Рабочие программы по биологии 6 -11 класс УМК Пасечник.
календарно-тематическое планирование по биологии на тему
Рабочие программы составлены в соответствии с современными ФГОС ООО: 1 час-6 класс, по 2 часа в неделю-7,8,9,10,11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.programmy.rar | 247.02 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 п.НОВОТЕРСКИЙ
РАССМОТРЕНА ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на методическом объединении на заседании приказом директора учителей естественно-научного педагогического совета МБОУ СОШ № 11
цикла МБОУ СОШ № 11 ____НИКОЛАЕВ А.В.
Протокол заседания от Протокол от от « ___» ______ 2013г.
« _____» _____________ 2013г. « _____» _________ 2013г. № _____
№ ____ № _____
Рабочая программа
по биологии для 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Учитель биологии:
Шелухина Марина Николаевна
п. Новотерский
Рабочая программа по биологии
10 класс
(2 часа в неделю, 70 часов за год)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 11, из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 10 классе в объеме 2 часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 4
Количество зачетов за год – 2
Количество лабораторных работ за год – 8
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень лабораторных работ; перечень проверочных работ по главам; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 10 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены по материалам технологии ЕГЭ, с использованием:
1. Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО. 2009.
2. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект-центр 2011.
3. Готовимся к ЕГЭ. Биология/Общая биология. – М.: Дрофа, 2011. - 254с.
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
- Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области».
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
3. Цели изучения курса
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
4. Годовой календарный график текущего контроля по биологии
на 2014-2015 учебный год
10 класс, учитель Шелухина Марина Николаевна
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Контрольная работа, дата проведения | Лабораторная работа, дата проведения |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | 5 | Зачет № 1 | ||
2. | Клетка. *Химическая организация клетки. *Клетка – структурная единица живого. *Обмен веществ и энергии в клетке. | 30 | К.р. № 1 К.р. № 2 К.р. № 3 | Л.р. № 1 Л.р. № 2 Л.р. № 3 | |
3. | Организм. | 11 | Зачет № 2 | Л.р. № 4 | |
4. | Основы генетики. | 17 | К.р. № 4 | Л.р. № 5 Л.р. № 6 Л.р. № 7 | |
5. | Генетика человека. | 7 | Л.р. № 8 |
5. Структура курса
№ | ГЛАВА | Количество часов |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. Введение | 5 |
2. | Основы цитологии. | 28 + 2 часа резервного времени |
3. | Размножение, индивидуальное развитие организмов. | 11 |
4. | Основы генетики. | 17 |
5. | Генетика человека. | 7 |
Итого | 70 |
6. Перечень лабораторных работ
№ | Тема |
1. | Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. |
2. | Лабораторная работа № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. |
3. | Лабораторная работа № 3. Сравнение строения клеток растений и животных. |
4. | Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. |
5. | Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания. |
6. | Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач. |
7. | Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. |
8. | Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. |
7. Перечень проверочных работ по главам
№ | Тема | Вид проверки |
1. | Биология как наука. Методы научного познания. | Зачет № 1 |
2. | Химическая организация клетки. | Контрольная работа № 1 |
3. | Клетка – структурная единица живого. | Контрольная работа № 2 |
4. | Обмен веществ и энергии в клетке. | Контрольная работа № 3 |
5. | Организм. | Зачет № 2 |
6. | Основы генетики. | Контрольная работа № 4 |
8. Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Тема (используемые наглядные пособия (соответствующие требованиям наглядности по ФГОС)) | к/р тестир-ие (подготовка к ЕГЭ) | л/р с использованием оборудования, соответствующего ФГОС | Основные понятия | д/з | |||||||
Глава 1. Биология как наука. Методы научного познания – 5 часов | |||||||||||||
1. (1) | Краткая история развития биологии. | Биология, жизнь, классическая биология, эволюционная биология | §1 | ||||||||||
2. (2) | Методы исследования в биологии. | Научный факт, научный метод, методы биологических наук:описание, сравнение и т.п. | § 2 | ||||||||||
3. (3) | Сущность жизни и свойства живого. | Тест (ч.А ЕГЭ) | Жизнь, свойства жизни, открытая система, биологическая система | § 3 | |||||||||
4. (4) | Уровни организации живой материи. | Уровни организации живой материи: молекулярный,клеточный, организменный,популяционно-видовой,экосимстемный,биосферный | § 4 | ||||||||||
5. (5) | Зачет № 1 по теме: «Биология как наука. Методы научного познания». | + (тестирование в форме ЕГЭ: ч.А,В) | Повтор.История открытия клетки | ||||||||||
Глава 2. Основы цитологии – 28+2 часов | |||||||||||||
1. (6) | Методы цитологии. Клеточная теория. (используем портреты ученых) | Клетка, цитология, клеточная теория | § 5 | ||||||||||
2. (7) | Особенности химического состава клетки. | Тест (ч.А) | Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы | § 6 | |||||||||
3. (8) | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | Диполь, водородные связи,гидрофильные и гидрофобные вещества | § 7 | ||||||||||
4. (9) | Минеральные вещества и их роль в клетке. | Неорганические ионы, буферная система | § 8 | ||||||||||
5. (10) | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Тест (ч.А,В) | Углеводы, моносахариды,олигосохариды,полисахариды,монополимеры,биополимеры | § 9 | |||||||||
6. (11) | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | Липиды, воска, фосфолипиды | § 10 | ||||||||||
7. (12) | Строение белков. (используем презентацию «Строение и организация белковой молекулы») | Белки,протеины, протеиды,пептид,пептидная связь,простые и сложные Б,структуры белковой молекулы, | § 11 | ||||||||||
8. (13) | Функции белков. | Биологические функции Б, денатурация, ренатурация | § 11 | ||||||||||
9. (14) | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. (используем наглядную модель ДНК) | Тест (ч.А,В) | НК,нуклеотид,ДНК,РНК,азотистые основания, комплементарность, виды рРНК | § 12 | |||||||||
10. (15) | АТФ и другие органические соединения клетки. | АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь | § 13 | ||||||||||
11. (16) | Повторение по теме: «Химическая организация клетки» | §§ 5-13 | |||||||||||
12. (17) | Контрольная работа № 1. «Химическая организация клетки». | + (тестирование в форме ЕГЭ: ч.А,В) | |||||||||||
13. (18) | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Лабораторная работа № 1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. | + | Цитоплазматическая мембрана, эндоцитоз,экзоцитоз,ядро,хроматин,ядрышки,кариоплазма,кариотип, хромосомы,диплоидные и гаплоидные наборы хромосом | § 14 | |||||||||
14. (19) | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Цитоплазма, гиалоплазма, клеточный центр, центриоли, рибосомы. | § 15 | ||||||||||
15. (20) | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы.Клеточные включения | Тест (ч.А, В) | Виды ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточные включения. Функции. | § 16 | |||||||||
16. (21) | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Лабораторная работа № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. | + | Митохондрии, пластиды, тилакоиды, граны, строма хлоропластов, органоиды движения | § 17 | |||||||||
17. (22) | Сходство и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмида | § 18 | ||||||||||
18. (23) | Сходство и различия в строении клеток растений, животных, грибов. Лабораторная работа № 3. Сравнение строения клеток растений и животных. | + | Сапротрофы, паразиты, симбионты,гифы | § 19 | |||||||||
19. (24) | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. (использование таблиц и презентации) | Тест (ч.А, В) | Вирус, капсид, бактериофаг | § 20 | |||||||||
20. (25) | Контрольная работа № 2 по теме: «Клетка – структурная единица живого». | + (тестирование в форме ЕГЭ: ч.А,В) | |||||||||||
21. (26) | Обмен веществ и энергии в клетке. | Гомеостаз,пластический обмен,энергетический обмен,метаболизм,фермент | § 21 | ||||||||||
22. (27) | Энергетический обмен в клетке. | Этапы обмена веществ: фосфорилирование, гликолиз, брожение; полное кислородное расщепление (клеточ. дыхание) | § 22 | ||||||||||
23. (28) | Питание в клетке. | Тест | Питание, автотрофы, гетеротрофы. | § 23 | |||||||||
24. (29) | Автотрофное питание. Фотосинтез. (заполнение схемы и обобщающей таблицы) | Световая и темновая фазы фотосинтеза6 фотосистема 1 и 2 | § 24 | ||||||||||
25. (30) | Автотрофное питание. Хемосинтез. | Хемосинтез, железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии | § 25 | ||||||||||
26. (31) | Генетический код. Транскрипция. (использование таблицы) | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодоны, полисома | § 26 | ||||||||||
27. (32) | Синтез белков в клетке. | Тест | Генетический код, кодон, антикодон, транскрипция, промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодоны, полисома | § 26 | |||||||||
28. (33) | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Оперон, структурные гены, оператор, репрессор | § 27 | ||||||||||
29. (34) | Повторение по теме: «Обмен веществ и энергии в клетке». | Все вышеперечисленные в данной теме понятия | § 21-27 | ||||||||||
30. (35) | Контрольная работа № 3. «Обмен веществ и энергии в клетке». | + (тестирование в форме ЕГЭ: ч.А,В,С) | ПовторСтроение клетки | ||||||||||
Глава3. Размножение индивидуальное развитие организмов– 11 часов | |||||||||||||
1. (36) | Жизненный цикл клетки. | ЖЦК, митотический цикл, апоптоз, интерфаза,пресинтетический период,синтетический период,синтетический и постсинтетический периоды,репликация | § 28 | ||||||||||
2. (37) | Митоз. Амитоз. | Кариокинез, цитокинез, веретено деления,амитоз | § 29 | ||||||||||
3. (38) | Мейоз. | Мейоз, конъюгация, кроссинговер | § 30 | ||||||||||
4. (39) | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Тест (ч.А, В) | Бесполое и вегетативное размножение | § 31 | |||||||||
5. (40) | Половое размножение. | Гаметы, гермафродиты, конъюгация, копуляция, яичники, семенники | § 32 | ||||||||||
6. (41) | Развитие половых клеток. (использование таблиц) | Гаметогенез, оогенез, сперматогенез, направительные тельца | § 33 | ||||||||||
7. (42) | Оплодотворение. | Оплодотворение, зигота, двойное оплодотворение, макроспоры, пыльцевое зерно, мегаспоры, зародышевый мешок | § 34 | ||||||||||
8. (43) | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | Тест | Онтогенез, типы онтогенеза, метаморфоз, плацента | § 35 | |||||||||
9. (44) | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Лабораторная работа № 4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. | + | Морула, бластула, бластоцель, гаструла, нейрула, эктодерма, энтодерма, мезодерма, эмбриональная индукция. | § 36 | |||||||||
10. (45) | Постэмбриональный период. | Периоды постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение; прямое и непрямое развитие. | § 37 | ||||||||||
11. (46) | Зачет № 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | + (тестирование в форме ЕГЭ: ч.А,В,С) | Повтор «Основы генетики | ||||||||||
Глава 4. Основы генетики – 17 часов | |||||||||||||
1. (47) | История развития генетики. Гибридологический метод. | Гибридологический метод, скрещивание, чистые линии | § 38 | ||||||||||
2. (48) | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. (составление схем скрещивания) | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные признаки, правило единообразия, правило расщепления, закон чистоты гамет | § 39 | ||||||||||
3. (49) | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. (составление схем скрещивания) | (составление схем скрещивания) | Множественный аллелизм, кодоминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование, фенотип, генотип,анализирующее скрещивание, генофонд вида | § 40 | |||||||||
4. (50) | Лабораторная работа № 5. Составление простейших схем скрещивания. | + | по тетр. | ||||||||||
5. (51) | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. (составление схем скрещивания) | Решетка Пеннета, закон независимого наследования признаков | § 41 | ||||||||||
6. (52) | Лабораторная работа № 6. Решение элементарных генетических задач. | + | по тетр | ||||||||||
7. (53) | Хромосомная теория наследственности. | Закон Моргана, хромосомная теория наследственности, кроссинговер, генетические (или хромосомные) карты | § 42 | ||||||||||
8. (54) | Взаимодействие неаллельных генов. (составление схем скрещивания) | Дополнительное взаимодействие, эпистаз, полимерное действие гена, плейотропизм | § 43 | ||||||||||
9. (55) | Решение генетических задач. | (составление схем скрещивания) | по тетр | ||||||||||
10. (56) | Цитоплазматическая наследственность. | Цитоплазматическая наследственность | § 44 | ||||||||||
11. (57) | Генетическое определение пола. (использование таблиц по общей биологии и презентации) | тест | Признаки, сцепленные с полом, аутосомы, половые хромосомы, гетерогаметный пол, гомогаметный пол | § 45 | |||||||||
12. (58) | Решение генетических задач . | (составление схем скрещивания) | по тетр | ||||||||||
13. (59) | Изменчивость. | Изменчивость, норма реакции, модификационная изменчивость, наследственная изменчивость, комбинативная изменчивость, мутационная изменчивость | § 46 | ||||||||||
14. (60) | Виды мутаций. | Генные, хромосомные и геномные мутации: делеция, дупликация, инверсия, транслокация, полиплоидия. | § 47 | ||||||||||
15. (61) | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Лабораторная работа № 7. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | + | Мутагены, соматические и генеративные мутации, летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. | § 48 Подготовить рефераты по каждому виду мутагенов и мутаций | |||||||||
16. (62) | Обобщение по теме «Основы генетики». | §38-48 | |||||||||||
17. (63) | Контрольная работа № 4 «Основы генетики». | + (тестирование в форме ЕГЭ: ч.А,В,С) | Повтор «Генетика человека» | ||||||||||
Глава 5. Генетика человека – 7 часов | |||||||||||||
1. (64) | Методы исследования генетики человека. | Методы генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический | § 49 Подготовить рефераты «генетич.заболевания человека» | ||||||||||
2. (65) | Генетика и здоровье. (использование презентации), чтение рефератов | Генные заболевания, аутосомно-доминантное и аутосомно-рецессивное наследование, сцепленное с полом наследование, хромосомные болезни | § 50 | ||||||||||
3. (66) | Проблемы генетической безопасности. Лабораторная работа № 8. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | + | Медико-генетическое консультирование | § 51 | |||||||||
4. (67) | Составление родословной. | Символы, используемые при составлении родословных (пробанд, сибсы и т.п.) | |||||||||||
5. (68) | Генетический прогноз и медико-генетические консультации, их практическое значение. | Тетр. | |||||||||||
6. (69) | Решение генетических задач. | (составление схем скрещивания) | Тетр. | ||||||||||
7. (70) | Повторение по теме: «Генетика человека». | ||||||||||||
ИТОГО: | 70 часов | Л/р – 8, Зачетных занятий – 2, К/р - 4 |
9. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:
знать/ понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; причины наследственных заболеваний, мутаций;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы), зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
10. Информационно – методическое обеспечение
Основная литература: Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
- А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология. Общая биология. 10-11 классы. «Дрофа», 2009.
- Методическое пособие «Поурочные тесты и задания» Г.И. Лернер. Москва. ЭКСМО, 2009.
- Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Биология. Общая биология. 10-11 классы»/ Т.А. Козлова – М.: Издательство «Экзамен»,2008. – 286с.
- Биология. 10 класс: поурочные планы. – Волгоград6 Учитель, 2009. – 351с.
Дополнительная литература:
- «Учебно – тренировочные материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ». Интеллект – центр, 2008.
- Мухамеджанов И.Р. «Тесты, задачи, блицопросы»: 10 – 11 классы. М.: ВАКО, 2006-09-07
- П.Н. Ермаков, Ю.В. Щербатых. Биология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1993. – 240с.
- Р.Г. Заяц и др. Биология для абитуриентов: вопросы, ответы, тесты, задачи. – Минск: Юнипресс, 2007. – 816с.
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии В.В. Пасечника) (http://school-collection.edu.ru/).
- www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
- http://bio.1september.ru/urok/ - Материалы к уроку. Все работы, на основе которых создан сайт, были опубликованы в газете "Биология". Авторами сайта проделана большая работа по систематизированию газетных статей с учётом школьной учебной программы по предмету "Биология".
6. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
7. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
8. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
- http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
- http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
- http://biology.ru/index.php - Сайт является Интернет – версией учебного курса на компакт-диске "Открытая Биология". Методические материалы подготовлены сотрудниками Саратовского Государственного Университета.
11. Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс. Авторы: Пасечник В.В., Пакулова В.М., Латюшин В.В., Маш Р.Д. (51 час)
Рабочая программа по биологии 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования (базовый уровень) по биологии; Пасечник В.В., Пакулова ...
рабочая программа по биологии 9 класс линия Пасечник
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
рабочая программа по биологии 9 класс по Пасечнику
Рабочая программа разработана на основе государственного стандарта. Содержит в приложении контрольные работы....
Рабочая программа по биологии 9 класс автор Пасечник В.В.
Рабочая программа по биологии 9 класс автор Пасечник В.В. содержит цели и задачи, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки, календарнр- тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. Пасечник. Линия жизни. 34 часа ( 1 час в неделю)...
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни. 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК Пасечник В.В. (Дрофа) по ФГОС
Рабочая программа составлена к учебнику издательства "Дрофа" УМК под руководством Пасечника В.В. (1 час в неделю)....