Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.
рабочая программа по биологии (11 класс)
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 11 класс. 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_biologiya._rabochaya_programma.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРИНИЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол заседания МО №1 от «27» 08.2020 г. ____________ А.Н.Рахматуллина | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________ О.А.Лакиза « » 08. 2020 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Криничненская СШ» ___________ Е.А.Коновченко Приказ № от « » 08. 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования по биологии для 11 класса
на 2020/2021 учебный год.
Составитель: учитель биологии
Рахматуллина Айгуль Назгатовна.
2020 г
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Закон Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым;
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 № 1089;
- Основная образовательная программа СОО «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым.
- Примерная рабочая программа по биологии (10-11 класс, базовый уровень) для образовательных учреждений Республики Крым, г.Симферополь 2016г. Терехова А.В., Дризуль А.В., Трещева Н.В.
-УМК Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Учебник Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В.Иванова. «Биология» 10-11 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений. –М.: Просвещение, 2014. – 127с.: ил. – (Сферы). Рабочая программа по биологии разработана для учащихся 11-х классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Криничненская средняя школа» Белогорского района Республики Крым. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год и будет реализована в течение 2019-2020 учебного года. Изучение предмета осуществляется за счет часов инвариантной составляющей Учебного плана МБОУ «Криничненская СШ» на 2019/2020 учебный на базовом уровне. Согласно учебному плану МБОУ «Криничненская СШ» на изучение биологии отводится в 11-х классах 68 часов в год (контрольные работы: 2, практические работы: 3, лабораторные работы: 5)
- Требования к уровню подготовки обучающихся.
Предмет биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности.
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать:
- знать основные положения клеточной теории; общие признаки живого организма;
основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- знать причины и результаты эволюции; законы наследственности; примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
- описывать строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- знать особенности деления клетки; строения и жизнедеятельности бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;
- объяснять роль обмена веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме;
- знать особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- называть среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- знать природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- называть искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.
- обосновывать взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
- объяснять родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
- знать особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- анализировать и оценивать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;
- знать роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;
- понимать необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Уметь:
∙ объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
∙ решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
∙ решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
∙ описывать особей видов по морфологическому критерию;
∙ выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
∙ сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
∙ анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
∙ изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
∙ находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
∙ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
∙ оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
∙ оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
- Содержание учебного предмета
Раздел 1. Основные закономерности изменчивости. Селекция. (7 ч)
Наследственная изменчивость. Типы мутаций. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Модификационная изменчивость. Искусственный отбор. Методы изучения наследственности человека. Хромосомные болезни, их причины. Селекция растений. Селекция животных и микроорганизмов.
Лабораторная работа №1 Модификационная изменчивость. Вариационный ряд, вариационная кривая.
Контрольная работа №1. Закономерности наследственности и изменчивости.
Популяция. Вид. Биоценоз. ( 7 ч)
Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Свойства популяции, их динамика. Демографическая структура популяции. Пирамиды возрастов. Биоценоз и его структура. Типы взаимодействия особей разных видов в биоценозе. Внутривидовая и межвидовая конкуренция.
Экологическая ниша.
Лабораторная работа №2 «Изучение критериев вида»
Экосистемы (6 ч)
Общая характеристика экосистем. Разнообразие экосистем. Трофическая структура экосистемы. Экологические пирамиды.
Развитие и смена экосистем. Разнообразие экосистем. Видовая и трофическая структура агроэкосистемы (парка, сада). Агроценоз и агросистема, их особенности. Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы местности.
Практическая работа №1 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Практическая работа №2. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
Биосфера (8 ч)
Биосфера – глобальная экосистема. Учение о биосфере. Состав и границы биосферы. Круговорот веществ в природе. Круговорот углерода и азота. Живое вещество и его функции . Круговороты серы. Кислотные дожи. Особенности круговорота фосфора. Круговороты кислорода и водорода. Круговорот воды. Глобальные экологические проблемы.
Раздел 2. Закономерности микро- и макроэволюции (19 ч).
Развитие эволюционной теории. Микро- и макроэволюция. Популяция – элементарная единица эволюции. Закон Харди–Вайнберга. Изучение генофонда популяций. Мутационный процесс – источник исходного материала для естественного отбора. Популяционные волны – фактор микроэволюции. Естественный отбор – направляющий фактор микроэволюции. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов – результат эволюции. Изоляция – фактор видообразования . Дарвинизм и антидарвинизм о факторах эволюции. Генетические основы видообразования. Географическое и экологическое видообразование. Доказательства эволюции. Основные направления эволюционного процесса. Пути достижения биологического прогресса. Формы макроэволюции. Закономерности макроэволюции. Эволюционные запреты. Предсказуемость эволюции.. Антидарвиновская концепция эволюции. Основные закономерности макроэволюции
Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»
Лабораторная работа №4 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства»
Лабораторная работа №5 «Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»
Контрольная работа №2 по теме: Экосистемы. Биосфера. Микроэволюция.
Разнообразие органического мира (9 ч)
Систематика и эволюция. Принципы классификации. Деление живых организмов на царства. Группы неопределенного систематического положения. Царство Растения. Подцарство Багрянки. Подцарство Настоящие водоросли. Царство Растения. Подцарство Высшие растения.
Царство Животные . Одноклеточные. Многоклеточные радиально-симметричные, двуслойные. Царство Животные . Многоклеточные двусторонне-симметричные, трехслойные. Тип Ходовые. Царство Грибы. Разнообразие грибов.
Контрольная работа №3 по теме: Макроэволюция. Разнообразие органического мира.
Раздел 3. Происхождение и развитие жизни на Земле.
Происхождение и развитие жизни на Земле. (7 ч)
Сущность жизни. Гипотеза абиогенеза и биогенеза. Развитие жизни на Земле: архей и протерозой. Развитие жизни в раннем палеозое: кембрий, ордовик, силур. Развитие жизни в позднем палеозое: Девон, карбон, пермь. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. История развития жизни на Земле
Практическая работа №3 Анализ и оценка различных теорий происхождения жизни.
Биологическая и социальная природа человека, его место в биосфере ( 5 ч.)
Происхождение человека. Особенности современного этапа биологической эволюции человека. Человеческие расы. Биологические факторы эволюции и современный человек. История взаимодействие человека и природы. Коэволюция природы и общества
Итоговая контрольная работа №4 по курсу «Общей Биологии. 11 класс».
- Тематическое планирование
Наименование разделов и тем | Учебные часы | Контрольные работы | Практическая часть | Лабораторная часть | |
1 | Селекция. | 7 | 1 | 1 | |
2 | Популяция. Вид. Биоценоз. | 7 |
| 1 | |
3 | Экосистемы | 6 | 2 | ||
4 | Биосфера | 8 | |||
5 | Закономерности микро- и макроэволюции | 19 | 1 | 3 | |
6 | Разнообразие органического мира | 9 | 1 | ||
7 | Происхождение и развитие жизни на Земле. | 7 | 1 | ||
9 | Биологическая и социальная природа человека, его место в биосфере | 5 | 1 | ||
Итого | 68 | 4 | 3 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11класс рассчитана на 4 часа в неделю, 136 часов в год....
Рабочая программа курса «Биология. Живой организм. 6 класс» (Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова, Л.В. Воронин)
Рабочая программа и тематическое планирование. Биология 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОМЕТРИИ Л.С.АТАНАСЯН 2 часа в неделю 8 класс
программа содержит пояснительную записку,концепцию,нормы оценок и почасовую раскладку...
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 7 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 8 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 9 класс. 2 часа в неделю....
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю.
Рабочая программа по биологии. Л.Н.Сухорукова 10 класс. 1 час в неделю....