Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни. 34 часа (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 27.25 КБ |
ktp_6_klass.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 6 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ» п.5 ч.3 ст.47; п.1 ч.1 ст.4
- Приказом Министерства и образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 №1897
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897»
- Примерная основная образовательная программа организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- Программы В.В. Пасечника и коллектива авторов. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 5-9 классы. М.: Просвещение, 2013. – 80 с. (Соответствует требованиям ФГОС).
- Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МБОУ «Мисцевская ООШ № 1»;
Учебного плана на 2016-2017 год;
ООП ФГОС ООО МБОУ «Мисцевская ООШ № 1»
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит на изучение биологии в 6 классе 1 ч в неделю, всего 34 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Основные цели изучения биологии в 6 классе:
- освоение знаний о процессах жизнедеятельности организмов: обмене веществ, питании, дыхании, передвижении, росте, развитии и размножении, взаимосвязи процессов, о регуляции и саморегуляции процессов в организме, об основах поведении животных и человека.
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения особенностей жизнедеятельности различных организмов, находить и использовать информацию для выполнения заданий различных типов, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи:
- изучить сущность основных процессов, характерных живым организмам, особенности жизнедеятельности разных организмов.
- научиться объяснять процессы, сравнивать их у разных организмов
- научиться характеризовать процессы жизнедеятельности по плану;
- научиться различать и объяснять процессы жизнедеятельности по схемам, рисункам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии являются:
- Формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
- Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости организмов, овладение понятийном аппаратом биологии;
- Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- Формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(34 часа, 1 час в неделю)
Жизнедеятельность организмов (17 часов)
Обмен веществ — главный признак жизни. Питание — важный компонент обмена веществ. Пища — основной источник энергии и строительного материала в организме.
Способы питания организмов. Питание растений. Почвенное (корневое) и воздушное (фотосинтез) питание. Удобрения, нормы и сроки их внесения. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Роль растений в природе. Питание животных.
Способы питания. Растительноядные, хищные, всеядные животные. Удаление из организма непереваренных остатков. Питание грибов и бактерий.
Дыхание, его роль в жизни организмов. Использование организмом энергии, освобождаемой в процессе дыхания. Дыхание растений и животных.
Передвижение веществ в организмах, его значение. Передвижение веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система животных.
Выделение — процесс выведения из организма продуктов жизнедеятельности, его значение.
Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие различные процессы жизнедеятельности живых организмов; опыты, доказывающие выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях, дыхание растений, передвижение минеральных и органических веществ в растительном организме.
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем»
Лабораторная работа №2. «Выделение углекислого газа при дыхании»
Лабораторная работа №3. «Передвижение веществ по побегу растения».
Размножение, рост и развитие организмов (7 часов)
Размножение как важнейшее свойство организмов, его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Способы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных.
Вегетативное размножение организмов. Черенкование, способы вегетативного размножения комнатных растений.
Половые клетки. Оплодотворение. Цветок - орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира
Развитие животных с превращением и без превращения. Развитие человека и влияние вредных привычек на его развитие. Агротехнические приёмы, ускоряющие рост растений, их значение.
Рост и развитие - свойства живых организмов. Причины роста организмов. Взаимосвязи процессов роста и развития организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений.
Демонстрации: коллекции, иллюстрирующие различные способы распространения плодов и семян; различные способы размножения растений; опыты, доказывающие рост корня и побега верхушкой, необходимость условий для прорастания семян и роста проростка.
Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений»
Лабораторная работа№5. «Определение возраста деревьев по спилу».
Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов)
Раздражимость - свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизнедеятельности в любом живом организме.
Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции организмов. Биологически активные вещества. Гормоны.
Общее представление о нервной системе. Нейрон - структурная единица нервной системы. Рефлекс - основа процессов жизнедеятельности организмов. Рефлекторный характер деятельности нервной системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Поведение. Врождённое поведение. Инстинкты. Условные рефлексы. Приобретённое поведение. Поведение человека. Высшая нервная деятельность.
Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Передвижение одноклеточных организмов. Разнообразие способов передвижения многоклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания.
Организм - единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов жизнедеятельности
Демонстрации: модели головного мозга позвоночных; скелеты разных животных; видеофильмы, иллюстрирующие движения у растений и животных.
Тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов
|
1 | Жизнедеятельность организмов | 17 |
2 | Размножение, рост и развитие организмов | 7 |
3 | Регуляция жизнедеятельности организмов | 10 |
Итого | 34 |
График проведения практических работ
№ | Тема практической работы | Период проведения |
1. | Поглощение воды корнем | |
2. | Выделение углекислого газа при дыхании | |
3. | Передвижение веществ по побегу растения | |
4. | Вегетативное размножение комнатных растений | |
5. | Определение возраста деревьев по спилу |
График проведения контрольных работ
№ | Тема контрольной работы | Период проведения |
1. | Входная контрольная работа | |
2. | Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | |
3. | Многообразие живой природы. Охрана природы |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
- Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапанюк; под ред. В.В. Пасечника. – М.: «Просвещение», 2015 г.
- Уроки биологии. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ под ред. В.В. Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Биология: 6 кл.: рабочая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ под ред. В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2015 г.
- Электронное приложение к учебнику.
Дополнительная литература.
- Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е СПб, ООО «Виктория плюс», 2014.
- Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Е.А. Якушкина и др. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и внеклассные мероприятия / сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2012.
- Биология. Живой организм: опорные конспекты, М.: Классикс Стиль, 2013.
- Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя.-М.: «Первое сентября», 2012 (Я иду на урок).
- Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы / авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова. – М.: Глобус, 2013.
- Справочник учителя биологии: законы, принципы, правила, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А. Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2013.
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Herba: ботанический сервер Московского университета
http://www.herba.msu.ru
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
http://www.biodat.ru
FlorAnimal: портал о растениях и животных
http://www.floranimal.ru
Forest.ru: все о росийских лесах
http://www.forest.ru
Занимательно о ботанике. Жизнь растений
http://plant.geoman.ru
Изучаем биологию
http://learnbiology.narod.ru
Концепции современного естествознания: электронное учебное пособие
http://nrc.edu.ru/est/
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема | Планируемые результаты обучения | Планируемая дата | Фактическая дата |
универсальные личностные (Л); познавательные (П); регулятивные (Р); коммуникативные (К); | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Жизнедеятельность организмов (18 часов) | ||||
1 | Вводный инструктаж по ОТ. | Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Уметь слушать и слышать друг друга Уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. Развивать умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. Предметные: знать сущность признаков живого: обмен веществ, дыхание, питание, выделение, значение обмена веществ и, энергии, правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии; уметь характеризовать основные процессы жизнедеятельности организмов; уметь пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием | ||
2 | Обмен веществ – главный признак жизни. | |||
3 | Почвенное питание растений. Лабораторная работа №1. «Поглощение воды корнем» | |||
4 | Удобрения. | |||
5 | Фотосинтез. | |||
6 | Значение фотосинтеза. | |||
7 | Питание бактерий. | |||
8 | Питание грибов. | |||
9 | Гетеротрофное питание. Растительноядные животные. | |||
10 | Плотоядные и всеядные животные. Хищные растения. | |||
11 | Газообмен между организмом и окружающей средой. Дыхание животных. | |||
12 | Дыхание растений. Лабораторная работа № 2 «Выделение углекислого газа при дыхании». | |||
13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Питание и дыхание организмов». | |||
14 | Передвижение веществ в организмах. Передвижение веществ у растений. Лабораторная работа № 3 «Передвижение веществ по побегу растения». | |||
15 | Передвижение веществ у животных. | |||
16 | Освобождение организма от вредных продуктов жизнедеятельности. Выделение у растений | |||
17 | Выделение у животных. | |||
18 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнедеятельность организмов». | |||
Размножение, рост и развитие организмов (5 часов) | ||||
19 | Размножение организмов, его значение. Бесполое размножение. Лабораторная работа№4. «Вегетативное размножение комнатных растений» | Л: умение объективно производить оценку действия других и самооценку своих действий; уметь определять границы собственного знания и «незнания»; умение оценивать работу учителя; умение уважать мнение окружающих; умение оценивать последствия своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму; соблюдение правил поведения в окружающей среде. П: осуществление поиска необходимой информации; использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем; уметь выделять главное из текстов разных видов; умение доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать их; формулировать проблему, предлагать пути их решения; уметь осуществлять анализ и синтез объектов; умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: уметь задавать вопросы; понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли; контролировать свои действия; слушать других и высказывать свое мнение; работать в паре и в группе. Предметные: знать смысл понятий размножение, рост, развитие; знать способы полового и бесполого размножения, вегетативного размножения; причины роста и развития организмов; виды развития животных- прямое и непрямое; факторы, влияющие на рост, развитие и размножение организмов; уметь определять биологические понятия; вегетативно размножать комнатные растения; объяснять причины роста, развития и размножения организмов; сравнивать способы размножения растений и животных, рост растений, развитие с полным и неполным превращением приводить примеры. | ||
20 | Половое размножение. | |||
21 | Рост и развитие - свойства живых организмов. Индивидуальное развитие. Лабораторная работа №5. «Определение возраста деревьев по спилу». | |||
22 | Влияние вредных привычек на индивидуальное развитие и здоровье человека. | |||
23 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Размножение, рост и развитие организмов». | |||
Регуляция жизнедеятельности организмов (10 часов) | ||||
24 | Способность организмов воспринимать воздействия внешней среды и реагировать на них. | Л: Понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы; признавать право каждого на собственное мнение; понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией; осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающееся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия; реализовывать теоретические знания на практике. П: Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы, осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; подводить итоги работы, формулировать выводы; умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую; выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Р: адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. К: Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении находить дополнительную информацию в электронном приложении; строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою точку зрения. Предметные: знать понятия регуляция, гормон, нейрон, рефлексы, инстинкт, саморегуляция, поведение и др; знать механизм нервной и гуморальной регуляции, факторы, влияющие на поведение; уметь объяснять механизм нервной и гуморальной регуляции, объяснять значение регуляции и саморегуляции; различать способы движения организмов; приводить примеры разнообразных способов передвижения | ||
25 | Гуморальная регуляция жизнедеятельности организмов. | |||
26 | Нейрогуморальная регуляция жизнедеятельности многоклеточных животных. | |||
27 | Поведение организмов. | |||
28 | Движение организмов. | |||
29 | Организм – единое целое. | |||
30 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Регуляция жизнедеятельности организмов». | |||
31 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности растений». | |||
32 | Обобщающий урок-проект «Многообразие живой природы. Особенности жизнедеятельности животных». | |||
33 | Итоговая контрольная работа по курсу биологии 6 класса. | |||
34 | Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение по курсу 6 класса. Летние задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС Пасечник. Линия жизни
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС. Пасечник. Линия жизни. 34 часа ( 1 час в неделю)...
Рабочая программа по биологии (В.В. Пасечник) 5-9 класс по ФГОС
Рабочая программа по биологии по программе В.В. Пасечника для 5-9 классов по ФГОС. Программа содержит личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, содержание учебного предмет...
Рабочая программа по биологии 7 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С.Калинова 7 класс. Учебник / М.: Просвещени...
Рабочая программа по биологии 8 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса «Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский...
Рабочая программа по биологии 9 кл Пасечник - 2ч. "Линия жизни"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы курса«Биология» Пасечник В. В: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии для 6 класса УМК Пасечник "Линия Жизни" 1 часы неделю
Рабочая программа для общеобразовательной школы по биологии по учебнику Пасечника 35 часов...
Рабочая программа по биологии для 7 класса УМК Пасечник "Линия Жизни" 1 часа в неделю
Рабочая прогамма для общеобразовательных школ на основе УМК "Линия жизни"...