Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.
рабочая программа по биологии (11 класс)

Айгуль Назгатовна Рахматуллина

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl_biologiya._rabochaya_programma.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                             «КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО  

На заседании ШМО

Протокол заседания МО №1 от «27» 08.2020  г.    

____________ А.Н.Рахматуллина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________  О.А.Лакиза

«     »  08. 2020 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Криничненская СШ»

___________ Е.А.Коновченко

Приказ №      от «    » 08. 2020  г.

                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования  по биологии  для  11 класса

на 2020/2021 учебный год.

                                                                                                                                                                          Составитель: учитель биологии

                                                                                                                                                                          Рахматуллина Айгуль Назгатовна.

2020 г

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный Закон  от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

- Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым;

- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089;

- Основная образовательная программа СОО «Криничненская средняя школа»  Белогорского района Республики Крым.

- Примерная рабочая программа по биологии (10-11 класс, базовый уровень) для образовательных учреждений Республики Крым, г.Симферополь 2016г. Терехова А.В., Дризуль А.В., Трещева Н.В.

-УМК  Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В.Иванова. «Биология» 10-11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Просвещение, 2014. – 127с.: ил. – (Сферы). Рабочая программа  по   биологии разработана для  учащихся  11-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Криничненская средняя школа»  Белогорского района Республики Крым. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год и  будет реализована в течение 2019-2020 учебного года. Изучение предмета осуществляется за счет часов инвариантной составляющей Учебного плана МБОУ «Криничненская СШ»  на 2019/2020 учебный на базовом уровне.  Согласно учебному плану МБОУ  «Криничненская СШ»  на изучение биологии отводится в 11-х  классах 68 часов  в год (контрольные работы: 2, практические работы: 3, лабораторные работы: 5)

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

           Предмет биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.

        В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

 Знать /понимать:

  •  знать основные положения клеточной теории; общие признаки живого организма;

основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • знать причины и результаты эволюции; законы наследственности; примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
  • описывать строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
  • знать особенности деления клетки; строения и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
  • объяснять роль обмена веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме;
  • знать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
  • называть среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • знать природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
  • называть искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
  • обосновывать взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
  • объяснять родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
  • знать особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
  • анализировать и оценивать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
  • знать роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
  • понимать необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Уметь:

 объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических   веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы  взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости  сохранения многообразия видов;

 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

 решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

 описывать особей видов по морфологическому критерию;

 выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

 оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

 оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1.  Основные закономерности изменчивости. Селекция. (7 ч)

Наследственная изменчивость. Типы мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Модификационная изменчивость. Искусственный отбор. Методы изучения наследственности человека.  Хромосомные болезни, их причины.  Селекция растений. Селекция животных и микроорганизмов.

Лабораторная  работа №1 Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.

Контрольная работа №1. Закономерности наследственности и изменчивости.

Популяция. Вид.  Биоценоз. ( 7 ч)

Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Свойства популяции, их динамика. Демографическая структура популяции. Пирамиды возрастов. Биоценоз и его структура. Типы взаимодействия особей разных видов в биоценозе. Внутривидовая и межвидовая конкуренция.

Экологическая ниша.

Лабораторная  работа №2 «Изучение критериев вида»

Экосистемы (6 ч)

Общая характеристика экосистем. Разнообразие экосистем. Трофическая структура экосистемы. Экологические пирамиды.

Развитие и смена экосистем. Разнообразие экосистем. Видовая и трофическая структура агроэкосистемы (парка, сада).  Агроценоз и агросистема, их  особенности. Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы местности.

Практическая работа №1 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Практическая работа №2. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Биосфера (8 ч)

Биосфера – глобальная экосистема. Учение о биосфере. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе. Круговорот углерода и азота. Живое вещество и его функции .  Круговороты серы.  Кислотные дожи. Особенности круговорота фосфора. Круговороты кислорода и водорода. Круговорот воды. Глобальные экологические проблемы.

Раздел 2. Закономерности микро- и макроэволюции (19 ч). 

Развитие эволюционной теории. Микро- и макроэволюция. Популяция – элементарная единица эволюции. Закон Харди–Вайнберга. Изучение генофонда популяций. Мутационный процесс – источник исходного материала для естественного отбора. Популяционные волны – фактор микроэволюции. Естественный отбор – направляющий фактор микроэволюции. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов – результат эволюции.  Изоляция – фактор видообразования . Дарвинизм и антидарвинизм о факторах эволюции. Генетические основы видообразования. Географическое и экологическое видообразование. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса. Формы макроэволюции. Закономерности макроэволюции. Эволюционные запреты. Предсказуемость эволюции.. Антидарвиновская концепция эволюции. Основные закономерности макроэволюции

Лабораторная  работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Лабораторная  работа №4  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»

Лабораторная  работа №5 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Контрольная работа №2 по теме: Экосистемы. Биосфера. Микроэволюция.

Разнообразие органического мира (9 ч)

Систематика и эволюция. Принципы классификации. Деление живых организмов на царства. Группы неопределенного систематического положения. Царство Растения. Подцарство Багрянки. Подцарство Настоящие водоросли. Царство Растения. Подцарство Высшие растения.

Царство Животные . Одноклеточные. Многоклеточные радиально-симметричные, двуслойные. Царство Животные . Многоклеточные двусторонне-симметричные, трехслойные. Тип Ходовые. Царство Грибы. Разнообразие грибов.

Контрольная работа №3 по теме: Макроэволюция. Разнообразие органического мира.

Раздел 3. Происхождение и развитие жизни на Земле.

Происхождение и развитие жизни на Земле. (7 ч)

Сущность жизни. Гипотеза абиогенеза и биогенеза. Развитие жизни на Земле: архей и протерозой. Развитие жизни в раннем палеозое: кембрий, ордовик, силур. Развитие жизни в позднем палеозое: Девон, карбон, пермь. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. История развития жизни на Земле

Практическая работа №3 Анализ и оценка различных теорий происхождения жизни.

Биологическая  и социальная природа человека, его место в биосфере ( 5 ч.)

Происхождение человека. Особенности современного этапа биологической эволюции человека. Человеческие расы. Биологические факторы эволюции и современный человек. История взаимодействие  человека и природы. Коэволюция природы и общества

Итоговая контрольная работа №4  по курсу «Общей Биологии. 11 класс».

  1. Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Контрольные работы

Практическая часть

Лабораторная часть

1

Селекция.

7

1

1

2

Популяция. Вид.  Биоценоз.

7

 

 1

3

Экосистемы

6

2

4

Биосфера

8

5

Закономерности микро- и макроэволюции

19

1

3

6

Разнообразие органического мира

9

1

7

Происхождение и развитие жизни на Земле.

7

1

9

Биологическая  и социальная природа человека, его место в биосфере

5

1

Итого

68

4

3

5

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  ПО  ЛИТЕРАТУРЕ  11класс  рассчитана  на 4 часа в неделю, 136 часов в год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс

программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую  раскладку...

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.

Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....