Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК Сухорукова Л.Н.
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса разработана на основе базовой автороской программы Л.Н. Сухоруковой., В.С. Кучменко и др. Содержание курса "Биология, Живой организм. 6 класс опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в 5 классе, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. рабочая программа рассчитана на 70 часов в год, 2часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_klass.doc | 226 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО МБОУ «СОШ№13» Протокол №1 от «_» сентября 2014 года _______ | РЕКОМЕНДОВАНО на заседании МС МБОУ «СОШ№13» Протокол №1 от 13 сентября 2014 года _______Грибанова Н.А, | УТВЕРЖДАЮ Приказ № 222 от 20 сентября 2014 г Директор МБОУ «СОШ№13» _______ Чайко В.И. |
Рабочая программа по биологии 6 класс
Образовательная область: естествознание
Разработала: Парамонихина Е.А.
учитель биологии,
высшей квалификационной категории
г. Братск
2014
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по биологии, для учащихся 6 класса разработана на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, Л.В.Воронина, которая разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федеральным базисным учебным планом, с учётом федерального и регионального компонентов. Содержание курса «Биология. Живой организм. 6 класс» опирается на сведения о живой и неживой природе, полученные в пропедевтических курсах 5 класса, и служит основой для усвоения содержания о разнообразии живых организмов в курсе биологии 7 класса. В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный, эколого-эволюционный и системный подходы.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год. 2 часа в неделю
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание. Значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранение окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- многообразие и эволюция органического мира;
- биологическая природа и социальная сущность человека;
- уровневая организация живой природы;
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и
его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Курс «Биология. Живой организм. 6 класс» отражает основные идеи и предметные темы образовательного стандарта по биологии. Он является первым самостоятельным курсом в системе школьного биологического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропевдевтических курсов 5 класса «Природоведение» и «Естествознание». В процессе изучения начального курса биологии не только формируются базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов биологии. Но и происходит становление устойчивого познавательного интереса к предмету. Закладываются основы жизненно важных компетенций.
Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о методах познания живой природы;
- овладение умениями работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
В основу отбора и структурирования содержания курса «Живой организм» положены функциональный. Эколого-эволюционный и системный подходы.
Ценностные ориентиры учебного процесса.
- социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщения к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях. Здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы. Формированием интеллектуальных умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
- формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Содержание учебного курса
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Строение клетки | 11 |
3 | Ткани живых организмов | 9 |
4 | Органы и системы органов живых организмов | 12 |
5 | Строение и жизнедеятельность живых организмов | 23 |
6 | Живые организмы в окружающей среде | 8 |
Резерв | 4 |
Требования к результатам обучения
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у чело века, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения-ми, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В учебно-методический комплект входят:
- Учебник «Биология. Живой организм». Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин.
- Тетрадь-тренажер.
- Тетрадь-практикум.
- Тетрадь-экзаменатор.
- Методические рекомендации.
- Электронное приложение к учебнику (CD-ROM).
Литература для учителя:
- Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2003.
- Демидова В. Ботаника в таблицах, схемах, тестах и терминах // 1 сентября. Биология. – 2005. - №№ 10-16.
- Кучменко В.С., Сухорукова Л.Н. «Биология. Живой организм». Методические рекомендации. – М. : Просвещение, 2008.
- Рохлов В.С. Биология. 6-9 кл. Демонстрационные таблицы по биологии. – м.: учебная книга, 2004.
Литература для учащихся:
- Жизнь растений. Т. 1. – М.: Просвещение, 1982.
- Серебрякова Т.И. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1992.
- Биология. Энциклопедия для детей. Т. 2. – М.: Аванта +, 2001
Интернет ресурсы:
- www.gbmt.ru/ru/excursions/botany.php
- www.ekosystema.ru/
- www.slovari.yandex.ru/
- www.examen.ru/
- www.schools.techno/ru/doog/bio_kletka/
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема урока. Тип урока. Дом. задание | Сроки | Элементы содержания | Измерители | Лабораторные, практические работы и экскурсии |
Введение (3 часа) | |||||
1 | Биология – наука о живых организмах. Вводный урок. Д/з: стр. 8-9 учебника, р/т С.7 №1, С.8 №1, с.10 №1 | Предмет изучения биологии. История зарождения биологии. Деятельность ученых древности. Направления развития современной биологии | Тетрадь-тренажер: с. 5 №1, с. 6 № 2,3 | ||
2 | Важнейшие признаки живых организмов. Комбинированный урок. Д/з: стр. 10-11 учебника, р/т с. 10 №№2,3 | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, раздражимость, размножение, приспособление к среде обитания. | Тетрадь-тренажер: с.4 – 5, с. 6 № 4, с. 9 №№2,3 | ||
3 | Осенние явления в жизни родного края. Экскурсия. Д/з: стр. 12 учебника, т/п Экскурсия №1 | Сроки изменения окраски листьев. Начало и конец листопада. Поздноцветущие растения. Вечнозеленые растения. | Экскурсия | ||
Строение клетки (11 часов) | |||||
4 | Клеточное строение организмов. Комбинированный урок. Д/з: стр. 14-15 учебника | Микроскоп и его значение. Вклад Р. Гука, А. Левенгука и других ученых в изучение клетки. Клеточная теория, ее положения, значение для развития биологии. | Тетрадь тренажер: с. 15 №1, с.16 №2 | ||
5 | Работа с лупой и микроскопом. Комбинированный урок. Д/з: стр. 15-16, приготовиться к лабораторной работе | Устройство ручной лупы и микроскопа. Увеличение микроскопа. Назначение лупы и микроскопа, их различие. | Тетрадь-тренажер: с. 17 №1, тетрадь-практикум л/р № 1 | Л/р №1 «Устройство увеличительных приборов» | |
6 | Состав и строение клеток. Комбинированный урок. Д/з: стр. 17 учебника, приготовиться к лабораторной работе | Приготовление микропрепарата «Строение кожицы лука». Изучение микропрепарата под микроскопом, Рисунки микропрепарата в тетради, подписи и выводы. | Тетрадь-практикум л/р 2 | Л/р № 2 «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | |
7 | Состав и строение клеток. Комбинированный урок. Д/з: стр. 18-19. | Органические и минеральные вещества. Общие черты строения клеток. | Т-т: с. 19 № 1,2, Т-п: л/р №3 | Л/р №3 «Состав клеток растений» | |
8 | Строение клеток бактерий. Комбинированный урок. Д/з: стр. 20-21 учебника | Бактерии – древнейшие организмы Земли. Формы и размеры бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Распространение и роль бактерий в природе. | Т-т: с. 21 №2 | ||
9 | Строение клеток растений. Комбинированный урок. Д/з: стр. 22-23 учебника. Т-т: с. 18 №2. | Общие черты строения ядра клетки. Особенности строения клеток растений. Роль пластид в жизни растений. | Т-п: л/р №4 | Л/р №4 «Строение клетки листа элодеи» | |
10 | Строение клеток животных и грибов. Вирусы. Комбинированный урок. Д/з: стр. 22-23 учебника. Т-т: с. 21 №3. | Строение животной и грибной клетки. Сходство и отличие клеток эукариот. Неклеточные организмы. | Т-т: с. 18 №3, с. 20 №1 | ||
11 | Образование новых клеток. Комбинированный урок. Д/з: стр. 24-25 учебника. Т-т: с. 19 №3. | Рост организмов. Деление клеток. Состав новых клеток. Деление и рост клеток – рост и развитие организмов. | |||
12 | Одноклеточные организмы. Комбинированный урок. Д/з: стр. 26-27 учебника. Т-т: с. 17 №4, с. 20 №4. | Общие признаки одноклеточных организмов. Одноклеточные растения: строение, среда обитания, значение в природе. Одноклеточные грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Одноклеточные животные, особенности строения и жизнедеятельности. | Т-П: Л/р №5 | Л/р №5 «Строение животной клетки» | |
13 | Колониальные и многоклеточные организмы Комбинированный урок. Т-э: «Строение клетки». Проверочные работы 1,2. Повторить тему «Строение клетки. | Общие признаки многоклеточных организмов. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы: растения, грибы, животные. | Т-т: с. 17 №5, с. 18 №4 | ||
14 | Строение клетки. Обобщающий урок. | Доказательство положений клеточной теории. Деление клеток – основа размножения, рост и развития организма. Строение одноклеточных и многоклеточных организмов, их разнообразие и роль в природе. Значение знаний о клеточном строении организмов в практической деятельности человека. | Т-э: «Строение клетки». Проверочные работы 1,2 Т-т: с. 12-15 | ||
Ткани живых организмов (9 часов) | |||||
15 | Покровные ткани растений и животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 31-34 учебника. Т-т: с. 28 №» | Определение ткани. Покровные ткани растений: листа, стебля, корня. Покровные ткани животных. | Т-т: с. 25 №№1-3 | ||
16 | Строение покровной ткани листа. Комбинированный урок. Д/з: стр. 23-33 учебника. | Приготовление среза кожицы листа. Рассмотрение микропрепарата. Зарисовка микропрепарата в тетради, формулирование выводов. | Т-п: Л/р №6 | Л/р №6 «Строение покровной ткани листа» (ч.1). | |
17 | Механические и проводящие ткани растений. Комбинированный урок. Д/з: стр. 36-37 учебника. Т-т: с. 28 № 3 | Клетки механической ткани. Клетки проводящих тканей – древесины и луба. Их расположение, строение, функции. | Т-т: с. 26 №2 | ||
18 | Основные и образовательные ткани растений. Комбинированный урок. Д/з: стр. 38-39 учебника. | Фотосинтезирующая ткань, ее расположение в растении, строение, значение. Рассматривание готовых микропрепаратов фотосинтезирующей ткани, зарисовка строение ее клеток. Запасающая ткань ее расположение, особенности строения, значение. Образовательная ткань. Ее расположение в растении, особенности строения и основная функция. | Т-п: Л/р №6 | Л/р: №6 «Строение покровной фотосинтезирующей ткани растений» (ч. 2). | |
19 | Соединительные ткани животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 40-41 учебника. Т-т: с. 29 №4 | Общие признаки соединительных тканей животных. Волокнистая, костная и хрящевая ткани, их строение и функции. Кровь – особая соединительная ткань. Внутренняя среда организма. Жировая ткань ее значение. | Т-т: с. 25 №4 | ||
20 | Строение соединительных тканей животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 40-41 учебника. | Рассмотрение готового препарата жировой ткани животных. Изучение клеток крови. Зарисовка фрагментов тканей с микропрепаратов, оформление подписей к рисункам. Формулировка выводов о связи строения тканей с их функциями. | Т-п: Л/р №7 | Л/р: №7 «Строение соединительных тканей животных» | |
21 | Мышечная и нервная ткани животных Комбинированный урок. Д/з: стр. 42-43 учебника. Т-т: с. 27 №3 | Строение и функции поперечно-полосатой мышечной ткани. Гладкая мышечная ткань, ее строение и функции. Строение нервной ткани, ее свойства. Импульс. Значение нервной ткани в обеспечении целостности организма. | Т-т: с. 25 №5, с. 26 №6 | ||
22 | Мышечная и нервная ткани животных Лабораторная работа. Д/з: стр. 42-43 учебника. Повторить тему «Ткани» | Рассмотрение микропрепарата «Поперечно-полосатая и гладкая мышечные ткани». Рассмотрение микропрепарата «Нервная ткань». Зарисовка фрагментов ткани с микропрепаратов, оформление подписей к рисункам. Формулировка выводов о связи строения тканей с их функциями | Т-п: Л/р №8 | Л/р: №8 «Строение мышечной нервной ткани животных» | |
23 | Ткани живых организмов. Обобщающий урок. | Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Покровные ткани растений и животных, взаимосвязь их строения с функцией. Основные ткани растений, их строение и функции. Ткани животных, их особенности, связь с функцией. Практическое значение знаний о тканях организмов. | Т-т: с. 22-24, с. 29 №1, с. 30 №№2, 3, с. 31 №№4, 5. Т-э: «Ткани живых организмов». Проверочные работы 1, 2. | ||
Органы и системы органов живых организмов (12 часов) | |||||
24 | Органы и системы органов растений. Побег. Комбинированный урок. Д/з: стр. 46-47 учебника. Приготовиться к л/р. | Вегетативные и генеративные органы растений. Строение побега. Почка – зачаточный побег. Строение почки. Развертывание почки. | Т-т: с. 35 №1, с. 41 №1. | ||
25 | Органы и системы органов растений. Побег. Лабораторный урок. Д/з: стр. 46-47 учебника. | Наблюдение и изучение частей побега. Зарисовать строение побега. Изучение строения вегетативной и генеративной почек. Зарисовать схемы продольного разреза почек. Формулирование выводов о том, что представляет собой побег и почка | Т-п: Л/р №9 | Л/р: №9 «Внешнее строение побега растений. Строение вегетативной и генеративной почек» | |
26 | Строение и функции стебля. Комбинированный урок. Д/з: стр. 48-49 учебника. Приготовиться к л/р. | Основные функции стебля. Строение и значение покровных функций стебля. Строение и функции камбия, древесины, сердцевины. Годичные кольца. Управление ростом и развитием растений. Значение обрезки деревьев. | Т-т: с. 44 №1 | ||
27 | Строение и функции стебля. Лабораторный урок. Д/з: стр. 48-49 учебника. Приготовиться к л/р. | Рассмотрение поперечного и продольного срезов стеблей. Выяснение строение коры, древесины, сердцевины на натуральных объектах. Зарисовка или заполнение схемы строение стебля. Определение возраста деревьев по спилам. | Т-п: Л/р №10 | Л/р: №10 «Строение стебля» | |
28 | Внешнее строение листа Лабораторный урок. Д/з: стр. 50-51 учебника | Лист как составная часть побега. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листорасположение, его значение. Листовая мозаика. | Т-п: Л/р №11 | Л/р: №11 «Внешнее строение листа. Листорасположение. Простые и сложные листья» | |
29 | Клеточное строение листа. Комбинированный урок. Д/з: стр. 52-53 учебника. Приготовиться к л/р. | Клеточное строение кожицы листа. Клетки мякоти листа. Жилки листа, их строение и функции. Световые и теневые листья. | Т-т: с. 38 №2 | ||
30 | Корень. Корневые системы растений. Лабораторный урок. Д/з: стр. 54-55 учебника. | Корень – осевой орган растения. Зоны корня: расположение, строение, функции. Рассмотрение корневых волосков невооруженным глазом, под лупой, микроскопом. Корневые системы, их изучение на натуральных объектах | Т-п: Л/р №12 | Л/р: №12 «Корень, Стержневая и мочковатая корневые системы» | |
31 | Видоизменение надземных побегов. Комбинированный урок. Д/з: стр. 56-57 учебника. Т-т: с. 42 №4 Приготовиться к л/р. | Причины видоизменения побегов. Теория метаморфоза. Видоизменения стебля и листьев. Видоизменения почки. | Т-т: с. 38 №3, с. 39 №6 | ||
32 | Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторный урок. Д/з: стр. 58-59 учебника. Т-т: с. 36 №4, с. 39 №7. | Разнообразие подземных побегов. Изучение корневища, клубней, луковицы на натуральных объектах. Строение и значение видоизменений. | Т-п: Л/р №13 | Л/Р: №13 «Видоизменения подземных побегов и корней» | |
33 | Органы и системы органов животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 60-63 учебника. Т-т: с. 43 №№5,6, с. 44 №7, с. 45 №3. Повторить тему: «Органы и системы органов» | Значение опорно-двигательной системы. Наружный и внутренний скелет. Пищеварительная система, ее функции. Системы органов дыхания и кровообращения. Усложнение кровеносной системы в ходе эволюции животных. Выделительная и половая системы. Нервная и эндокринная системы, их роль в обеспечении целостности организма. Органы чувств. | Т-т: с. 36 №6, с. 40 №9, с. 41 №10. | ||
34 | Органы и системы органов животных. Обобщающий урок Повторить с. 14-64 учебнпик. | Побег: взаимосвязь внешнего и внутреннего строения с функциями. Корень его строение и значение. Разнообразие видоизмененных побегов и корней – результат приспособленности растений к условиям внешней среды. Значение опорно – двигательной системы в жизни животных. Взаимосвязь дыхательной, пищеварительной и кровеносной систем. Основные черты строения нервной системы. | Т-т: с. 32-35, с. 37 №7 | ||
35 | Строение клетки. Ткани живых организмов. Органы и системы органов живых организмов. Итоговый урок. | Общие черты и особенности строения клеток представителей четырех царств живой природы. Разнообразие и функции покровных тканей растений и животных. Особенности строения и функций механической ткани растений и костной ткани животных. Проводящая система растений, кровь и кровеносная система животных, их функции. Строение фотосинтезирующей ткани листа, значение листьев. Нервная ткань и нервная система, их роль в жизни животных. | Т-э: «Органы и системы органов живых организмов». Проверочные работы № 1,2 | ||
Строение и жизнедеятельность организмов (23 часа) | |||||
36 | Движение живых организмов. Комбинированный урок. Д/з: стр. 66-67 учебника. Т-т: с. 62 №1 | Движение одноклеточных организмов. Движение растений и грибов. Движение животных. Органы передвижения животных и среды жизни. | Т/т: с. 49 №1 | ||
37 | Почвенное питание растений. Комбинированный урок. Д/з: стр. 68-69 учебника. Т-т: с. 56 №1 | Почвенное питание. Корневое давление. Зависимость почвенного питания от состава почвы. Внесение удобрений. Особые способности питания растений. | Т/т: 49 №2 | ||
38 | Фотосинтез. Из истории изучения воздушного питания растений. Комбинированный урок. Д/з: стр. 70-71 учебника. | История изучения воздушного питания растений: Я. Гельмонт, Дж. Пристли, ю, сакс. Фотосинтез. Доказательства образования органического вещества – опыт Ю. Сакса. | |||
39 | Фотосинтез. Комбинированный урок. Д/з: стр. 72-73 учебника. | Необходимость углекислого газа для образования крахмала в листьях. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза. Растения – «зеленый посредник» между Землей и Космосом. Значение фотосинтеза для дыхания растений, животных, людей, работы промышленных предприятий. | Т/т: с. 57 №2 | ||
40 | Испарение воды листьями листопад. Комбинированный урок. Д/з: стр. 74-75 учебника. | Доказательства испарения воды листьями. Условия влияющие на испарения. Биологическая роль испарения. Роль устьиц в регуляции испарения воды растением. Листопад – приспособление к уменьшению испарения осенью и зимой. Листопадные и вечнозеленые растения. | Т/т: с. 50 №4, с. 60 №7 | ||
41 | Питание животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 76-77 учебника. Т/т: с. 62 №3, с. 63 №4, с. 65 №9. | Захват и заглатывание пищи – Отличительная особенность животных. Пищеварительная система многоклеточных животных, ее отделы. Процесс пищеварения, роль в этом процессе эпителия кишечника и кровеносной системы. Растительноядные животные, особенности их строения. Хищные и паразитические животные, их приспособления к добыванию и перевариванию пищи. Животные падальщики и всеядные. Роль животных в природе. | Т/т: с. 49 №2, с. 57 №3, с. 61 №9 | ||
42 | Питание бактерий. Комбинированный урок. Д/з: стр. 78-79 учебника. | Бактерии – гетеротрофы (сапрофиты и паразиты) и автотрофы, их роль в природе. Бактерии, усваивающие азот воздуха, их значение для жизни на Земле. Особенности питания грибов. Грибы – сапрофиты, паразиты и симбионты, их роль в природе. | Т/т: С. 61 №8, с. 62 №3 | ||
43 | Дыхание растений, бактерий, грибов. Комбинированный урок. Д/з: стр. 80-81 учебника. Т/т: с. 62 №2 | Сущность процесса дыхания у большинства животных организмов. Дыхание и фотосинтез – противоположные процессы. Отличие дыхание от брожения. Дыхание и брожение у бактерий и грибов. | Т/т: с. 50 №№5_7, с. 54 №3, с. 57 №2 | ||
44 | Дыхание и кровообращение животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 82-83 учебника. | Функции органов дыхания. Разнообразие органов дыхания животных. Связь дыхания и кровообращения. Круги кровообращения. | Т/т: с. 49 №3 | ||
45 | Транспорт веществ. Комбинированный урок. Д/з: стр. 84-85 учебника | Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Передвижение органических веществ по ситовидным трубкам. Последствия повреждения проводящей системы растений. Транспорт веществ у животных. Теплокровные и холоднокровные животные. | Т/т: с. 61 №9, с. 63 №5 | ||
46 | Выделение. Обмен веществ. Комбинированный урок. Д/з: стр. 86-87 учебника | Выделение, его связь с процессами питания и дыхания. Особенности процесса выделения у растений. Выделения у животных. Обмен веществ организма с окружающей средой – основа биологического круговорота. | Т/т: с. 51 №8 | ||
47 | Размножение организмов. Бесполое размножение. Комбинированный урок. Д/з: стр. 88-89 учебника | Особенности бесполого и полового размножения. Размножение бактерий, одноклеточных водорослей, одноклеточных грибов, одноклеточных животных. Размножение многоклеточных растений и грибов с помощью спор. | |||
48 | Вегетативное размножение растений. Урок-практикум. Д/з: стр. 90-91 учебника. | Вегетативное размножение в природе. Использование знаний о вегетативном размножении для выращивания культурных растений. Размножение плодово-ягодных культур с помощью прививки. Современные методы. | Т/т: с. 58 №4, с. 64 №7 Т/п: Практическая работа №1 | Практическая работа №1 «Вегетативное размножение растений» | |
49 | Цветок – орган полового размножения. Комбинированный урок. Д/з: стр. 92-93 учебника. Т/т: с. 58 №№5,6 | Цветок – генеративный орган, его строение и функции. Завязь, ее части. Строение семязачатка. Многообразие цветков. Соцветия, их биологическое значение. | Т/т: с. 51 №10, с. 54 №4 | ||
50 | Строение цветка. Лабораторный урок. Д/з: стр. 92-93 учебника. | Изучение строения цветка с помощью лупы. Выделение и описание основных частей цветка. Рассмотрение строения завязи под лупой. Формулирование выводов | Т/п: Л/р №14 | Л/р №14 «Строение цветка». | |
51 | Опыление. Комбинированный урок. Д/з: стр. 94-95 учебника. | Опыление. Типы опыления: самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление. Особенности насекомоопыляемых растений. Приспособления строения цветков к опылению птицами и другими опылителями. Особенности ветроопыляемых растений. Использование перекрестного и искусственного опыления при выращивании культурных растений. | Т/т: с. 60 №6 | ||
52 | Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Лабораторный урок. Д/з: стр. 96-97 учебника. Т/т: с. 65 №8 | Оплодотворение у цветковых растений. Строение семян. Плоды, их разнообразие. Определение сухих и сочных, односемянных и многосемянных плодов. | Т/п: Л/р №15. Т/т: с. 55 №5 | Л/р №15 «Определение плодов№ | |
53 | Размножение многоклеточных животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 98-99 учебника. | Бесполое размножение гидры. Сущность оплодотворения у животных. Наружное и внутреннее оплодотворение. Закономерности развития нового организма. | Т/т: с. 64 №6 | ||
54 | Индивидуальное развитие животных. Комбинированный урок. Д/з: стр. 100-101 учебника. | Развитие растений из семени. Рост растений как результат жизнедеятельности. Возрастные периоды растений после образования семени. Однолетние, двулетние, многолетние растения. | Т/т: с. 55 №6 | ||
55 | Примеры выращивания и размножения растений. Урок –практикум. Д/з: стр. 100-101 учебника. | Проращивания семян для проведения наблюдения и постановка опытов. Проращивания семян для высадки в грунт. Использование различных способов проращивания семян в сельскохозяйственной практике | Т/п: П/р №2 | П/р: №2 «Способы проращивания семян» | |
56 | Индивидуальное развитие животных. Лабораторный урок. Д/з: стр. 102-103 учебника. Т/т: с. 52 №11, с. 53 №2 | Зародышевый период. Период формирования роста организма. Типы развития. Периоды зрелости и старости. | Т/п: Л/р №16 | Л/р №16 «Строение яйца птицы» | |
57 | Расселение и распространение живых организмов. Комбинированный урок. Д/з: стр. 104-105 учебника | Расселение бактерий и грибов. Способы распространения растений. Нерегулярные перемещения и миграции животных. | Т/т: с. 52 №12. | ||
58 | Строение и жизнедеятельность организмов. Обобщающий урок. | Почвенное и воздушное питание растений. Планетарная роль фотосинтеза. Взаимосвязь дыхания и фотосинтеза. Роль транспорта веществ для обеспечения целостного организма. Взаимосвязь деления клеток с ростом и развитием организма. Обмен веществ – основа круговорота веществ в природе. | Т/э: «строение и жизнедеятельность организмов». Проверочная работа №1,2 | ||
Живые организмы в окружающей среде (8 часов) | |||||
59 | Организм – единое целое. Комбинированный урок. Д/з: стр. 108-109 учебника | Взаимосвязь клеток и тканей в организме. Взаимосвязь органов и систем органов. Регуляция деятельности организма. | Т/т: с. 69 №1, с. 70 №2, с. 72 №1. | ||
60 | Взаимосвязь организмов с факторами среды. Комбинированный урок. Д/з: стр. 110-111 учебника | Экологические факторы. Влияние факторов неживой природы на растения и животных. | Т/т: с. 74 №1, с. 77 №1 | ||
61 | Весенние явления в жизни растений родного края. Экскурсия. | Растения леса. Жизнь леса весной. Приспособленность растений леса к совместной жизни и условиям окружающей среды. Влияние человека на жизнь леса. | Т/п: | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений родного края» | |
62 | Взаимосвязь организмов в сообществе. Комбинированный урок. Д/з: стр. 112-113 учебника | Сообщества живых организмов. Конкурентные отношения. Отношения между хищником и жертвой. Отношения между паразитом и хозяином. Взаимовыгодные отношения. | Т/т: с. 73 №3, с. 75 №4,с. 76 №5. | ||
63 | Растительное сообщество леса (луга, водоема). Экскурсия | Ярусное расположение растений в лесном сообществе. Приспособленность растений к совместному обитанию в лесу. Разнообразие видов растений – основа устойчивости лесного сообщества. | Т/п | Экскурсия «Растительное сообщество леса родного края» | |
64 | Человек и живая природа. Комбинированный урок. Д/з: стр. 114-115 учебника. Т/т: с. 78 №3,4. Повторить тему | Историческая связь человека и природы. Красная книга, ее значение. Охраняемые природные территории. | Т/т: с. 72 №5, с. 73 №3, с. 77 №2. | ||
65-66 | Строение и жизнедеятельность организмов. Живые организмы в окружающей среде. Итоговый урок | Сходство и различие клеток растений, животных, грибов и бактерий. Ткани, выполняющие сходные функции у растений и животных. Ткани, отличающие растения и животных. Вегетативные и генеративные органы растений. Системы органов животных. Связь дыхания и фотосинтеза у растений. Связь дыхания и кровообращения у животных. Связь цветения, опыления, оплодотворения и плодоношения у растений. Особенности размножения животных. Средообразующая роль живых организмов | Т/э: «Живые организмы в окружающей среде». Проверочные работы №1,2. Итоговые проверочные работы №1,2 | ||
Резерв 4 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 5 класс Сухорукова
Рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Сухоруковой...
Рабочая программа по биологии 10 класс по программе Сухоруковой
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи обучения, требования к результатам обучения, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю....