Экология как наука
презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) по теме

Викторова Юлия Васильевна

Учебный материал для проведения вводного занятия по экологии. Включает следующую информацию: понятие "экология", её разделы, экологические факторы, закон минимума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Экология как наука2.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Экологические факторы.

Слайд 2

Экология – наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов между собой и с окружающей их средой. « Экология» – от двух греческих слов « ойкос » – дом, жилище и «логос» - учение. Впервые термин предложен в 1866 году нем учёным Э. Геккелем. Экология Аутэкология (изучает отдельные организмы и их приспособленность к условиям окружающей среды) Синэкология (экология сообществ, исследует группы организмов)

Слайд 3

«Среда обитания» – комплекс окружающих условий, влияющих а организмы. Среда обитания = совокупность экологических факторов Экологические факторы Абиотические (это элементы неживой природы, влияющие на живой организм: свет, температура, влажность, химический состав воды Биотические (совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других) Антропогенные ( воздействия на природу, которые являются следствием деятельности человека)

Слайд 4

Организмы способные существовать способные существовать в разнобразных условиях внешней среды, называются эврибионтными . (Пример: бурый медведь – обитает от полярного круга до субтропиков) способные существовать в узком диапазоне условий среды, называются стенобионтными . (Пример: форель – обитает в горных реках с высоким содержанием кислорода в воде)

Слайд 5

Абиотические факторы среды Солнечный свет Способствует синтезу витамина Д, обладает мутагенным действием, вызывая нарушения в структуре молекулы ДНК Используются растениями и фотосинтезирующими бактериями в процессе фотосинтеза. У животных обеспечивает пространственную ориентацию Обеспечивает живые организмы тепловой энергией

Слайд 6

Организмы по отношению к интенсивности света светолюбивые теневыносливые Живут на открытых пространствах – растения степей, берёза Кислица, ель

Слайд 7

Растения по отношению к длительности светового периода Растения длинного дня – требуют более 12 часов светлого времени суток – в северных широтах Растения короткого дня – требуют не менее 12 часов тёмного времени суток – в южных широтах

Слайд 8

Абиотические факторы среды Температура Влияет на скорость биохимических реакций, протекающих в организме. Температурный диапазон от 0 до 50 с ᵒ , но есть исключения – бактерии и водоросли в горячих источниках обитают при температуре 90с ᵒ и выше. По механизму поддержания температуры живые организмы подразделяются на: Холоднокровных (пойкилотермных) – температура тела зависит от температуры окружающей среды (рыбы, лягушки, змеи, ящерицы) Теплокровных (гомойотермных) – температура тела поддерживается на постоянном уровне благодаря интенсивному обмену веществ и различным адаптациям (волосяной покров, плотное оперение, толстый слой подкожного жира). К теплокровным относятся птицы и млекопитающие.

Слайд 9

Абиотические факторы среды Влажность Вода играет исключительно важную роль в жизнедеятельности клетки и организма в целом. Приспособления живых организмов к засухе РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ длинные корни (у верблюжьей колючки - 16 метров) строение листа (наличие кутикулы, густое опушение , уменьшающее испарение) видоизменение листа (колючки у кактуса) суккуленты (запас воды в стеблях и листьях) жировые отложения (вода образуется в организме при окислении жира) ночной образ жизни (ночью t воздуха ниже и влажность выше) способность к быстрому продолжите- льному бегу (антилопы, сайгаки добегают от пастбища до водопоя) состояние покоя, спячка (суслик, обитающий в условиях периодической засухи)

Слайд 12

Биотические факторы Тип взаимоотношений Краткая характеристика Примеры Конкуренция внутривидовая Хищничество (+/-) Паразитизм (+/-) Мутуализм: Симбиоз (+/+) Протокооперация (+/+) Комменсализм (+/0)

Слайд 13

Конкуренция внутривидовая Является наиболее острой, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.

Слайд 14

Хищничество Особи одних видов преследуют, убивают и поедают особей других видов.

Слайд 15

Паразитизм Форма взаимоотношений, когда паразит получает необходимые питательные вещества организма хозяина.

Слайд 16

Мутуализм Симбиоз – взаимовыгодное сожительство

Слайд 17

Мутуализм Протокооперация – взаимная выгода от совместного обитания не очень значительна. Краб и актиния

Слайд 18

Мутуализм Комменсализм – жизнедеятельность одного организма представляет пищу и убежище другому Лев и птицы-падльщики Акула и рыба-прилипала

Слайд 19

Антропогенные факторы Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы Браконьерство Строительство плотин Вырубка лесов Осушение болот И многое другое

Слайд 20

Взаимодействие факторов. Закон ограничивающего фактора. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора – наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений.

Слайд 21

Закон оптимума – любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы. При отклонении от этих пределов знак воздействия меняется на противоположный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие "Экология как наука"

Занятие проводилось в объединении "Экологический калейдоскоп" Воспитанники моего объединения обучаются в 3"б" классе. Занятие по программе было первое по разделу "Экология как наука"....

История развития экологии как науки

Презентация подготовлена по материалу  учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкл...

Экология как наука: предмет, задачи, методы

Конспект занятия по программе «Экология и рациональное природопользование» образовательный блок №1: «Введение в экологию» Тема: Экология как наука: предмет, задачи, методы. Разделы экологии. Цель ...

Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки

Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...

Урок по биологии в 11 классе: «Экология как наука. Экологические факторы.»

Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.» Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке,  углубить зна...

Экология как наука

презентация...

Презентация на тему "Экология как наука"

Презентационный  материал для студентов медицинского колледжа по теме "Экология как наука"https://cloud.mail.ru/public/8KGP/W9FoAemsR...