Урок по теме"Внешнее строение листа".
план-конспект урока (биология, 6 класс) по теме

Методическая разработка к мультимедийному уроку по теме «Внешнее строение листа» предназначена для изучения биологии в 6 классе основной школы по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений»). Изучение материала проводится с помошью ИКТ. Разработка учителя биологии МБОУ СОШ №4 С.Петровского Отрадненского района Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_biologii_po_teme.docx23.47 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии по теме

 "Внешнее строение листа"

Методическая разработка к мультимедийному уроку по теме «Внешнее строение листа» предназначена для изучения биологии в 6 классе основной школы по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений»). Изучение материала проводится с помошью ИКТ.

Учебная деятельность обучающихся направлена на:

  • развитие самостоятельной познавательной активности
  • стремление к дальнейшему познанию и изучению предмета.

Цель урока: выяснить особенности внешнего строения листа, как важнейшей составной части побега.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; научить распознавать листья по типам жилкования, по способу прикрепления к стеблю; различать простые и сложные листья.
  • Развивающие: способствовать развитию активной познавательной деятельности через работу с презентацией, наглядным и раздаточным материалом; продолжить формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
  • Воспитательные: прививать навыки коллективного труда, умения коммуникации учащихся, умения провести оценку и самооценку. Продолжить воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска; гербарные экземпляры листьев.

На уроке знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные задачи, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

На данном уроке 1ДОР (мультимедиа) используется на всех этапах урока. На I этапе (мобилизующее начало) использование данных технологий способствует быстрому включению класса в деловой ритм, что позволяет организационный момент сделать наиболее кратковременным

На протяжении всего урока проектор используется в основном для иллюстрации учебного материала, что позволяет наглядно, доходчиво объяснять новую тему.

Ход урока 

№слайда

Содержаниеэлектронногомодуля

Деятельностьучителя

Деятельностьучащихся

Комментарий

2-3

Видеоряд: многообразие растений.

Познавательная задача:

«От чего зависит жизнь на Земле?».

 

Демонстрация видеоряда, привлечение внимания детей к многообразию растений.

Вопрос детям: Какие мысли возникают у вас при просмотре этих фотографий?

– От чего зависит жизнь на Земле?

Просмотр видеоряда

Привлечь внимание детей, актуализировать их знания о зелёных растениях, создать проблемную ситуацию.

4

 

– Задумывались ли вы над тем, почему так много на Земле зелёных растений?

– Почему у растений такая мощная громадная крона?

– Для чего нужны растениям листья?

 

Высказывание

предположений о роли зелёных растений на Земле?

 

5

Загадка: «Из почек появляются, весною распускаются, летом шелестят, осенью летят».

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Формулирует задачи урока.

Отгадывают загадку.

Называют тему урока.

 

6

Основные функции листа (схема)

Какие основные функции выполняет лист?

Вспоминают основные функции, выполняемые листом.

 

 

7

Сравнение листьев.

Появляются вопросы:

  • Все ли листья одинаковы внешне?
  • Чем листья отличаются друг от друга?
  • Что общего в их строении?

Организует рассматривание листьев, предлагает детям ответить на вопросы, которые поочерёдно появляются на экране:

  1. Все ли листья одинаковы внешне?
  2. Чем листья отличаются друг от друга?
  3. Что общего в их строении?

Делают предположения

 

Работают с раздаточным материалом.

 

Работа с раздаточным материалом: коллекции листьев, комнатные растения.

 

8

Схема строения листа.

Акцентирует внимание на основных частях растения.

Ставится вопрос:

  • Какую роль играет черешок?
  • У всех ли листьев есть черешок?

Предлагает рассортировать листья по наличию черешка.

 

 

9

Способы прикрепления листьев к стеблю.

Вводит понятие листья черешковые и сидячие.

Предлагает рассортировать листья и найти среди комнатных растений растения с сидячими и черешковыми листьями.

Работа с раздаточным материалом.

Работа с раздаточным материалом.

Цель закрепление знаний.

10

Формы листовой пластинки -

 

Обращает внимание на многообразие форм листовой пластинки, на схему определения формы листовой пластинки.

Предлагает детям определить форму листовой пластинки раздаточного материала.

Участвуют в обсуждении.

Работают с раздаточным материалом.

 

11

Форма края листовой пластинки:примеры листьев с выемчатым , пильчатым и зубчатым краем.

Обращает внимание на край листовой пластинки.

Участвуют в обсуждении.

Рассматривают гербарные образцы.

 

12

Листья простые и сложные.

Примеры простых листьев и листьев сложных.

Ставит вопрос:

Чем простые листья отличаются от сложных?

Предлагает детям сформулировать определение простого и сложного листа.

Предлагает рассортировать листья из коллекций на две группы: простые и сложные.

Найти среди комнатных растений растения со сложными листьями.

Участвуют в обсуждении

 

 

Пробуют дать определение простого и сложного листа.

Организуется работа с раздаточным материалом, комнатными растениями.

13

Типы жилкования листьев.

 

Ставит вопрос перед детьми: что можно заметить на обратной стороне листовой пластинки?

Одинаково ли расположены жилки на листьях разных растений?

Как вы думаете, какую роль играют жилки в листе?

Участвуют в обсуждении.

Определяют тип жилкования листьев из коллекций.

Делают предположение, что жилки играют роль скелета в листе и являются проводящими путями.

 

14

Признаки двудольных и однодольных растений

Предлагает детям вспомнить известные признаки двудольных и однодольных растений.

Предлагает детям по жилкованию листьев отыскать среди комнатных растений двудольные и однодольные растения.

Вспоминают и называют, какие признаки этих классов растений они уже знают.

Определяют среди комнатных растений двудольные и однодольные.

 

Подготавливаем детей к восприятию нового признака однодольных и двудольных растений.

 

15

 

Закрепление

Предлагает ученикам заполнить таблицу, используя комнатные растения в классе.

Предлагает составит синквейн по плану:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

заполняют таблицу, обсуждают результат.

 

Дети составляют синквейн:

«Лист
Летний, зеленый.
Испаряешь, дышишь, фотосинтезируешь.
От тебя зависит жизнь на Земле.
Растение».

 

Цель: Закрепление знаний, подведение итогов.

16

Домашнее задание.

 

Разъясняет домашнее задание:

  • §23 учить;
  • подготовить сообщения о самых больших и самых маленьких листьях растений.

Записывают домашнее задание.

 

Ссылки на рисунки используемые в презентации.

  • anufrie
  • www.asteza.ru/show-1724.html
  • vaa.ru/post161512216/
  • www.asteza.ru/show-1724.html
  • kamaluva.typepad.com/
  • www.poduri.md/derev.html
  • atmwood.com.ua/category/lesovodstvo/page/2/
  • foto.ecoguild.ru/forest/IMG_9860.html
  • www.fonstola.ru/download/55812/1280x960/
  • tnu.podelise.ru/docs/index-246588.html
  • readtiger.com/wkp/ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%83%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0
  • www.floriculture.ru/rast/razn/morf/list.shtml
  • asiootus.myjino.ru/encyclopedia/morphology_pholy.html
  • 14.cdo-bio.ru/botanika/2013-11-15/odnodolnye-i-dvudolnye-rasteniya



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внешнее строение листа Учитель биологии Дворядкина В.Н. средняя школа №4 села Петровского Отрадненского района Краснодарского края . .

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

От чего зависит жизнь на Земле ? Почему у растений такая мощная громадная крона?

Слайд 5

Из почек появляются , Весною распускаются , Летом шелестят, Осенью летят. Для чего нужны растениям листья?

Слайд 6

Какие основные функции выполняет лист? испарение фотосинтез дыхание

Слайд 7

Все ли листья одинаковы внешне ? Чем листья отличаются друг от друга ? Что общего в их строении ?

Слайд 8

Строение листа листовая пластинка черешок основание листа

Слайд 9

лист сидячий лист черешковый

Слайд 10

Формы листовой пластинки 1. Широкояйцевидный лист 2. Округлый 3. Обратноширокояйцевидный 4. Яйцевидный 5. Эллиптический 6. Обратнояйцевидный 7. Узкояйцевидный 8. Ланцетный 9. Продолговатый 10. Обратноузкояйцевидный 11. Линейный

Слайд 11

Форма края листовой пластинки .

Слайд 12

Простые листья Сложные листья Пальчатосложный Перестосложный Тройчатосложный

Слайд 13

Типы жилкования листьев . Жилки – проводящие пучки листьев. Жилки – проводящие пучки листьев.

Слайд 14

Признаки растений двудольные однодольные число семядолей две одна корневая система стержневая мочковатая жилкование листьев сетчатое дуговое , параллельное

Слайд 15

название растения листья простые или сложные жилкование листорасположение двудольное или однодольное Закрепление знаний .

Слайд 16

Лист Летний ,зеленый. Испаряешь, дышишь, фотосинтезируешь. От тебя зависит жизнь на Земле. Растение. 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). синквейн

Слайд 17

Домашнее задание. 1. § 23 читать. 2. Подготовить сообщения о самых больших и самых маленьких листьях растений.

Слайд 18

http://anufrie/ http://www.asteza.ru/show-1724.html vaa.ru/post161512216/ http :// www . asteza . ru / show -1724. html http://kamaluva.typepad.com/ http://www.poduri.md/derev.html http://atmwood.com.ua/category/lesovodstvo/page/2/ http://foto.ecoguild.ru/forest/IMG_9860.html http://www.fonstola.ru/download/55812/1280x960/ http://tnu.podelise.ru/docs/index-246588.html http://www.floriculture.ru/rast/razn/morf/list.shtml http://asiootus.myjino.ru/encyclopedia/morphology_pholy.html http://cdo-bio.ru/botanika/2013-11-15/odnodolnye-i-dvudolnye-rasteniya http://readtiger.com/wkp/ru/%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D1%83% Ссылки на картинки используемые в презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....

Урок по теме" Внешнее строение листа",6 кл.

Урок по теме "Внешнее строение листа"разработан с использованием технологии проблемного обучения. В начале урока создается проблемная ситуация, учащиеся вместе с учителем формулируют гипотезу.  В...

Урок на тему:" Внешнее строение листа"

План  урока: 1.     Организационный момент.2.     Повторение раннее изученного материала.3.     Постановка темы и цели урока...

методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа"

эта методическая разработка урока по теме "Внешнее строение листа " рекомендуется для 6 класса основной школы. В уроке использованы  обучающие структуры по сингапурской методике , компьютерные ...

Презентация к уроку по теме "Внешнее строение листа"

Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Внешнее строение листа" включает в себя 15 слайдов: тестовые задания по проверке домашнего задания, слайды по изучению нового материала (функции листа,...

Урок по теме "Внешнее строение листа"

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа" проводится в 6 классе. Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала с использованием ИКТ....