Программа кружка по биологии.
методическая разработка (биология, 6 класс) по теме
Данная программа связаня с тематикой " Цветоводство". Расчитана программа на два года. В программе тразработано тематическое планирование и содержание занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__dlya__kruzhka_po__biologii.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Биология - наука о жизни, поэтому и задача учителя - помочь учащимся воспринимать школьный курс биологии как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремиться, чтобы его занятия не только были интерес-ными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно – воспитательных задач.
Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений практически во всех темах ботаники, общей биологии, а также при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физи-ологии и гигиены человека. Кроме того, комнатные растения служат учителю во внеклассной работе. Внеклассная работа не является обязательной для всех уча-щихся, участвуют в основном школьники, проявляющие интерес к биологии. Внеклассная работа с комнатными растениями вызывает интерес у многих школь-ников и помогает учителю решать важные учебно – воспитательные задачи, учи-
тывая интересы учащихся, углубляя и расширяя их биологические знания.
Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за ком-натными растениями, способствует выработке у учащихся приёмов самостоятель-
ной познавательной деятельности, которые в последствии могут стать основой для более серьёзных исследований. Работая с комнатными растениями, учащиеся усва-ивают важнейшие приёмы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и раз-множению их. Эти приёмы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а возможно и в будущей профессии. Комнатные растения являются частицей живой природы, которую человек стремится перенести в своё жилище. В настоящее время стремление человека к общению с природой заметно возрастает. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появляется стремление узнать о них как можно больше.
Комнатные растения могут сыграть определённую роль в эстетическом воспи-тании учащихся. Внося растения в помещение, человек стремиться украсить свой дом, сделать его более уютным. Растения в школе, помимо учебных целей, используют для оформления интерьера кабинетов, классных комнат, библиотеки и др. Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подоб-раны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчёркивая его функциональную направленностью.
Данная программа является адаптированной и разработана на основе: Кн. для чтения. Комнатные растения в школе. М.: Просвещение, 1986г.
Программа рассчитана на учащихся 7-8 классов (13-14 лет).
ЦЕЛЬ КУРСА: способствовать расширению знаний учащихся по различным
вопросам биологической науки, развивать интерес к биологии,
способствовать выбору учащимися путей дальнейшего
продолжения образования.
ЗАДАЧИ КУРСА:
- углубление знаний о жизнедеятельности растительного организма
- раскрытие роли растений в природе, их значение в жизни человека,
влияние деятельности человека на определённые виды и природные
сообщества
- развитие умственных и творческих способностей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Должны знать:
- основные законы и понятия
- основные профессии связанные с изучением растений
- правила и способы ухода за комнатными растениями
Должны уметь:
- составлять план практической работы
- ставить эксперимент
- проводить опыты и наблюдения за жизнью растений
- определять растения, пользуясь определителем
- отбирать материал по заданной теме
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:
- беседы
- игровые формы: ролевые игры, игры – путешествия, КВН
- практические занятия
- экскурсии
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
- викторины, олимпиады
- демонстрация практических умений и навыков
- творческие отчёты, доклады
Учебно – тематический план.
№ п/п |
Изучаемая тема | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Введение
| 15 | 2 2 4 3 2 2 | |
2. | Правила содержания растений в комнатных условиях.
| 12 | 2 2 2 2 2 2 | |
3. | Уход за комнатными растениями.
| 39 | 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 | 1 2 1 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 3 |
4. | Подведение итогов работы | 2 | 2 | |
ИТОГО 68 40 28 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
- Введение ( 15 часов ).
Растительный мир как составная часть природы. Место и роль растений в природе. Значение растений в жизни человека ( эстетическое, практическое, познавательное). Особенности растительного организма.
- Правила содержания растений в комнатных условиях ( 12 часов ).
Рассмотрение особенностей роста и развития растений в различные сезоны года. Помощь комнатным растениям в адаптации к смене температурного и светового режима в окружающей среде. Рассмотрение правил ухода за комнатными растениями в разные периоды жизни.
- Уход за комнатными растениями ( 39 часов ).
Клеточное строение растительного организма. Строение растительной клетки. Химический состав растительной клетки. Ткани растений и их функции.
Особенности питания растений и его значение. Минеральное питание. Подкормка растений. Орошение.
Влияние факторов внешней среды на интенсивность дыхания: температуры, света, воздуха, влажности и др. Биологические основы хранения семян.
Размножение и его биологическое значение в жизни растений. Размножение семенами и вегетативными органами. Рост растений. Влияние внешних факторов на рост.
Правила ухода за комнатными растениями на практических примерах. Размещение растений в помещении.
4.Подведение итогов работы ( 2 часа ).
Подведение итогов работы кружка за текущий период. Постановка цели на следующий год.
Тематическое планирование на 2004/2005 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30 31. 32. 33. 34. | Введение Задачи кружка и обсуждение плана работы объединения. Знакомство с растительностью на пришкольном участке. Рассмотрение разнообразия комнатных растений Знакомство с видами комнатных растений. Комнатные растения вчера и сегодня. Правила содержания растений в комнатных условиях. Подготовка растений к осеннее – зимнему периоду. Уход за комнатными растениями. Подготовка почвы Составление почвенных смесей Виды цветочной земли Полив и рыхление почвы Влияние света, температуры и влаж-ности на рост комнатных растений. Уход за комнатными растениями в осенний период. Подкормка растений Подготовка комнатных растений к зиме. Полив комнатных растений Подготовка комнатных растений к весне Рыхление почвы в цветочных горшках Проверка семян на всхожесть Уход за всходами Размножение растений черенками Уход за комнатными растениями в весенне – летний период. Посадка комнатных растений Значение пересадки для роста комнатных растений Правила пересадки комнатных растений. Пересадка растений Уход за пересаженными растениями. Подкормка пересаженных растений Полив пересаженных растений Подготовка растений к летнему периоду. Уход за комнатными растениями Уход за растениями Подведение итогов работы | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
Тематическое планирование на 2005/2006 учебный год
№ п/п |
Изучаемая тема | Количество Часов | Дата проведения |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. | Введение. Задачи кружка и обсуждение плана работы объединения. Рассмотрение разнообразия комнатных растений Знакомство с видами комнатных растений. Знакомство с видами комнатных растений. Знакомство с видами комнатных растений. Комнатные растения вчера и сегодня. Комнатные растения вчера и сегодня. Обзор литературы о комнатных растениях. Обзор литературы о комнатных растениях. Знакомство с растительностью на пришкольном участке. Правила содержания растений в комнате. Составление почвенных смесей Полив и рыхление почвы Подготовка растений к осеннее – зимнему периоду Рыхление почвы в цветочных горшках Полив комнатных растений Подготовка комнатных растений к зиме. Проверка семян на всхожесть Проверка семян на всхожесть Уход за всходами Размножение растений черенками Размножение растений черенками Подготовка комнатных растений к весне Посадка комнатных растений Посадка комнатных растений Посадка комнатных растений Уход за комнатными растениями в весенне – летний период. Правила пересадки комнатных растений. Пересадка растений Уход за пересаженными растениями. Подкормка пересаженных растений Подготовка растений к летнему периоду. Уход за комнатными растениями. Уход за комнатными растениями Подведение итогов работы | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
Управление образования администрации г. Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №70»
г.Дзержинск Нижегородской области
Рекомендован Утвержден
методическим советом приказом директора
МОУ «Средняя МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №70» общеобразовательная школа №70»
г.Дзержинска г.Дзержинска
протокол № 1 от 02.09.2006г. протокол № 210-п от 03.10.2006г.
Программа
объединения дополнительного образования детей
« Юный цветовод»
(на 1 год обучения,
возраст 13-14 лет)
г.Дзержинск
2006г.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Раздел | Форма занятий | Приемы и методы организации | Дидактический материал | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1.Введение | Учебное занятие | Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литературой, наблюдение за живыми объектами | Иллюстративный материал, дополнительная литература по теме, живые объекты | - | Викторина по теме. |
2.Правила содержания растений в комнатных условиях | Учебное занятие, практическое занятие, экскурсии | Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литературой, наблюдение за живыми объектами, творческая работа | Иллюстративный материал, дополнительная литература по теме, живые объекты, инструктивные карточки | - | Творческая работа по теме: «Правила содержания растений в помещении» |
3.Уход за комнатными растениями. | Учебное занятие, практическое занятие, экскурсии | Беседа, рассказ учителя, работа с дополнительной литературой, наблюдение за живыми объектами, работа с гербарным материалом, практические занятия, наблюдения, зарисовывание изучаемых объектов, уход за растениями. | Иллюстративный материал, дополнительная литература по теме, живые объекты, гербарии, определители комнатных растений, коллекция «удобрений» | - | Индивидуальная работа по выращиванию растений |
4.Подведение итогов работы. | Учебное занятие, практическое занятие | Беседа, рассказ учителя, наблюдения, уход за растениями, работа на пришкольном участке | Иллюстративный материал, живые объекты | Оборудование для работы на пришкольном участке. | Творческий отчет о проделанной работе |
Список литературы
Для учителя:
- Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе: Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1986г.
- Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. – М.: Просвещение, 1983г.
- Шклярова М.М., Якимова Г.В. Лианы и ампельные растения для интерьера. –М.: Наука, 1975г.
Для учащихся:
- Жоголева В.Г., Приходько С.Н.Цветы. Комнатные растения и декоративно цветущие кустарники – Киев: Урожай, 1981г.
- Комнатные растения от А до Я.- М.: ОЛМА – Пресс Гранд, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Программа кружку по биологии "Занимательная ботаника"
Рабочая программа биологического кружка "Занимательная ботаника" для учащихся 11-12 лет...
рабочая программа кружка по биологии
Рабочая программа кружка "Занимательная биология", целевая аудитория 10-11 лет. Пригодится во внекласной работе по предмету...
Рабочая программа кружка по биологии "Занимательная биология"
Рабочая программа кружка "Занимательная биология" составлена с целью стимулировать учащихся к получению новых знаний, проектной деятельности....
Программа кружка по биологии на основе МПС с ИЗО_6 кл
Программа кружка по биологии "Зеленый патруль" на основе МПС с ИЗО для учащихся 6-х классов рассчитана для лагеной смены с дневгым пребыванием детей. Данная программа предполагаает воспитание экологич...
Рабочая программа кружка "Занимательная биология"
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, ожидаемые результаты, методы организации детей. программа рассчитана на 34 часа....
ПРОГРАММА кружка по биологии для 10 -11 классов « Мир биологии»
Предлагаемая программа кружка «Мир биологии» предназначена для работы с учащимися старшей ступени (10 – 11 класс) общеобразовательной ...