина, Т.Б. Экскурсии в природу [Текст]: пособие для учителя / Т.Б.Державина. – М.: Мнемозина, 2010. – 190, [16] с.: ил.
5. Калишова, Г.С. 900 вопросов и заданий по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. [Текст] / Г.С. Калишова, А.Н. Мягкова. М.: «Аквариум ЛТД», 2001. – 224с.: ил.
6. Миркин, Б.М. Высшие растения: краткий курс систематики с основами науки о растительности [Текст]: Учебник для ВУЗОВ/ Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова, А.А. Мулдашев. – М.: Логос, 2001. – 263с., ил.
7. Миркин,Б.М., Наумова,Л.Г. Структура растительных сообществ [Текст] / Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова // Биология. – 2010. - №1. – С. 3-9.
8. Практикум по физиологии растений [Текст] / Под ред. Н.Н.Третьякова. 3-е изд., перераб. и допол. - М.: Агропромиздат, 1990. – 270с.
9. Приступа, А.А. Основные сырьевые растения и их использование [Текст] / А.А. Приступа. – Л.: Наука, 1973. – 412с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Программа кружка по биологии.
Данная программа связаня с тематикой " Цветоводство". Расчитана программа на два года. В программе тразработано тематическое планирование и содержание занятий....
Программа кружку по биологии "Занимательная ботаника"
Рабочая программа биологического кружка "Занимательная ботаника" для учащихся 11-12 лет...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Программа кружка "Белка и компания"(основы экономической грамотности)
Программа предназначена для учащихся 2-3 классов связана с экономикой и бизнесом ....
рабочая программа кружка "Азбука безопасности" - предмет "Основы безопасности жизнедеятельности"
Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, ин...
ПРОГРАММА кружка по биологии для 10 -11 классов « Мир биологии»
Предлагаемая программа кружка «Мир биологии» предназначена для работы с учащимися старшей ступени (10 – 11 класс) общеобразовательной ...