Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника. К публикации предлагается тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_5_klass_i._poyasnitelnaya_zapiska.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии
(5 класс)
I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Биология.5 класс» составлена на основе «Примерной программы по биологии для основной школы» и авторской программы В.В. Пасечника «Линия жизни». Данная программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс окружающего мира, включающий интегрированные сведения из курсов физики, химии, биологии, астрономии, географии. В нём также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
Глобальными целями биологического образования являются:
- Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность.
- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание; воспитание любви к природе;
- Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности , связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;
- Овладение ключевыми компетентностями: учебно- познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными;
- Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Таким образом, отбор содержания проведен с учетом культурообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.
II. Общая характеристика предмета
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
- Многообразие и эволюция органического мира;
- Биологическая природа и социальная сущность человека;
- Уровневая организация живой природы.
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности».
Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития.
Глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений;
- Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
- Ориентацию в системе моральных норм и ценностей; признание высокой ценности жизни во всех проявлениях.
- Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе.
- Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми,коммукативными;
- Формирование у учащихся познавательной культуры
III. Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным Базисным учебным планом предусматривается обязательное изучение биологии на этапе основного общего образования в объеме 280 часов. В том числе в классе-35 часов, в 6классе-35 часов, в 7 классе-70 часов, в 8 классе- 70 часов, в 9 классе-70 часов.
IV.Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- Реализация установок здорового образа жизни;
- Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения;
- Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках;
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью;
- Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.
Предметные результаты:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
А) Выделение существенных признаков биологических объектов;
Б) Классификация - определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
В) Объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
Г) Различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов.
Д) Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентированной сфере:
А) Знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- В сфере трудовой деятельности:
А) Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
Б) Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
А) Освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями.
5. В эстетической сфере:
А) Выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
V. Содержание программы. Биология.Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс
Введение (6 часов)
Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.
Лабораторные и практические работы
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Экскурсии
Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации
Микропрепараты различных растительных тканей.
Лабораторные и практические работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы(7 часов)
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные и практические работы
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.
Раздел 3. Царство Растения (9 часов)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Демонстрация
Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений.
Лабораторные и практические работы
Строение зеленых водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).
Резервное время— 3 часа
VI. Тематическое планирование
Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Введение Клеточное строение организмов Бактерии Грибы Растения Резерв | 6 10 2 5 9 3 | Объясняют роль биологии в практической деятельности людей. Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Соблюдают правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий и, грибов. Объясняют роль бактерий, грибов в природе и жизни человека. Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводят доказательства (аргументация ) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами. Выделяют существенные признаки строения процессов жизнедеятельности растений. Сравнивают клетки разных тканей, ткани, представителей разных групп растений; способы размножения растений, делают выводы на основе сравнения. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности растительного организма и объясняют их результаты. Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различают на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объясняют роль различных растений в жизни человека. Проводят наблюдения за ростом и развитием растений. |
VII.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Сроки | Лабораторные и практические работы | Формирование УУД |
I | Введение - 6 часов. | сентябрь | П: - поиск и выделение необходимой информации - смысловое чтение -анализ объектов с целью выделения признаков К: - умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Р: -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Л: -сформировать мотивацию к обучению и познанию, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья - осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки - постепенно выстраивать собственное целостноемировоззрение | ||
1. | Биология-наука о живой природе | 1 | |||
2. | Методы исследования в биологии | 1 | |||
3. | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. | 1 | |||
4. | Среды обитания живы организмов | 1 | |||
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | 1 | |||
6. | Обобщение знаний по теме «Биология-наука о живой природе» | 1 | |||
II. | Клеточное строение организмов - 10 час | 10 | Октябрь-ноябрь | П: -поиск и выделение необходимой информации -анализ объектов с целью выделения признаков -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного К: -владение монологической и диалогической формами речи Р: -оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Л: - желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся - осваивать новые виды деятельности | |
7. | Устройство увеличительных приборов | 1 | Лабораторная работа «Рассматривание строения растения с помощью лупы» | ||
8. | Строение клетки | 1 | |||
9. | Приготовление препарата кожицы чешуи лука | 1 | Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука» | ||
10. | Пластиды | 1 | Лабораторная работа«Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника». | ||
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества | 1 | |||
12. | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку(дыхание, питание) | 1 | Лабораторная работа «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. | ||
13. | Жизнедеятельность клетки: рост развитие | 1 | |||
14. | Понятие «ткань» | 1 | Лабораторная работа «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. | ||
15- 16 | Обобщение знаний по теме «Клеточное строение» | 2 | |||
III | Царство Бактерии– 2 час. | 2 | декабрь | П: -поиск и выделение необходимой информации -анализ объектов с целью выделения признаков -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного К: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Р: -вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, -осознавать возникающие трудности -действовать по плану Л: - готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья -стремление к красоте | |
17 | Бактерии, их строение и жизнедеятельность | 1 | |||
18 | Роль бактерий в природе и жизни человека | 1 | |||
IV | Царство Грибы – 5 час. | ||||
19 | Царство Грибы | 1 | Январь-февраль | ||
20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 1 | |||
21 | Шляпочные грибы. | 1 | |||
22 | Плесневые грибы | 1 | Лабораторная работа «Особенности строения мукора и дрожжей» | ||
23 | Грибы- паразиты Обобщение знаний по теме «Царство Бактерии; «Царство Грибы» | 1 | |||
V | Царство Растения – 9 час. | Март-май | П: -поиск и выделение необходимой информации -анализ объектов с целью выделения признаков -смысловое чтение, извлечение необходимой информации из прочитанного К: -определение целей функций участников взаимодействия Р: -вносить необходимые коррективы; -адекватно оценивать свои достижения, -осознавать возникающие трудности -действовать по плану составленному самостоятельно или с помощью учителя Л: - готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья -стремление к красоте, гармонии | ||
24 | Ботаника-наука о растениях | 1 | |||
25 | Водоросли,их многообразие, строение, среда обитания. | 1 | Лабораторная работа «Строение зеленых водорослей» | ||
26 | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | 1 | |||
27 | Лишайники | 1 | |||
28 | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. | 1 | Лабораторная работа «Строение мха», «Строение спороносящего хвоща», «Строение спороносящего папоротника» | ||
29 | Голосеменные растения | 1 | Лабораторная работа «Строение хвои и шишек хвойных» | ||
30 | Покрытосеменные растения | 1 | Лабораторная работа «Строение цветкового растения» | ||
31 | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. | 1 | |||
32 33 | Обобщение знаний по теме «Царство Растений» | 2 | |||
34-35 | Резерв | ||||
ИТОГО: | 35 |
П - познавательные
К
Р
Л– личностные
VIII.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебное оборудование:
- Натуральные объекты:
- Живые объекты: комнатные растения, простейшие, аквариумные рыбы, моллюски;
- Препарированные растения и животные;
- Животные, их части, органы;
- Влажные препараты;
- Микропрепараты;
- Скелеты и их части;
- Коллекции;
- Гербарии;
- Приборы и лабораторное оборудование:
А) Оптические приборы;
Б) Приборы по физиологии;
В) Посуду и принадлежности;
- Средства на печатной основе:
А) Демонстрационные печатные таблицы;
Б) Дидактический материал;
- Муляжи и модели:
А) Объемные
Б) Рельефные;
В) Модели-аппликации;
- Экранно-звуковые средства обучения:
А) Кино- и видеофильмы;
Б) Транспаранты;
В) Диапозитивы-слайды;
Г) Таблицы-фолии;
- Пособия на новых информационных носителях:
А) Компакт-диски;
Б) Компьютерные программы;
В) Электронные пособия;
- Проекционная аппаратура:
А) Графопроекторы;
Б) Видеомагнитафон;
В) Компьютер
Г) Телевизор
- Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:
1) Учебник «Биология. Бактерии, грибы, растения» В. В. Пасечник;
2) Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы,
Растения»
3) Биологический энциклопедический словарь;
4) Справочные материалы: «Растительный мир нашей Родины»Петров В.;
«Определитель птиц» П.П. Второв, Н.Н Дроздов
5) «Детская энциклопедия здоровья «Роберт Ройтенберг»;
6) Обучающие задания;
7) Контрольно-диагностические тесты.
IX.Планируемые результаты изучения биологии
Личностные результаты обучения
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должныуметь:
— составлять план текста;
— владеть таким видом изложения текста, как повествование;
— под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
— под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
— получать биологическую информацию из различных источников;
— определять отношения объекта с другими объектами;
— определять существенные признаки объекта.
— анализировать объекты под микроскопом;
— сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
— оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника.
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
— составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
— о многообразии живой природы;
— царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;
— основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
— признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
— экологические факторы;
— основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;
— правила работы с микроскопом;
— правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.
— строение клетки;
— химический состав клетки;
— основные процессы жизнедеятельности клетки;
— характерные признаки различных растительных тканей.
— строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов;
— разнообразие и распространение бактерий и грибов;
— роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— основные методы изучения растений;
— основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
— особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
— роль растений в биосфере и жизни человека;
— происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
— определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
— отличать живые организмы от неживых;
— пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
— характеризовать среды обитания организмов;
— характеризовать экологические факторы;
— проводить фенологические наблюдения;
— соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.
— определять понятия: «клетка», «оболочка», « цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»;
— работать с лупой и микроскопом;
— готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
— распознавать различные виды тканей.
— давать общую характеристику бактериям и грибам;
— отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
— отличать съедобные грибы от ядовитых;
— объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.
— давать общую характеристику растительного царства;
— объяснять роль растений биосфере;
— давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
— объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....
Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)
Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....
рабочие программы 2-4 класс ФГОС
Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...
Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» и предназ...
Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС
Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...
Рабочая программа по биологии по ФГОС линия Сонина (концентрический курс)
Рабочая программа составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы о...