Открытый урок "Где живут организмы?"
план-конспект урока по биологии (5 класс) по теме

Дикая Алёна Николаевна

Открытый урок по типу ФГОС ООО в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx385.12 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\5в открытый урок\IMG_1432.JPGC:\Users\User\Desktop\5в открытый урок\IMG_1434.JPGC:\Users\User\Desktop\5в открытый урок\IMG_1435.JPG

Технологическая карта урока

Ф. И. О. педагога:    Дикая Алёна Николаевна
Предмет:                    природоведение, 5класс
Класс:                         5-й «В»
Тема раздела:           Организмы.

Тема урока:             Где живут организмы?

Тип урока:                Урок изучения нового материала с использование ИКТ и систематизации знаний

                Задачи                     Образовательные:   Познакомить с понятием «Среда обитания». Раскрыть смысл приспособления животных к различным средам обитания. Научится выделять главное из прочитанного. Способствовать развитию грамотной биологической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, иметь общее представление о моральных нормах поведения, соблюдать их.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и табличной форме; слушать и понимать речь других; следовать правилам поведения и общения в школе.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса

Цели: Формировать умение работы с рисунками учебника,  формировать умение  сопоставлять факты, делать выводы о                       приспособлении организмов к среде обитания.

Формировать умение объяснять взаимосвязи между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

 Обучать самостоятельному формулированию вопросов к тексту учебника или справочной литературы

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УДД

  1. Организационный момент

Ребята, добрый день!

Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души».  Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь!

Личностные УУД

создание    условий   для возникновения  внутренней потребности включения в учебную деятельность; 

  1. Актуализация знаний

    Слайд 1:   Внимание! Внимание! Седьмого февраля стартовали  Олимпийские игры среди животных. На стартовой линии выстроились спортсмены, которые продолжительное  время проводили подготовку  к знаменательному событию. Перед стартом корреспондент газеты «Необычное в природе» взял интервью у будущих звезд олимпиады.

Первым дал интервью Воробей. Для победы в олимпиаде он готов покорять земные недра. Вторым на стартовой линии стоит Дождевой червь. Он готов покорять воздушное пространство. Третьей на стартовой линии стояла Рыба. Она готова бороться за первенство в наземно-воздушном пространстве. Четвертым на стартовой линии стоит Муха. Она рвется в водное пространство.
Корреспондент пришел в недоумение. Ребята, как вы думаете почему?

Ответы ребят.

Слайд 2: Чтобы ответить грамотно на этот вопрос, мы с вами попробуем ответить на казалось бы простой вопрос: «Где живут организмы?» и  познакомимся со средами жизни планеты Земля. Записываем тему урока в тетрадь.

Коммуникативные

организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог 

Познавательные УУД

-Развиваем умения ориентироваться в своей системе знаний: - отличать новое от уже известного с помощью учителя  

Регулятивные УУД

-Высказывать своё предположение

-Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Предметные:

-повторение изученного материала, необходимого «для открытия нового знания».

  1. Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, что мы можем назвать « средой обитания»?

- ответы ребят…

Слайд 3:Cреда обитания – условия, окружающие организм

Ребята, открываем учебник на стр. 135,параграф 33. Запишем определение под темой урока.

Сейчас ученые насчитывают четыре среды обитания живых организмов ( слайд 4)

Вопрос к классу:

- Ребята, а кто любит рыбалку? Предлагаю и нам отправиться на рыбалку. Слайд 5. ( вызывается ученик удочкой он вылавливает рыбу из аквариума)

- А легко ли рыбу удержать в руках?

Ответы ребят ( кожа рыбы выделяет обильно слизь, снижающую трение о воду)

- А почему  рыба может плавать под водой? А человеку чтобы погрузиться в подводный мир нужен специальный костюм?

 ( слайд 6)

Ответы ребят (орган дыхания жабры, плавники).

Обратите внимание на карточки перед вами.

План

1.Прочитайте  основные  характеристики среды обитания

 ( вписаны заранее)

2.Какими признаками обладают организмы  населяющие среду?

3.Назовите основных представителей среды?

Обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

Слайд 7 – записываем характеристику водной среды

Среда жизни

Особенности среды

Обитатели среды

Приспособленность обитателей к среде

Водная

недостаток света и кислорода, высокое давление и плотность, низкий температурный режим;
разнообразен животный мир, но беден растительный.

( ученики записывают по желанию)

Дыхание жабрами, наличие плавников или ласт, кожа выделяющая слизь, обтекаемая форма тела

Наземно -воздушная

достаточно света и кислорода, резкие колебания температур, низкая плотность среды, слабые перепады давления, разнообразие животного и растительного мира.

( ученики записывают по желанию)

Для полета: легкий скелет, крылья, обтекаемая форма тела.

Почвенная

недостаток света и кислорода, высокая плотность, колебание температур, разнообразие животного мира.

ученики записывают по желанию)

Отсутствие органов зрения, роющие конечности, развитая мускулатура

Организменная

постоянная температура, достаточно влаги, кислорода и пищи.

ученики записывают по желанию)

Появление специальных органов ( присоски, крючки), высокая плодовитость)

Слайд 8:

- Парить как птица в воздухе. Каждый мечтает испытать это неописуемое чувство легкости полета. Я предлагаю нам тоже совершить полет. Возьмите лист бумаги и запустите свой самолет. Почему лист бумаги не летит?

Ответы ребят.

Сложите лист бумаги самолетиком и запустите его в полет. Что нам понадобилось, чтобы наш лист полетел? А почему я не могу запустить в полет кусок картона ?

Ответы ребят.

Оказывается, чтобы парить как птица нужно иметь легкий скелет, у нас должны быть крылья и обтекаемая форма тела для полета.

Давайте познакомимся с особенностями наземно- воздушной среды обитания ( обращаемся к таблице, заполняем приспособленности к полету)

Слайд 9 – записываем характеристику наземно- воздушной  среды

Слайд 10:

- Ребята прослушайте текст и попытайтесь отгадать о какой среде обитания идет речь?

Текст.

Среда обитания характеризуется тем, что она плотная. В ней обитатели находят воздух, воду. А вот свет сюда почти не проникает. Поэтому животные обычно имеют маленькие глаза или вовсе лишены органов зрения. Выручают их в жизни обоняние и осязание. 

Ответы ребят.

записываем характеристику почвенной среды

Слайд 11:

- сейчас после урока мы идем в столовую, а кто знает, зачем нужно мыть руки перед едой?

Ответы ребят.

Существуют такие живые организмы, которые используют живой организм за среду обитания.  С особенностями их строения вы познакомитесь подробнее, изучая зоологию.

Закрепление изученного:

К какой среде кто относится? ( выбрать на слайде 12- 13 среду обитания животного)

Физминутка ( слайд 14)

- Ребята мы знаем, что природа делится  на живую и неживую, в связи с этим различают факторы живой и неживой природы, ( слайд 15)влияющие на организмы. Обратимся к тексту учебника стр. 137 п. 2 параграфа 33.( вслух зачитывается второй пункт параграфа).

Из прочитанного мы можем сделать вывод:

- Условия среды обитания организма, с которыми он находится в определенных взаимоотношениях называют факторами среды обитания ( вывод записывается в тетрадь)

Познавательные УУД

-Продолжить формирование умения работать  с учебником и дополнительной литературой.

-Продолжить формирование умения находить  отличия, работать с информационными текстами,    объяснять значения новых слов,  сравнивать и выделять признаки, заполнять таблицы  

Коммуникативные УУД

-Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

-Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

-Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД        

-Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

-Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

-Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

-Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

- Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  1. Закрепление

Слайд 16:  За миллионы лет на Земле сформировалась система жизни –биосфера.  Биосфера – наш общий дом, все живые организмы – ее обитатели. Наивысшим созданием природы является Человек.

Я обнял глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

-Будь человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас,  береги!

Я обнял глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

 Часто в этом доме Человек ведет себя неправильно. Есть такая наука экология, которую вы тоже изучаете в 5 классе. Экология учит нас как вести себя в большом доме природы, чтобы сохранить его для будущих поколений. Я не зря сказала, что Человек наивысшее создание природы, человек способен изменять природу. И я предлагаю вам, одним из вариантов домашних заданий:

Напишите мне небольшое сочинение – рассуждение на выбор темы: ( слайд 17)

1. Как человек изменяет водную среду обитания?

2. Как человек изменяет наземно – воздушную среду обитания?

3. Как человек изменяет почвенную среду?

Регулятивные УУД

-Уметь  корректировать, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения знаний.

Личностные УУД:

-понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

-быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;

-не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.

КоммуникативныеУУД: 

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Уметь сотрудничать со сверстниками

  1. Рефлексия учебной деятельности

Обсуждение и проверка заданий, ответ на вопрос: Почему корреспондент пришел в недоумение?

Помним, что улыбка это поцелуй души! Улыбнулись друг другу и похлопали!

Регулятивные УУД:

- осознание того, что уже усвоено

-уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.  

Личностные УУД:

-организовать рефлексию собственной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как живут экспонаты в музее.

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 - 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию.    Целью классного...

«Где живут нотки» Праздник музыки, посвященный Всемирному Дню Музыки (1 октября).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Материал к выставке литературы"Хорошие книги живут долго"

Материал участника конкурса "Учитель года 2012" "Созвездие" в номинации "Досуг моей библиотеки....

Презентация к выставе литературы"Хорошие книги живут долго"

Презентация к книжной выставкре-ностальгии "Хорошие книги живут долго". Материал к конкурсу "Созвездие" "Досуг моей библиотеки"....

Открытое занятие с приглашением родителей «Где тепло и уют, там весело живут»

Открытое мероприятие с приглашением родителей. Праздник о семейных ценностях и традициях...

Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"

Открытый урок по литературе "Где живут герои сказок"...