Зимний сад - здоровьесберегающее пространство школы.
статья на тему

Веретенникова Светлана Валерьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зимний сад – здоровьесберегающее пространство школы.

Веретенникова Светлана Валерьевна,

 учитель биологии МБОУ СОШ № 19.

г. Нижний Новгород

Согласно новому Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» в современной школе должны быть созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья учащихся (ст.28 п.15), а также организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся (ст. 41 п.5). В условиях общеобразовательной школы таким здоровьесберегающим пространством может стать зимний сад с большим количеством зеленых растений.

Бесспорным фактом является благотворное влияние растений на микроклимат помещений, а вместе с этим и на здоровье и работоспособность людей, находящихся в них. Очень высокий уровень шума, особенно на переменах, составляет большую проблему в школьной жизни. Растения могут внести свой вклад в подавлении шума и создать акустический комфорт внутри помещения.

 Известно, что растения способны испарять до 95 % влаги. Это особенно актуально в зимний период, когда низкая влажность воздуха в отапливаемых помещениях может вызвать проблемы со здоровьем, как у учеников, так и у учителей. Как показывают измерения, влажность воздуха в учебных классах в зимнее время составляет 20-30%, в то время как оптимальный уровень должен быть 40-65%. Такие декоративно-лиственные растения с высокой интенсивностью транспирации как фикус, гибискус, драцена, нефролепсис, в отопительный период создают в зимнем саду комфортный уровень влажности.

Исследования ученых показали, что некоторые растения способны фильтровать воздух, улучшая тем самым его качество, кроме того, растения могут адсорбировать пыль. Самые лучшие растения фильтры – драцена, хлорофитум, фикус, финик, плющ, шеффлера.

Человек в условиях городского ландшафта находится в состоянии постоянного напряжения, что приводит к усталости и стрессу. Обилие растений действует успокаивающе и расслабляющее, а также снижают стрессовые реакции. Неслучайно психологи советуют желающим снять стресс, чтобы избавиться от страха и агрессии, использовать зеленый цвет. Таким образом, в окружении живой зелени люди чувствуют себя защищенными, испытывают комфорт и уравновешенность.

В школе зимний сад – это настоящий уголок лета, особенно в зимнее время. Когда за окном пурга, метель особенно приятно оказаться в тропических джунглях, среди деревьев фикусов, пальм и лиан - монстер.

В нашей школе есть настоящий зимний сад, под него отведено не просто помещение учебного класса или часть рекреации, как это обычно бывает, а полноценное помещение более 90 кв.м с остекленением с восточной и южной стороны здания. В школьном зимнем саду собрано более 70 различных видов комнатных растений. Кроме того, в помещении имеется небольшой водоем с фонтаном, в котором обитает красноухая черепаха, в затененной части сада – большой аквариум с рыбками, ощущение природного сада дополняют посвистывания волнистых попугайчиков.

Растения постоянно нуждаются во внимании и заботе. Полив, подкормка, пересадка растений, защита от вредителей, уборка сухих листьев, опрыскивание растений – это большой труд, одному человеку это не по силам. В нашем зимнем саду трудятся учащиеся энтузиасты – любители природы. В школе работает кружок «Юный цветовод». Занимаются в кружке учащиеся 5-7 классов. Ребята провели инвентаризацию и паспортизацию зимнего сада. Были приготовлены карточки – этикетки на каждое растение. Инвентаризация «заставила» ребят собирать информацию о каждом виде растений, и в результате была подготовлена экскурсия для учащихся начальной школы.         Благодаря юным цветоводам зимний сад преобразился: была собрана большая коллекция сортов узумбарской фиалки, пополняется новыми видами растений, идет пересадка имеющихся видов.

Приоритетными направлениями в работе «Зимнего сада» стали:

- улучшение экологической среды школы;

- формирование экологической культуры учащихся;

- использование ресурсов зимнего сада при изучении тем по биологии;

- помощь учителям в подготовке к урокам «Окружающий мир» в 1-4-х классах;

- проведение занятий кружка «Юный цветовод»;

- проведение экскурсий для детей и родителей;

- занятие проектно-исследовательской деятельностью;

- выращивание растений с целью их последующего использования в озеленении школы.

Уход за растениями требует много  времени, а, главное, определенных знаний и навыков. Но удовольствие, получаемое от пребывания в экзотической обстановке, своеобразная  аура, создаваемая живыми растениями стоят затраченных сил и времени.

Учащиеся большую часть своего времени проводят в школе, поэтому так важно создать в ней атмосферу тепла и уюта. Растения - это контакт с живой природой, красотою форм, приятным запахом и спокойной зеленой окраской они благотворно влияют на человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающая среда в образовательном пространстве школы

Интенсивные изменения в системе образования, инновационные процессы в российской школе ставят вопросы о сохранении здоровья школьников. Объективным показателем неблагополучия является то, что  зд...

Статья "Школа как здоровьесберегающее пространство"

Роль школы в формировании здорового образа жизни учащихся...

"Организация здоровьесберегающего пространства в школе - интернате"

Статья о том, как создается здоровьесберегающее пространство в Харабалинском интернате....

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

Здоровьесберегающее пространство школы

Презентация направлена на создание здоровьесберегающего пространства в школе. И это не только задача учителей физической культуры, но и администрации школы и педагогического коллектива; родителей и са...

Создание здоровьесберегающего пространства школы

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения  к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации  подраст...

КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

Статья " КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ" опубликована в сборнике трудов Всероссийкой научно-практической конференции...