Система критериального оценивания
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Сафонов Сергей Валентинович

В содержании Казахстанского образования происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесен на формирование функциональной грамотности учащихся. Это влечет за собой и изме­нения в системе оценивания. Традиционная «отметочная» система оценивания при таком подходе нежизнеспособна, так как:

  • она лишь выполняет функцию внешнего контроля успеш­ности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
  • не формирует у учащегося самостоятельности в оценивании;
  • малоинформативна потому что, в  силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;
  • обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленче­ским целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения и среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной ра­боты, а не качество достижений учащихся;
  • акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и моти­вацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогресси­ровать наиболее успешным ученикам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Система оценивания71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Система критериального оценивания

В содержании Казахстанского образования происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесен на формирование функциональной грамотности учащихся. Это влечет за собой и изменения в системе оценивания. Традиционная «отметочная» система оценивания при таком подходе нежизнеспособна, так как:

  • она лишь выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы;
  • не формирует у учащегося самостоятельности в оценивании;
  • малоинформативна потому что, в  силу своей формализованности и скрытости критериев оценки отметка не позволяет определить реальный уровень знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий, т.е. что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика;
  • обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения и среди учителей распространена практика оценивать объем и форму выполненной работы, а не качество достижений учащихся;
  • акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам.

Это значит, что востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Актуальным становиться критериальное оценивание - оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Для того чтобы планировать свои действия по обеспечению эффективного оценивания, учителям важно знать как о цели оценивания вообще, так и о целях, содержании и процедуре каждого вида оценивания в отдельности. По этим параметрам оценивание подразделяется на три вида - диагностическое, формативное и суммативное (итоговое) оценивание.

Диагностическое оценивание - это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков (ЗУН) и компетентностей учащегося. Диагностическое оценивание обычно проводится в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Необходимость диагностического оценивания определяется необходимостью предвидеть процесс обучения и учения, адекватный возможностям и потребностям учащегося в соответствии с «зоной ближайшего развития». (Зона ближайшего развития - понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением ). Данное оценивание проводиться на входе в раздел или тему, с целью актуализации знаний в виде фронтального опроса или тестирования.

Формативное оценивание - это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь. «Если результаты оценки используются в целях улучшения процесса обучения с учетом выявленных потребностей, оценка становится «формативной». Оно дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику - осознать большую степень ответственности за свое образование. Проводиться в процессе всего учебного занятия. На протяжении урока учитель задает вопросы такого вида;

•        Есть ли вопросы по заданию?

•        Хотите ли Вы что-нибудь добавить?

•        Есть ли у Вас другие варианты?

•        Есть ли у Вас еще вопросы?

Вместо исправлений ошибок используются рекомендации перечитать, обдумать, проанализировать ту часть работы, которая не соответствует предъявляемым требованиям и вызвала затруднения. Основная роль учителя – быть консультантом для учащегося.

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.

Цель суммативного оценивания - констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Данное оценивание целесообразно проводить по критериям. Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю – это определение степени приближения ученика к данной цели.

 При критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные). Каждая работа оценивается по ряду критериев и инструкций к ним. Критерии и инструкции вырабатываются на основе требований стандарта, а в дальнейшем к каждому уроку или разделу и в ходе общественного договора.

Пример обобщенных критериев оценивания может выглядеть следующим образом:

                          Критерии оценок по биологии

старается

Умеет  находить  по учебнику новые биологические понятия, рисунки и схемы.

Умеет  находить по учебнику новые биологические понятия, дает им определения, умеет находить особенности биологических понятий и называть их,  находит рисунки, относящиеся к данному материалу.

Объясняет, может интерпретировать функциональные особенности, запоминает, отвечает по ключевым биологическим понятиям, использует полученные знания в новых ситуациях, интерпретирует определения; использует готовую информацию, доказывает правильность суждения, опираясь на данные уровня учебника;  конструирует факты соответствия органов и их функций, недостаточно развиты навыки анализа и синтеза.

Усвоил

Объясняет гигиенические требования для сохранения здоровья; может интерпретировать взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, отвечает по ключевым биологическим понятиям, использует полученные знания при проведении лабораторных опытов; довольно легко интерпретирует определения; использует готовую информацию, доказывает правильность суждения;  конструирует факторы риска вредных привычек; хорошо развиты навыки анализа и синтеза; при анализе использует таблицы, схемы рисунки.

Обобщает изученный материал; связывает воедино особенности строение человеческого организма; сопоставляет взаимосвязь строения и функций организма и среды; резюмирует, оценивает, дискутирует, сформированная грамотная устная речь; обладает богатым словарным запасом научной терминологии.

Непосредственно к уроку критерии могут выглядеть следующим образом:

уровень

         Критерии оценок по биологии        

А  

Объясняет биологические понятия, может интерпретировать функциональные особенности органов и систем органов, отвечает по ключевым биологическим понятиям, использует полученные знания при выполнении лабораторных работ, конструирует факты соответствия органов и их функций.

В    

Объясняет биологические понятия и их особенности, может интерпретировать функциональные особенности органов и систем органов, фиксируя на моделях и схемах;  приводит доказательства по ключевым биологическим понятиям, использует полученные знания при выполнении лабораторных работ и делает взвешенные выводы, конструирует факты соответствия органов и их функций в таблицах и схемах; аргументирует гигиенические требования для сохранения здоровья.

С  

Обобщает изученный материал; связывает воедино особенности строение человеческого организма; сопоставляет взаимосвязь строения и функций организма и среды; резюмирует, оценивает значимость полученных знаний, дискутирует; свободно владеет научной терминологии.

При необходимости есть смысл разграничить каждый уровень еще и дискрипторами для более наглядного уровня достижения по критериям, необходимо лишь детально описывать их.

На примере это может быть представлено следующими описаниями:

Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А

(мах 6)

1

Воспроизводит биологические термины

1

Характеризует новые понятия в контексте содержания учебника

1

Определяет  главную  и второстепенную  информацию

1

Понимает основное значение понятий

1

Определяет органы на рисунке

1

Опреляет функции изученных органов

В

(мах 6)

1

Определение понятий соответсвует научной трактовке

1

Определяет соостветствие строения и функций органов на моделях и в таблицах

1

Выполняет лабораторные опыты в соответствии с заданием

1

Распознает функциональные особенности тех или иных органов

1

Умеет анализировать приобретенные знания и опыт в контексте содержания темы

1

Умеет определять гигиенические требования для сохранения здоровья

С

(мах 6)

1

Определяет  взаимосвязь изученного органа и системы органов со всем организмом

1

Интерперетирует новые понятия в другом контексте

1

Моделирует ситуативность функционирования системы органов

1

Доказывает факты неразумного отношения к своему здоровью в контексте темы

1

Оценивает взаимосвязь организма и окружающей среды

И если, на данном этапе мы вынуждены всё же ставить отметки от «1» до «5», то набранные баллы легко переводятся в окончательную отметку.

Отметка «4» предполагает хорошее усвоение программного материала и выполнения образовательного стандарта. И лишь расширенное понимание и интерпретация изученного позволяет оценить работу учащегося на «5».

Критерии оценки по предмету являются предметными образовательными целями, которые при переводе на язык характеристик ученика дают портрет идеально обученного человека.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата.

При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой.

Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию.

Главный акцент делается не на количественный показатель приобретенных знаний, а лишь на качественный аспект и их грамотное применение в жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

Материал мастер-класса "Разработка системы критериального оценивания"

Материал мастер-класса знакомит с практикой разработки ситемы критериального оценивания практической деятельности учащихся...

Система критериального оценивания достижений учащихся по физике

Под системой оценивания понимается  не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-...

Статья «Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Принципы построения учебного предмета в системе развивающего обучения для всех предметов одинаковы, тогда как формы, методы и приемы организации контроля могут отличаться. Таким образом возникла необх...

«Система критериального оценивания предметных результатов в соответствии с ФГОС основного общего образования в предмете «английский язык»

Наша школа имеет многолетний опыт внедрения технологии развивающего обучения. На начальных этапах становления системы в школе приоритетным направлением выделялась контрольно-оценочная деятельность на ...

Мастер-класс «Критериальное оценивание как основа формирующего оценивания»

Оценивание знаний – важнейший неотъемлемый элемент образовательного процесса для определения степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ. Процесс ...