КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
статья на тему
Статья " КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ" опубликована в сборнике трудов Всероссийкой научно-практической конференции "Здоровьесбережение в образовании: опыт, инновационные подходы, перспективы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mbou_sosh_no21_g.shahty.docx | 319.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КУЛЬТУРА ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Абрамян М.Л.,
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ №21 г. Шахты
rubasova1980@mail.ru
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности , бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение , умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А.Сухомлинский
Проблема сохранения здоровья ребенка за годы обучения в школе имеет многовековую историю. Еще в Древней Греции говорили: «Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым бегай, хочешь быть умным – бегай». Сегодня от жизнерадостности, активности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, их интеллектуальное развитие, их способности и возможности. Понятия «человек» - «жизнь»- «здоровье» неотделимы, они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Ставя перед собой задачу воспитания здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни, создания педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей, педагогический коллектив МБОУ СОШ №21 г. Шахты разработал и успешно реализует комплексную воспитательную программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровье – это здорово!»
Цель программы: сохранение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья обучающихся.
Задачи программы:
1.Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
2.Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
3.Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
4.Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья;
5.Пропаганда здорового образа жизни;
6.Внедрение современных методов мониторинга здоровья (АПК «Армис», скрининги, медосмотры, и т.п.);
7.Привитие обучающимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой среды обитания.
Программа «Здоровье - это здорово!» включает следующие направления деятельности педагогического, ученического и родительского сообщества:
1.Организация здоровьесберегающей образовательной деятельности:
- рациональная организация учебной деятельности – это не просто составление расписания уроков и дополнительных занятий, но и процесс внедрения инновационных технологий, использование методов и методик обучения, соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки обучающихся;
- применение здоровьесберегающих технологий (проблемное обучение, проектное обучение, дифференцированное обучение, развивающее обучение, модульное обучение, игровые технологии, программированное обучение);
- обеспечение оптимального режима двигательной активности обучающихся (снятие перегрузки, чередования труда и отдыха) повышает эффективность учебной деятельности;
- организация рациональной системы питания обучающихся;
- соблюдение СанПиН и правил охраны труда;
- обеспечение режима проветривания учебных классов, школьных коридоров;
- контроль за двигательной активностью детей, особое внимание детям с ослабленным здоровьем и обучающимся специально-коррекционных классов (СК (К) VII вида.
2.Инструктивно-методическая работа с обучающимися, их родителями и учителями:
- организация семинаров, конференций для педагогов школы;
- участие педагогов в вебинарах;
- организация родительского всеобуча по здоровьесбережению;
- методические недели, конференции, лектории, викторины для обучающихся на валеологические темы;
- проведение инструктажей по технике безопасности, охране труда, противопожарной безопасности.
3.Учебно-воспитательная работа:
- использование на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающих технологий;
- разработка валеологической тематики классных часов, совместные мероприятия с городской библиотекой им. А.Пушкина, детской библиотекой им. Н.К.Крупской, наркологическим диспансером, социально-реабилитационным центром, детской поликлиникой.
- выпуск санбюллетеней, памяток по ОЖЗ.
Просветительно-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, ведется параллельно с просветительной работой с родителями. В школе регулярно проводятся конкурсы плакатов "Нет наркотикам!", "Нет сигарете!", курс психологических занятий «Познай себя». Все обучающиеся школы посещают кинолекторий "Будь здоров".
4.Диагностика, профилактика и коррекция здоровья:
В системе работы школы Дни Здоровья, физкультминутки, всеобуч по плаванию, соревнования по различным видам спорта, спартакиада «Здоровье нации – путь к олимпийским вершинам», туристические слеты и молодежные спортивные форумы «Молодежь Дона». Кроме регулярных уроков физической культуры обучающиеся школы могут физически развиваться на занятиях в спортивных секциях «Волейбол», «Баскетбол».
Представители организаций здравоохранения проводят с обучающимися, их родителями и сотрудниками школы различные мероприятия здоровьесберегающей направленности: лекции, беседы, конкурсы, уроки здоровья. Обучающиеся 9-11 классов в рамках школьной комплексной программы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Будущее для всех!» ежегодно принимают участие в добровольном тестировании на предмет употребления ПАВ.
В 2013-14 учебном году МБОУ СОШ №21 вошла в областной проект по проблемам здоровьесбережения в образовании и получила статус областной пилотной инновационной площадки. В рамках этого проекта получен аппаратный комплекс «АРМИС». Сегодня, проводимые медицинским работником школы с помощью комплекса обследования, значительно упрощают процесс отслеживания состояния здоровья (мониторинг здоровья школьников).
Организация психологической службы – не менее значимое направление в реализации задач программы «Здоровье – это здорово!» включает:
- мониторинги мотивации, адаптации, самоопределения обучающихся;
- диагностирование обучающихся;
- коррекционно-развивающие занятия « Познай себя»;
- консультирование обучающихся и родителей.
В каникулярное время обучающиеся начальной школы посещают оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МБОУ СОШ №21.
Оценка эффективности реализации программы «Здоровье- это здорово!»
Основные результаты эффективности реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни « Здоровье – э то здорово!» оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики школьного травматизма, динамики сезонных заболеваний, утомляемости обучающихся и т.п.
Критерии эффективности реализации программы
Образовательная деятельность
Направления мониторинга | Критерии | Показатели |
Здоровьесберегающие образовательные технологии: Личностно-ориентированное обучение Педагогика сотрудничества Технология развивающего обучения Дифференцированное обучение Игровые технологии | -возрастные особенности познавательной деятельности детей; - обучение на оптимальном уровне трудности (сложности); -вариативность методов и форм обучения; - оптимальное сочетание двигательных и умственных нагрузок; - обучение в малых группах; - использование наглядности и сочетание различных форм предоставления информации; -создание эмоционально- благоприятной атмосферы; -формирование положительной мотивации к учебе «педагогика успеха». | -объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; -нагрузка от дополнительных занятий в школе, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п.; - занятие активно-двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия. |
Воспитательная деятельность
Направления мониторинга | Критерии | Показатели | Диагностики |
Выявление и развитие физического уровня обучающихся | Сформированность физического потенциала обучающихся. | -Развитость физических качеств. -Уровень участия в индивидуальных и массовых спортивных мероприятиях | Количественное участие обучающихся в индивидуальных и массовых спортивных мероприятиях. |
Выявление уровня заболеваемости обучающихся | Сформированность значимости своего здоровья | Посещаемость учебных занятий | 1.Количественное посещение обучающимися учебных занятий. 2.Медицинский мониторинг на АПК «АРМИС»
|
Прогнозируемый результат
Успешность поставленных задач по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни достигается благодаря отлаженной работе участников учебно-воспитательной деятельности.
Только совместная деятельность педагогов, родителей, психологов, медицинских работников позволит сформировать образ выпускника школы как здоровую физически, психологически, нравственно, адекватно оценивающую свое место и предназначение в жизни личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексный подход к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни средствами образовательной области "Основы безопасности жизнедеятельности". Комплексный подход к формированию у обучающихся совреме...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся среднего возраста коррекционной школы через систему внеклассных мероприятий....
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...
Статья на тему "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ"
Статья для использвания на семинарах математики и публикация в различных математических сообществах...