Рабочая программа по биологии для 5 класса ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010);
- с рекомендациями Примерной программы основного общего образования - Биология 5-9 классы: проект.-М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
- с рекомендациями авторской программы С.Н.Новиковой и Н.И. Романовой (Москва «Русское слово», 2012 г., линия «Вектор»);
- с возможностями УМК «Биология. Введение в биологию» Введенского Э.Л., Плешакова А.А. (учебник, методическое пособие, рабочая тетрадь, DVD диск).
Общая характеристика
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начального общего образования.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Содержание учебного предмета
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение). Экскурсия «Природа родного края и методы её исследования»
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. Грибы нашего края. Растения нашего края. Животные Московской области. Охраняемые растения, животные и грибы Московской области. Ядовитые растения, животные и грибы нашего края.
Глава 2. Организм и среда обитания (11 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ. Водные обитатели ближайшего пруда. Обитатели почвы нашего края. Ближайшие природные сообщества.
Заключение (4 ч )
Единство наук о природе: обобщение и систематизация знаний учащихся о естественных науках и взаимосвязях между собой. Осуществление проверки сформированности знаний учащихся о естественных науках. Многообразие и роль в природе, жизни человека живых организмов-представителей царств бактерий, грибов, растений и животных Московской области.
Экскурсия в ближайшее природное сообщество(1 ч )
В программу включены проектные работы: Создать модель – аппликацию «Биологические науки». Вылепить из цветного пластилина модель клетки. Создать модель – аппликацию царства живой природы.
Согласно приказу министра образования Московской области от 02.08.2013 г. №2958 и рекомендаций в региональном базисном плане для общеобразовательных учреждений в Московской области в 5 классе введен краеведческий модуль по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды по следующим темам:
- Методы изучения природы: Экскурсия «Природа родного края и методы её исследования»
- Живые царства. Грибы: Грибы нашего края.
- Живые царства. Растения: Растения нашего края.
- Живые царства. Животные: Животные Московской области.
- Биологи защищают природу: Охраняемые растения, животные и грибы Московской области.
- Живые организмы и наша безопасность: Ядовитые растения, животные и грибы нашего края.
- Водные обитатели: Водные обитатели ближайшего пруда.
- Кто в почве живет: Обитатели почвы нашего края.
- Природные сообщества: Ближайшие природные сообщества.
- Многообразие и роль в природе, жизни человека живых организмов-представителей царств бактерий, грибов, растений и животных Московской области.
- Экскурсия в ближайшее природное сообщество.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ Молоковская СОШ на изучении предмета «Биология» отведен 1 час в неделю, 35 часов в год (из расчета 35 учебных недель).
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения программы по биологии являются:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
- принципы современной классификации живой природы;
- основные характеристики царств живой природы;
- клеточное строение живых организмов;
- основные свойства живых организмов;
- типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
- правила поведения в природе;
- какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
- проводить наблюдения и описания природных объектов;
- составлять план простейшего исследования;
- сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
- давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
- составлять цепи питания в природных сообществах;
- распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение в биологию | 2 |
2 | Мир биологии | 18 |
3 | Организм и среда обитания. | 11 |
4 | Заключение | 4 |
| Итого: | 35 |
Учебно – методическое обеспечение
Печатные пособия:
- Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс
- Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс
- Марина А.В." Методические рекомендации к учебнику Введенского Э.Л., Плешакова А.А. "Биология. Введение в биологию". 5 класс, "Русское слово", 2012
- Новикова С.Н., Романова Н.И. Рабочая тетрадь "Биология. Введение в биологию" , 2013 г.
- Тематическое планирование по биологии. 5 класс.
Мультимедийная поддержка курса:
- Диск «Биология. Тесты. 5-9 классы» Игорь Жаборовский , 2012 г.
Технические средства обучения:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Интерактивная доска
Интернет – ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – режим доступ:
http://school-collection.edu.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование | 172.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование по биологии 5 класс
№ | Тема урока | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Дата проведения | ||||||
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты | План | Факт. | |||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | ||
1. | Введение в биологию (2 ч) Науки о природе. | Какое общее название имеют науки о природе и почему? | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология. | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы. | Познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | 2.09 | 5.09 | ||
2. | Методы изучения природы. Экскурсия «Природа родного края и методы её исследования» | Как изучают природу? | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования. | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух | Познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | 9.09 | 12.09 | ||
3. | Мир биологии(18 ч) Что изучает биология. | Что изучает биология? | Биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробиология, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика | Знание многообразия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются. | Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. | Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии. | 16.09 | 19.09 | ||
4. | Из истории биологии | Каких ученых называют естествоиспытателями? | Аристотель, Уиль-ям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Владимир Иванович Вернадский. | Знание и оценка вклада ученых биологов в развитие науки. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых- биологов в развитии представлений о живой природе, осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. | 23.09 | 26.09 | ||
5. | Экскурсия в мир клеток | Что является основой строения всех живых организмов? | Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные. Микроскоп. | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). Освоение основных правил работы с микроскопом. | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | 30.09 | 3.10 | ||
6. | Как классифицируют организмы | Для чего ученые классифицируют организмы? | Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел) -класс -отряд (порядок) -семейство -род -вид. | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | 14.10 | 17.10 | ||
7. | Живые царства. Бактерии | Почему бактерии выделили в отдельное царство. | Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы. | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание научного значения классификации живых организмов защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | 21.10 | 24.10 | ||
8. | Живые царства. Грибы. Грибы нашего края. | Почему грибы выделили в отдельное царство. | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами, умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. | 28.10 | 31.10 | ||
9. | Живые царства. Растения. Растения нашего края. | Почему растения выделили в отдельное царство. | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (По-крытосеменные) | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознание важности растений в природе и жизни человека, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | 11.11 | 7.11 | ||
10. | Живые царства. Животные. Животные Московской области. | Почему животные выделили в отдельное царство. | Животные. Простейшие (одно-клеточные) животные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые. | Выделение существенных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные. | Познавателъные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в со-ставе творческих групп | Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | 18.11 | 14.11 | ||
11. | Жизнь начинается. | Как появляется живой организм? | Половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды (спермии). Оплодотворение. Зародыш. | Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных. | Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов. Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету. Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни. | 25.11 | 28.11 | ||
12. | Жизнь продолжается. | Какое значение для организмов имеет способность к рождению? | Размножение, способы размножения. | Знание основных способов размножения живых организмов. | Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками | Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | 2.12 | 5.12 | ||
13. | Почему дети похожи на родителей. | Почему дети похожи на родителей? | Наследственность, ген | Знание о значении гена и его местоположении в клетке. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. | Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | 9.12 | 12.12 | ||
14. | Нужны все на свете. | Как связаны все живые организмы друг с другом? | Организмы: производители, потребители, разрушители. | Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение. | Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы. | 16.12 | 19.12 | ||
15. | Как животные общаются между собой. | Как животные общаются между собой? | Языки общения животных: движений, запахов, звуков. | Знание наличия различных способов общения между животными. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в со-ставе творческих групп. | Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению. Познавательный интерес к естественным наукам, умение видеть прекрасное в природе. | 23.12 | 26.12 | ||
16. | Биология и практика. | В каких областях своей деятельности люди не могут обходиться без биологии? | Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения. | Знание о существовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | 13.01 | 9.01 | ||
17. | Биологи защищают природу. Охраняемые растения, животные и грибы Московской области. | К чему приводит нарастающее воздействие человека на живую природу? | Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки). | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе, способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. | 13.01 | 23.01 | ||
18. | Биология и здоровье. | Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что нужно в нем изменить, чтобы он стал таким? | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему. | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в со-ставе творческих групп | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях, умение применять полученные на уроке знания на практике. | 20.01 | 30.01 | ||
19. | Живые организмы и наша безопасность. Ядовитые растения, животные и грибы нашего края. | В каких случаях живые организмы могут быть опасны для человека? | Ядовитые растения и грибы, опасные животные. | Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных | 27.01 | 6.02 | ||
20 21 | Мир биологии. Обобщение знаний. Организм и среда обитания. (11 ч.) Водные обитатели. Водные обитатели ближайшего пруда. | Почему важно сохранять многообразие видов в природе? По каким признакам можно отнести живое существо к обитателям водной среды? | Биология. Царства живой природы. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Круговорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим. Компоненты природы. Водная среда обитания. | Выделение существенных признаков представителей различных царств живой природы. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здорового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека. Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление приспособлений организмов к обитанию в водной среде. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения | Познавательный интерес к естественным наукам, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Эстетическое восприятие природы. | 3.02 10.02 10.02 | 13.02 27.02 | ||
22. | Между небом и землей. | Почему теплокровность считается наиболее значительным приспособлением животных к обитанию в наземно-воздушной среде? | Наземно - воздуш ная среда обитания | Представление о многообразии обитателей на земно-воздушной среды и разнообразии их приспособлений | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп. | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Эстетическое восприятие природы. | 24.02 | 6.03 | ||
23. | Кто в почве живет. Обитатели почвы нашего края. | Какие свойства почвенной среды отличают ее от других средств обитания? | Почвенная среда обитания. | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания. | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | 3.03 | 13.03 | ||
24. | Кто живет в чужих телах. | Почему все паразитические организмы обладают большой плодовитостью? | Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт. | Выявление приспособлений организмов к организменной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями. | 10.03 | 20.03 | ||
25. | Экологические факторы. | Какие условия среды необходимы для нормального роста и развития растений? животных? грибов? микроорганизмов? | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет. | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. | Осознание влияния факторов среды на живые организмы, умение применять полученные на уроке знания на практике. | 17.03 | 27.03 | ||
26. | Экологические факторы: биотические и антропогенные | Какие факторы называются экологическими? Почему деятельность человека выделена как особый экологический фактор? | Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Антропогенные факторы среды. | Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе. | 24.03 | 10.04 | ||
27. | Природные сообщества. Ближайшие природные сообщества. | Как и почему животные, растения, грибы и бактерии тесно связаны между собой? | Природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот веществ. | Различение естественных и искусственных сообществ. Знание значения пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ. Эстетическое восприятие природы. | 31.03 | 17.04 | ||
28. | Жизнь в Мировом океане. | Какова роль Мирового океана на планете? | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин. | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками. | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах. Эстетическое восприятие природы. | 7.04 | 24.04 | ||
29. | Путешествие по материкам. | Какие природные особенности отличают каждый материк нашей планеты? | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. При- родные условия. Растительный и животный мир материков. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный мате-риал. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к предметам естественно- научного цикла. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к раз-личным природным условиям на разных материках. Эстетическое восприятие природы. | 14.04 | 1.05 | ||
30. | Путешествие по материкам. | Какие природные особенности отличают каждый материк нашей планеты? | Материки: Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. При- родные условия. Растительный и животный мир материков. | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение находить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный мате-риал. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к предметам естественно- научного цикла. Эстетическое восприятие природы. | 21.04 | 8.05 | ||
31. | Организм и среда обитания. Обобщение знаний. (урок-игра) | Как каждое живое существо приспосабливается к жизни в определенной среде? | Среда обитания: водная, наземно- воздушная, почвенная, организменная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество. | Знание сред обитания и их особенностей. Умение различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание приспособлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологических факто ров, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естественные и искусственные сообщества. Знание роли Мирового океана на планете. Умение на карте находить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к естественным наукам. | 28.04 | 15.05 | ||
32. | Заключение (4ч) Единство наук о природе. | Как естественные науки взаимосвязаны между собой? | Естественные науки, биотические и абиотические факторы среды. | Обобщение и систематизация знаний учащихся о естественных науках и взаимосвязях между ними. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 5.05 | 15.05 | ||
33. | Многообразие живых организмов. Многообразие и роль в природе, жизни человека живых организмов-представителей царств бактерий, грибов, растений и животных Московской области. | Почему важно сохранять многообразие видов в природе? | Биология. Царства живой природы. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество. | Объяснять значение многообразия организмов в природе, их роль в природе и жизни человека Называть представителей различных царств организмов Московской области. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 12.05 | 22.05 | ||
34. | Учетно – проверочный. | Оценка сформированности знаний о естественных науках. | Естественные науки, методы изучения природы, объекты изучения биологии и экологии, явления. | Выявление степени сформированности знаний : о естественных науках и методах изучения природы, которыми они пользуются; объектах и явлениях, изучением которых занимается биология и экология; областях практического применения знаний этих наук. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 19.05 | 29.05 | ||
35. | Экскурсия в ближайшее природное сообщество. | Многообразие растений и животных. Влияние антропогенного фактора на природное сообщество. | Рельеф местности, механический состав почвы, растительное сообщество, видовой состав природного сообщества. | Изучение многообразия растений и животных, условий их совместного существования; признаков приспособленности к жизни в естественных условиях, на примере ближайшего природного сообщества. | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. | Познавательный интерес к естественным наукам. | 26.05 | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс ФГОС ООО
Рабочая программа общеобразовательного уровня по биологии для 6 класса ФГОС. Составлена на основе программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г....
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование....
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
КТП к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС...
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения".
Рабочая программа по биологии, 6 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Пасечника "Биология. Покрытосеменные растения", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ....
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др."Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ.
Рабочая программа по биологии, 7 класс, ФГОС. К учебнику В.В. Латюшина и др. "Биология. Животные", Дрофа, ВЕРТИКАЛЬ...