Урок биологии в 5 классе ФГОС 2013-2014 учебный год
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Разарботка урока биологии на основе ФГОС ООО. 2013-2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uvelichitelnye_pribory.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
Предмет биология
Урок по теме:
Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1
«Устройство ручной лупы, светового микроскопа»
(5 класс, УМК «Алгоритм успеха» в рамках ФГОС ООО,
авторская программа И.Н. Пономарёвой).
Учебник: Биология, 5 класс.
Авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаева, О.А. Корнилова.
Москва. Издательство «Вентана-Граф», 2012 год, стр.125.
Урок 4. Увеличительные приборы.
Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».
Цели.
Предметные результаты:
- сформировать умение работать с лупой;
- сформировать умение работать с микроскопом;
- сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лупа ручная, лупа штативная, микроскоп световой, микроскоп электронный, микропрепараты.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Познавательные УУД
- Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
- Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Деятельность учителя | Планируемая деятельность обучающихся | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели | - приветствует обучающихся; - проверяет явку обучающихся; - заполняет классный журнал; - организует погружение в проблему; - организует планирование деятельности через поисковую беседу: задает вопрос который пробуждает разные мнения: - а можно ли увидеть невидимое? - при помощи чего это можно сделать? - использовали ли вы увеличительные приборы в своей жизни? - как вы считаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? - называет тему урока: Увеличительные приборы. Лабораторная работа №1 Устройство ручной лупы, светового микроскопа». | - приветствуют учителя; - называют фамилии отсутствующих; - высказывают предположения; - озвучивают все что знают о увеличительных приборах; - отвечают учителю; - записывают число и тему урока в тетрадь. | Познавательные: *самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели * пытаются решить задачу известным способом * фиксируют проблему Регулятивные: *формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Личностные: *формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Коммуникативные: * умение высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого * слушать и слышать. | |
Планирование деятельности по достижению цели | - какая цель нашего урока? - давайте вместе определим шаги, которые нас приведут к желаемой цели; - записывает шаги для достижения цели предложенные обучающимися на доске; - устанавливает последовательность шагов для достижения цели. | - отвечают учителю; - предлагают шаги для достижения цели. | Познавательные: * пытаются решить задачу известным способом * фиксируют проблему * формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: *формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: *смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения Коммуникативные: * самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре. | |
Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи | - показывает обучающимся микроскоп и лупу; - устанавливает знания учеников из начальной школы о микроскопе и лупе; - предлагает выполнить задание №1 стр.14 рабочей печатной тетради (для чего используют увеличительные приборы?) пользуясь текстом параграфа №4; - задает вопрос (Что можно рассмотреть при помощи лупы?); - задает вопрос (на сколько происходит увеличение предмета при помощи лупы?); - задает вопрос (из чего состоит ручная лупа?); - предлагает выполнить лабораторную работу №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» стр.14 - 15 рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 (приложение №1); - показывает микроскоп, объясняет его устройство и правила пользования микроскопом; - предлагает прочитать задание №1 стр.16 (приложение №2) и выполнить задание №22 стр.12 - 13 рабочей печатной тетради (приложение №3); - предлагает выполнить задание №2 стр.16 (приложение №4); - предлагает выполнить задание №3 стр.16 (приложение №5); - выясняет знания обучающихся по определению увеличения изображения объекта; - объясняет как правильно определить во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта; - предлагает выполнить задание №5 стр.16 (приложение №6);
- что мы узнали нового о оптических приборах? - через вопросы выясняет: 1. где вам понадобятся эти знания? - при изучении каких тем нашего учебника? - в дальнейшей жизни пригодятся эти навыки? | -отвечают на вопросы; - выполняют задание №1 стр.14 рабочей печатной тетради пользуясь текстом параграфа №4; - читают текст параграфа и находят нужную информацию; - отвечают на вопрос пользуясь текстом параграфа №4; - отвечают на вопрос и выполняют задание №2 стр.14 (рассматривают ручную лупу, записывают название ее частей и функции, которые они выполняют.); выполняют лабораторную работу №1" стр.14 - 15 рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 (приложение №1) делают выводы по работе; - слушают учителя; - выполняют задание №1 стр.16;
- читают параграф №4 стр.25; - проверяют знание правил пользования микроскопом друг у друга (в парах); - высказывают предположения; - слушают учителя, определяют во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта; - рассматривают готовые микропрепараты под микроскопом, сравнивают найденное изображение с контрольным изображением в микроскопе на учительском столе;
- оценивают правильность своих выводов; отвечают на вопрос. | - узнают строение и назначение лупы; - учатся работать с лупой, рассматривая мякоть томата; - узнают устройство и правила пользования микроскопом; - учатся определять увеличение объекта; - учатся работать со световым микроскопом, настраивать его. | Познавательные: * тренируют желание быть активным, проявлять инициативу, * учатся находить заданную (требующуюся) информацию * умение структурировать знания. Регулятивные: * формирование умения выдвигать версии решения проблемы. Личностные: * формируются такие личностные качества как уверенность в себе, умение выступать перед классом, готовность задавать и отвечать на неподготовленные вопросы Коммуникативные: * учатся взаимодействовать в паре, оказывать взаимопомощь, быть объективным и терпимым. |
Контроль за процессом и результатом | - предлагает вспомнить тему и задачи урока; - на сколько наша деятельность соответствовала теме урока? - используя свои новые знания выполните задания для закрепления
задает домашнее задание: - проработать текст параграфа №4, выполнить задания рабочей печатной тетради №23 - №25 , подготовить презентацию о создателе и истории микроскопа. | - называют тему и задачи урока; - отмечают наиболее трудные этапы урока; - высказывают оценочные суждения о работе партнера; - определяют степень совместного продвижения к цели; - отмечают успешные ответы, интересные вопросы;
записывают домашнее задание. | Познавательные: *формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. * формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий). Регулятивные: *формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные: * постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Коммуникативные: * умение слушать и вступать в диалог. | |
Оценивание продвижения к цели, рефлексивный анализ деятельности | - оценивает активных обучающихся; - выставляет оценки в журнал; Задает вопросы: - кто усвоил тему полностью? (поднимите правую руку) - у кого остались вопросы, на которые нужно найти ответы? (поднимите левую руку) - если было на уроке познавательно, интересно - встаньте. - если было не интересно и скучно на уроке - хлопнете в ладоши. Благодарит за урок. | - поднимают правую руку;
- поднимают левую руку; - встают. | Познавательные: * применение методов информационного поиска. Регулятивные: * выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Личностные: * ориентация в межличностных отношениях. Коммуникативные: * учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности. |
Приложение №1
*задание №3. Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте рисунок.
*задание №4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте рисунок и сравните его с предыдущим.
*задание №5. Вывод.
Приложение №2
*задание №1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.
Приложение №3
*задание №22. На рисунке подпишите части микроскопа. Заполните таблицу.
Приложение №4
*задание №2 стр.16. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.
Приложение №5
*задание №3 стр.16. Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.
Приложение №6
*задание №5 стр.16. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....
Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"
урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...
Урок биологии 5 класс ФГОС по теме «Ткани»
Понятие Ткань, основные виды тканей растения....
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС
Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС по теме"Методы изучения природы"...
План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».
Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....
Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 7 класс. ФГОС.
Календарно-тематическое планироваие уроков биологии в 7 классе составлено ФГОС второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Программы основного общего образования 5-9 классов а...
календарно-тематическое планирование уроков биологии 5 класс ФГОС
Планирование составлено пор учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков "Введение в биологию" УМК "Сфера жизни"...