Урок на тему "Вирусы"
план-конспект урока (биология, 9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вирусы
Класс: 9
Форма проведения: изучение нового материала
Цели урока:
Образовательная:
усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений.
-знать особенности строения вирусов
-механизм их взаимодействия с клеткой
-происхождение вирусов
-вирус СПИДа, его особенности и пути передачи
Развивающая:
развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности
Воспитательные:
воспитать научное мировоззрение, необходимость бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих
Основные понятия: вирус, капсид.
Средства обучения: таблица, иллюстрирующая строение вируса, ИКТ, дополнительная литература.
Ход урока.
1. Проверка знаний.
Биологический диктант.
2. Изучение нового материала.
1. Введение
Жизнь, ее свойства.
Строгого определения, что же такое жизнь не существует. Можно только перечислить и описать те признаки живой материи, которые отличают ее от неживой:
-питание
-дыхание
-раздражимость
-подвижность
-выделение
-размножение-
-рост и развитие
А являются ли вирусы живыми?
2. Мини-лекция на тему « Открытие и строение вирусов».
По ходу лекции учащиеся должны заполнять «рабочий лист»
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Ученика(цы)------------- класса
- Вирусы –это----------------------------------------------------------------------------
- Вирусы были открыты в----------------году ученым-----------------------------------
- Вирусы не имеют---------------------------------------------------------------------------
- Вирусы состоят из-----------------------------------------------------------------------------
- Белковая оболочка вируса называется-----------------------------------------------------
- Многие вирусы имеют форму---------------------------------------------------------------
- По образу жизни вирусы являются----------------------------------------------------------
- Признаки живого организма вирусы могут проявлять, только находясь в -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Открыты (вирус табачной мозаики) Д.И.Ивановским в 1892г.
Ивановский Дмитрий Иосифович (28.10.1864, с. Низы Петербургской губернии – 20.4.1920, Ростов-на-Дону), российский физиолог растений и микробиолог. Исследуя заболевания табака, впервые (1892) открыл возбудителя табачной мозаики, названного впоследствии вирусом. Труды по патофизиологии растений, почвенной микробиологии.
Термин «вирус»(от лат. virus – яд) введен в 1899г. М. Бейенринком.
Вирусы – неклеточные формы жизни. Каждая вирусная частица состоит из ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку - капсид. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирион.
Вирусы – облигатные паразиты - способны жить и размножаться только в живых клетках. Во внешней среде не проявляют никаких признаков жизни, многие имеют форму кристаллов.
Формы вирионов:
- шаровидная (полиомиелит, грипп, ящур, папиллома);
- кубоидальная (герпес, аденовирусы, желтая мозаика турнепса);
- палочковидные – большинство (вирус табачной мозаики);
- сперматоидальная (фаги – вирусы бактерий).
3. Обобщение и закрепление изученного материала в процессе проверки правильности заполнения «рабочих листов».
4. Самостоятельная работа учащихся с учебником(§1.9., стр. 38)
Задание. Охарактеризовать этапы размножения вируса по плану:
- прикрепление вируса к клетке-хозяину;
- тиражирование и сборка новых вирусов клеткой-хозяином;
- выход новых вирусов из клетки-хозяина и их расселение.
5. Работа в парах по заполнению таблицы «СПИД. Его не видно, но он рядом»
Что такое ВИЧ и СПИД | |
Время открытия | |
Как происходит заражение ВИЧ | |
Проявление болезни |
Дополнительный материал.
СПИД
СПИД (синдром приобретенного иммунного дефицита) патологическое состояние, при котором в результате поражения иммунной системы ослабляются защитные силы организма. Наиболее характерен для ВИЧ-инфекции — заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ).
Известен с конца 1970-х гг., регистрируется во всех странах мира. Источник инфекции — носитель вируса. Заражение: главным образом при половых контактах ; от матери плоду во время беременности и родов; от матери ребенку и от ребенка матери при кормлении грудью; при переливании крови, инъекциях и т. п.
Первые проявления болезни (лихорадка, воспаление лимфоузлов и др.) возникают в диапазоне от 3 суток до нескольких месяцев после заражения.
Период вторичных проявлений, обусловленный непосредственным действием ВИЧ, длится от нескольких месяцев до 8-10 лет и завершается формированием СПИД, который в течение 1-5 лет приводит больного к смерти. В силу резкого ослабления защитных сил организма возникают различные поражения, преимущественно вызываемые условно патогенными вирусами, бактериями, грибками и простейшими, а также опухоли, чем и определяются разнообразные проявления болезни (увеличение лимфоузлов, лихорадка, поносы, истощение, гнойновоспалительные, септические процессы, пневмонии, поражения кожи и др.). Лечение пока малоэффективно (основной препарат — азидотимидин).
В Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомое поставление другого лица в опасность заражения, а также за заражение заболеванием СПИД (ВИЧ-инфекцией).
6. Закрепление: фронтальный опрос
7. Домашние задание: подготовка к проверочной работе на тему «Молекулярный уровень», подготовить презентацию.
Методическая литература:
1. Агол В. И. «Уловки вирусов», Биология в школе, - М., Школа – Пресс, 2003, №7
2. Каменский А.А., Соколова Н.А. « Биология. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Универсальные материалы» М., «Экзамен», 2011г.
3. Каменский А.А. Криксунов Е.А. Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию» - М., Дрофа, 2012 г.
4. Пепеляева О.А. Сунцова И.В. «Поурочные разработки по биологии: 9 класс»- М., ВАКО, 2012 г
Интернет-ресурсы:
1. www.bio.nature.ru - Научные новости биологии.
2. www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Самоанализ урока
Класс: 9А
Тема урока: «Вирусы»
Дата проведения: 15.10.13г.
- Подготовленность кабинета к проведения урока:
санитарное состояние: удовлетворительное кабинет проветрен
подготовка рабочих мест учащихся: у каждого ученика должен быть учебник, тетрадь
оборудование: таблица «Строение вирусов», ИКТ, дополнительная литература
- Цели урока:
Образовательная: усвоение всеми учащимися стандартного минимума фактических сведений.
-знать особенности строения вирусов
-механизм их взаимодействия с клеткой
-происхождение вирусов
-вирус СПИДа, его особенности и пути передачи
Развивающая: развить познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности
Воспитательные: воспитать научное мировоззрение, необходимость бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих
- Тип урока: изучение нового материала
- Фиксация деятельности учителя и учащихся
Структурные элементы урока и время, затраченное на них | Содержание работы | Методы и приемы, используемые учителем | Формы и виды деятельности учеников |
Оргмомент 2 минуты | Приветствие, проверка присутствия на уроке, проверка готовности к уроку. | Концентрация внимания | |
Проверка домашнего задания 5 минут | Написание биологического диктанта | Репродуктивный метод | Выполнение работы |
Постановка учебных задач урока 2 минуты | Постановка перед учениками учебной проблемы, сообщение темы урока | Проблемный метод, фронтальный опрос | Участие во фронтальном опросе |
Изучение нового материала 28 минут | Сообщение учителем нового материала, организация восприятия, осознания, осмысление, систематизации изучаемого материала учащимися. | Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный частично- поисковый – учит учащихся самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Роль учителя - направляющая | Заполнение рабочего листа, учащиеся осуществляют поиск информации и заполняют таблицу. |
Закрепление знаний 5 минут | Систематизация знаний, умений и навыков | Фронтальный опрос | Отвечают на поставленные вопросы |
Домашнее задание 3 минуты | Подведение итогов работы класса в целом, инструктаж по выполнению домашнего задания | Объяснение содержания домашнего задания | Запись домашнего задания в дневник |
- Качества действий учителя и учащихся
Большая часть класса в течение всего урока проявляет высокую активность, заинтересованность, что позволяет четко работать, действуя по плану соблюдая временные границы
- Итоговая оценка результатов урока
Намеченный план был выполнен полностью, учащиеся сдают рабочие листы, что позволят оценить каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...