Коммуникативная культура педагога
статья по теме
Статья о требованиях, которые предъявляет современное оющество к учителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnaya_kultura_pedagoga.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коммуникативная культура педагога
Любая форма педагогической деятельности требует от учителя больших раздумий, выдержки, самообладания и сильного характера. Профессиональная деятельность- это не только приобретение профессионально значимых качеств. Педагогическая деятельность – это сложное образование, однако, структура личности учителя не может отождествляться только со структурой его деятельности. Личность учителя имеет более сложное строение и не сводима только к деятельности.
По профессограмме , разработанной Щербаковым и Рыковым , одной из 8-ми функций учителя является коммуникативная. Она подразумевает под собой общение учителя с ученическим коллективом, с отдельным учеником, с родителями и коллегами.
Базируется коммуникативность на трех основах :
1 сдержанность;
2 тактичность;
3 доброжелательность.
Учитель должен радостно, без грубости, создавать приподнятое настроение, но не безудержное веселье, необходимо уметь держать дистанцию, которая не будет отягощать ни одну , ни другую стороны общения. Наша участь, закрывая за собой дверь, входя в класс, забыть о том, что было за ней и полностью погрузиться в общение. В последнее время в периодической печати (например, журнал “Здоровье школьника “ № 7) появляются фразы : ” Учитель тоже человек – у него могут быть неприятности в семье, плохое самочувствие и настроение “. Но мы знаем, что эти журналы ,в первую очередь предназначены для родителей и призваны в какой-то мере скрывать и сглаживать наши недостатки и ошибки. Давайте вспомним диалог из всеми нами любимого фильма “ Ирония судьбы или с легким паром “ , где главная героиня говорит своему аппоненту – врачу: “ Ошибки учителей менее заметны, но в последствии они обходятся людям не менее дорого “ . Наверное она права и мы с вами не имеем права на ошибку !
Чаще всего учитель не задумывается об это, но по законам психологии, педагог – это образец, которому сознательно, а чаще бессознательно следуют ученики, подражая, перенимая то что делает учитель. Особенно, если это младший школьник . (Если задуматься, то любой из нас с легкостью вспоминает своих школьных учителей даже по прошествии многих лет.)
Соответственно, профессиональные, коммуникативные качества педагога сводятся к следующим постулатам :
- Уважай в ученике человека, личность (что является конретизацией золотого правила древности – относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.)
- Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования ( ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, умственный аппетит у других.)
- Передавай знания так, чтобы ребенок хотел и мог их усваивать, и был готов их использовать в различных ситуациях.
Коммуникативные ( интерактивные ) качества учителя, отражают особенности партнеров педагогического общения. Учитывая особую чувствительность детей к неискренности, фальши, необходимо подчеркнуь важность такого качества учителя, как его общительность и подлинная заинтересованность в общении, а не в его результате как проверке усвоения учебного материала. Т.е. мы должны владеть не только содержанием своего учебного предмета, и с ценностями , кумирами стремлениями того поколения, с которым приходиться работать. А.В. Сухомлинский пишет : “ Детский мир – это мир особенный. Дети живут своими представлениями о добре и зле, о чести и бесчестии, человеческом достоинстве ; у них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени; в годы детства день кажется годом, а год – вечностью.”
Внешнеповеденчески учитель должен быть образцом для подражания, располагать к себе детей воспитанностью, образованностью, культурой поведения, компетентностью общения. Они должны быть в плену личности учителя. Конечно, это идеальная модель, но соотнесение с ней каждым учителем себя может рассматриваться как внутренний стимул самосовершенствования и саморазвития ( конечно если вы увлечены своей работой ).
Если учесть преимущества, которые дает владение коммуникативными навыками, то можно выделить следующие из них:
1 Возрастает объем усваиваемого материала и глубина понимания.
2 Растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей.
- Меньше времени уходит на формирование знаний и умений.
- Снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации.
- Ученики комфортнее чувствуют себя на уроке.
- Меняется характер взаимоотношений учеников на уроке.
- Возрастает сплоченность класса, при этом само- и взаимоуважение растет одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности.
- Ученики приобретают важнейшие социальные навыки : такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа: "Коммуникативная культура педагога по программе "Актуальные проблемы психологии и педагогики".
Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения А. Сент-ЭкзюпериЛичностно ориентированное образование в последние годы активно завоевывает образовательное пространство. И это не слу...
Коммуникативная культура педагога
Практико-значимы проект, выполненный на курсах "Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики", 2011 год....
Коммуникативная культура педагога
проект по теме "Коммуникативная культура педагога" разработан для прохождения курсов "Человек и общество"...
Коммуникативная культура педагога.
Современное состояние речевой культуры в России, по-моему мнению, оставляет желать лучшего. Его можно расценивать, как кризисно...
Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....
Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"
Презентация к педсовету "Коммуникативная культура педагога"...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...