Как живут экспонаты в музее.
методическая разработка по истории по теме
Методическая разработка классного часа для учащихся 5 - 6 классов с использованием ИКТ. Файл работы содержит подробный сценарий классного часа и презентацию.
Целью классного часа является знакомство учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, различными типами музеев. Определить типы музеев Белгородской области.
Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 13.9 КБ |
![]() | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Строитель
Белгородской области»
«КАК «ЖИВУТ» ЭКСПОНАТЫ
В МУЗЕЕ»
( классный час для учащихся 5 – 6 классов с использованием ИКТ)
разработан учителем истории МОУ «СОШ № 2 г. Строитель» Кольцовой Н.Н. |
Строитель 2009
Тема: «Как «живут» экспонаты в музее» (5- 6 класс).
Цели:
- Познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области.
- Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, презентация «Как живут экспонаты в музее», предметы, принесённые учащимися в качестве экспонатов музея.
Ход занятия.
Слайд №1 тема классного часа, «Как живут экспонаты в музее»
Ведущий
Здравствуйте дети, уважаемые гости. Сегодня у нас необычное занятие, мы совершим путешествие в удивительный мир, который называется музей. Мы узнаем –
- что такое музей,
- кто помогает экспонатам жить в музее,
- кому они раскрывают сои истории и тайны.
- чем различаются музеи между собой, и какие музеи есть в нашей области.
Люди много, много сотен лет назад начали собирать и хранить чем – то им дорогие и памятные предметы, веши, картины и многое другое, то что теперь мы называем историей.
Слайд № 2
Как обычно, в красивом здании
Где хранится кладезь знаний
Обо всём, что нас окружает
И конечно, всегда поражает,
Здесь предметы культуры всей.
Что же это – МУЗЕЙ! (Слайд №3)
Слайд №4
Ведущий: Название «музей» происходит из Древней Греции и переводится как «храм муз». Музами древние греки называли мифологических богинь – покровительниц наук и искусств. Не случайно музеи и своим внешним видом, и внутренним убранством настраивают зрителя на встречу с прекрасным. Посмотрите, в каких красивейших зданиях располагаются музеи.
- Что же такое музей? Для чего нужны музеи? (дети отвечают).
Слайд №5
Ведущий: Действительно, музеи дают нам возможность увидеть своими глазами, как жили наши предки, понять, что их интересовало, и вообще, узнать много интересного. Самым главным в музее является ЭКСПОНАТ.
Все то, чего коснется человек,
Приобретает нечто человечье.
Вот этот дом, нам прослуживший век
Почти умеет пользоваться речью.
Мосты и переулки говорят,
Беседуют между собой балконы
Слайд №6
- Что означает это слово экспонат? (Слайд с частью этнографической экспозиции школьного музея).
- Какие предметы могут быть экспонатом?
Экспонатами могут быть самые обычные и самые необычные предметы.
Слайд №7
- Ребята как вы думаете, как попадают экспонаты в музей? (дети отвечают).
Ведущий: каждый экспонат попадает в музей по своему. Одни ищут целенаправленно в ходе археологических раскопок, другие преподносят в дар музею. Слайд №8.
- Все ли предметы могут стать музейными экспонатами? Слайд № 9.
- Дети рассматривают предметы, которые принесли в качестве музейных экспонатов, делают вывод о возможности предмета стать экспонатом.
Ведущий:В нашем школьном музее находятся предметы, в основном переданные в дар музею и собранные в ходе поисковых экспедиций учащихся. (Слайд №10 часть этнографической экспозиции). Итак предмет стал музейным экспонатом. Теперь начинается его музейная жизнь. Интересно, как живётся экспонатам в музее? (Дети высказывают своё мнение).
- Кто же помогает музейным экспонатам восхищать и удивлять посетителей музеев?
Слайд №11.
Ведущий: музейным экспонатам помогают жить целый штат сотрудников музея, это настоящие знатоки своего дела.
- научные сотрудники - изучают экспонат, делают его описание;
- хранитель музея, который обеспечивает сохранность экспоната;
- климатолог – без его помощи сохранить экспонаты очень сложно, он с помощью специального прибора «психрометра» определяет влажность и температуру в залах музея и хранилищах экспонатов.
- ну а те экспонаты, которые нуждаются в лечении, попадают в руки художника – реставратора.
Благодаря такой заботе музейные экспонаты восхищают и удивляют нас и живут очень долго. В заботливых руках музейных работников они могут радовать многие поколения людей.
Слайд №12.
В первый раз многое в музее может показаться тебе удивительным. Здесь всё так не похоже на то, что ты видел раньше! А как странно ведут себя люди! Они ничего не трогают руками, хотя вокруг столько всего интересного! Передвигаются от зала к залу очень медленно и разговаривают только шёпотом. Почему так? (Дети отвечают на вопрос).
Ведущий: да вы правы, объяснение этому очень простое. В музее предметы живут долго, потому что, люди здесь относятся к ним с уважением. Ведь каждый экспонат здесь – это хранитель истории. А некоторым предметам в музее так много лет, что любоваться ими могли ещё твои бабушка и дедушка, когда были такими, как ты сейчас. От времени многие экспонаты стали очень хрупкими, поэтому их легко испортить одним неловким движением или прикосновением. И тогда никто больше не сможет наслаждаться их красотой. В красивом здании и вести себя нужно красиво. Поэтому люди ходят в музее медленно и руками ничего не трогают. Разговаривают посетители музеев тихо, чтобы не мешать другим рассматривать экспозиции или слушать экскурсовода.
Мы с вами много узнали об экспонате, о том кто хранит его. Теперь самое время познакомиться с самыми известными музеями мира и нашей страны, области.
Самый первый музей России был открыт в Петербурге при Петре I и назывался КУНСТКАМЕРОЙ - собрание диковинок для всеобщего обозрения. Сейчас в стране около 1200 государственных музеев, где собрано 40 млн. картин, скульптур, рукописей и самых разных вещей. Слайд № 13.
- А о каких музеях слышали вы? В каких музеях были?
Ведущий: Вы должны знать, что бывают самые разные музеи.
Слайд № 14
(Лувр (Париж) Метрополитен (Нью- Йорк), Эрмитаж (Санкт- Петербург),
Художественные, где замечательные образцы живописи, скульптуры, декоративно – прикладного искусства экспонируются в просторных залах. Некоторые из них оформлены необычно. Вы можете попасть в Греческий дворик 5 века до н.э., в Египетский зал, переносящий посетителя на много тысячелетий назад, в Итальянский дворик, характерный для жилых дворцов эпохи Возрождения.
Слайд № 15
В нашей области тоже есть художественный музей, который был открыт для посетителей 26 июля 1983 года.
Слайд № 16.
Большое количество музеев называются историческими. Даже целые города могут быть историческими музеями под открытым небом. На слайде самый известный исторический музей России, расположенный на Красной площади в Москве, и английский город – музей.
Слайд № 17
Так же существуют музеи, посвященные какой - либо теме. Наша земля- это родина беспримерного подвига совершённого народом в годы Великой Отечественной войны в ходе Курской битвы. В память об этом событии создано несколько великолепных памятников посвящённых этой теме. Одним из таким музеем является музей – диорама «Огненная дуга». Открыт 4 августа 1987 г.
Слайд № 18
Военно-исторический музей-заповедник "Прохоровское поле" был создан
26 апреля 1995 г. Указом президента РФ. Территория музея-заповедника представляет собой совокупность участков, на которых проходили бои левого фланга 5-й гвардейской танковой и 5-й гвардейской общевойсковой
армий, где сооружены мемориалы, связанные с яркими проявлениями стойкости и героизма защитников Отечества, с подвигами многих
подразделений. Главное место занимает Танковое поле, где произошло беспримерное встречное танковое сражение. В составе музея-заповедника:
Памятник Победы - Звонница (скульптор В.М.Клыков); храм Святых Апостолов Петра и Павла, которые считаются символами третьего ратного поля России, и память которых отмечается 12 июля, в день встречного танкового боя; Дом-притча с гостиницей, воскресной школой, духовной библиотекой, Домом ветеранов войны и тыла, культурно-историческим центром; музей истории Прохоровского танкового сражения, в котором постоянно действуют выставки, посвященные истории Курской битвы и сражения под Прохоровкой; наблюдательный пункт командующего 5-й гвардейской танковой армией генерала П.А. Ротмистрова; положено начало созданию музея военной техники под открытым небом.
Слайд № 19
Ещё одни музеи носят название мемориальные комплексы, недалеко от посёлка Яковлево находится мемориальный комплекс «Курская дуга». Открыт 1 января 1972 года.
Слайд № 20
Историко - краеведческие, где представлена история края в документах, фотографиях, предметах быта. Здесь Вы можете увидеть все что угодно: от чучел животных, обитающих в данной местности до свадебного наряда крестьянки. Белгородский историко – краеведческий музей, самый старейший в области, был открыт 25 октября 1924 г.
Слайд № 21
Белгородский литературный музей, открыт 26 апреля 1999 года, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина. Музей находится в одном из старинных зданий города, памятнике архитектуры 18 века федерального значения – «Доме Селиванова».
Слайд № 22
Государственный Дарвиновский музей в г. Москва, самый известный естественно - научный музей в мире.
Слайд № 23
Политехнический музей в г. Москва, один из интереснейших музеев техники, где собрано много действующих технических моделей .
Слайд № 24
Школьный музей боевой славы, также является частью огромной и интересной страны музеев. Нам очень повезло, и мы с вами можем чаще других прикасаться к этому удивительному миру.
Творческая работа: учащимся предлагается составить рассказ о принесённом предмете как музейном экспонате.
Литература:
- О. Белкина. Школьный музей. Москва 2000г.
- Н. Макарова. Детский музей как способ организации образовательной среды.
- Лагунова А.И. музей и семья. Музееведение. Вопросы теории и методики: Москва 1987г.
- Полетаева С.В. Детский музей как воспитатель. 1910г.
- Ребенок в музее. Музееведение. Москва 1993г.
Подписи к слайдам:
КАК «ЖИВУТ» ЭКСПОНАТЫ
В МУЗЕЕ?
(классный час для учащихся 5 – 6 классов
с использование ИКТ)
© Разработала: учитель истории МОУ «СОШ № 2 г. Строитель» Кольцова Наталья Николаевна.
Цели:
Познакомить учащихся с понятием музей, условиями бытования экспонатов в музее, рассказать о различных типах музеев. Определить типы музеев Белгородской области.
Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам, чувства причастности и ответственности за сохранение культурного наследия.
Как обычно, в красивом здании
Где хранится кладезь знаний
Обо всем, что нас окружает И, конечно, всегда поражает. Здесь предметы культуры всей
Что же это ……………………………….
Государственный Эрмитаж
МУЗЕЙ!
Музей
(от греч museion - храм муз)
Музы
в древней мифологии – покровительницы искусства и науки.
МУЗЕЙ – ЭТО МЕСТО ГДЕ СОБРАНЫ И ХРАНЯТСЯ САМЫЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
САМЫМ ГЛАВНЫМ В МУЗЕЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЭКСПОНАТ
ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ЭКСПОНАТЫ В МУЗЕЕ?
Археологические раскопки
Подарок музею
КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ МОГУТ СТАТЬ МУЗЕЙНЫМИ ЭКСПОНАТАМИ?
ЭКСПОНАТОМ - ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СТАТЬ ЕСЛИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ, ИНТЕРЕСЕН УЧЁНЫМ, ХУДОЖНИКАМ, КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЭКСПОНАТОМ В МУЗЕЕ?
НАУЧНЫЕ СОТРУДНИКИ;
ХРАНИТЕЛИ;
КЛИМАТОЛОГИ;
ХУДОЖНИКИ - РЕСТАВРАТОРЫ;
ЭКСКУРСОВОД.
САМЫЙ ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ РОССИИ
знаменитая Кунсткамера, или Кабинет редкостей, - открылся в Петербурге в 1719 г. Он создавался по воле Петра I "для поучения и знания о живой и мёртвой природе, об искусстве человеческих рук".
КАКИЕ БЫВАЮТ МУЗЕИ?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
БЕЛГОРОДСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ
был открыт для посетителей 26 июля 1983 года.
ИСТОРИЧЕСКИЕ
МУЗЕИ
Белгород.
Музей – диорама «Огненная дуга»
Военно - исторический музей-заповедник ''Прохоровское поле''
Мемориальный комплекс «Курская дуга»
ИСТОРИКО – КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ
Белгородский государственный историко-краеведческий музей – одно из старейших учреждений культуры.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ
Белгородский литературный музей, открыт 26 апреля 1999 года, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина.
Музей находится в одном из старинных зданий города, памятнике архитектуры 18 века федерального значения – «Доме Селиванова».
ЕСТЕСТВЕННО- НАУЧНЫЕ МУЗЕИ
Государственный Дарвиновский музей в г. Москва
ТЕХНИЧЕСКИЕ МУЗЕИ
Список использованных интернетресурсов:
http://www.ruplace.ru/- музеи мира.
http://www.clow.ru/- познавательный портал по истории музеев мира;
http://revolution.allbest.ru – Музеи Белгородской области;
http://suhinina.ru/metodichka1/ -методические материалы по работе музея;
http://admin.childfest.ru- Музеи мира
http://npstoik.ru/museum/- школьные музеи в интернете;
http://geno.ru/- материалы по музеям белгородской области
http://9val. – материалы школьных музеев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя истории Фролочкиной Р.Л. на Межрегиональной конференции,посвященной 110-ой годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза,маршала Советского Союза В.И.Чуйкова "Роль поискового отряда в пополнении школьного музея экспонатами"
Выступление на Межрегиональной конференции, посвященной 110 годовщине со дня рождения дважды Героя Советского Союза, маршала Советского Союза В.И.Чуйкова " Роль поискового отряда в пополнении школьног...
Урок - размышление. Тема памяти в произведениях Б.Василева. (на примере рассказа "Экспонат №...")
Цели урока:1. познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор...

Повышение качества выставочных экспонатов через различные формы взаимодействия педагогов дополнительного и основного образования
Данный материал описывает опыт взаимодействия педагогов дополнительного образования и учителей школ. Представлены результаты работы стажерских площадок для учителей, позволяющих повысить профессиональ...

Занятие из цикла "История одного экспоната"
Это занятие можно провестие для учащихся начальной школы в школьном краеведческом музее во внеурочное время....

Методическая разработка урока"Санкт-Петербург-город мировой культуры.Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?"
Государственный Эрмитаж.Египетский зал. О чем рассказывают экспонаты?Заочная экскурсия по материалу поисково-исследовательской экспедиции в Египетский зал Государственного Эрмитажа...

Использование музейных экспонатов при изучении чувашского языка
Использование педагогами музейных материалов в учебном процессе делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися....

Мини-экскурсия цикла "Музей пришел в гости" О чем рассказал экспонат.Саперная лопата
В школьном музее "Связь поколений" МБОУ СОШ №1 в разделе эккспозиции "Сороковые роковые", посвященном Великой Отечественной войне" хранятся предметы военного времени, найденны...