Кожа - наружный покровный орган
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Урок по биологии в 8 классе. Учебник Д.В.Колесов и др. Биология. Человек. 8 класс. Издательство "Дрофа". Материал содержит конспект урока с использованием диска "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс", а так же электронную презентацию, которую можно использовать в заключительной части урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kozha.doc65.5 КБ
Office presentation icon kozha.ppt2.46 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Определить о чем идет речь.

Когда перечисляют составляющие человеческого организма, ее обычно “обижают” – о ней забывают. Между тем это самый крупный орган осязания. У взрослого ее площадь достигает 1,7 – 2 м2, а вес – 2-3 кг. Его называют “зеркалом здоровья и болезни”. Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. Этот орган тесно связан с нервной системой. В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.

  1. Тема урока “Кожа. Строение, значение”

План урока:   1. Строение

                         2. Значение

           3. Производные кожи – волосы, ногти

Цель: ознакомить со строением и значением кожи.

Задачи:

  1. формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;
  2. развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;
  3. продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;
  4. воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: таблицы “Строение кожи”; компьютер; мультимедийная установка; диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Человек и его здоровье. 8 класс».        

  1. Вспомнить из 7 класса – общие особенности строения покровов позвоночных животных. (стр. 191 – 7 класс)

Эпидермис /наружный слой, многоклеточный, железы, наружный слой – клетки снашиваются и отмирают, второй слой – делящиеся клетки/.

Собственно кожа /корни волос, роговые образования, сальные и потовые железы/

Самый глубокий слой кожи – подкожная жировая клетчатка. Смягчает внешние удары. Сохраняет тепло/.

Диск. Урок № 15, слайд 2 (рассматривание слоев кожи, их краткая характеристика)

  1. Строение кожи человека. Учебник стр. 201, рис. 83. Работа устно вместе с классом.

Эпидермис. Его устройство учитывает постоянное трение кожи об окружающие предметы, действие перепадов температуры и влажности. Каким бы прочным ни был материал, при такой нагрузке он долго не протянет. И эпидермис не выдержал, если бы природа не сделала и его  многослойным и обновляющимся. Самый глубокий пласт эпидермиса состоит из делящихся клеток. Те, что образуются при делении, выталкиваются “родителями” наверх и постепенно приобретают твердость. Толщина эпидермиса у взрослого человека достигала бы нескольких метров, если бы не его способность слущиваться: ведь верхние слои состоят из погибших и полностью ороговевших клеток-пластинок. При трении, например об одежду, эти роговые пластинки, постепенно сходя, а их место занимают новые, поскольку внутренний слой клеток-родителей трудится без устали. Полный цикл эпителиальной клетки от рождения в глубине эпидермиса до всплытия наверх, ороговевания, гибели и слущивания занимает 20 дней. Иногда отмершие пластинки не слущиваются, а, наоборот, слипаются в толстый панцирь, образуя мозоль. Записать 2-3 предложения в тетрадь.

Дерма. Она придает коже прочность и эластичность. Это свойство позволяет растянуть лоскут кожи в 5-6 раз, если, например, нужно закрыть ожоговую рану. Дерма вдается в эпидермис в виде бугорков, внутри которых множество кровеносных и лимфатических капилляров, а также нервных окончаний. В некоторых бугорках плотность нервных окончаний особенно велика. Эти участки на коже человека – ныне их чаще всего называют биологически активными точками – обнаружили еще в Древнем Китае. Древнекитайский трактат сообщал о применении в медицине иглоукалывания – воздействия на такие точки специальными тонкими иголками. Бугорки приподнимают над собой эпидермис, образуя гребешки и бороздки. Их расположение неповторимо и определяет индивидуальный рисунок кожи. Первыми извлекли выгоду из этого факта криминалисты: раз рисунок кожи каждого человека особый, то это верно и для подушечек пальцев. Так родилась дактилоскопия /от греч. “дактилос” – палец и “скопео” – смотрю/ - раздел криминалистики, который помогает находить человека по отпечаткам пальцев. Дерма также способствует образованию кожных складок в местах наибольшего растяжения. На разгибательных поверхностях суставов /в области локтя, колена/ кожа заранее собрана в гармошку. Записать 2-3 предложения в тетрадь.

Диск. Урок № 15, слайд 6 (обобщение понятия дерма, введение понятия гиподерма)

Самый глубокий слой кожи – подкожно-жировая клетчатка. Она служит  резервом питательных веществ, а также подушкой – механической защитой от внешних воздействий. Этот слой еще и замечательное одеяло:  жир плохо проводит тепло, поэтому упитанные люди мерзнут меньше худышек. Кстати, полярные животные намного жирнее обитателей тропиков. Записать 2-3 предложения.

Итак, в коже спрятаны железы сальные и потовые. На каждом квадратном сантиметре умещается 15 сальных желез. Обычно они открываются в волосяной мешочек, но встречаются и там, где волос нет: на веках, на кайме губ. Задача этих желез – вырабатывать кожное сало, служащее водоотталкивающей смазкой для кожи и волос.

Диск. Урок № 15, слайд 11(значение сальных желез, их месторасположение на теле)

Потовые железы залегают глубоко в толще дермы. У человека их более 2 млн. Все потовые железы ежедневно выделяют 700 мл пота /у жителей тропиков – до 4 литров/. За жизнь набегает 18-20 тыс. литров. Изначально пот стерилен, но в нем быстро поселяются микроорганизмы. Пот орошает кожу, с ним выделяются ненужные организму шлаки. Кроме того, испарение влаги помогает снизить температуру тела. Потовые железы расположены по всей поверхности кожи, но особенно много их на лбу, стопах, в подмышечных впадинах.

Диск. Урок № 15, слайд 8 (значение потовых желез для организма, введение понятия пот , состав пота, гигиена человека)

Свойства и роль кожи иллюстрирует реальный случай, произошедший в эпоху Возрождения. Во время одного праздника в столице Миланского герцогства было решено насладиться изысканным зрелищем – живой статуей. Для этого с головы до пят был выкрашен золотой краской мальчик. Он добросовестно исполнил свою роль, но праздник кончился трагедией. “Золотой мальчик” вдруг почувствовал себя плохо, у него появился озноб. Позвали лекарей и попытались смыть краску, но тщетно: золото не сходило, а ребенку становилось се хуже и хуже. Вскоре он умер. Причиной такого печального конца и была та самая краска, что сделала его неотличимым от статуи: мальчик оказался в непроницаемой оболочке. Кожа не смогла дышать, прекратилось испарение воды, выделение пота и кожного сала, нарушилась терморегуляция. Организм, увы, не сумел долго сопротивляться стольким бедам сразу.

Диск. Урок № 15, слайд 15 (видеофрагмент) (роль кожи в терморегуляции)

Итог: Р.т. стр.65   156 /п./, затем проверить вслух.

  1. Производные кожи – волосы и ногти.

Волосы

По сравнению с покрытыми густой шерстью животными люди кажутся почти безволосыми. Почти – потому что волосы на теле человека все же есть, их от 200 тыс. до 1 млн.

Учебник стр. 201, рис. 83. Каждый волос состоит из корня /часть, погруженная в кожу/ и стержня /часть, свободно поднимающаяся над кожей/. Корень растет из волосяной луковицы /фоликулла/, прочно сидящей в толще дермы. Вокруг луковицы расположен волосяной  мешочек, куда открываются потоки сальных желез. Волосы не прямо торчат из кожи, а располагаются немного наклонно. Из дермы к волосяному мешочку тянется мышца. Между ней и волосом залегает сальная железа. Поэтому в стрессовой ситуации или когда человеку холодно, в результате сокращения мышцы не только поднимаются волосы /”гусиная кожа”/, но и выдавливаются капельки жира.

Диск. Урок № 15, слайд 10 (волосы, волосяные фолликулы, рост  и цвет волос)

Индивидуальные задания.

Волосы

Волосы – так же как и ногти – роговое производное кожи. В зависимости от расположения их длина бывает от 1 мм до нескольких десятков сантиметров, а диаметр от 0,005 до 0,5 мм. Растут они со скоростью 0,3 – 0,4 мм в сутки, причем быстрее всего в вечерние часы, а ночью отдыхают. Каждый волос растет у мужчин 3 года, у женщин – 10 лет, затем выпадает, и его место занимает новый. Вот почему даже в племенах дикарей, где не принято подстригаться, у женщин волосы все равно длиннее.

Весной и летом наша «растительность» прибавляет в росте быстрее. За год волос на голове способен увеличиться на 12,8 см, и теоретически за человеческую жизнь длина его могла бы достигнуть 9-10 метров.

На голове у  человека в среднем от 80 тыс. до 200 тыс. волос. Цвет волос определяется наследственностью и зависит от белка кератина, содержащегося волосах. Именно из-за этого белка одни люди, брюнеты, другие – блондины, а третьи – шатены. С цветом связана и густота волос на голове. У рыжих прическа состоит примерно из 80 тыс. волос, у черноволосых – из 100 тыс., а  самые пышноволосые – 140 тыс. волос – блондины.

Ребенок в день теряет 50-80 волос, взрослый до 100, а старики – по 120; разница в том, что у молодых место выпавших волос занимают новые, а у пожилых – нет.

Если бы волосы у человека росли быстрее, из них можно было бы добывать полезные ископаемые:  марганец, медь, натрий, бром, цинк, титан и даже золото и серебро – всего до 40 химических элементов! Ученые установили, что в волосах людей умственного труда больше, чем у других, меди и цинка. А вот в седых волосах содержится главным образом никель.

Ногти

Учебник стр. 202, рис. 84. Ноготь представляет собой четырехугольную, слегка выпуклую пластинку, у которой есть свободный край, тело и скрытый под кожей корень. Пластинка ногтя лежит на ногтевом ложе; из клеток его задней части ноготь и растет вперед. Увеличивается он быстро, в среднем на 0,83 мм за неделю, причем у женщин активнее, чем у мужчин, у детей быстрее, чем у взрослых. На правой руке ногти подрастают скорее, чем на левой /у левшей – наоборот/, а летом ногти приходится подстригать чаще, чем зимой. В ногтях нет нервов, но они чувствительны, поскольку прилежат к нервным окончаниям   в коже.

Диск. Урок № 15, слайд 12 (строение ногтя)

Индивидуальные задания

Ногти

Самую тонкую работу люди делают концевыми фалангами пальцев. Ноготь – это щит, прикрывающий нежную мякоть кончика пальца. 20 человеческих ногтей весят вместе всего–то около 3 г.  Но если бы этой малости не было, человек не смог бы подолгу держать в руках предметы, а о том, чтобы вертеть в пальцах что-нибудь миниатюрное, и речи бы не шло. Надежность щита зависит от нагрузки на руку: у правшей ногти на правой рук примерно на 2,2 мм шире и более плоские, чем на левой; а у левшей – наоборот, а вот у новорожденных такой разницы еще нет. У людей ручного труда (механики, крестьяне, хирурги) ногти более широкие и плоские, чем у остальных.

Так же как и волосам, ногтям в прошлом часто приписывали магические свойства. Ведь они не только быстро растут, но и вдобавок сохраняются у покойников чуть ли не дольше остальных частей тела (гнить там нечему, ведь ногти и волосы «построены» из очень плотного белка кератина). В Средней Азии и Персии даже считали, что в «бессмертных» ногтях прячется человеческая душа.

  1. Функции кожи.

Самостоятельная работа по учебнику стр. 202-203. Задание устно по колонкам.

Диск. Урок № 15, слайд 14 (рецепторы кожи (интерактивная схема))

  1. О чем расскажет кожа.

Пожалуй, самое первое, что замечают в человеке, - цвет кожи. Это главный признак принадлежности к определенной расе. Действительно, у эфиопов черты лица вполне европейские, но увидев темную окраску кожи, каждый скажет: это представитель негроидной расы. Кроме нее существуют европеоидная с бело-розовой кожей и монголоидная  с желтой. Между такими радикальными окрасками масса переходных оттенков. Причина цветовых различий – содержание в глубине эпидермиса пигмента меланина: чем его больше, тем кожа темнее. Меланин нужен для защиты кожи от ультрафиолетовых лучей. Кожа европейца беззащитна перед палящими лучами солнца. Чтобы обезопасить ее, под лучами солнца клетки вырабатывают больше меланина, и тогда появляется загар – защита от ультрафиолета. С хорошим загаром самый светлокожий норвежец на короткое время становится похож на жителя тропиков. Правда, после того как он вернется к родным фьордам, продукция меланина снизится до положенной европейцу нормы, и северянин вновь посветлеет. Бушмен же так и останется чернокожим, даже если окончательно переселится на Крайний Север: нижний предел выработки меланина задан генетически.

Диск. Урок № 15, слайд 4 (пигментация кожи, расы) , 5 (значение меланина для кожи)

Диск. Урок № 15, слайд 13 (тренажер) (расставить названия слоев и элементов кожи)

Индивидуальные задания

Родимые пятна

У новорожденных они практически отсутствуют и проявляются с возрастом. В среднем у каждого человека по 14-15 родинок. Их форма и расположение в прошлые времена служили аргументом при установлении родства.

В старину родимое пятно могло принести его обладателю беду. В средневековой Европе оно считалось сатанинской печатью, что  грозило сожжением на костре. Хотя известен случай, когда родимое пятно сослужило добрую службу. В 1791 году, в разгар Французской революции, у одного младенца было обнаружено родимое пятно в форме фригийского колпака – головного убора, очень значимого во Франции. Революционное правительство назначило матери ребенка пожизненную пенсию в благодарность за патриотические чувства, которые, по тогдашним представлениям, и привели к появлению на коже малыша этого замечательного признака.

Иногда на теле истово верующих христиан возникают особые меты – стигматы /от греч. “стигма” – знак/. Они имеют вид ран и располагаются в тех местах, где, согласно преданию, Христу были нанесены увечья. С 12 века известно около 300 случаев появления стигматов. Тайна, долгие века поражавшая христианский мир, пока еще не нашла научного объяснения. Современные ученые полагают, что причина стигматов кроется в переживаниях верующих, настолько глубоко сострадающих мучениям Христа, что у них в определенных точках тела лопаются кровеносные сосуды и возникают повреждения кожи.

Индивидуальные задания

 Татуировка

Это болезненная и долгая процедура, ведь для нанесения даже простого рисунка нужно множество раз проколоть кожу, достигая дермы кончиком иглы. Каждый укол – капелька навечно остающейся в глубине кожи краски; из этих точек складывается узор. И каждое прикосновение иглы еще и риск внести инфекцию.

Татуировка обязана своим происхождением нашим далеким предкам. Они пытались обеспечит себе внешние отличия, не смываемые дождем и не стираемые песком. По татуировке можно было узнать, из какого племени человек, какое положение он занимает, чем прославился. Аборигены Новой Зеландии считали татуировку непременным атрибутом невесты: без узоров на лице, руках, ногах девушке-маори нечего было и рассчитывать найти себе жениха. В нашей стране особых высот искусство татуировки достигло среди людей, преступивших закон: у них количество, местоположение, характер изображений на теле иной раз рассказывают о «подвигах» владельца лучше уголовного дела.

Так же несмываемо, как и татуировка – это клеймо. Ставились обезображивающие клейма всегда насильно. Самая известная литературная обладательница клейма – Миледи из романа Дюма «Три мушкетера»: палач выжег у нее на плече лилию – герб французской короны. Других преступников во Франции метили менее эффектно: наносили на щеки слова «вор», «воровка», латинскую букву G (галеры) или целое словосочетание «принудительные работы». В России преступников до 1863 года клеймили словом «кат» (сокращение от «каторжник»).

Выводы:

1. Кожа – наружный покров тела, выполняющий различные функции: защитную, рецепторную, терморегуляторную, выделительную.

2. Кожа состоит из эпидермиса, дермы, подкожной жировой клетчатки.

3. Кожа имеет роговые образования – волосы и ногти.

Презентация учителя «Знаете ли вы …»

Закрепление:

Р.т. стр.66, задание 157.

Домашнее задание: параграф 39

Дополнительные сведения о коже

Знаете ли вы…

… что поверхность кожи человека в среднем составляет около 2 кв. м. Эту площадь необходимо знать при назначении некоторых лекарств и лечебных процедур. Для расчета поверхности кожи в клинике обычно применяют следующую формулу:

Поверхность тела = /масса тела *4/ +7

                                 __________________

                                масса тела +90

… что чистая кожа выделяет особые защитные вещества, которые растворяют белки бактерий, на 1 см2 грязной кожи поселяется около 40 000 микробов, во время мытья с кожи снимается примерно 1,5 млрд. микробов.

… что за одну минуту через кожу проходит 460 мл. крови.

… что за сутки человек выделяет столько тепла, что его хватит, чтобы довести до кипения 33 литра ледяной воды. И даже во сне он в среднем расходует за час 4,2 кДж на 1 кг. массы тела.

… что никаких болезненных изменений в тканях при замораживании не происходит, а отмирание наступает при медленном отогревании в тепле. Поэтому отогревание должно быть быстрым.

… что мужчина среднего роста теряет каждый час около 600 000 частичек кожи. К 70 годам эта потеря составляет 48 кг.

… что брови и ресницы выпадают через 3-5 месяцев. Продолжительность жизни волос на голове 4-6 лет. Ежедневно у человека меняется 30-40 волос.

… что человеческий волос в 500 раз толще стенок мыльного пузыря, в 5 раз толще капилляров, в 12 раз толще стенок альвеол и в 20 раз – паутинки.

… что волос человека очень прочен. При поперечном сечении в 0,002 кв. мм один волос выдерживает груз до 100 г. Девичья коса выдерживает груз до 20 тонн.

… что, если ходить с непокрытой головой в холодную погоду, поверхностные сосуды суживаются, питание волос и рост ухудшаются  - это способствует облысению.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии в 8 классе. Кожа - наружный покровный орган

Урок по биологии в 8 классе. Учебник - Д.В.Колесов и др. Биология. Человек. 8 класс. Издательство "Дрофа". Материал содержит конспект урока с использованием диска "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия....

Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....

Конспект урока "Кожа – наружный покровный орган".

Конспект урока "Кожа – наружный покровный орган" разработан для проведения  в 8-х классах на уроках анатомии. В данном конспекте урока я постаралась совместить необходимые знания о строении и фун...

Кожа - наружный покровный орган

Проект урока (вместе с конспектом и презентаций) по теме строение и функции кожи. По учебнику биологии 8 класса Колесова Д.В.Урок  соответствует уроку в рамках ФГОС....

Кожа - наружный покровный орган

Проект урока (вместе с конспектом и презентаций) по теме строение и функции кожи. По учебнику биологии 8 класса Колесова Д.В.Урок  соответствует уроку в рамках ФГОС....