Триз - технология на уроках биологии.
учебно-методический материал по биологии (8 класс) на тему
Данная разработка позволит Вам помочь в подготовке учеников к ГИА и как проверка знаний после изучения темы "Нервная и гуморальная регуляция". Вопросы содержат элементы ТРИЗ - технологии. Если ребенок не справляется с заданием данной технологии, то есть задания только по тексту, это позволит ученику заработать оценку на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nervnaya_i_endokrinnaya_regulyatsiya.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Нервная и эндокринная регуляция.
Регуляция работы органов человека осуществляется двумя системами – нервной и эндокринной.
Первая древнейшая форма взаимодействия между клетками многоклеточных организмов — это химическое взаимодействие посредством продуктов обмена веществ, поступающих в жидкости организма. Такими продуктами обмена веществ, или метаболитами, служат продукты распада белков, углекислота и др. Это гуморальная(эндокринная) связь между органами.
На определенной ступени развития мира животных в связи с появлением нервной системы образуется новая, нервная форма связей и регуляций. Чем выше по своему развитию организм животного, тем большую роль играет взаимодействие органов через нервную систему, которое обозначается как рефлекторное. У высших животных организмов нервная система регулирует гуморальные связи.
Вегетативная нервная система(ВНС) — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желёз внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных. Анатомически и функционально вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую. Симпатические и парасимпатические центры находятся под контролем коры больших полушарий
Итак, функции ВНС заключается в регуляции работы внутренних органов. При этом два отдела ВНС играют неодинаковую роль. В угрожающих ситуациях (связанных у животных с борьбой или бегством от опасности, а у человека - с эмоциональным или физическим напряжением) активируется симпатический отдел. В спокойном состоянии (отдых, сон) преобладают влияния парасимпатического отдела, которые обеспечивают протекание пищеварения и других процессов, направленных на поддержание постоянства внутренней среды организма.
Действие большинства из приведенных в списке гормонов сходно с действием симпатической нервной системы.
Адреналин, гормон мозгового слоя надпочечников, по химическому составу очень схож с норадреналином. Поэтому они вызывают сходные эффекты: расширение зрачков, увеличение частоты и силы сердцебиений, расширение бронхов, возрастание работоспособности мышц, торможение перистальтики кишечника и секреции пищеварительных соков.
Альдостерон – гормон коркового слоя надпочечников. Он усиливает поглощение ионов натрия клетками почечных канальцев, тем самым уменьшая выделение натрия с мочой. Вместе с ионами натрия (по закону осмоса) в организм возвращается вода. Это приводит к увеличению объема крови и, следовательно, к росту артериального давления (как и при действии симпатической нервной системы).
Вазопрессин - гормон задней доли гипофиза. Его второе название - антидиуретический гомон, потому его действие приводит к снижению диуреза. Следовательно, вазопрессин вызывает увеличение объема крови и артериального давления. Давление повышается еще и потому, что вазопрессин сужает кровеносные сосуды.
Глюкагон – (гормон поджелудочной железы) и кортизол (гормон коры надпочечников) увеличивают концентрацию глюкозы в крови, как и симпатическая система. Кроме того, кортизол увеличивает эффекты воздействия адреналина и норадреналина на клетки многих органов.
Окситоцин – гормон задней доли гипофиза – дублирует действие симпатической системы при родах (вызывает сокращение матки) и семяизвержение.
Эффекты, сходные с парасимпатической нервной системой, вызывает предсердный гормон. Стимул к его выделению в кровь служит увеличение растяжения правого предсердия притекающей к нему кровью. Действие гормона направленно на увеличение выделения воды и натрия почками и, следовательно, на снижение артериального давления. Парасимпатическая система также снижает давление крови, в основном угнетая сердечную деятельность. И парасимпатическая система, и предсердный гормон расслабляют сосуды некоторых органов.
Нервная (вегетативная) и гуморальная (эндокринная) регуляторные системы значительно отличаются по скорости срабатывания: в первом случае это считанные секунды, во втором – минуты, иногда часы. Кроме того, список ныне известных гормонов далеко не ограничивается приведенным в задаче.
Пользуясь текстом, ответьте на вопросы:
- Чем нервная система отличается от эндокринной?
- Предположите, что можно сделать при повышенном АД, не прибегая к медицинским препаратам.
- Пользуясь текстом, опишите действие адреналина на организм. (или можно задать такой вопрос. Вы залезли в соседский сад за яблоками( по вашей теории они там вкуснее), все шло как наилучшим образом. Вы набили полные карманы «трофеем» но не учли одного факта: сосед завел сторожевую собаку, которая учуяла ваше присутствие на своей территории, естественно, ей это не понравилось и она решила с вам разобраться по –собачьи. Опишите действия вашего организма с учетом работы адреналина).
- В таблице представлены некоторые гормоны, выделяемые эндокринными железами, и две части ВНС.
А) отметьте знаком «+» случаи, когда воздействие гормона и нервных импульсов на какой – либо орган или физиологический процесс приводит к одним и тем же последствиям.
гормоны | Симпатическая нервная система | Парасимпатическая нервная система |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Б) объясните, воздействие на какие органы или процессы соответствует каждому из знаков «+», поставленных вами при заполнении таблицы.
В
В) чем обусловлена необходимость одновременной работы этих двух регуляторных систем (нервной и гуморальной), во многом дублируют друг друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Применение элементов ТРИЗ-технологии на уроках физики"
В статье приводится описание элементов ТРИЗ-технологии, которые можно применять на уроках физики в основной школе....
ТРИЗ - технологии на уроках биологии.
Данная разработка поможе учителю проверить знания учеников по теме "Нервная и гуморальная регуляция". Если задания по ТРИЗ ребенку покажутся сложными, то он может ответить на вопросы, связанные с тест...
Приемы ТРИЗ-технологий на уроках русского языка и литературы
•ТРИЗ - это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), созданной Российским ученым и писателем-фантастом ...
Использование ТРИЗ технологии на уроке географии
В условиях введения ФГОС к выпускникам школ предъявляются определенные требования и обучение должно быть направлено на развитие готовности человека к быстро наступающим переменам в обществе, и ...
Применение ТРИЗ-технологии на уроках физики
В презентации описано применение ТРИЗ-технологии на практике в школе, на уроках физики...
Использование ТРИЗ – технологии на уроке математики.
ТРИЗ — это универсальная технология решения изобретательских задач. Её основой является проблемно - поисковый метод. Выявляя внутренние закономерности и находя причинно-следственные связи, систе...