Нестандартный урок на тему "Живет повсюду красота".
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Тимошенко Ирина Владимировна

 

Урок на тему «Живет повсюду красота» проводится в нестандартной форме заполнения устного журнала(мини-проект). Выбранная форма проведения урока объясняется необходимостью заинтересовать учащихся в изучении предмета, показать красоту окружающей природы. Своеобразие занятия проявляется в том, что пятиклассники получают возможность продемонстрировать творческие способности, свой не большой жизненный опыт. В  ходе урока задействованы все учащиеся, создается ситуация успеха, которая стимулирует положительную мотивацию и заинтересованность в закреплении уже имеющихся и  получении новых знаний. Положительным моментом урока является интеграция различных предметов: биологии, литературы, изобразительного искусства, краеведения, музыки. Игровой характер урока позволяет ненавязчиво реализовать идею интеграции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63 КБ
Файл seminar1.pptx953.7 КБ
Microsoft Office document icon sinkveyn.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Живет повсюду красота».

Цель:  заинтересовать учащихся изучением предмета биология, показать значимость природы для человека, формировать умение выделять главное, формулировать выводы, урок способствует экологическому воспитанию.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основами биологии в курсе природоведения, с флорой и фауной Коломенского района,  научить учащихся находить элементы биологических знаний в литературных произведениях, расширить понятия учащихся о фразеологизмах.

Воспитательные: формирование культуры диалогового общения, формирование ценностей природы, окружающего мира и места человека в этом мире,  прививать любовь учащихся к родному краю, умение ценить, охранять и уважать природу, воспитание гражданской позиции.

Развивающие: обучение рефлексии, как методу самоанализа,  развитие познавательной деятельности, развитие творческого и нравственного потенциала учащихся,  внимания, памяти, мышления, умения делать выводы, применять знания на практике, формирование способностей учащихся четко выражать и отстаивать свое мнение.

План урока:

  1. Мотивационное начало.
  2. Устное народное творчество:
  1. Пословицы;
  2. Фразеологизмы.
  1. Фотогалерея.
  2. Релаксация. Слайд – шоу.
  3. Фотозагадки.
  4. Литературно-биологические парадоксы.
  5. Творческое домашнее задание.
  6. Синквейн.

Ход урока:

Нас окружает удивительный и прекрасный мир природы. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется прожить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей родной природы».

Сегодня на уроке мы попробуем ответить на вопрос: «Какое влияние оказывает природа на человека, его чувства и эмоции, его настроение?».

Постарайтесь поразмышлять над этим вопросом во время урока, в конце мы вместе сделаем выводы по этому вопросу.

Мы часто не замечаем, той красоты,  которая нас окружает. В спешке, пробегая по улице, не обращаем внимания на золотой ковер осенней листвы, красивые закаты и рассветы, радугу после дождя, первый весенний лист. Давайте сегодня попробуем остановиться и совсем другими глазами посмотреть на то, что нас окружает.

Клип Ю.Антонов «Живет повсюду красота».

(2,5 – 3 мин)

Сегодня вы будете выступать в роли журналистов, аналитиков, фотокорреспондентов и редакторов газеты под названием «Живет повсюду красота».  На уроке, мы заполним пустые страницы газеты, вписывая в нее наши знания, мысли, рассуждения.

  1. Итак, первая страница газеты называется «Устное народное творчество».

В нашу жизнь прочно вошли разнообразные пословицы, во многих упоминаются растения и животные. Они часто помогают нам сделать какой либо вывод или высказать  мысль. У вас на столах в файлах лежат перепутанные половинки пословиц, ваша задача составить пословицу и постараться объяснить ее смысл и правильную пословицу поместить на газету.

(на работу  1,5 минуты + 5 мин обсуждение)

Пословицы (две - три пословицы на группу):

  1. Ласточка весну начинает, соловей кончает.
  2. Весна красна цветами, а осень снопами.
  3. Увидел скворца, весна у крыльца.
  4. Трусливому зайке и пенек волк.
  5. У каждого цветка свой аромат.
  6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  7. Красна птица перьями, а человек ученьем.
  8. Человек без друзей, что дерево без корней.
  9. Работа не волк, в лес не убежит.

  1. Следующая рубрика нашей газеты «Фразеологизмы».

Кто из вас знает, что такое фразеологизмы?

Фразеологизмы – это несвободные, устойчивые, как бы застывшие сочетания слов.

Такие словосочетания как «Клевать носом», «Белая ворона», «Слона и не приметил» мы слышим часто, но не всегда знаем истинное  их значение и постараемся объяснить некоторые из них.  В конвертах на столах лежат фразеологизмы. Вы с помощью выдержек из фразеологического словаря должны объяснить их.

(на работу 2 мин + 5 мин на объяснение)

Фразеологизмы:

Белая ворона

Синяя птица

Собаку съел

Где раки зимуют

Утку пустить

Спит как сурок

Мокрая курица

Как с гуся вода

Синица в руках

(по два – три фразеологизма на группу)

  1. Следующая страница  газеты  «Фотогалерея», но пока она пуста и наша задача сделать ее яркой и красочной. И поможет нам в этом те  загадки,  что вы подготовили к уроку. А отгадки в виде фотографий и станут экспонатами этой рубрики. Итак, начинаем с первой группы.

(на работу 5 – 7 мин)

Загадки (по три – пять загадок на группу):

Я капелька лета

На тоненькой ножке

Плетут для меня

Кузовки и лукошки.

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться

А имя дала мне

Родная землица.

(земляника)

Хвост пушистою дугой,

Всем знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле!

(белка)

Долгорукий старичок

В уголке сплел гамачок.

Приглашает: «Мошки!

Отдохните, крошки!»

(паук)

Как-то вечером на дачу

Гость пришел ко мне смешной

Смелый, стало быть, в придачу,

И немного озорной.

Прогулялся вдоль забора,

Задержался возле пня…

Стал своим уж очень скоро,

Но заметил тут меня!

Сжался он, как только мог,

Превратившись в колобок,

На игольник стал похож,

Угадали? Это…

(еж)

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар.

(одуванчик)

Спрятался за пень,

Шляпка набекрень.

Кто проходит близко –

Кланяется низко.

(гриб)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло –

Сразу в дупло.

(сова)

Что это за птица?

Гнезда не строит для себя,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

(кукушка)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

Это солнышко сорвем –

Много зерен соберем,

Их поджарим, погрызем,

А придут к нам гости –

Им дадим по горсти!

(подсолнечник)

Это кто там лентой черной

К ручейку скользит проворно?

Сквозь кусты пробрался ловко,

А на маленькой головке

(Все об этом знать должны)

Пятна желтые видны!

(уж)

Вдоль по речке, по водице –

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль идет,

За собою всех ведет.

 (утка с утятами)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут!

(снегирь)

Живут на ручьях лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(бобр)

Выпучив глаза сидит,

Не по-русски говорит.

Родилась в воде,

Но живет и на земле.

(лягушка)

Я, друзья, подземный житель

Землекоп я и строитель

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

Буду жить спокойно в нем!

(крот)

  1. Русские писатели и поэты всегда воспевали в своих произведениях неброскую красоту родной природы. Давайте и мы на минутку пофантазируем и выйдем на луг, берег реки, войдем в лес или побродим по старым улочкам Коломны и послушаем стихотворение Николая Рылеева «Все в тающей дымке…», которое подготовили для вас ребята.

Презентация с видами природы Коломны + стихотворение.

Все в тающей дымке –

Холмы, перелески…

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь надо всмотреться.

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

(3 мин)

  1. «Фотозагадки» - это очередная рубрика газеты.

Слово нашим фотокорреспондентам, которые подготовили для вас фотографии с видами природы Коломны. Вы должны постараться вспомнить, что это за место и где находиться.

От каждой группы по 3-5 фотографий

(3-4 мин)

  1. Следующая страница нашей газеты «Литературно-биологические парадоксы». 

Многие поэты воспевали красоту природы в стихах, эти стихи нам хорошо знакомы с детства. Но даже такие великие поэты допускали в своем творчестве биологические ошибки. И сейчас нам покажут свою работу аналитики каждой группы, которые нашли такие казусы.

(6-7 мин)

В.А.Жуковский

     Где ж ты, птаха!

     Где ты, певичка!

     В дальнем краю

     Гнёздышко вьёшь ты.

     Там и поёшь ты песню свою.

С.Я.Маршак

    А эта весёлая птица – синица,

    Которая часто ворует пшеницу,

    Которая в тёмном чулане хранится

    В доме, который построил Джек.

И.А.Крылов

     Попрыгунья Стрекоза

     Лето красное пропела,

     Оглянуться не успела,

     Как зима катит в глаза

     «Кумушка, мне странно это:

      Да работала ль ты в лето?» -

      Говорит ей Муравей.

А.А.Фет «Бабочка»

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

                     Я так мила.

Весь бархат мой с его живым миганьем-

                     Лишь два крыла.

Не спрашивай: откуда появилась?

                      Куда спешу?

Здесь на цветок я лёгкий опустилась

                      И вот – дышу.

А.Н.Плещеев

    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит,

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    Дам тебе я зёрен,

    А ты песню спой,

    Что из стран далёких

    Принесла с собой.

С.Есенин

  Выткался над озером алый цвет зари,

  На бору со звоном плачут глухари.

  Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,

  Только мне не плачется – на душе светло

7. Творческое домашнее задание.

Итак, ребята, мы с вами заполнили большую часть нашей газеты, осталась последняя незаполненная рубрика. Прежде чем перейти к ней, давайте запишем домашнее задание. Я предлагаю вам составить кроссворд, написать мини сочинение, нарисовать рисунок, к которых отразилось бы ваше отношение к природе.

8. Синквейн «Природа».

Это сама творческая часть нашего занятия. Вы сегодня много говорили о природе родного края, и сейчас вам предстоит написать Синквейн на тему «Природа», в котором вы попытаетесь ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Правила синквейна на доске и на столах у каждого из вас.(5-7 мин)

А теперь давайте поделимся теми ассоциациями, которые у вас возникают у вас при слове Природа.

И наконец, заполним последнюю рубрику газеты.

(синквейны можно по желанию учащихся повесить на газету).

В синквейне вы отразили ваше отношение к природе, чувства и эмоции, которые вызывает у вас красота нашего края. И теперь я думаю, вы по-другому будете относиться к окружающей вас природе, беречь и охранять ее. Ведь природа – это источник вдохновения, кладезь знаний, кладовая полезных ископаемых, без которых невозможна жизнь человека.

А закончить наше занятие, я бы хотела словами В. Трояновского:

«Природа наша единственная,  и конечно самая лучшая наставница. Кто внимательно изучает и следует ее указаниям, тот и достигает, без всякого сомнения, наилучших результатов».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Живет повсюду красота

Слайд 6

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме . Порядок написания синквейна : Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна . Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение. Третья строка- три глагола, показывающие действие понятия. Четвёртая строка- короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. Пятая строка- одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.



Предварительный просмотр:

Синквейн- это стихотворение, состоящее из  пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна:

Первая строка- одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка- два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья строка - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Презентация к уроку по музыке "Повсюду музыка слышна"

Презентация к уроку № 3  в 1 классе из раздела "Музыка вокруг нас" по программе Е.Д. Критской...

УРОК-ИГРА "Математика повсюду"

Разминка. Конкурс загадок. Игра для болельщиков. Математическая эстафета. Итоги....

Методическая разработка конспекта нестандартного урока чтения в 8 классе специальной (коррекционной) школы урок - праздник, посвящённый Всемирному Дню поэзии "Поэзия нам дарит красоту!"

Данная литературная гостиная, посвящённая Всемирному дню поэзии «Поэзия нам дарит красоту» предназначена для учащихся 7 – 8 классов специальной (коррекционной) школы. На уроке учащие...