Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС на основе программы авторов И.Н. Пономаревой и др.
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Умарова Айзана Одесовна

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsionnoe_zadanie_no1_-_kopiya.docx196.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии для 5 класса по ФГОС ООО

2015-2016 учебный год

Выполнила: Умарова Айзана Одесовна

учитель биологии МБОУ «СШ №29»

г. Нижневартовска

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для пятого класса составлена в соответствии с нормативными документами :

1.ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897

2.Примерной программы по биологии основного общего образования, 2014г.

3.Авторской программы И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (УМК «Алгоритмуспеха»), 2014г.

4. Образовательной программы МБОУ «СШ №29» на 2015-2016 уч.год.

Программа отражает идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Для поэтапного развития познавательного интереса обучающихся к биологии во внеурочной и урочной деятельности используются следующие образовательные технологии: информационно-коммуникационные, проектные, дистанционные,  здоровьесберегающие.

Основные цели изучения биологии в школе:

  • формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
  • овладение знаниями о строении, жизнедеятельности, многообразии и средообразующей роли живых организмов;
  • овладение методами познания живой природы и умениями использовать их в практической деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;
  • овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному организму.

2.Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе.

Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

        Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;  
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов,

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: справочниками, энциклопедиями, словарями, научно-популярной литературой для  младшего подросткового возраста, ресурсами интернета.

В преподавании курса для организации самостоятельной познавательной деятельности  используются  следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах;
  • проектная работа;
  • подготовка рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических и лабораторных работ.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать/ понимать::

  • строение и функции клетки;
  • сведения о таксономических единицах;
  • роль бактерий, грибов, растений и животных в природе, значение их в жизни человека;
  • охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;

Уметь:

  • пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
  • вести наблюдения и ставить простейшие опыты;
  • соблюдать правила поведения в природе;
  • работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и  текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения  для составления и заполнения таблиц и схем.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни: для определения ядовитых  растений, грибов данной местности;

Оценочные средства контроля знаний:

1. Текущий контроль:

  • Тематические и итоговые тестовые  работы;
  • Фронтальный и индивидуальный опрос;
  • Отчеты по практическим и лабораторным работам;
  • Творческие задания  (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов)
  • Презентация творческих и исследовательских  работ с использованием  информационных технологий

2. Комплексные работы.

3. Промежуточная аттестация.

3. Описание учебного предмета в учебном плане

Общее количество часов на изучение предмета – 35.Запланировано 5 лабораторных работ, 4 контрольно-обобщающих урока, урок промежуточной аттестации  по курсу биологии 5 класса, 1 урок – экскурсия «Многообразие живого мира» и «Обсуждение заданий на лето».

Программой предусмотрено изучение на уроках  национально-регионального компонента – материала о местных наиболее типичных и интересных в биологическом отношении растений, что позволит активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Личностные результаты - система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира. Выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.); умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор:

- проявлять личностное (эмоциональное) отношение к живой природе;    

- принимать ценности природного мира;

- выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

- осознаватьзначимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле;

- ориентироватьсяв системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

-выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;

- осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы;

- учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс сучётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, средства ИКТ);

- выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; взаимооценку учебного задания.

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся по усвоению учебного материала, по результатам проекта;

- понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

- отвечать на итоговые вопросы тем.

Коммуникативные УУД:

- оформлять  высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

-  описывать объекты живой природы: передавать их  характеристики,

используя выразительные средства языка;

-  характеризовать качества, признаки объектов живой природы, относящие их к определённому классу (виду);

-  характеризовать существенный признак разбиения объектов на

группы (классификации); приводить доказательства истинности проведённой классификации;

- выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

- составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи (писать мини-сочинения (сообщения, небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников  с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- формулировать собственные высказывания используя термины;

- при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;

- учиться критично относиться к собственному мнению.

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- учитывать разные мнения; намерения и способы коммуникации партнёра;

- действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

- устанавливать необходимые контакты с другими людьми;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, планировать функции участников, способы взаимодействия и т.д.);

- управлять поведением партнёра точностью выражать свои мысли;

- обсуждать проблемные вопросы тем и курса биологии, работая в парах и малых группах;

- стремиться к сотрудничеству с учителем, сверстниками в рамках учебного диалога, при работе в группах,  в поиске и сборе информации.

Познавательные УУД:

- предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов;

- проверять информацию;

- отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

-  применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

- сопоставлять  и отбирать информацию о живых организмах, полученную из различных источников (научно-популярная литература, энциклопедии, биологические словари, справочники, электронные диски, сеть Интернет);

- структурировать знания;

        - анализировать текст и рисунки учебника,  результаты опытов, элементарных исследований;

- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием: схем, таблиц);

- различать методы познания окружающего мира по его целям

(наблюдение, описание, эксперимент, или опыт, сравнение, моделирование);

- выявлять особенности разных объектов живой природы  в процессе их рассматривания (наблюдения);

- выстраивать логическую цепь рассуждений;

- доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;

- использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя.

Предметные результаты:

  • формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  • формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

5.  Содержание учебного предмета

Тема 1. Биология – наука о живом мире (9 часов).

Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Методы исследования в биологии. Увеличительные приборы. Строение клетки Ткани. Химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки. Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Лабораторная работа № 1. «Изучение устройства увеличительных приборов».

Лабораторная работа № 2. «Знакомство с клетками растений».

Контрольно-обобщающий урок по теме «Биология – наука о живом мире».

Тема 2. Многообразие живых организмов (10 часов).

Разнообразие организмов. Вирусы - неклеточная форма жизни.Царство Бактерии. Царство Грибы.Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.Лишайники.

Лабораторная работа № 3. «Знакомство с внешним строением побегов растения».

Лабораторная работа № 4.«Наблюдение за передвижением животных».

Контрольно-обобщающий урок по теме «Многообразие живых организмов».

Тема 3.Жизнь организмов на планете Земля(8 часов).

Среды жизни. Экологические факторы среды. Природные сообщества. Растения. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Жизнь организмов на планете Земля».

Тема 4.  Человек на планете Земля (5 часов).

Как появился человек на Земле. Как человек изменял природу. Важность охраны живого мира планеты. Сохраним богатство живого мира.

Контрольно-обобщающий урок по теме «Человек на планете Земля».

Промежуточная аттестация  (1 час).

Экскурсия «Многообразие живого мира», обсуждение заданий на лето (1 час).

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности см. на сайте http://nsportal.ru/aizanaumarova.

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Учебно-методический комплекс

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа по биологии 5-9 классы. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М. Вентана-Граф, 2014 г. – 304 с.

Учебник, учебное пособие

Биологии: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарёвой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 128 с.: ил.

Рабочая тетрадь для обучающихся

Биологии: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / О.А. Корнилова, И.В Николаев, Л.В. Симонова; под ред. проф. И.Н. Пономарёвой. – М.: Вентана-Граф, 2015. – 80 с.: ил.

Электронное  приложение к УМК

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов   http://www.google.ru/search?hl=ru&q=%D0%95%D0%9A+%D0%A6%D0%9E%D0%A0

Дидактический  материал

Биология: тестовые задания 6 класс: дидактические материалы / Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.

Биология: 6-9 классы: тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы / [Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, Е.А. Никишова, В.З. Резникова]. М.: Вентана-Граф, 2015. – 288 с.: ил. – (аттестация: школа, учитель, ученик).

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного образования (Образовательной системы «Школа 2100»). Авторы: А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, С.А. Козлова. – М.: Баллас, 2015 г.

Методическое  пособие с поурочными разработками

Биологии: 5 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёвой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой. – М.: Вентаан-Граф, 2015. – 80 с

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

КМ-школа;

Интернет – ресурсы;

http://school-collection.edu.ru/

http://www.fcior.edu.ru/

CD-диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. Растения. Бактерии. Грибы.

Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

Материально-техническое обеспечение

Наименование объектов и средств

1.

Цифровые компоненты учебно-методическим комплексам по основным разделам курса биологии: тесты, карточки и тд.

2.

Коллекция цифровых образовательных ресурсов по курсу биологии, в том числе задачник.

1.        Электронное учебное издание - лабораторный практикум с виртуальными экскурсиями «1С: Школа. Биология, 5-11 классы»;

2.        Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс», мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина.

3.        Электронное учебное издание «Живой организм. 6 класс.», мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина.

4.        Электронное учебное издание «Многообразие живых организмов. 7 класс», мультимедийное приложение к учебнику
Н.И.Сонина.

3.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных

4.

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности: виртуальные лаборатории на сайте http://sc.uriit.ru.

Видеофильмы

1

Фрагментарный видеофильм о беспозвоночных животных

2

Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных

3

Фрагментарный видеофильм о позвоночных животных (по отрядам)

4

Фрагментарный видеофильм об охране природы в России

Гербарии

1

Гербарий культурных растений.

2

Гербарий плодов и семян

3

Гербарий деревьев и кустарников.

Микропрепараты

1

Набор микропрепаратов по биологии.

2

Набор микропрепаратов по зоологии.

Набор микропрепаратов по общей биологии

Коллекции

1.

Коллекция типы плодов.

2.

Коллекция «Насекомые - вредители».

3.

Коллекция «Представители отряда насекомых.

4.

Коллекция «Раковины моллюсков».

Коллекция палеонтологических остатков.

Скелеты позвоночных животных и их части

1.

Раздаточный материал по скелету птицы.

Барельефные демонстрационные модели

1.

Растительная клетка

2.

Зерновка пшеница

3.

Внутреннее строение гидры.

4.

Внутреннее строение кролика.

5.

Внутреннее строение жука.

6.

Внутреннее строение лягушки.

7.

Желудок жвачного животного.

Таблицы

1.

Комплекты по тематике необходимых разделов биологии функционально заменяют демонстрационные таблицы на печатной основе, которые используют эпизодически.

Мультимедиа

1.

Набор компьютерных датчиков с собственными индикаторами или подключаемые карманным портативным компьютерам (цифровая лаборатория «Архимед»). Датчики содержания кислорода, частоты сердечных сокращений, дыхания, освещенности, температуры, влажности и др.

2.

Мультимедийный компьютер. Основные технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).

3.

Сканер с приставкой для сканирования слайдов

4.

МФУ

5.

Цифровая микроскоп

6.

Микроскопы школьные ШМ-1-14 шт.

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом. В структуре планируемых результатов выделяются:

ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

характеризовать особенности строения и       процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;                                     применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов; проводить наблюдения за живыми организмами;

ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

описывать биологические объекты и процессы;

использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников.

соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы;

находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории Отечества составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2010 г.

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение определёнными  знаниями, умениями, навы...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич

Календарно тематическое планирование 5,6,7 класс ФГОС ,разработано на основе авторской комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич...

Проект рабочей программы по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса ФГОС на основе программы Шевченко Л.Л. учебного предмета «Православная культура» 8 год обучения

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Православная культура» для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образоват...