урок по теме "Внешнее строение листа"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме
Разработка урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 788.12 КБ |
флипчарт к уроку | 2.51 МБ |
флеш "Типы жилкований" | 813.86 КБ |
флеш - тренажёр "внешнее строение листа" | 8.21 КБ |
флеш - тренажёр "Простые и сложные листья" | 337.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Қостанайауданыәкімдігінің «Білімбөлімі» ММ
«Затоболмектеп-гимназиясы» ММ
ГУ «Отдел образования» акиматаКостанайского района
ГУ «Затобольская школа-гимназия»
Сабақтынтақырыбы:
Тема урока:
Внешнее строение листа
(в рамках предметной недели)
Учитель биологии: Тетерева Т.Я.
2 категория
4 декабря, 2012 год
Цель: формирование знаний о внешнем строении листа.
Задачи:
1. Білімділік / Обучающая
- изучить разнообразие листьев;
- изучить внешнее строение листа;
- научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле;
- научить различать простые и сложные листья;
2. Дамытушылық Развивающая
- Развивать мышление, развивать умения работать с гербарными образцами, развитие коммуникативных навыков, умений работать с интерактивной доской.
3. Тәрбиелік Воспитательная
воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе.
Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок, простыми и сложными листьями, комнатные растения кабинета биологии – фикус, толстянка, вороний глаз, берёзка и т.д. (по усмотрению), электронный учебник Виртуальная школа Кирилла и Мифодия, флипчарт к уроку, дидактические карточки к уроку, флипчарт к уроку, флеш – анимации.
Ход урока
1 . Орг.момент2 мин.
Флипчарт №1.
Здравствуйте, ребята! Говорят, как день начнешь, так его и проведёшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу и с таким настроением проведём весь урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали, что знаете и как умеете работать. Садитесь!
2. Введение в тему.
Дайте определение побегу. (Ответ – побег это стебель с расположенными на нём листьями и почками)
Посмотрите на этот побег, который стоит у меня в вазе. Скажите, чего на нём не хватает (Ответ детей: листьев).
Сегодня нам с вами предстоит изучить еще один орган побега – лист.
Флипчарт №2.Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Сегодня на уроке мы с вами разберемся во всем разнообразии листьев, изучим их типы и формы, расположение на стебле и жилкование. Научимся определять типы листьев, типы жилкований. Но сначала с опорой на личный жизненный опыт дайте определение, что такое лист? (Дети отвечают).
Лист – это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функции фотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания.
(запишите определение в тетрадях).
3.1. Внешнее строение листа.Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа
Флипчарт №3. (кликнуть на рисунок)
Работа с флеш анимацией «внешнее строение листа»
Каждый лист имеет достаточно сложное строение. Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой. От листовой пластинки у большинства растений отходит черешок. Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей. Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа. У основания листа некоторых растений, плотно прижавшись с двух сторон к черешку, располагаются два маленьких листочка. Это тоже часть листа. Такие выросты у основания листа называются прилистники. Они могут иметь очень разнообразную форму и окраску.
А теперь объединитесь на группы по 4 человека, посмотрите на гербарные образцы листьев и сравните строение листа с рисунком, найдите его составные части убедитесь в строение листа.
Тренажёр «Строение листа»
3.2. Флипчарт №4Черешковые, сидячие листья.
По наличию или отсутствию черешка у листьев существуют разные способы прикрепления к стеблю. Может, вам приходилось видеть, что у некоторых растений листовая пластинка «сидит» на стебле без всякого черешка. Такие листья называют сидячими, а те, у которых есть черешок, – черешковыми.
(дем.Фикус – черешковые листья, вороний глаз – сидячие листья)
3.3. Простые и сложные листья
Посмотрите на эти два гербария. Скажите чем эти листья отличаются друг друга? ( Ответ детей:Количеством листовых пластинок)
Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок.
Флипчарт №5.
( просмотр видео фрагмента)
У вас на парте есть комплект рисунков листьев.
- Покажите мне рисунки простых листьев.
- Покажите мне рисунки сложных листьев.
Флипчарт №6.
Сравним сложный лист рябины со сложным листом люпина и клевера. А помогут вам три подсказки: перо, ладонь и цифра три. Соотнесите подсказку и форму листа. (Дети называют соответствия)
У рябины листовые пластинки расположились в два ряда по обе стороны черешка. Правда, это напоминает перышко? Такой лист называется перистосложным. А у листа люпина листовые пластинки прикреплены как бы в одной точке на верхушке черешка. Они очень похожи на растопыренные пальчики. Поэтому такой лист называют пальчатосложным. Если у люпина в сложном листе листовых пластинок много, то у клевера их всего три. Такой лист получил название тройчатосложный.
- тренажер «Простые и сложные листья»
3.4. Физкультминутка.
Листья растений тянутся к свету;
Падают на землю в листопад.
Они распустятся из почек вновь весною,
И снова свет увидеть захотят.
3.5.Форма листовых пластинок
– Глядя на листья данных комнатных растений, (сингониум, фикус, хлорофитум, сосна) сравните и скажите по какому признаку могут ещё отличаться листья? (Дети отвечают: по форме листовых пластинок
Флипчарт №7.Назвать форму листьев помогут вам три подсказки: яйцо, линейка и круг. Соотнесите подсказки к соответствующим листьям. (Дети называют соответствия)
(рисунок 30 учебника на стр. 55) Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме листовых пластинок. Форма листа кувшинки называется округлой, а у гладиолуса – линейной, форма листьев жасмина – яйцевидная. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловидные, сердцевидные, продолговатые и др.
- Работа с комнатными растениями.
Сингониум – стреловидные.
Фикус –овальная форма
Хлорофитум – линейная
Сосна – игольчатая.
3.6. Жилкование листьев.
Флипчарт №8.– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают)
Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить рисунок - жилки – пучки проводящих сосудов. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием листа. Выделяют несколько типов жилкования: (флеш анимация)
параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое.Например, лист осины украшает тончайшая сеточка из жилок. Такое жилкование называется сетчатым. В листе клена крупные жилки расходятся из одной точки у черешка. Это пальчатое жилкование.У длинного заостренного листа гладиолуса все крупные жилки расположены параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным.В листе подорожника все жилки, кроме центральной, изогнуты как дуги. И жилкование называется дуговым. Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных.
- тренажер «Типы жилкования»
3.7. Листорасположение.
4. Я предлагаю вам выполнить в группах (объединяемся по 6 человек по три парты) практическое задание. Почему по 6 человек. Для её выполнения вам нужно выполнить пять пунктов. Для быстрой, сплочённой работы каждому нужно будет выполнить 1 пункт, а 1 ученик будет записывать ваши ответы и в итоге вы заполните таблицу.
Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:
| |
| |
| |
| |
| |
|
5. Д/З §16, вопросы., повторить §15 – строение стебля. На следующем уроке будет проверочная по двум параграфам.
6. Рефлексия урока: 2 мин.
«Ресторан»
Цель: Выяснить, получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Участвует весь класс. Материал: магнитная доска, цветные карточки.
Проведение:
Ребята, представьте себе, что эти 45 мин. вы провели в ресторане, ели самую различную и вкусную пищу. (Пища – это знания). И теперь директор ресторана, т.е. я, прошу ответить мне на несколько вопросов.
Я съел бы ещё этого……
Больше всего мне понравилось…..
Я почти переварил…..
Я переел…..
Пожалуйста, добавьте мне ещё…….
Запишите на цветных яблочках ответы и приклейте в книгу жалоб и предложений моего ресторана. (Несколько учеников читают свои ответы)
Я хочу сказать, что вашей работой я довольна, продолжайте пополнять свой багаж знаний в таком же духе. Урок окончен! До свидание!!!!
Работа в группах. Практическое задание.
Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:
| |
| |
| |
| |
| |
|
Работа в группах. Практическое задание.
Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:
| |
| |
| |
| |
| |
|
Работа в группах. Практическое задание.
Задание: Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану и заполните таблицу:
| |
| |
| |
| |
| |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Строение листа"
обобщающий урок по теме "Лист" ...
урок по ботанике "Строение листа"
"Строение листа"...
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Урок -путешествие "Внешнее строение листа"
Урок изучение нового материала.Урок проводится с использованием ИКТ....
Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс
Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....
Урок по теме "Строение листа"
Урок изучения нового материала по теме "Внешнее и внутреннее строение листа"...
Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс
На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти среди комнатных растений растения, име...