Проектно - исследовательская деятельность старшекласников. Методические рекомендации.Из опыта работы.
статья по биологии (11 класс) на тему
Данная методическая рекомендация знакомит с основными этапами проведения проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektno-issledovatelskaya_deyatelnost_uchashchikhsya.metod_._rekomendatsii.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно – исследовательская деятельность учащихся.
Методические рекомендации.
Введение
«….Проектно-исследовательское обучение
позволяет учиться на собственном опыте
в конкретной ситуации, приносит удовлет-
ворение ученикам, видящим продукт
своего собственного труда…»
В.В. Гузеев
В современной школе распространены технологии и методы проектной и исследовательской деятельности, которые направлены на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, четко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах. Учащемуся дается возможность реализовать себя, применить имеющийся опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность и ощутить успех. Проектная деятельность привлекательна, хороша еще и тем, что учитывает индивидуальные особенности, интересы ребенка, позволяет самостоятельно выбирать партнеров в работе, разнообразные источники информации, методы, формы представления своей работы. Все это значительно развивает чувство ответственности за свой труд, повышается мотивация к учебе, познавательная и творческая активность. Основной акцент в этой системе делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, предполагает формирование у детей критического мышления, самостоятельную работу по добыванию знаний и прогнозированию итогов работы. Метод проектно-исследовательской деятельности называют технологией четвертого поколения, реализующей личносто-деятельностный подход в обучении. Конечным итогом образовательного проекта является образовательный продукт, который является результатом решения практически значимой проблемы.
Цели проектно-исследовательской деятельности учащихся:
- Научится самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания, используя разнообразные источники информации.
- Использовать приобретенные знания для решения познавательных, творческих и практических задач.
- Развивать коммуникативные умения, работая в группах и при публичном выступлении.
- Развивать у себя исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, эксперимент и выдвижение гипотезы)
- Развивать системное осмысление по определенной проблеме.
Исследовательский проект имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Структура исследовательских проектов:
- Аргументация актуальности принятой для исследования темы
- Определение проблемы исследования, его предмета и объекта
- Обозначение задач исследования в последовательности принятой логики
- Определение методов исследования, источников информации
- Выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения
- Обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем и перспективы дальнейшего исследования
Основные требования:
- Наличие значимой, актуальной проблем или задачи, требующей поиска для ее решения
- Оригинальность затронутой проблемы, либо оригинальность ее решения
- В основе самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся
- Использование исследовательских методов
- Выполненная работа демонстрирует глубину знаний автора в избранной области
- Работа демонстрирует теоретические и практические достижения автора
- Обязательное взаимодействие и сотрудничество с учителем- руководителем пректно-исследовательской деятельности
Алгоритм деятельности учителя и учащегося в технологии проектного обучения:
Этапы работы | Содержание работы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
1.Подготовительный | 1.Выбор темы и определение целей проекта 2.Выделение подтем в основной теме 3.Формирование творческих групп или индивидуальная работа автора 4.Подготовка материалов к исследовательской части 5.Установление способа предоставления результатов и критериев оценивания результатов | Обсуждение и конкретный выбор темы Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей Разработка заданий, подбор и поиск нужной информации Обсуждают и корректируют формы представления результатов | Предлагаю темы проектов, знакомлю с ранее выполненными работами учащихся, организую групповую или индивидуальную работу учащихся Предлагаю вопросы поисковой деятельности, отбор и корректировка, предложенной учащимся информации Предлагаю формы отчетов и примерные критерии оценивания работы |
2.Планирорвание | Определение источников, способов сбора и анализа информации | Дополняют предложения учителя- руководителя | Предлагаю основную используемую литературу, другие источники информации и ее поиск |
3.Разработка проекта | Осуществление накопления информации, анкетирование, проведение эксперимента и ее обобщение | Поисковая деятельность, систематизация и обобщение информации | Консультирую учащихся, стимулирую их дальнейшую деятельность, координирую работу |
4.Оформление результатов | Оформление результатов, возможные формы представления результатов (отчетов): устный с демонстрацией материалов, письменный, видеосопровождение | Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами | Дополнительные консультации, стимулирую дальнейшую деятельность Учащихся, эмоциональная поддержка |
5.Презентация проекта | Представление выполненной работы одним учащимся или всеми участниками группы | Докладывают о результатах своей работы на школьных и районных мероприятиях | Участие в заседании школьно-практической конференции, районной экологической конференции, организация экспертной деятельности, с привлечением других учащихся и учителей школы |
6.Оценивание | Оценка работ согласно разработанным критериям | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки | Участие в оценивании работ, отмечаю неиспользованные возможности, качество выполненной работы |
8.Подведение итогов | Выявление и осмысление удачных и неудачных моментов в работе, планирование дальнейшей работы |
Я как учитель, занимающийся такой работой много лет, считаю, что непременным условием успеха проектно-исследовательской деятельности является заранее выработанные представления о конечном продукте, включая осмысление и рефлексию полученных результатов. Привожу основные этапы работы над проектом:
- Постанов конкретной цели: выявление существующей проблемы, формулирование задач.
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий и выбор способов осуществления работ.
- Самообразование по выбранной теме, актуализация знаний при консультации с учителем- руководителем.
- Совместное продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
- Осуществление исследования, с решением конкретных задач.
- Обобщение результатов, формулирование выводов.
- Реализация проекта на школьном и районном уровне.
- Анализ достигнутых успехов, обсуждение ошибок, перспективы данной работы.
Проектно-исследовательская работа всегда имеет ценные результаты. Чтобы добиться правильной организации этого процесса считаю, что многое зависит от функциональной деятельности учителя. Многолетние наблюдения и опыт убеждают в эффективности следующих моментов:
- Нужно помогать в поиске нужной информации.
- Всячески поощрять своих учеников, использовать мотивацию.
- Поддерживать непрерывную обратную связью.
- Систематически координировать весь процесс.
Кроме того привожу некоторые критерии оценивания работ учащихся (разработаны совместно с учащимися):
- Степень самостоятельности в работе над проектом
- Практическое использование предметных и общешкольных знаний, умений и навыков
- Количество новой информации, использованной в работе
- Степень осмысления автором использованной информации
- Уровень сложности, степень овладения методиками исследований
- Оригинальность идеи
- Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта
- Уровень организации и проведения презентации, обеспечение объектами наглядности
- Коммуникационные способности
- Творческий подход к подготовке объектов наглядности для презентации
- Социальное и прикладное значение полученных результатов
- Владение рефлексией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).
Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...
Исследовательская деятельность при изучении биологии (из опыта работы)
Одним из основных результатов деятельности каждого учителя должна стать не просто система знаний, умений, навыков выпускника, а формирование ряда ключевых компетенций, умение творчески использов...
Организация проектной исследовательской деятельности на биологических экскурсиях (из опыта работы)
Использование метода проектов позволяет реализовать деятельностный подход на биологических экскурсиях. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных биологических и эколог...
Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии
Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...
Организация Проектно-исследовательской деятельности при обучении математике (из опыта работы).
Выступлен ие на межрегиональном семинаре учителей математики....
Методическая разработка: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Данная программа написана для учащегося эстетического отделения Точенова Вячеслава (диагноз ДЦП), поступившего в НДШИ в 2006 году по рекомендации Российского реабилитационного центра «Детство» и...
«Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)
laquo;Работа с родителями. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения» (методические рекомендации из опыта работы школы «РЭР»)...