Календарно-тематическое планирование.Биология.Пасечник В.В. 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Тема, универсальные учебные действия, техническое сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5 класс биология | 131 КБ |
общешкольный урок по экологии | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Колендарно-тематическое планирование
Биология, 5 класс
№ урока | Тема урока | Понятия | Предметные результаты | Универсальные учебные действия | Информационно-техническое сопровождение | дата | |||||
Личностные | Регулятив-ные | Познавате-льные | Коммуника-тивные | Вид оборудо-вания, ресурса | Цель применения | Этап урока | |||||
Введение (6 часов) | |||||||||||
1 | Биология - наука о живой природе | Биология, биосфера, экология. | Учащиеся имеют представления о биологии как науке и её роли в жизни общества; -усвоили понятия «Биология», «Биосфера», «Экология» | формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры | постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавате-льную | умения проводить наблюде-ния в живой природе, фиксиро-вать и оформлять их результаты | Отстаивают свою точку зрения, подтверж-дают аргументы фактами | Мультме-дийный комплекс | Повышение информационной культуры | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
2 | Методы исследования в биологии | Методы исследования, наблюдение, эксперимент, измерение. | Знают основные методы изучения биологии, ПТБ в биологическом кабинете | Формирует-ся ответствен-ное отношение к соблюде-нию правил техники безопаснос-ти | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем | Практичес-кое озна-комле-ние с мето-дами про-ведения научных исследова-ний и офор-мление их результатов | читают учебники и при этом выявляют все виды текстовой информации | Мультме-дийный комплекс | Визуализация | Объяснение ново-го мате-риала | |
3 | Разнообразие живой природы. Царства живых организ-мов. Отличите-льные признаки живого от неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение. | Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы | знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы | постановка новых целей | навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника | умения участвовать в диалоге | Мультме-дийный комплекс | Выделение опорных точек | Объяснение ново-го мате-риала | |
4 | Среды обитания живых организ-мов. | Водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания. | Умеют различать Среды обитания организмов, знают их особенности | Формирует-ся познава-тельный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | умение аргументированно отвечать на вопрос | Формирует-ся умение проводить анализ связей организмов со средой обитания | Отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами | Мультме-дийный комплекс | Оптимиза-ция процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
5 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. | Умеют определять понятия «Экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы | Формируют-ся элементы экологической культуры | умение объяснить изученные положения на самосто-ятельно подобран-ных конк-ретных примерах | умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | умение участвовать в диалоге | Мультме-дийный комплекс | Выделение опорных точек | Объяснение ново-го мате-риала | |
6 | Обобщающий урок. Экскурсия. Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных Пр.р. №1 «Фенологические наблюдения за сезон-ными изменения-ми в приро-де. Ведение дневника наблюдений» | Понятия раздела | Имеют первоначальные представления о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни | Формирует-ся любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологичес-кой культуры | постановка новых целей | развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты | умение подбирать аргументы, формулиро-вать выводы | ||||
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | |||||||||||
7 | Устройст-во увеличительных приборов Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроско-па. Пра-вила работы с ними» | Клетка, лупа, микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. | Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними | Формирует-ся познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудова-нием и проведения простейших исследова-ний | умение контролировать время | развивается умение проводить простейшие умения и оформлять их результаты | Планирова-ние и регуляция своей деятельнос-ти | Мультимедийный комплекс | Визуализа-ция | Объяснение ново-го мате-риала | |
8. | Строение клетки Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы» | Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды. | имеют начальное представление о строении клетки; приобрели навык готовить микропрепарат кожицы лука, умеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради | Формирует-ся познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов | работая по плану, сверяют свои действия с целью, исправляют ошибки с помощью учителя | развиваются умения выполнения лаборатор-ной работы по инструкции и оформления ее результатов. | умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Мультимедийный комплекс | Оптимизация процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
9. | Приготов-ление микропре-парата кожицы чешуи лука Л.р.№3 «Пригото-вление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроско-пом» | Органоиды клетки | Могут приготовить микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом. | Формирует-ся познавательный мотив на основе интереса к работе с новым оборудова-нием и проведения простейших исследова-ний | постановка новых целей | развивается умение проводить наблюдение в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты | умение подбирать аргументы, формулиро-вать выводы | ||||
10. | Пластиды Л.р. №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника» | Пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. | учащиеся имеют понятия о пластидах и хлоропластах; у них развиваются навыки приготовления микропрепаратов, изучения их под микроскопом и умения схематически изображать строение клетки в тетради | Формирует-ся познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов потребность в справед-ливом оценивании своей работы и работы одноклассников. | работая по плану, сверяют свои действия с целью, при необходимости, исправляют ошибки с помощью учителя | имеют понятия о пластидах и хлороплас-тах. | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогичес-кой речи | ||||
11-12 | Химичес-кий состав клетки: неоргани-ческие и органичес-кие вещества | Неорганические вещества, органические вещества: белки, жиры, нуклеиновые кислоты. | имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке | Формирует-ся научное мировоззрение на осно-вании уста-новления сходства химическо-го состава клеток как одного из доказательств единства живой природы | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава | умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Мультимедийный комплекс | Выделение опорных точек | Объяснение ново-го мате-риала | |
13. | Жизнедея-тельность клетки: поступле-ние веществ в клетку (дыхание, питание) Л.р. №5 «Приготов-ление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплаз-мы в клетках листа элодеи» | Межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы. | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки | формируется познаватель-ный мотив на основе интереса к проведению простейших биологичес-ких эксперимен-тов | работая по плану, сверяют свои действия с целью, | развиваются навыки проведения простейших биологичес-ких эксперимен-тов, умения объяснять их результаты | умение формулиро-вать выводы | Мультимедийный комплекс | Оптимизация процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
14. | Жизнедея-тельность клетки: рост, развитие. | Рост и развитие клеток. | формируются первоначальные представления о жизнедеятельности клетки | формируется познавательный мотив на основе интереса к проведению простейших биологичес-ких экспе-риментов, умение применять полученные знания в своей практической деятельности | работая по плану, сверяют свои действия с целью, | развиваются навыки проведения простейших биологичес-ких эксперимен-тов, умения объяснять их результаты | умение формулировать выводы | Мультимедийный комплекс | Оптимизация процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
15. | Деление клетки | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. | учащиеся знают, умеют описать процесс деления клетки и ее рост | Формирует-ся научное мировоззре-ние в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размноже-ния, роста и развития всех живых организмов | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем | развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника. | умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Мультимедийный комплекс | Оптимиза-ция процесса подачи материала | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
16. | Понятие «ткань». Л.р. №6 «Рассма-тривание под микроско-пом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные. | имеют первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме. | Формирует-ся научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | доносят свою позицию до других, владея приемами монологи-ческой и диалогичес-кой речи | Мультимедийный комплекс | Оптимиза-ция процесса подачи материала | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
17. | Обобщающий урок | Понятия раздела | сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов | Формирует-ся научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о единстве живого | умение контролировать время | развивается умение анализиро-вать и обобщать имеющиеся знания. | умение подбирать аргументы, формулировать выводы | ||||
Раздел 2. Царство бактерии (2 часа) | |||||||||||
18. | Бактерии, их разнообра-зие, строение и жизнедея-тельность | Бактерии. Синезелёные, или цианобактерии. Сапротрофы. Паразиты. | имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразии | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе изучения строения бактерий | умение аргументировано отвечать на вопросы | развивается умение самостояте-льно работать с текстом и иллюстрациями | доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогичес-кой речи | Мультимедийный комплекс | Выделение опорных точек | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
19. | Роль бактерий в природе и жизни человека. | Клубеньковые, или азотфиксирующие, бактерии.Симбиоз. Болезнетвор-ные бактерии. Эпидемия. | учащиеся имеют начальные сведения о роли бактерий в природе и в жизни человека | Формирует-ся научное мировоззрение на основе изучения строения бактерий | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | развивается умение самостояте-льно выполнять биологичес-кие иссле-дова-ния, работать с текстом и иллюстрациями учебника. | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе, умение подбирать аргументы, формулиро-вать выводы | Мультимедийный комплекс | Повышение информационной культуры | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
Раздел 3. Царство Грибы (5 часов) | |||||||||||
20. | Грибы, их общая характери-стика, строение и жизнедея-тельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Грибница, или мицелий. | знают о строении грибов, их роли в природе и жизни человека | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе изучения строения и роли грибов | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развиваются умения самостояте-льно работать с текстом учебника, получать информацию из видеофиль-ма. | доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогическую речь | Мультимедийный комплекс | Выделение опорных точек | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
21. | Шляпоч-ные грибы П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов. | Шляпочные грибы. Микориза. Симбиоз. | знают особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, умеют отличать грибы съедобные от ядовитых, знакомы с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Формирует-ся понимание ценности здорового и безопасного образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения при отравлении ядовитыми грибам | умение аргументировано отвечать на вопросы | развивается умение самостояте-льно работать с текстом и иллюстрациями учебника | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Мультимедийный комплекс | Оптимиза-ция процесса подачи материала | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
22. | Плесневые грибы и дрожжи Л.р. №7 ««Строе-ние плесневого гриба мукора. Строение дрожжей» | Плесневые грибы. Дрожжи. Мукор. Пеницилл. Спорангии. | знают строение плесневых грибов и дрожжей, их роль в природе и жизни человека | Формирует-ся познавательная самостоя-тельность и мотивация на изучение объектов природы | умение аргументировано отвечать на вопросы | развивается умение самосто-ятельно проводить исследова-ния в ходе лаборатор-ной работы, анализиро-вать результаты, делать выводы. | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Мультимедийный комплекс | Оптимизация подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
23. | Грибы-паразиты | Гриб трутовик. Спорынья. Головня. | знают о грибах-паразитах и их роли в природе | Формирует-ся познавательная самостоя-тельность и мотивация на изучение объектов природы | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | развивается умение самостоя-тельно работать с текстом и иллюстрациями учебника. | доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогичес-кую речь | Мультимедийный комплекс | Оптимизация подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
24. | Обобщающий урок | Понятия раздела | систематизировали и обобщили знания о строении и роли грибов в природе и жизни человека. | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе выделения существен-ных признаков представителей разных царств природы. | умение контролировать время | развивается умение сравнивать объекты и на основе обобщения знаний делать выводы | умение подбирать аргументы, формулиро-вать выводы | ||||
Раздел 4. Царство растения (9 часов) | |||||||||||
25. | Ботаника - наука о растениях | Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом. | имеют представления о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях. | Формирует-ся экологичес-кая культура на основе понимания важности охраны растений | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | развиваются умения выделять существен-ные признаки растений, различать и сравнивать низшие и высшие растения, делать выводы на основе сравнения. | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Мультимедийный комплекс | Повышение информационной культуры | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
26. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Л.р. №8 «Строение зеленых водорослей» | Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомона-да. Хлорелла. Ламинария. | имеют представление о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках | Формирует-ся познавательная самостоя-тельность и мотивация на изучение объектов природы | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развивается умение выделять существенные признаки низших растений и на этом основании относить водоросли к низшим растениям | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Мультимедийный комплекс | Оптимизация процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
27. | Роль водорос-лей в природе и жизни человека. Охрана водорос-лей. | Зеленые, бурые и красные водоросли. | учащиеся имеют начальные сведения о роли водорослей в природе и в жизни человека | Формирует-ся познавательная самостоя-тельность и мотивация на изучение объектов природы | умение аргументировано отвечать на вопросы | развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника | доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогичес-кую речь | Мультимедийный комплекс | Повышение информационной культуры | Закрепле-ние | |
28. | Лишайни-ки | Кустистые, листоватые и накипные лишайники. | имеют представление о лишайниках как симбиотических организмах | Формирует-ся экологичес-кая культура на основании изучения лишайников и вывода о состоянии окружающей среды. | умение аргументировано отвечать на вопросы | развивается умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы | доносят свою позицию до других, используя монологическую и диалогичес-кую речь | Мультимедийный комплекс | Выделение опорных точек | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
29. | Мхи. Л. р №9 «Строение мха (на местных видах)» | Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. | имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развивается умение выделять существен-ные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям | умение участвовать в диалоге | Мультимедийный комплекс | Выделение опорных точек | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
30. | Плауны. Хвощи. Папоротники. Л.р. №10 Строение споронося-щего папоротни-ка | Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник. | имеют представление о мхах как представителях высших споровых растений, их характерных признаках. | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе сравнения низших и высших растений и установления усложнений в их строении | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развивается умение выделять существен-ные признаки высших споровых растений и на этом основании относить мхи к высшим споровым растениям | умение участвовать в диалоге | Мультимедийный комплекс | Оптимиза-ция процесса подачи материала | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
31. | Голосеменные растения Л.р. №11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)» | Голосеменные, семя, высшие семенные растения, хвойные, женская шишка, мужская шишка, фитонциды. | имеют представление о характерных признаках и многообразии голосеменных растений; освоили понятие «семенные растения». | Формирует-ся научное мировоззрение на основе сравнения голосемен-ных и высших растений и установле-ния усложнений в их строении | формулируют учебную проблему совместно с учителем. | развитие умения выделять признаки семенных растений и устанавливать их преимущества перед высшими споровыми растениями | умение подбирать аргументы, делать выводы | Мультимедийный комплекс | Оптимизация процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
32. | Покрытосеменные растения Л.р. №12 «Строение цветкового растения» | Цветковые растения, цветок, плод, деревья, кустарники, травы, однолетние, двулетние, многолетние. | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии покрытосеменных растений; могут оперировать понятиями: «плод», «цветок», «жизненные формы». | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе сравнения голосемен-ных и покрыто-семенных растений и установле-ния усложнений в их строении | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развивается умение выделять существен-ные признаки покрыто-семенных растений и проводить лаборатор-ные работы по инструктив-ным карточкам. | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | Мультимедийный комплекс | Оптимизация процесса подачи материала | Объяснение ново-го мате-риала | |
33. | Происхождение растений. Основные этапы развития раститель-ного мира | Палеонтология, палеоботаника, риниофиты | учащиеся имеют представления о методах изучения древних растений, знают основные этапы развития растительного мира. | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе изучения основных этапов развития растительного мира и установле-ния усложнений в строении растений в процессе эволюции | обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем. | развивается умение приводить доказатель-ства того, что многообра-зие растительного мира — результат длительного исторического развития (эволюции). | умение подбирать аргументы, формулировать выводы | Мультимедийный комплекс | Повышение информации-онной культуры | Объясне-ние ново-го мате-риала | |
34. | Итоговая контрольная работа. | Понятия раздела | учащиеся имеют представление о характерных признаках и многообразии растении | Формирует-ся научное мировоззре-ние на основе сравнения голосемен-ных и покрытосеменных растений и установле-ния усложнений в их строении | работая по плану, сверяют свои действия с целью | развивается умение выделять существен-ные признаки покрыто-семенных растений и проводить лаборатор-ные работы по инструктив-ным карточкам. | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе | ||||
35. | Обобщающий урок | Навыки владения полученным материалом | Формируются навыки логического мышления | умение оценивать конечный результат | развивается умение анализиро-вать | Самостоятельно организуют учебное взаимодействие в группе |
Предварительный просмотр:
Открытый урок «Экология и культура – будущее России»
Цели: экологическое воспитание; подготовка к решению жизненных задач; расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Задачи: развивать познавательную активность, интерес к проблеме, творческое мышление; активизировать инициативу; формировать навыки креативной деятельности; совершенствовать творческие способности.
Подготовительная работа: подготовка темы домашнего задания; ознакомление с темами конкурсов; подготовка материалов конкурсов, практических заданий и сценария; подбор ведущих и распределение функций; определение состава жюри; подготовка необходимого оборудования, судейских бланков и табло оценок, призов; объявление, сообщение о турнире; консультации, репетиции с участниками турнира; реквизит для выступлений; рекомендовать литературу для подготовки; продумать систему выставления и оглашения оценок.
Участники: учащиеся, классный руководитель, судейская коллегия.
Форма проведения: экологический турнир.
Девиз:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Е.Евтушенко
Ход мероприятия
Ведущая. Тема нашего мероприятия – «Экология и культура – будущее России». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
Казалось бы, что уже все настолько хорошо поняли важность чистоты воздуха и земли, сохранения на планете зеленых лесных массивов, вреда пестицидов и т. д. Но понимать - это еще не значит действовать, предпринимать необходимые меры, делать что-то существенное для спасения жизни на нашей планете.
Появляется Черный рыцарь (говорит мрачно, зловеще).
Катастрофы, катастрофы продолжаются,
Нефтяные пятна в море расплываются.
Стоки ядовитые по рекам
Отравляют рыб и человека.
И леса все больше исчезают,
Загрязненный воздух наступает...
Мрак и чернота скоро вернутся,
Вот уж будет нам где развернуться.
Заповедные места ушли под дачи.
Срублена березка, тихо плачет.
А вокруг - мои родные пестициды.
Произвел их? Ну так ешь, и без обиды.
А в придачу - удобренья минеральные,
А все вместе - истребленье уникальное.
Что ешь и пьешь, чем дышишь, человек?
Я - рыцарь мрака, зла, Укорочу твой век!
Ведущая.
Так что же это на Земле творится?
Неужто некому с тобой сразиться?
Появляется Зеленый рыцарь.
Я - рыцарь разума и света и добра.
Скажу я, что природа к нам добра.
Чем она только нас не наделила,
И разум человеческий дать тоже не забыла.
Конечно, изменения в природе,
Ведь старое ушло,
К нам новый день приходит.
По-новому мы учимся все жить:
Использовать и строить, и творить.
И в окружающей среде все изменения
Мы будем выполнять без напряжения,
Без перебора, засорений и вреда,
В природе грязного чтоб не было следа.
Знай, что силен, разумен человек,
Найдет он выход, чтоб продлить свой век.
И чистоте природы он послужит.
Ты, Черный рыцарь, нам совсем не нужен.
Черный рыцарь.
Так что ж, сражение, турнир?
Зеленый рыцарь.
Турнир, турнир,
За чистоту и жизнь,
За торжество и разума, и света,
За то, чтоб жизнь на долгие века
Ты сберегла, зеленая планета!
(Черный и Зеленый рыцари скрещивают шпаги.)
Ведущая. Я так поняла, что мы определились. Тьма и свет, мрак и разум будут сражаться в XXI веке. Но силам света и разума, чтобы выиграть сражение, грамотно решать проблемы экологии, и не только дня сегодняшнего, но и завтрашнего, надо многое знать и уметь. Вот сейчас мы и увидим, как будущие экологи готовятся защищать природу и жизнь на Земле.
Ведущая представляет две команды: «Родник» и «Лесник».
Девиз команды «Родник»:
Памятка есть славная:
Вода в жизни - главное!
За чистоту ручьев и рек,
Чтобы здоров был человек!
Девиз команды «Лесник»:
Лес - богатство, кладовая кислорода.
Здоровье легких - для народа!
Члены команды «Родник» поют на мелодию песни «Как провожают пароходы...».
Как ты бесценна и нужна нам,
Обыкновенная вода.
Ты - сок земли, источник жизни,
И без воды мы никуда.
Воду морей и океанов,
И родников, и наших рек
Мы защитим от загрязнений,
Чтоб жил подольше человек.
Припев:
Вода, вода...
И в нас вода.
И без воды
Мы - никуда.
Пусть чистотой своей сверкая,
Моря манят нас и зовут.
А в чистоте той поднебесной
Дельфины, рыбы пусть живут.
И чтобы зоны загрязнений
Не знали море и река.
Пусть чистота в них сохранится
Еще на долгие века.
Припев:
Вода, вода...
Нужна вода
И чистота
В ней навсегда.
Мы будем с пятнами бороться
Мазута, нефти без конца.
И пусть борьба та отзовется
И в ваших душах, и в сердцах.
И если все мы вместе скажем:
«Я чистоту вам не отдам».
Тогда и воды в океанах
Будут подобны родникам.
Припев:
Вода, вода...
Кругом вода.
А без воды
Мы - никуда.
Члены команды «Лесник» поют на мелодию «Беловежская пуща».
Охраняйте наш лес,
Лес - зеленый свой дом,
Лес - богатство Земли, кислород стерегущий.
Пусть растут и шумят
На планете леса,
Пусть березки царят в наших рощах и пущах.
И пусть кедр-великан
Лет по триста живет,
Липа, дуб и пихта, среди них тигр амурский.
Потрудилась природа
Все тысячи лет,
Чтоб тебя сохранить, лес, великий наш, русский!
Нам, природа, поверь,
Мы с тобой - заодно.
Часто слышим в лесу голос предков зовущий:
«Берегите свой лес, лес - здоровье и жизнь.
Охраняйте тайгу, перелески и пущи».
Викторина «Организм и среда обитания»
Ведущая приглашает капитанов команд к «экологической» шкатулке, в которой находятся карточки с вопросами для команд. Капитаны по очереди тянут вопросы. Ведущая зачитывает вопрос. Время для подготовки ответа 1 минута. Если команда ясно, четко, интересно, без подготовки отвечает на трудный вопрос или сообщает дополнительные сведения по вопросу, она может получить дополнительный балл (на усмотрение жюри).
1. Что такое экология? (Экология - наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Живой организм - и микроб, и животное, и человек. Среда обитания — почва, лес, воздух, вода - все то, что окружает организм, с чем он находится во взаимодействии.)
2. Что такое биосфера? (Определение «биосфера» принадлежит австрийскому геологу Эдуарду Зюссу (XIXвек). Учение о биосфере создал В.И. Вернадский - выдающийся русский ученый. Биосфера, по Вернадскому, особая активная оболочка Земли. Она населена живыми организмами. В биосфере деятельность всех живых существ вместе с человеком является важнейшим фактором, который преобразует планету.)
3. Для чего дрозды, трясогузки, оляпки, скворцы и другие хитрые птицы садятся на муравейник? (Муравьиная кислота обладает специфическим запахом, который убивает насекомых-паразитов на теле птиц. Принимая муравьиные ванны, умные птицы соблюдают правила птичьей гигиены.)
4. Однажды ученый-натуралист, который занимался изучением жизни птиц, заметил очень большое гнездо на высокой сосне неподалеку от озера. Он забрался на дерево и увидел в гнезде крупную рыбу. Это была свежая щука. Какая птица поселилась в этом гнезде? (Это гнездо принадлежит крупной хищной птице - скопе. Она охотится за рыбой, уподобляясь опытному ныряльщику: бросается вниз, ныряет и хватает свою добычу.)
5. Что является самым важным веществом на Земле? (Вода - жидкость без вкуса, цвета и запаха. Вода входит в состав всех живых веществ, есть в почве и воздухе. Ни одна форма живого организма не может существовать без воды. Растения и животные содержат в себе от 50 до 99 процентов воды. Вода - источник кислорода в атмосфере (фотосинтез). Вода - фактор, который определяет климат (медленно нагревается и охлаждается, отсюда смягчающее влияние на климат). Гидросфера содержит около 1,4 миллиарда кубических километров воды; 5 тысяч кубических километров воды используется ежегодно, а загрязняется (из-за активной технической деятельности человечества) почти в 10 раз больше. Некоторые страны испытывают нехватку пресной воды. На Земле ее много, но люди не научились использовать воду рационально.)
8. Как назвал воду Леонардо да Винчи? (Он назвал воду соком жизни на Земле.)
9. Сколько воды необходимо взрослому человеку в сутки? (70 килограммов массы человеческого тела содержит 50 килограммов воды (70%!). Если человек теряет 12 процентов влаги, он может погибнуть. Организму взрослого человека ежедневно необходимо до 10 литров воды. Из них большую часть ткани организма создают сами (эндогенная вода), а 2 литра воды человек должен получить в составе пищи или в чистом виде.)
10. Уникальное озеро нашей страны. (Это - озеро Байкал. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде Байкала можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера - байкальский омуль, голомянка, нерпа, осетр, таймень. Жизнь Байкала зависит от фитопланктона (сообщество водорослей), зоопланктона (представитель -рачок эпищур) и маленькой рыбки голомянки. На долю голомянки приходится 70 процентов от массы всех байкальских рыб (около 200 тысяч тонн). Голомянка - живородящая. Находится в постоянном движении сверху вниз, до самых глубоких точек озера. Благодаря ее постоянному движению масса воды перемещается и обогащается кислородом. В последнее время все чаще ученым и защитникам природы приходится поднимать голос в защиту озера Байкал.)
Ведущая.
Ее Величество Земля
Нас жалует своим визитом.
Сейчас выходит к нам она
Вся в окружении природной свиты.
(Выходят ребята в костюмах животных, деревьев, рыб, цветов и т. д.)
Ведущая (обращаясь к Земле, это может быть девочка в стилизованном костюме).
Ваше Величество, земной народ спешит,
Верительные грамоты сейчас он вам вручит.
Представитель команды «Родник» вручает грамоты.
Ученик из команды «Родник».
Ваше Величество Земля!
Ваши леса, луга и реки,
Ваши безбрежные поля
Очаровали нас навеки.
Мы понимаем, наша жизнь
В залоге у вашей природы.
И, разоряя все вокруг,
Мы все нищаем год от года.
Беднеем телом и душой,
Рискуем все своим здоровьем.
А нам бы надо отнестись
К земле, природе
С нежностью, любовью.
И защищать Вас, и беречь,
Всем потому что нам известно,
Земля - наш дом.
Ее хранить –
Кодекс землянина,
Кодекс ума и чести!
Представитель команды «Лесник» вручает грамоты.
Ученик из команды «Лесник».
Моя Земля, ваше зеленое Высочество,
Сбылись не лучшие все древние пророчества
Все потому, что современный человек
Забыл, что у природы есть свой век!
Забыл о том, что лес долго растет,
Что грязная вода болезни принесет,
Что воздух, гарью, дымом заражая,
Своими легкими он сам его вдыхает.
И землю засоряя, вырубая,
Он в никуда бездумно так шагает.
Ваше Высочество, планета голубая,
Мы, молодые, вдохновенно заверяем,
Что будем Вас щадить, оберегать,
Вашу природу по науке защищать.
Клянемся, постараемся природу сохранить!
Ведь нашим внукам-правнукам
На вашей земле жить!
Ведущая предлагаем участникам турнира ответить на вопросы очередного задания.
Викторина «Человек и биосфера»
1. Почему меняется климат? (Причины изменения климата - парниковый эффект, уменьшение водорегулирующих возможностей суши, которые произошли из-за вырубки большой территории лесных массивов, осушения болот, распахивания больших степных площадей, строительства городов и дорог. Нарушен контроль испарения воды с поверхности суши. Самыми лучшими водорегулирующими свойствами обладают леса.)
2. Какое море умирает? (Аральское море. Начало этого процесса - 50-е годы XX века. Всему виной увеличение площадей для посевов хлопчатника и риса. Разветвленная сеть оросительных каналов забирала воду для посевов из Амударьи и Сырдарьи. Объем воды в море уменьшился. Поверхность Арала стала втрое меньше. Вода стала соленой, рыба погибла. Изменился даже климат. С бывшего морского дна ветер поднимает в воздух высохшую соль. Результат деятельности человека - экологическая катастрофа. Снизилась урожайность полей, ухудшилось здоровье людей.)
3. Что является одним из наиболее опасных загрязнителей морей? (Это - нефть. Она попадает в окружающую среду в результате процесса добычи и всевозможных аварий. Страдают люди и обитатели моря. Но некоторые бактерии находят ее вкусной. Это - бактерии-нефтееды. Но при авариях выливается такое количество нефти, с которым бактерии не могут справиться. Люди научились искусственно выращивать «лечебные» бактерии для моря. Их хранят в сухом виде. При авариях - высевают на нефтяное пятно.)
4. В чем заключается опасность роста употребления энергии? (Рост употребления энергии опасен нагревом земной поверхности и приземных слоев атмосферы. Современные технологии таковы, что приблизительно одна треть энергии тепловых электростанций и до половины - атомных пропадает при охлаждении агрегатов. Отработанная вода загрязняет водоемы. Электромагнитные поля влияют на развитие живых организмов. Среднюю температуру Земли увеличивают также и парниковые газы. Получение энергии загрязняет воздух оксидами азота и серы. А это способствует выпадению кислотных дождей.)
5. Чем так опасны синтетические моющие средства? (Стиральный порошок, мыло, шампунь, сода являются серьезными загрязнителями воды и почвы. Они изменяют поверхностное натяжение воды, нарушая жизнедеятельность многих организмов, которые обитают на границе раздела воды и воздуха. Попадая в водоемы, они затрудняют доступ кислорода. Моющие средства губительно действуют на икру рыб и развитие земноводных. Фосфор, которым так богаты моющие средства, способствует росту водорослей (вода цветет). Моющие средства изготавливаются на основе синтетических веществ, что затрудняет их разложение в природной среде.)
6. Что вы знаете об озоновых дырах? (Озон - форма кислорода. Формула кислорода состоит из двух атомов, а озона - из трех. Озон, который образуется вблизи поверхности Земли, вреден (образуется при грозе, работе рентгеновского аппарата и др.). Солнечные лучи, действуя на оксиды озона, вызывают такое опасное явление, как фотохимический смог. Широкое использование фреона приводит к появлению озоновых дыр. Доля озона в некоторых местах озонового экрана уменьшается до 50 процентов. Озоновые дыры могут перемещаться. А впервые их существование установили в 80-е годы XX столетия. Дыры пропускают чрезмерный уровень ультрафиолетового излучения, что приводит к заболеванию раком кожи.)
7. Что такое пестициды и нитраты? (Пестициды - это ядохимикаты, которые используются для защиты растений от вредителей. Современное сельское хозяйство использует до 2 миллионов тонн различного рода ядохимикатов. Они загрязняют почву, воду и воздух. Попадают и в организм человека, нарушают процессы жизнедеятельности (рак, аллергия, болезни почек, печени, желудка). Нитраты - соли азотной кислоты. Используются в качестве удобрений. Азотные удобрения повышают урожайность сельскохозяйственных культур. Но их избыток откладывается в растениях про запас и вместе с продуктами питания попадает в организм человека. Нитраты помогают образованию в организме нитрозамина, активного канцерогенного вещества, вызывающего раковые заболевания.)
8. Почему так опасны аварии на атомных станциях? (Аварии на атомных станциях - это настоящие экологические катастрофы. Они наносят вред здоровью миллионов людей. При авариях в воздух попадает огромное количество радиоактивных веществ (изотопы цезия, стронция - во время чернобыльской аварии). Последствия таких аварий сказываются многие десятки лет. Загрязняется почва, лес, вода. Происходят генетические изменения в организмах животных, людей. Иммунная система людей и генофонд оказываются под угрозой.)
Ведущая предлагает командам задания, которые предполагают нестандартное решение вопросов.
1. Известно, что далеко не каждый ученик в школе заботится об экономии энергии: кто-то из-за неполного осознания проблемы, кто-то из-за невнимания и т. д. Какое решение этой проблемы, проблемы сбережения электроэнергии вы бы могли предложить? (Один из вариантов ответа. Мы предлагаем вмонтировать в систему специальный прибор, который бы сам смог регулировать уровень освещенности. Этот прибор должен быть настолько чувствительным, что при превышении уровня освещенности он будет сам отключать освещение помещений или напоминать присутствующим своим электронным голосом сделать это самим.)
2. К сожалению, не все учащиеся школы соблюдают порядок, необходимый для поддержания в школе чистоты помещений, а значит, и воздуха, который мы вдыхаем. Мусор, жевательная резинка, плевки и окурки, особенно, если никто не видит нарушителя, все еще часто встречаются в стенах наших школ. Кто бы, кроме учителей и воспитателей, смог решить эту проблему? Ваши предложения. (Один из вариантов ответа. Мы предлагаем пустить по школе робота Роберта, который смог бы устанавливать не только фотофакт нарушения, но и, поймав нарушителя за ухо (он -робот, ему можно!), смог бы заставить этого нарушителя сделать уборку.)
В то время, пока команды обдумывают варианты ответов, их болельщики, желая добавить любимой команде несколько баллов, выступают с подготовленными ими рекомендациями.
Выступление 1. Об опасности пластмассы (говорят двое):
- Пластмасса и быт - неразделимы!
- Зачем тебе пластмасса? Это же - химия!
Пластмасса для здоровья так опасна.
- Я, конечно, с тобою согласна.
Что-то из веществ приносит загрязнение.
И может вызвать даже отравление.
- Вода их растворяет, особенно - жиры.
Хранить в пластмассе можно все до времени-поры.
- Обратите внимание на температуру,
Она может нарушить пластмассы той структуру.
- Не пейте чай и кофе из пластмассовой посуды.
- Разве нельзя? Ну, хорошо, не буду.
- Не пользуйтесь пленкой для продуктов хранения,
Если на ней не стоит разрешение.
- Не жгите пластмассу, мусор, ее содержащий,
Для здоровья очень опасен.
- К надписям тоже будьте внимательны,
Все прочитайте их обязательно.
Для непищевых, сыпучих, холодных –
Значит, для горячего посуда непригодна.
- К рекомендациям есть наша приписка:
Берегите здоровье свое и своих близких!
Выступление 2. Об опасности электросмога
Ах, Эдисон, ученый такой мудрый!
Даже из ночи смог он сделать утро.
Он электростанцию свою построил
И весь быт человека прекрасно обустроил.
Спору нет, Эдисон всем помог.
Но в результате - элекросмог!
Живем в океане электромагнитных полей,
Такое загрязнение опасно для людей.
И частота, и мощность излучения –
Все вызывает в организме изменения.
Лишь те поля вокруг нас появляются,
Вся биорегуляция наша нарушается.
Нервных клеток повреждение
Дает мелатонина уменьшение.
А он регулирует скорость развития.
Если что неясно, нас расспросите вы.
Наших советов на всех вас хватит,
А главный - электронные –
Подальше от кровати.
Ведущая. Послушаем наши команды с нетрадиционными решениями заданий.
Викторина «Охрана природы»
1. Когда возникла идея создания Красной книги? (В XX веке, в конце 50-х годов. Международная Красная книга впервые была издана в 1966 году, Красная книга СССР - в 1978 году (шесть лет спустя — новое, дополненное издание). Цель Красной книги - выявление исчезающих видов организмов, тех, что нуждаются в специальных мерах защиты. Существует и Черная книга для тех видов, которые навсегда исчезли с лица Земли.)
2. Что вы знаете о тропических лесах? (Их флора и фауна насчитывает до 3 миллионов видов, из которых описана только шестая часть. Изучением занимается более 4 тысяч ученых. Тропические леса являются дождевыми. Это кладовая лечебных препаратов, многих химических соединений, которые обладают большой биологической активностью. Истребление тропических лесов отрицательно скажется на климате, чистоте воздуха, водоемов и даже на изготовлении продуктов питания.)
3. Где находится самый большой заповедник? (Самым большим заповедником считается Антарктида. На материке и прилегающем к нему пространстве воды запрещена любая деятельность человека (согласно международным договорам). Несмотря на толщи льда, на континенте обнаружено почти 800 видов растений, которые смогли приспособиться к трудным и неблагоприятным условиям жизни (морозы до 70 градусов). Мшанка и антарктическая айра - два вида цветковых растений Антарктиды. Растения, среди них и лишайники, активно развиваются только несколько недель в году.)
4. Зачем нам нужны зоопарки? (Некоторые люди считают, что зоопарк - это тюрьма для животных. Но если придерживаться всех правил содержания животных в неволе, то они могут жить в зоопарке дольше, чем на воле. Многие животные в зоопарке дают потомство. Человек таким образом спасает редких животных. Так сотрудники Московского зоопарка сохранили соболя.)
5. Что такое принцип Ноя? (Принцип Ноя - это название теории сохранения видов. Критерий ценности – существование самого вида. Это дает ему право на жизнь. Человек учится видеть красивое и удивительное на планете. Люди решили, что уничтожение биологического разнообразия им невыгодно. Население Земли растет. И его надо прокормить. А еще и решить многие экологические проблемы.)
6. Знаете ли вы 4 закона экологии? (1. Всё связано со всем. 2. Всё должно куда-то деваться. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше.)
Ведущая. Историческое событие нашей планеты - конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она проходила в июне 1992 года. Было представлено 179 государств. Принятая на ней программа получила название «Повестка дня на XXI век».
Главная мысль программы - устойчивое развитие человечества и биосферы.
Если бы вам представилась возможность, с какими словами вы бы обратились к собравшимся?
Выступление команды «Родник»
Ты, человечество, увлекшись жизнью смело,
Забыло,
В жизни есть большое дело:
Оберегать природу, Землю нашу,
Сине-зеленую,
Что нет в пространстве краше.
Надо подумать, образ жизни изменить,
Не только нам на этой Земле жить!
Мы эру новую должны все поддержать,
Чтобы развитием чрезмерным
Природу не попрать.
Эру, которая для всех нас безопасна,
Сегодня объявляем громогласно!
Мы голосуем за защиту всей природы,
И слово наше - от себя и от народа.
Выступление команды «Лесник»
Повестка дня на XXI век:
Благоразумен будь же, человек,
В делах своих.
Будь чист умом, душой,
Природа не рассорится с тобой.
Ты экономику, конечно, развивай,
Но равновесие среды не нарушай.
Развитие устойчивым пусть будет,
И биосфера вновь поможет людям.
Мы знаем, принята программа,
На семистах страницах расписали.
Признаемся, не все страницы
Мы в той программе прочитали.
Но знаем главное и можем подписать:
Природу нашу
Будем все оберегать!
Земляне, вместе на планете жить,
Так значит, очень стоит
Усилия свои объединить!
Экологический аукцион
Пока жюри подводит итоги, определяет победителей в различных видах турнира, суммирует баллы и т. д., ведущая предлагает провести экологический аукцион. Она называет слово «экология». Тот из участников аукциона, кто последним назовет слово (или большее количество слов, условия оговариваются) на одну из букв получает приз. Слова должны быть по смыслу связаны со словом «экология».
Например:
Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;
К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;
О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;
Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;
Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;
И - истребление и т. д.;
Я - ядохимикаты и т. д.
Награждение участников проводит председатель жюри и Зеленый рыцарь.
Ведущая. Порфирий Корнеевич Иванов - этот человек был одним из самых закаленных людей на земле. Фашисты в 30-градусный мороз вылили на него 20 ведер холодной воды, а потом в течение 14 часов возили его обнаженным по городу. Но русский солдат выдержал. Впоследствии он рассказывал о том, что молил Мать-природу о помощи. Природа помогла и сохранила жизнь солдату Великой Отечественной. Немцы после этого назвали Иванова русским богом.
П. Иванов после войны дал много полезных советов людям. Он говорил о целительных свойствах природы и пропагандировал целебные свойства воды. Вот некоторые из его советов:
• Два раза в день купайся в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайся в чем можешь: в озере, речке, ванной, принимай душ или обливайся. Это твои условия. Горячее купание заверши холодным.
• Перед купанием или после него, а если возможно, то и совместно с ним, выйди на природу, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на 1-2 минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе и всем людям здоровья.
• Не употребляй алкоголя и не кури.
• Люби окружающую тебя природу. Не плюйся вокруг и не выплевывай из себя ничего. Привыкни к этому - это твое здоровье.
• Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти. Это твоя победа!
• Мысль не отделяй от дела. Прочитал - хорошо, но самое главное - делай.
П. Иванов нашел способы приобщения различных качеств природы для лечебного дела, для лечения психики и тела человека. Он говорил, что человек - это часть природы. И то, что естественно для природы, должно быть естественным и для человека. Воздух, вода и земля помогают воздействовать на биологически активные точки организма. Происходит комплексное воздействие на нервную систему, и организм усиливает свои защитные свойства.
Любите и защищайте природу. И она вернет вам вашу заботу. Вы почувствуете это через достигнутую гармонию своего внутреннего мира с миром внешним. От того, насколько вы будете экологически культурными, зависит будущее и ваше, и ваших детей, внуков и правнуков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И. а в 10 классе под редакцией Власенкова А.И.
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе под редакцией Власенкова А.И., рассчитанное на 68 час....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 9 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 9 класс (5 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 9 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 8 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 4-й год обучения. 8 класс» (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год) 2012-2013 учебный год
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 8 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 7 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 7 класс (3 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Мареал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 7 классе....
Календарно – тематическое планирование уроков английского языка в 5 классе по УМК О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ. 5 класс (1 год обучения) » (изд-во «Дрофа» - Москва, 2009 год)
Материал будет полезен при разработке календарно-тематического планирования уроков в 5 классе....
Календарно-тематическое планирование по технологии в 5 - 8 классах для неделимых классов под редакцией В.Д. Симоненко
Программа подходит для сельских школ. В моей школе дети на уроках технологии сидят в классах-комплектах, эта программа очень удобна. В 5-6-7 классах 2 часа в неделю, в 8 классе -1 час в не...
Учебные программы и календарно-тематическое планирование по немецкому языку: 8а, 8б классы, итальянскому языку: 3б, 5а, 5б, 7, 9 классы
К УМК по итальянскому языку Шевляковой Д.А., АСТ-ПРЕСС, М., 2010 составлена программа и календарно-тематическое планирование, рассчитанные на два /четыре учебных года для обучающихся 8-9 или...