Урок по теме "Кожа - наружный покровный орган"
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Кожа – наружный покровный орган.
Цель:
Раскрыть особенности строения, функции, взаимосвязь компонентов кожи.
Задачи: Создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи; создать условия для развития учебных, исследовательских и коммуникативных компетенций; помочь учащимся осознать личную и практическую значимость учебного материала;
Ход урок
1.Целеполагание. Попробуйте отгадать, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождем не промокает
И не мнется ни за что!
А еще – не выцветает,
И дышать легко нам в ней,
И носить ее мы можем,
Не снимая много дней. (КОЖА)
Ребята, попробуйте догадаться по интересным фактам, какой орган мы будем изучать.
- В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр;
- В нем содержится 250тысяч «холодовых» и 30 тысяч «тепловых» рецепторов;
- На этом органе находится около 250 тысяч волос;
Конечно же, вы правильно догадались это наша кожа. А, почему, ребята кожу называют зеркалом нашего организма? (ребята высказывают свои предположения)
Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, что вы должны узнать сегодня на уроке? (предполагаемые ответы учащихся)
Сегодня на уроке, вы должны понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи
Запишите тему урока.
«Кожа – наружный покровный орган»
2. Формирование новых понятий
Давайте подумаем, может ли человек прожить без кожи? Конечно же, нет, человек просто погибнет.
Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями. Площадь кожного покрова взрослого человека достигает 1,5 – 2 кв.м.
Ребята, посмотрите на рисунок, скажите, сколько слоев можно выделить в коже?
3 слоя:
эпидермис, дерма, гиподерма
Давайте выясним строение и функции каждого слоя и информацию занесем в таблицу
«Строение и значение кожи»
Слои кожи человека | Строение каждого слоя | Функции каждого слоя |
Давайте теперь уделим внимание первому слою, который называется эпидермис.
Самонаблюдение
Возьмите лупу и рассмотрите поверхность тыльной стороны кисти, что вы видите?
(Поверхность нашей кожи имеет клетки неправильной формы и образует складки)
Как вы думаете, зачем они нужны? Если бы не они, мы бы не смогли работать пальцами.
Сожмите руки в кулак. Что происходит с кожей? Они растягиваются;
Правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Объясните, что происходит с кожей? (без складок наши пальцы, руки, ноги не могли бы легко сгибаться).
Следовательно, кожа прочная, упругая и эластичная.
Кожа водонепроницаема, поэтому человек не высыхает в жару и не «тает» во время дождя.
Эпидермис образован многослойным плоским ороговевающим эпителием, толщина которого 0,03-1,5 мм и зависит от области тела. Наружние клетки отмирают и постоянно слущиваются. Человек среднего роста каждый час теряет около 800 тыс. микрочастиц кожи. Полная смена клеток в эпидермисе подошвы человека происходит в течение 10-30 дней.
Клетки внутреннего слоя эпидермиса размножаются и содержат пигмент меланин, который придает цвет коже и задерживает ультрафиолетовые лучи солнца.
От чего зависит цвет кожи представителей разных рас? С чем связана наиболее интенсивная пигментация кожи представителей негроидной расы?
"Темная кожа негроидной расы объясняется большим количеством в ней меланина, чем у представителей других рас. Меланин защищает кожу, блокируя ультрафиолетовые лучи, воздействию которых подвергаются жители солнечной Африки. Вторым пигментом человеческой кожи является каротин. Это желтое вещество, которое помимо человеческой кожи присутствует в моркови, а также желтке яйца. Как и меланин, каротин есть в коже всех людей мира. Но наибольшее его количество в коже народов Восточной Азии. Это придает их лицам желтоватый оттенок. У европеоидов наблюдается низкое содержание и меланина, и каротина". Чем больше меланина, тем темнее кожа. Меланин защищает от ультрафиолетового излучения.
Веснушки - скопления меланина в коже.
Сделайте вывод: В чем же заключается основная функция эпидермиса? (защитная)
Внесите информацию в таблицу.
Заполните первую строку таблицы.
Рассмотрите следующий слой - собственно кожу (дерму). Толщина этого слоя достигает 2,5 мм и образована соединительной тканью. Что входит в её состав? (учащиеся называют потовые железы, сальные железы, рецепторы, волосяные луковицы)
Сальные железы – мешочки с кожным салом и выводящим протоком в волосяном мешочке. Где больше всего сальных желез? (на голове, лбу, подбородок). За сутки человек выделяет около 20 грамм сала, смягчая при этом кожу и защищая её от проникновения бактерий.
Потовые железы – представляют собой клубочки с выводным протоком на поверхность кожи. Как вы думаете, где больше всего открывается протоков потовых желез?
Чаще всего у нас потеют ладони, лоб, подмышечные впадины.
Самонаблюдение
Возьмите лупу рассмотрите свою ладонь. Что вы видите? (блестящие капельки)
Знаете ли вы, что у человека приблизительно имеется до 3 млн. потовых желез. В холодную погоду человек выделяет до 0,5 л пота в сутки, а жаркую до 10-15 л. Иногда до 4 л в час. Для чего наш организм выделяет пот – жидкость, состоящая из воды и минеральных солей, мочевины? (для охлаждения) Каким образом вода может попасть к потовым железам? (из крови), а как восполнить потери воды? (нужно попить)
Через потовые железы происходит и газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ. Правда, в сравнении с легкими дыхательная функция кожи не имеет большого значения, но для самой кожи она полезна.
Сделайте вывод, какие функции выполняют потовые железы? (выделительная, терморегуляционная)
Рецепторы – нервные окончания, воспринимающие раздражения. Какие виды рецепторов изображены на рисунке? ( прикосновения, осязания, давления, боли, тепла, холода)
У человека на 1 кв.см около 400 чувствительных окончаний, на поверхности тела до 8 млн, из них 1 млн.болевых рецепторов и 1,5 млн. осязания.
Давайте проверим работу ваших рецепторов.
Самонаблюдение
Дотроньтесь до волос ручкой. Что чувствуете? (прикосновение)
Возьмите зубочистку, дотроньтесь до тыльной стороны кисти, что ощущаете? (боль)
Кто смелый, пойти на эксперимент? Ученик закрывает глаза, и на ощупь определяет предметы, которые ему подают. При этом ученик описывает предмет, его форму, объём, из какого материала сделан.
Мы с вами видим, что кожа пальцев рук очень чувствительна, так как там находятся рецепторы осязания. Видим руками.
В 1820 году француз Луи Брайль, потерявший зрение в трехлетнем возрасте, придумал свою азбуку, еще будучи подростком. По его системе можно читать книги, передвигая кончиками пальцев, - одну из наиболее чувствительных частей нашего тела, касаясь ими выпуклых точек, выдавленных на бумаге. Эти точки группированы по 6 штук, причем каждая из групп означает конкретную цифру, букву или буквосочетание.
Физминутка Сейчас раннее утро, обычно мы чувствуем сонливость в это время, наш организм проснулся не окончательно. Проснуться ему и запустить в работу все наши органы поможет массаж рук. Дело в том, все внутренние органы связаны с различными точками на коже человека, и связь эта осуществляется через нервную систему. Такие точки называют проекционными точками, если надавливать на эти точки определенным образом, то можно улучшить деятельность различных органов и предупредить многие болезни. Сделать такой массаж не сложно, я покажу. Более детально расположение активных точек на наших руках вы можете видеть на рисунке на перчатке. Если коротко, то массаж мизинцев стимулирует работу сердечно-сосудистой системы, больших – нервной системы, головного и спинного мозга, указательный - (элементы массажа). Рекомендуется делать подобный массаж каждый день, можно даже еще в постеле, как только вы проснулись. Экспериментальные исследования, которые проводились среди учащихся школ показали, что после ежедневного такого массажа через некоторое время у детей улучшились память, внимание, прекратились головные боли и обшее состояние здоровья нормализовалось. Кстати, много таких точек и на стопе. Так что можно делать несложный массаж на стопах, а еще лучше разминать их в процессе ходьбы или бега босиком, особенно по песку или мелкой гальке.
«Ленивая восьмёрка»
- Вытягиваем правую руку вперёд и поднимаем вверх большой палец.
Взгляд фиксируем на ноготь большого пальца. Рисуем рукой в воздухе лежачую «восьмёрку» / знак бесконечности/, продолжая следить за ней глазами.
Рисуем всегда налево и вверх, полминуты правой рукой, затем полминуты левой рукой ( продолжать 1 мин.)
( упражнение помогает активизировать работу одновременно обоих полушарий головного мозга, выполняется, когда нужно сосредоточиться).
«Думательный колпак»
большим и указательным пальцами мягко оттянуть назад и прижать (массировать) мочки раковины ушей, большой палец держать на внутренней части ушной раковины (1 мин.), массировать сверху вниз.
(упражнение помогает сосредоточиться на процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах
Самонаблюдение
Обратите внимание на кончики пальцев рук, что вы видите?
Правильно, там узоры. Сравните с узором пальцев соседа Они индивидуальны для каждого человека и используются в криминалистике для идентификации личности человека. Закладка узоров у нас происходит на 6 неделе внутриутробного развития и заканчивается к 6 месяцам и остаётся на всю жизнь.
Среди вас сидит эксперт-криминалист. Даю ему слово.
Дактилоскопия – метод идентификации человека по отпечаткам пальцев, основанный на уникальности рисунка кожи. Широко применяется в криминалистике. Основан на идеях Уильяма Гершеля, выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека. Эта гипотеза стала результатом долгих исследований автора, служившего полицейским чиновником в Индии. 18 апреля 1902 г. – первое применение в Дании дактилоскопии для опознания преступника. Разные страны вводили у себя дактилоскопические методы в течение следующих полутора- двух десятилетий. Одной из последних была Франция. В России дактилоскопия применяется с 1906 года.
Сделайте вывод, какова же функция рецепторов? (чувствительная)
Ребята, обратите внимание, о каких образованиях кожи мы с вами еще не узнали?
( волосы и ногти)
У нас в гостях парикмахер, мастер по маникюру
Выступают ребята с сообщениями.
1.Жизнь волоса.
2.Ногти.
Самонаблюдение Рассмотрите ногти.
-С какой стороны растёт ноготь? (С задней части ногтевой пластинки. Это корень ногтя.)
-Почему передняя поверхность ногтя имеет розовый цвет? (Просвечивают кровеносные сосуды.)
-Рассмотрите луночку. Почему она белая? (Состоит из плотных клеток, через которые не просвечивают кровеносные сосуды.)
-Вывод. Для чего служат ногти? (Ногти выполняют защитную функцию.)
Внесите информацию в таблицу о дерме.
А, сейчас поработайте с учебником и найдите материал о гиподерме и заполните 3 строку таблицы Гиподерма (подкожная клетчатка) выполняет функцию изолирующего слоя, препятствующего охлаждению тела. Она играет также роль амортизатора при ушибах, придает телу округлость, а также является энергетическим резервом.
Заполните таблицу
Слой | Строение | Функция |
Эпидермис | Роговой слой образован мертвыми клетками, внутренний – живыми, пигмент меланин | Защитная |
Собственно кожа (дерма) | Плотная волокнистая, соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей | Защитная, чувствительная, дыхательная, обменная, терморегуляторная |
Подкожная жировая клетчатка | Соединительнотканные волокна с живыми клетками | Защитная, запасающая, терморегуляторная |
Почему называют зеркалом нашего организма? Кожа отражает как зеркало деятельность внутренних органов. Различные изменения являются показателем состояния организма в целом. Нормальный цвет кожи служит оценкой здоровья.
Наша кожа часто сигнализирует нам о возникающих внутри организма нарушениях и болезнях. Это ее «обязанность».
- Наличие угревой сыпи на лице свидетельствует о заболеваниях, вызванных паразитами.
- Сухая кожа на локтях говорит о повышенном уровне сахара в крови и недостаточной работе поджелудочной железы.
- Шелушащаяся кожа лица и высыпания на животе чаще всего сигнализируют о заболеваниях кишечника.
По ногтям также определяется общее состояние здоровья организма:
- Если на ногтях появились белые пятна, то значит, что вы где-то сильно ушиблись.
- Продольные полоски – недостаток витаминов (авитаминоз).
- Желтый цвет ногтей – признак анемии (значительное понижение уровня гемоглобина в крови).
- Коричневый оттенок ногтей – не все в порядке с почками.
- Красный – свидетельствует о повышенном давлении, сахарном диабете, ревматизме.
Что же происходит с нашей кожей с возрастом? Она стареет. Посмотрим, от чего это происходит? (ребята смотрят видеофрагмент)
Ребята отвечают на вопрос, почему стареет наша кожа?
3. Первичное закрепление Решение познавательных задач
1.Если дохнуть себе на руку, получается ощущение тепла, а если дунуть, то ощущение прохлады. Почему?
2.В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции?
3. Почему иной раз укус комара человек просто не замечает, но иногда укус комара бывает чувствительным, даже на том же участке кожи?
4.Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: «Холодно, накройте еще чем-нибудь». Его накрывают, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру тела -39С. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно? Как объяснить это противоречие?
Рефлексия
Ребята, какой материал был для вас наиболее интересным?
Какие моменты урока помогли вам узнать новое?
Д/З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 8 классе. Кожа - наружный покровный орган
Урок по биологии в 8 классе. Учебник - Д.В.Колесов и др. Биология. Человек. 8 класс. Издательство "Дрофа". Материал содержит конспект урока с использованием диска "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия....
Кожа - наружный покровный орган
Урок по биологии в 8 классе. Учебник Д.В.Колесов и др. Биология. Человек. 8 класс. Издательство "Дрофа". Материал содержит конспект урока с использованием диска "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. У...
Методическая разработка урока по биологии "Кожа - наружный покровный орган". 8 класс
Данный урок знакомит обучающихся с особенностями строения кожи человека; с функциями кожи в организме человека. Развивает знания о роли кожи в обменных процессах и терморегуляции....
Конспект урока "Кожа – наружный покровный орган".
Конспект урока "Кожа – наружный покровный орган" разработан для проведения в 8-х классах на уроках анатомии. В данном конспекте урока я постаралась совместить необходимые знания о строении и фун...
Урок " Кожа -наружный покровный орган" Человек 8 класс
Презентация к разработке урока по теме " Кожа - наружный покровный орган" Поэтапное проектирование материала урока на слайдах презентации....
Урок " Кожа -наружный покровный орган" Человек 8 класс
Разработка урока по теме " Кожа - наружный покровный орган" Цели, задачи урока. Этапы урока....
Презентация к уроку биологии "Кожа - наружный покровный орган"
Презентация, сопровождающая урок биологии, в наглядной форме знакомит учащихся со строением и особенностями кожи человека...