Урок биологии в 5 классе ФГОС 2013-2014 учебный год
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Россинская Людмила Александровна

Разарботка урока биологии на основе ФГОС ООО. 2013-2014 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uvelichitelnye_pribory.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Предмет биология

Урок по теме:

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1

«Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

(5 класс, УМК «Алгоритм успеха» в рамках ФГОС ООО,

авторская программа И.Н. Пономарёвой).

Учебник: Биология, 5 класс.

Авторы: И.Н. Пономарёва, И.В. Николаева, О.А. Корнилова.

Москва. Издательство «Вентана-Граф», 2012 год, стр.125.

Урок 4. Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

Цели.

Предметные результаты:

  • сформировать умение работать с лупой;
  • сформировать умение работать с микроскопом;
  • сформировать умение понимать смысл биологических терминов: лупа ручная, лупа штативная, микроскоп световой, микроскоп электронный, микропрепараты.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.
  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Деятельность учителя

Планируемая деятельность обучающихся

Развиваемые

(формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организация мотивации, постановки учебной задачи, цели

- приветствует обучающихся;              

- проверяет явку  обучающихся;  

- заполняет классный журнал;

- организует погружение в проблему;  

- организует планирование деятельности через поисковую беседу: задает вопрос который пробуждает разные мнения: - а можно ли увидеть невидимое?

- при помощи чего это можно сделать?

-  использовали ли вы увеличительные  приборы в своей жизни?            

 - как вы считаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? 

 - называет тему урока:

Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 Устройство ручной лупы, светового микроскопа».

- приветствуют учителя;    

- называют фамилии отсутствующих;

- высказывают предположения;

- озвучивают все что знают о увеличительных приборах;

- отвечают учителю;

- записывают число и  тему урока в тетрадь.

Познавательные:

*самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

* пытаются решить задачу известным способом

* фиксируют проблему

Регулятивные:

*формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Личностные:

*формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Коммуникативные:

* умение высказывать свою точку зрения и принимать мнение другого

* слушать и слышать.

Планирование деятельности по достижению цели

- какая цель нашего урока?

- давайте вместе определим шаги, которые нас приведут к желаемой цели;    

                                                                                            - записывает шаги для достижения цели предложенные обучающимися на доске;

- устанавливает последовательность шагов для достижения цели.

- отвечают учителю;

- предлагают шаги для достижения цели.

Познавательные:     

* пытаются решить задачу известным способом

* фиксируют проблему

* формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные: *формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные: *смыслообразование

на основе развития мотивации и целеполагания  учения

 Коммуникативные:

* самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Реализация намеченного плана, поиск способа решения учебной задачи

- показывает обучающимся микроскоп и лупу;

- устанавливает знания учеников из начальной школы о микроскопе и лупе;

- предлагает выполнить задание №1 стр.14 рабочей печатной тетради  (для чего используют увеличительные приборы?) пользуясь текстом параграфа №4;

- задает вопрос (Что можно рассмотреть при помощи лупы?);

- задает вопрос (на сколько происходит увеличение предмета при помощи лупы?);

- задает вопрос (из чего состоит ручная лупа?);

- предлагает выполнить лабораторную работу №1 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними» стр.14 - 15 рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 (приложение №1);

- показывает микроскоп, объясняет его устройство и правила пользования микроскопом;

- предлагает прочитать задание №1 стр.16 (приложение №2) и выполнить задание №22 стр.12 - 13 рабочей печатной тетради (приложение №3);

- предлагает выполнить задание №2 стр.16 (приложение №4);

- предлагает выполнить задание №3 стр.16 (приложение №5);

- выясняет знания обучающихся по определению  увеличения изображения объекта;

- объясняет как правильно определить во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта;

- предлагает выполнить задание №5 стр.16 (приложение №6);  

                                         

- что мы узнали нового о оптических приборах?

- через вопросы выясняет:

1. где вам понадобятся эти знания?

- при изучении каких тем нашего учебника?

- в дальнейшей жизни пригодятся эти навыки?

-отвечают на вопросы;

- выполняют задание №1 стр.14 рабочей печатной тетради  пользуясь текстом параграфа №4;

- читают текст параграфа и находят нужную информацию;

- отвечают на вопрос пользуясь текстом параграфа №4;          

                                                                                                                                - отвечают на вопрос и выполняют задание №2 стр.14                   (рассматривают ручную лупу, записывают название ее частей и функции, которые они выполняют.);

                                выполняют лабораторную работу №1" стр.14 - 15 рабочей печатной тетради, задание №3 - №5 (приложение №1) делают выводы по работе;

- слушают учителя;

- выполняют задание №1 стр.16;                                                                                                                                                                                  

                                             

- читают параграф №4

 стр.25;

- проверяют знание правил пользования микроскопом друг у друга (в парах);

- высказывают предположения;

- слушают учителя, определяют во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта;

                                                                                                  - рассматривают готовые микропрепараты под микроскопом, сравнивают  найденное изображение с контрольным изображением в микроскопе на учительском столе;

 

- оценивают правильность своих выводов;

отвечают на вопрос.

-   узнают строение и назначение лупы;

- учатся работать с лупой, рассматривая мякоть томата;

- узнают устройство и правила пользования микроскопом;

- учатся определять увеличение объекта;

- учатся работать со  световым микроскопом, настраивать его.

Познавательные:

* тренируют желание быть активным, проявлять инициативу,

* учатся находить заданную (требующуюся) информацию

* умение структурировать знания.

Регулятивные:

* формирование умения выдвигать версии решения проблемы.                         Личностные:

* формируются такие личностные качества как уверенность в себе, умение выступать перед классом, готовность задавать и отвечать на неподготовленные вопросы

Коммуникативные:

 * учатся взаимодействовать в паре, оказывать взаимопомощь, быть объективным и терпимым.

Контроль за процессом и результатом

- предлагает вспомнить тему и задачи урока;

- на сколько  наша деятельность соответствовала теме урока?

- используя свои новые знания выполните задания для закрепления

                   

                       

задает  домашнее задание:  

- проработать текст параграфа №4, выполнить задания рабочей печатной тетради №23 - №25 , подготовить презентацию о создателе и истории микроскопа.

- называют тему и задачи урока;                        

- отмечают наиболее трудные  этапы урока;        

 - высказывают оценочные суждения о работе партнера;                            - определяют  степень совместного продвижения к цели;

- отмечают успешные ответы, интересные  вопросы; 

                       

                     

 

записывают домашнее задание.

Познавательные: *формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

* формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Регулятивные: ормирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные:

* постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Коммуникативные: 

* умение слушать и вступать в диалог.                                                        

Оценивание продвижения

к цели, рефлексивный анализ деятельности

 - оценивает активных обучающихся;

- выставляет оценки в журнал;

                                                       Задает вопросы:

- кто усвоил тему полностью?

(поднимите правую руку)

- у кого остались вопросы, на которые нужно найти ответы?

(поднимите левую руку)

- если было на уроке познавательно, интересно - встаньте.

- если было не интересно и скучно на уроке - хлопнете в ладоши.

Благодарит за урок.

- поднимают правую руку;

     

                                                                      - поднимают левую руку;

- встают.

Познавательные:

* применение методов информационного поиска.

Регулятивные:                                         * выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Личностные:

* ориентация в межличностных отношениях.                                        

Коммуникативные:

* учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности.

Приложение №1

*задание №3. Возьмите кусочки мякоти плодов томата (арбуза, яблока). Рассмотрите их невооруженным глазом. Что вы видите? Сделайте рисунок.

*задание №4. Рассмотрите кусочки с помощью лупы. Что вы видите? Сделайте рисунок и сравните его с предыдущим.

*задание №5. Вывод.

Приложение №2

*задание №1. Изучите микроскоп. Найдите основные части микроскопа. С помощью текста учебника и рисунка выясните, каково их значение.

Приложение №3

*задание №22.  На рисунке подпишите части микроскопа. Заполните таблицу.

Приложение №4

*задание №2 стр.16. Ознакомьтесь с правилами работы с микроскопом. Научитесь устанавливать свет, добейтесь хорошей освещенности поля зрения.

Приложение №5

*задание №3 стр.16.  Проверьте знание правил пользования микроскопом друг у друга.

Приложение №6

*задание №5 стр.16.  Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Урок биология 6 класс ФГОС "Внешнее строение листа"

урок составлен по учебнику Л.Н. Сухорукова .В.С. Кучменко И.Я. Колесникова Биология живой организм 6 класс ФГОС Тема урока: Внешнее строение листа...

Урок биологии 5 класс ФГОС по теме «Ткани»

Понятие Ткань, основные виды тканей растения....

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС

Технологическая карта к уроку биологии 5 класс ФГОС по теме"Методы изучения природы"...

План – конспект урока биологии 8 класс (ФГОС) Тема: «Внутренняя среда. Значение крови и её состав».

Эта разработка урока для 8-го класса (ФГОС). материал можно использовать при изучении темы: "Внутренняя среда. Значение крови и её состав"....

Календарно-тематическое планирование уроков биологии. 7 класс. ФГОС.

Календарно-тематическое планироваие уроков биологии в 7 классе составлено ФГОС второго поколения, Примерной программы основного общего образования, Программы основного общего образования 5-9 классов а...

календарно-тематическое планирование уроков биологии 5 класс ФГОС

Планирование составлено пор учебнику Н.И.Сонин, А.А. Плешаков "Введение в биологию" УМК "Сфера жизни"...