«Кожа – наружный покровный орган»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

План-конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhina_urok.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Тема: «Кожа – наружный покровный орган»

Цель: изучить общий план строения кожи и ее производных, изучить функции кожи

Задачи: Образовательная – сформировать понятия о слоях кожи, их различиях и общих чертах, ознакомиться с производными кожи и их функциями

Развивающая – развивать логическое мышление, внимательность, умение сравнивать и обобщать, работать в заданном темпе; развивать умение устанавливать связи между строением и функциями, анализировать и делать выводы;  

Воспитательная – воспитывать бережное отношение учащихся к собственному телу, заинтересовать и  побудить к поиску дополнительной информации.

Оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, таблица «Строение кожи», тесты.

                                         Ход урока:

  1. Организационный момент.(На экране – слайд 1)

Здравствуйте, ребята. Сегодня  мы проводим с вами очередной урок биологии.

На прошлом уроке мы закончили изучать тему «Обмен веществ и энергии в организме человека», и для того, чтобы выяснить, как каждый из вас эту тему усвоил, мы проведем самопроверку знаний.

  1. Контроль знаний (самопроверка)

Для этого вы поработаете с тестами, которые лежат у вас на партах. В каждом тесте всего 5 вопросов. Вам необходимо выбрать по одному правильному из приведенных трех вариантов ответа. Время работы 2 мин. Приступаем.

А теперь, используя ключ к тесту, проверяем себя. Неправильно выбранные ответы просто зачеркиваем. (слайд 2)

 (слайд 3)Актуализация знаний: Итак, вы знаете, что процесс обмена веществ очень важен для нашего организма.

А из каких процессов он складывается? (ответы учащихся)

И в этом участвуют практически все органы человеческого тела.

С одним из таких органов мы познакомимся сегодня на уроке.

  1. Изучение нового материала:  постановка учебной темы.

Посмотрите на эти высказывания (слайд 4) (ребята читают на экране)

Как вы думаете, о каком органе человеческого тела идет речь?

Итак, тема сегодняшнего урока «Кожа – наружный покровный орган» (запись в тетради) (слайд 5)

Мы узнаем:  из чего состоит кожа, познакомимся с некоторыми функциями кожи и, конечно же, пополним свои знания некоторыми интересными сведениями.

Постановка учебной проблемы (слайд 6)

В Италии в 1646 году в роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь было покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

      Что же случилось с мальчиком? (предположения учащихся), использование методики   Финк-Райт-раунд-робин.

Попробуем ответить на этот вопрос чуть позже.

Из чего же состоит кожа – «одежда нашего тела»?

поговорим о строении кожи и роли, которую играет кожа в жизни человека.  Для работы в тетради подготовим таблицу, которая называется «Взаимосвязь строения и функций кожи» (слайд 7)

 В коже человека выделяют три слоя (слайд 8):Наружный – эпидермис Средний – дерму (собственно кожу) Внутренний – гиподерму (подкожную жировую клетчатку)

Эпидермис – наружный слой кожи (слайд 9)

Если рассмотреть его под микроскопом, (слайд 10), то на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно слущиваются и замещаются новыми. Толщина эпидермиса может быть разной в зависимости от части тела (от 0,07 до 2,5 мм)

Чем же объясняется это явление? Эпидермис образован многослойным эпителием. Микроскопические клетки внутреннего  слоя эпидермиса постоянно делятся, оттесняя отмершие клетки наверх. Процесс рождения и  деятельности клетки продолжается примерно четыре недели. Затем клетки погибают. Погибшие клетки богаты белком кератином, который придает им прочность. Оказавшись на поверхности, мертвые клетки постепенно изнашиваются, играя роль плотной защитной пленки.

От чего зависит цвет кожи? (слайд11) В клетках внутреннего слоя эпидермиса содержится пигмент – меланин, который определяет цвет кожи. Количество пигмента увеличивается под действием солнца, он задерживает ультрафиолетовые солнечные лучи, защищая от них организм, появляется загар. Здесь же образуется витамин Д. Вторым  пигментом человеческой кожи  является каротин. Это желтое вещество, которое помимо человеческой кожи присутствует в моркови, а также желтке яйца. Как и меланин, каротин есть в коже всех людей мира. Но наибольшее его количество в коже народов Восточной Азии. Это придает их лицам желтоватый оттенок.

Работаем с таблицей (слайд 12)

Дерма (слайд 13). Под эпидермисом находится одна из самых деятельных частей организма – дерма. Как видите, этот слой несколько толще и не содержит уже таких плотных слоев клеток. Она состоит из рыхлой соединительной ткани, пронизанной коллагеновыми и эластиновыми волокнами, придающими ей прочность и упругость.

Проведем самонаблюдение: Распрямите кисть руки и рассмотрите состояние кожи на суставах. Что можно сказать? (имеются складки). А теперь сожмите кисть в кулак и вновь распрямите. Что произошло?

Захватите участок кожи на тыльной стороне кисти и оттяните, а затем отпустите кожу. Что произошло?

В дерме много кровеносных сосудов, нервных волокон и их окончаний (рецепторов холода, тепла, боли, легких прикосновений и т. д.).

У человека на 1 кв. см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания. Также в ней содержатся железы: потовые и сальные, и волосяные сумки.

Самонаблюдение. Давай проверим работу наших рецепторов.  (слайд 14):

1. Дохните себе на руки. Что вы чувствуете? (Тепло.)

2. Теперь дуйте себе на руки. Что вы чувствуете? (Холод.)

3. Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (Прикосновение.)

4. Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (Боль.)

Если бы размер частей нашего тела соответствовал числу расположенных на нем рецепторов, то мы напоминали бы вот такое существо. (слайд15)  Где на теле человека  больше всего  находится рецепторов?

Кожа образует и производные. Какие?(16 слайд)

Сальные железы (слайд 17). Плотно прилегают к волосяной сумке, их секрет выделяется в волосяную сумку и выходит на поверхность в месте выхода волоса. Секрет этих желез – кожное сало – состоит в основном из жирных водоотталкивающих веществ, которые тонким слоем покрывают кожу и волосы и тем самым защищают ее от потери влаги и воды из окружающей среды. Сальные железы предназначены для жировой смазки тела. Больше всего сальных желез на голове, лице, верхней части спины. На ладонях и подошвах они отсутствуют. Сальные железы выделяют  300 граммов сала за неделю. Самонаблюдение: возьмите салфетку и накройте ей лицо, слегка прижмите. Что у вас получилось?

(слайд 18) Количество потовых желез очень велико, но больше всего их на лице и ладонях. Каждая железа состоит из тела и протока. Тело железы лежит в нижних слоях дермы; проток открывается наружу порой. Через нее выделяется секрет железы – пот. Капельки пота, наверное, не раз попадали вам в рот, и вы знакомы с его солоноватым вкусом.

Как вы думаете, из чего он состоит? (Пот – это вода и растворенные в ней вещества: поваренная соль, мочевина и др.) Потовые железы выделяют в день около 40 грамм соли. При сухом и жарком климате потовые железы выделяют много жидкости, что облегчает работу других органов выделения — почек, с которыми вы будете знакомиться позже. Значительную роль играют потовые железы в теплоотдаче. В среднем человек выделяет от 600 до 900 мл пота в сутки. Испарение с поверхности кожи вызывает понижение температуры тела. Вода, испаряясь, забирает с собой часть тепла. Так и пот, испаряясь, охлаждает организм.

Как вы думаете, пот имеет запах? Нет, сам по себе секрет потовых желез не пахнет. Запах появляется в результате деятельности бактерий, живущих на поверхности кожи.

А сейчас рассмотрим строение волоса. (слайд 19). То, что мы называем волосом, т.е. та часть, которая поднимается над поверхностью головы, называется стержнем волоса. Стержень волоса состоит из мертвых клеток. Растет волос своим корнем, который лежит в глубоких слоях дермы и находится в волосяной сумке (фолликуле). К корню волоса подходят кровеносные капилляры, которые приносят питательные вещества и уносят продукты обмена.

Работа с микроскопом: Рассмотреть препарат.Что можно сказать о строении волоса?

Волос под микроскопом (слайд 20)

(слайд 21)Существует также волосяная мышца, которая приподнимает волос, если становится холодно. Тем самым увеличивается воздушный слой между кожей и окружающей средой.

 Последнее образование кожи, а точнее, эпидермиса,  это ноготь. (слайд 22). Ногти выполняют защитную функцию, т.к. прикрывают очень чувствительные кончики пальцев. Ногтевая пластинка, состоящая из мертвых клеток, плотно соединенных между собой, постоянно растет и не чувствительна к температуре и механическим воздействиям. Под ней лежит ногтевое ложе, богатое нервными окончаниями и кровеносными сосудами. Кровеносные сосуды придают ногтю розоватый цвет. Корень ногтя  - это точка, откуда он растет и там ногтевая пластина более тонкая.

Что же мы запишем в таблице?( слайд 23)

И, наконец, самый глубокий слой – подкожная жировая клетчатка. (слайд 24). Он состоит из рыхлой соединительной ткани, а также большого количества жировых клеток. В нем находятся кровеносные сосуды и нервные волокна.

А какие функции выполняет этот слой? (Работа с учебником  стр.202, 3 абзац).Основными функциями этого слоя являются теплоизоляция и защита от механических повреждений. Заполнение таблицы (слайд 25)

Возвратимся к вопросу, который был поставлен в начале урока.

Кто же теперь сможет объяснить, что произошло с мальчиком, когда краска непроницаемой пленкой закрыла всю его кожу?(слайд  26)

( Ответы учащихся) Разрешил вопрос эксперимент, проведённый в Германии в XIX веке. Двоих подопытных взрослых мужчин покрыли лаком: одного на сутки, другого на 8 суток. У обоих не было замечено никаких вредных последствий для здоровья. Однако подопытным было трудно переносить холод. Это объяснили следующим образом: раздражение кожи лаком вызвало резкое расширение её кровеносных сосудов, как следствие возросла теплоотдача, соответственно температура тела снизилась. Таким образом, к смерти “Золотого мальчика” привело переохлаждение, вызвавшее снижение защитных функций организма, следовательно открывшее дорогу опасному заболеванию.

3)Рефлексия:  Давайте посмотрим, насколько хорошо вы усвоили новую тему (слайд 27)

1. Они находятся в волосяных фолликулах.

2. Его приобретает кожа под влиянием солнечного света.

3. Внутренний слой кожи.

4. Покровы тела человека состоящие из кожи и её производных.

5. Жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли, мочевины и других веществ, придающих ей солёный вкус и специфический запах.

6. Процесс, когда при высокой температуре окружающей среды теплоотдача в организме возрастает, а при низкой – уменьшается.

7. Нервные окончания воспринимающие тепло, холод, давление, боль.

8. Наружный слой кожи.

9. Кожные роговые образования «встающие дыбом» при испуге.

10. Собственно кожа.

11. Функция кожи.

12. Кожные роговые образования.

4)Домашняяя работа слайд 28

И еще кое-что.Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Она стареет. Посмотрим, от чего это происходит? (Ребята смотрят видеофрагмент)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе. Кожа - наружный покровный орган

Урок по биологии в 8 классе. Учебник - Д.В.Колесов и др. Биология. Человек. 8 класс. Издательство "Дрофа". Материал содержит конспект урока с использованием диска "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия....

Кожа - наружный покровный орган

Урок по биологии в 8 классе. Учебник Д.В.Колесов и др. Биология. Человек. 8 класс. Издательство "Дрофа". Материал содержит конспект урока с использованием диска "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. У...

Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....

Конспект урока "Кожа – наружный покровный орган".

Конспект урока "Кожа – наружный покровный орган" разработан для проведения  в 8-х классах на уроках анатомии. В данном конспекте урока я постаралась совместить необходимые знания о строении и фун...

Кожа - наружный покровный орган

Проект урока (вместе с конспектом и презентаций) по теме строение и функции кожи. По учебнику биологии 8 класса Колесова Д.В.Урок  соответствует уроку в рамках ФГОС....

Кожа - наружный покровный орган

Проект урока (вместе с конспектом и презентаций) по теме строение и функции кожи. По учебнику биологии 8 класса Колесова Д.В.Урок  соответствует уроку в рамках ФГОС....