Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozha.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: «Кожа – наружный покровный орган»
Цель урока: сформировать у обучающихся знания о строении и функциях кожи.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: рассказ с элементами беседы.
Оборудование: таблица «Кожа», лупы, мультимедийная презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.
II. Повторение.
Фронтальная беседа по вопросам:
- В чем различие между основным и общим обменом?
- Что такое энергетическая емкость пищи?
- В чем преимущество смешанного рациона питания, включающего растительную и животную пищу?
- Как рассчитываются нормы питания и подбираются продукты рациона?
- Как распределяются количество и состав пищи в течение дня?
Обобщение ответов.
Проверка выполнения лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы».
III. Активизация познавательной деятельности.
С помощью подсказок обучающиеся должны определить, какой орган тела будет изучаться на уроке.
Подсказки
- Это сложный орган со многими функциями.
- Масса этого органа у взрослого человека в среднем 2,7 кг.
- Это самый тяжелый орган человеческого тела.
- Его называют «зеркалом здоровья и болезни».
- Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме.
- Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь.
- Этот орган тесно связан с нервной системой.
- В нем заложены многочисленные рецепторы, воспринимающие внешние раздражения.
- Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.
Обобщение ответов.
Запись темы урока на доске.
IV. Изучение нового материала.
1. Общие сведения.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Запись в тетрадь
Масса кожи около 2,7 кг.
Площадь – до 2 м2.
Кожа – самый тяжелый орган тела человека; «зеркало здоровья и болезни».
2. Функции кожи.
Беседа.
Вопрос к классу: Как вы думаете, какие функции выполняет кожа в организме человека?
Обобщение ответов.
Запись в тетрадь
Функции:
- Защитная
- Выделительная
- Терморегуляторная
- Барьерная
- Чувствительная.
- Участвует в обмене веществ
3. Строение кожи.
Рассказ учителя с элементами беседы.
Запись в тетрадь
Строение кожи
Слои | Строение | Функции |
Наружный слой – эпидермис | Многослойный эпителий. Наружный слой - мертвый, ороговевший (он же образует волосы и ногти), внутренний – из живых делящихся клеток, содержит пигмент - меланин. | Мертвые клетки - защитная функция, внутренний слой – пигмент – защита от ультрафиолетовых лучей. |
Внутренний слой – дерма (собственно кожа) | Образована соединительной тканью. В ней имеются гладкие мышечные волокна, кровеносные сосуды, потовые, сальные железы, волосяные сумки, рецепторы (температуры, болевые, давления и т.д.). Способна растягиваться и возвращаться в исходное положение – эластичность. | Чувствительная функция (рецепторы). Потовые железы - охлаждение тела, удаление ненужных веществ. Сальные железы - смазывают эпидермис и волосы, смягчая их. |
Подкожная клетчатка – гиподерма | Состоит из пучков соединительнотканных волокон и жировых клеток. Сквозь нее в дерму проходят кровеносные сосуды и нервы. | Подвижное прикрепление кожи к подлежащим тканям; изолирующий слой; амортизатор; энергетический резервуар. |
Задание: заполнить третий столбец таблицы, используя текст учебника.
V. Закрепление.
Тест.
1. Установите соответствие:
А | Эпидермис | 1 | Связывает кожу с костями и мышцами |
Б | Дерма | 2 | Слой пронизан нервными окончаниями, содержит сальные и потовые железы |
В | Гиподерма | 3 | В клетках содержится пигмент, защищающий кожу от ультрафиолетовых лучей |
2. Закончите предложение:
а) железы, выделяющие на поверхность кожи жидкость, в которой содержаться поваренная соль, мочевина и др., способствующая охлаждению тела называются …
б) воспринимают боль, тепло, прикосновение - …
в) смягчает волосы секрет, выделяемый - …
3. Каково значение кожи?
А) защитная функция;
Б) чувствительная;
В) опорная;
Г) выделительная;
Д) терморегуляторная;
Е) двигательная.
VI. Домашнее задание.
§39. Подготовить сообщения: Как ухаживать за кожей. Гигиена одежды и обуви. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Закаливание. Виды закаливания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе
Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...
Методическая разработка урока по химии для обучающихся 10 класса.Тема урока:"Белки и их химико-технологические свойства"
Урок включает несколько этапов: повторение, изучение нового материала, лабораторную работу, закрепление и контроль знаний. Данная работа содержит развернутый план-конспект-структуру и ход урока, при...
методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"
Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...
Методическая разработка урока по физической культуре для 5 класса «Вокруг света за один урок»
Тема: История возникновения видов спорта....
Методическая разработка урока английского языка в 5 м классе. Тема урока: Travelling and transport: choosing the mean of travelling (Путешествия и транспорт: выбор вида путешествия)
Тема урока: Путешествия и транспорт5-й класс, углублённый уровень. Место урока: повторение лексики по теме «Путешествия и транспорт» Учебник: Верещагина И.Н., Афанасьева О.В. Английс...
Методическая разработка урока по мировой художественной культуре. 10 класс. Урок-дебаты Два взгляда. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов.
Сегодня у нас необычный урок. Вы хорошо знакомы с дебатами. Помним правила – быть уважительными по отношению к мнению оппонентов, быть внимательными, слышать друг друга, задавать воп...
Методическая разработка урока по ФГОС. Русский язык 6 класс. Урок по теме "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»"
Данный урок является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема урока "Различение форм глаголов повелительного наклонения и глаголов 2 лица мн. числа»" ...