Значение системного подхода для повышения эффективности обучения биологии
статья по биологии по теме
Системный подход в изучении общебиологических закономерностей, основанный на принципе «от общего – к частному», позволяет сформировать не просто определенный алгоритм работы с любой информацией (когда ученик использует готовые конструкции), но и способность рассуждать с их помощью, использовать знания для выработки собственных взглядов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение системного подхода
для повышения эффективности обучения биологии
Проблему повышения эффективности обучения биологии в школе можно решить на основе использования системного подхода. Он позволяет обучающимся познавать живую природу как совокупность элементов разного уровня интеграции и дифференциации, обеспечивающие ее целостность и единство. Этот подход позволяет также определить составные части методики углубленного и обобщенного изучения материала об уровневой организации живой природы с учетом современных идей модернизации образования.
«Система» - слово греческое, буквально означает целое, составленное из частей. В другом значении – это порядок, определенный планомерным, правильным расположением частей и их взаимосвязями. Термин «системный подход» охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект описывается как совокупность взаимодействующих компонентов.
Мир, в котором мы живем, един. Единство его состоит в материальности. Все явления и процессы действительности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Принцип всеобщей взаимообусловленности явлений фиксирует факт объединения отдельных объектов природы в крупные образования, что обнаруживается на всех уровнях ее организации. Поэтому указанный принцип может рассматриваться в качестве одного из методологических оснований системного подхода к изучению биологии.
Системный подход может применяться к множествам объектов, отдельным объектам и их компонентам, а также к их свойствам и характеристикам. Он позволяет усмотреть общность биологических явлений с другими явлениями объективной действительности. Это дает возможность «переноса» идей и взаимного обогащения, «усиления» наук.
Одной из функций содержания биологического образования в личностно-ориентированном обучении является образование личностного смысла, как индивидуализированного отражения действительного отношения ученика к объектам собственной деятельности. Условием проявления личностных смыслов в обучении является создание научного и жизненного контекста дидактически структурированной культуры, субъектного опыта ученика и его миропонимание. Значимыми становятся не столько знания, сколько способы умственной деятельности, обеспечивающие овладение содержанием биологического образования. Основными характеристиками обучения являются диалогичность, проблемное освоение знаний, исследовательская деятельность, активизирующие технологии, и особую важность приобретает системно-структурный подход.
Системный подход – не самоцель. В каждом конкретном случае его применение должно давать реальный, вполне ощутимый эффект, служить средством решения многих теоретических и прикладных задач, встающих сегодня перед учителями биологии. В теоретическом плане – это интеграция и систематизация биологических знаний, устранение избыточности в накопленной информации и сокращение объема изучаемого материала, уменьшение субъективизма в интерпретации биологических явлений. Системный подход позволяет усматривать пробелы в знаниях о данном объекте, обнаруживать их неполноту, определять цели, как дальнейшего изучения материала, так и научных исследований.
В прикладном плане – это задачи диагностики, проектирования и управления учебным процессом, повышения эффективности процесса обучения, совершенствования биологического образования. Системные методы позволяют представить учебную информацию в более активном для восприятия и запоминания виде, дать более целостное описание предмета науки и перейти к индуктивно-дедуктивному изучению.
Системный подход в изучении общебиологических закономерностей, основанный на принципе «от общего – к частному», позволяет сформировать не просто определенный алгоритм работы с любой информацией (когда ученик использует готовые конструкции), но и способность рассуждать с их помощью, использовать знания для выработки собственных взглядов.
На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- системный подход позволяет обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения;
- диалектический подход, умение видеть в частном примере проявление общих закономерностей, способствует формированию основ научного мировоззрения, выведения процесса познания на предельную, философскую ступень обобщения;
- развитие навыков системного мышления возможно через отработку ведущих биологических понятий по концентрической системе, с более глубоким раскрытием их содержания на каждом последующем этапе;
- данный подход к изучению общебиологических закономерностей способствует развитию интеллекта и творческих способностей школьников;
- использование системного подхода в изучении снимает перегрузку частными понятиями учебного материала и, как следствие, создает благоприятные дидактические условия;
- формирование системного мышления возможно на любом этапе обучения, но эффективность этого подхода выше при условии его развития с первых этапов изучения биологии.
Таким образом, положительным результатом обучения биологии с использованием системного подхода является повышение эффективности подготовки обучающихся. Оно проявляется в успешном усвоении его содержания – воспроизведении знаний теоретического и прикладного характера, умения обобщать и систематизировать информацию, а также выполнять практические действия по сохранению живого в местности проживания. Это оказывает положительное влияние на выполнение заданий в рамках ЕГЭ и способствует успешной социализации выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».
Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...
Дифференцированное обучение, как средство повышения эффективности урока биологии.
В статье рассматриваются аспекты дифференцированного обучения, его виды и использование его на различных этапах урока....
Статья «Повышение качества и эффективности обучения биологии».
Статья «Повышение качества и эффективности обучения биологии»....
Повышение эффективности обучения через технологию обучения в сотрудничестве
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая основана на принципах:- взаимозависимость членов группы;- личная ответственность каждого члена группы ...
Тематическая карта-задание как средство повышения эффективности обучения биологии
Статья содержит описание приемов использования на уроках биологии и внеурочных занятиях тематические карты-задания....
Здоровьесбережение, как средство повышения эффективности обучения на II ступени обучения
Под здоровьесберегающими технологиями - надо понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздейст...
Доклад по теме "Системно-деятельностный подход в образовательном процессе обучения биологии"
Учить других куда как нелегко!А жизнь идёт, и надо торопиться.Успеть бы воспитать таких учеников,чтоб было у кого потом учиться!поэт Борис Левин Мы живём в сложное, но интересн...