Организация внеклассной деятельности по биологии в коррекционной школе
статья по биологии на тему

Стативо Татьяна Сергеевна

Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_vneklassnoy_raboty.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Т.С.Стативо,

учитель биологии

ГКОУ СКОШ № 3 VIII вида

Организация внеклассной деятельности по биологии

 в коррекционной школе

Важная задача школы - воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.

Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины. Уроки биологии, лабораторные занятия, практические работы позволяют вооружить учащихся глубокими и прочными знаниями о живой природе. В процессе преподавания биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране.

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

В зависимости от содержания использую следующие формы внеклассной работы по биологии:

1) Индивидуальные занятия;

2) Групповые эпизодические занятия;

3) Массовые натуралистические мероприятия.

Индивидуальная форма внеклассной работы. Стараясь удовлетворить запросы отдельных интересующихся биологией школьников, предлагаю им прочитать ту или иную научно-популярную книгу, провести наблюдения в природе, изготовить наглядное пособие, подобрать материал для стенда. Учащимся даются указания для постановки опытов дома. Индивидуальные внеклассные занятия по существу являются добровольной разновидностью домашних и внеурочных работ.

К наиболее распространенным видам индивидуальной внеклассной работы относят опыты и наблюдения над растениями и животными в природе,  изготовление наглядных пособий, подготовка докладов, рефератов, многое другое.

Групповые эпизодические занятия обычно организуются в связи с подготовкой и проведением школьных массовых мероприятий, например, школьной биологической олимпиады, Недели биологии, Недели здоровья, праздника «День птиц». Для осуществления такой работы подбирается группа интересующихся биологией учащихся, поручается им подобрать определенный материал, выпустить тематическую стенгазету, подготовить и провести доклады, художественные номера для праздника.

Массовые натуралистические мероприятия организуются по инициативе учителя. К массовой работе привлекается большое число учащихся. Для нее характерна общественно полезная направленность. Обычно в школе проводятся такие виды массовой работы, как биологические олимпиады; тематические вечера посвященные Дню здоровья, Дню птиц, кампаний по посадке деревьев и кустарников, сбору семян и другого корма для зимней подкормки птиц; изготовлению и развешиванию птичьих гнездовий.

Все вышеперечисленные формы и виды внеклассной работы по биологии связаны между собой и дополняют друг друга. В возникновении и развитии взаимосвязи между ними наблюдается определенная педагогическая закономерность. Выполнив удачно те или иные задания учителя, они обычно просят дать им дополнительную внеурочную работу. Использование на уроках результатов индивидуальной, эпизодической групповой работ (например, демонстрации изготовленных пособий, сообщения о проведенных наблюдениях, доклады, подготавливаемые на основе внеклассного чтения) способствуют вовлечению во внеклассную работу учащихся, не проявивших к ней ранее должного интереса. Часто некоторые школьники, принимавшие вначале пассивное участие в массовой внеклассной работе по озеленению школьной территории, изготовлению птичьих домиков, в качестве слушателей, впоследствии активно включаются в индивидуальную или групповую эпизодическую работу, проводимую по заданиям учителя.

Успех внеклассной работы по биологии в большой степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у школьников, увлекать их различными видами деятельности. Поэтому ее нельзя превращать в дополнительные занятия учащихся по изучаемым в школе разделам биологии, проводить подобно классным урокам, лабораторным и другим обязательным занятиям.

Накопленный опыт внеклассной работы показывает, что в ее основе должна лежать самостоятельная, преимущественно исследовательского характера деятельность учащихся, проводимая под руководством учителя: самостоятельные опыты и наблюдения, работа со справочниками, определителями, журналами, научно-популярной литературой (приложение).

Внеклассная работа ботанического содержания, проводимая преимущественно с учащимися V-VII  класса, включает наблюдения и опыты по изучению строения и физиологии растений; ознакомление с многообразием растительного мира и значением дикорастущих растений в жизни человека, с сезонными явлениями в жизни растений и т.п. Среди массовых мероприятий ботанического характера большое значение имеют Неделя сада, День леса и т. д.

Основное содержание зоологической внеклассной работы (VIII класс) связано с занятиями по изучению школьниками видового состава наиболее распространенных животных своего края, выявлению животных, вредящих сельскому и лесному хозяйствам, и мер борьбы с ними, ознакомлению с редкими животными и способами их охраны.

Внеклассная работа по анатомии, физиологии и гигиене человека, проводимая в основном с учащимися IX класса, обычно включает: опыты и самонаблюдения, выясняющие значение упражнений органов на их развитие; опыты, выясняющие влияние на деятельность органов различных факторов внешней среды; проведение пропаганды среди школьников и населения здорового образа жизни.

При конкретном определении содержания внеклассной работы по биологии, прежде всего, следует отдавать предпочтение тем ее видам, которые имеют полезную значимость, дают возможность осуществлять связь теории с практикой, реализовать исследовательский принцип. Содержание внеклассной работы должно быть доступно для каждой возрастной группы учащихся.

Таким образом, внеклассная работа по биологии – это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации.

Литература

  1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: «Просвещение», 1983.
  2. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: «Лицей», 2005.
  3. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: «Учитель», 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации и проведению недели технологии в коррекционной школе VIII вида

Из опыта работы по органицации предметной недели и олимпиады по трудовому обучению....

Организация воспитательной работы в младших классах коррекционной школы.

В настоящее время особо остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей, проживающих в специальных (коррекционных) домах - интернатах...

"Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии".

Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии...

"Внеклассная работа по биологии в коррекционной школе VIII вида"

В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.Главная задача внеклассн...

Новые подходы при организации учебно-воспитательного процесса в специальной коррекционной школе.

Школа является базовой площадкой ГОУ ДПО «Хакасского республиканского  института повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме: «Интегрированное воспитание детей с...

Организация логопедической помощи детям в специальной (коррекционной) школе 8 вида

Система логопедической помощи ребенку в специальной (коррекционной) школе 8 вида подразумевает совместную работу учителя-логопеда, воспитателя группы продленного дня, учителя начальных классов (или кл...

Проектная деятельность как шаг к формированию познавательного интереса к предмету биология в коррекционной школе VIII вида

В УВП нашей школы внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная  деятельность с  элементами  исследования.Актуальность   использования этой ...