Зимний сад - здоровьесберегающее пространство школы.
статья на тему
Предварительный просмотр:
Зимний сад – здоровьесберегающее пространство школы.
Веретенникова Светлана Валерьевна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 19.
г. Нижний Новгород
Согласно новому Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» в современной школе должны быть созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья учащихся (ст.28 п.15), а также организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся (ст. 41 п.5). В условиях общеобразовательной школы таким здоровьесберегающим пространством может стать зимний сад с большим количеством зеленых растений.
Бесспорным фактом является благотворное влияние растений на микроклимат помещений, а вместе с этим и на здоровье и работоспособность людей, находящихся в них. Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. Растения могут внести свой вклад в подавлении шума и создать акустический комфорт внутри помещения.
Известно, что растения способны испарять до 95 % влаги. Это особенно актуально в зимний период, когда низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем, как у учеников, так и у учителей. Как показывают измерения, влажность воздуха в учебных классах в зимнее время составляет 20-30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40-65%. Такие декоративно-лиственные растения с высокой интенсивностью транспирации как фикус, гибискус, драцена, нефролепсис, в отопительный период создают в зимнем саду комфортный уровень влажности.
Исследования ученых показали, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качество, кроме того, растения могут адсорбировать пыль. Самые лучшие растения фильтры – драцена, хлорофитум, фикус, финик, плющ, шеффлера.
Человек в условиях городского ландшафта находится в состоянии постоянного напряжения, что приводит к усталости и стрессу. Обилие растений действует успокаивающе и расслабляющее, а также снижают стрессовые реакции. Неслучайно психологи советуют желающим снять стресс, чтобы избавиться от страха и агрессии, использовать зеленый цвет. Таким образом, в окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными, испытывают комфорт и уравновешенность.
В школе зимний сад – это настоящий уголок лета, особенно в зимнее время. Когда за окном пурга, метель особенно приятно оказаться в тропических джунглях, среди деревьев фикусов, пальм и лиан - монстер.
В нашей школе есть настоящий зимний сад, под него отведено не просто помещение учебного класса или часть рекреации, как это обычно бывает, а полноценное помещение более 90 кв.м с остекленением с восточной и южной стороны здания. В школьном зимнем саду собрано более 70 различных видов комнатных растений. Кроме того, в помещении имеется небольшой водоем с фонтаном, в котором обитает красноухая черепаха, в затененной части сада – большой аквариум с рыбками, ощущение природного сада дополняют посвистывания волнистых попугайчиков.
Растения постоянно нуждаются во внимании и заботе. Полив, подкормка, пересадка растений, защита от вредителей, уборка сухих листьев, опрыскивание растений – это большой труд, одному человеку это не по силам. В нашем зимнем саду трудятся учащиеся энтузиасты – любители природы. В школе работает кружок «Юный цветовод». Занимаются в кружке учащиеся 5-7 классов. Ребята провели инвентаризацию и паспортизацию зимнего сада. Были приготовлены карточки – этикетки на каждое растение. Инвентаризация «заставила» ребят собирать информацию о каждом виде растений, и в результате была подготовлена экскурсия для учащихся начальной школы. Благодаря юным цветоводам зимний сад преобразился: была собрана большая коллекция сортов узумбарской фиалки, пополняется новыми видами растений, идет пересадка имеющихся видов.
Приоритетными направлениями в работе «Зимнего сада» стали:
- улучшение экологической среды школы;
- формирование экологической культуры учащихся;
- использование ресурсов зимнего сада при изучении тем по биологии;
- помощь учителям в подготовке к урокам «Окружающий мир» в 1-4-х классах;
- проведение занятий кружка «Юный цветовод»;
- проведение экскурсий для детей и родителей;
- занятие проектно-исследовательской деятельностью;
- выращивание растений с целью их последующего использования в озеленении школы.
Уход за растениями требует много времени, а, главное, определенных знаний и навыков. Но удовольствие, получаемое от пребывания в экзотической обстановке, своеобразная аура, создаваемая живыми растениями стоят затраченных сил и времени.
Учащиеся большую часть своего времени проводят в школе, поэтому так важно создать в ней атмосферу тепла и уюта. Растения - это контакт с живой природой, красотою форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской они благотворно влияют на человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы
Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что зд...
Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"
Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся...
"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"
Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....
Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...
Здоровьесберегающее пространство школы
Презентация направлена на создание здоровьесберегающего пространства в школе. И это не только задача учителей физической культуры, но и администрации школы и педагогического коллектива; родителей и са...
Создание здоровьесберегающего пространства школы
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации подраст...
КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Статья " КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ" опубликована в сборнике трудов Всероссийкой научно-практической конференции...