Экология как наука
презентация урока для интерактивной доски по биологии (10 класс) по теме
Учебный материал для проведения вводного занятия по экологии. Включает следующую информацию: понятие "экология", её разделы, экологические факторы, закон минимума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экология как наука | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Экология – наука, изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов между собой и с окружающей их средой. « Экология» – от двух греческих слов « ойкос » – дом, жилище и «логос» - учение. Впервые термин предложен в 1866 году нем учёным Э. Геккелем. Экология Аутэкология (изучает отдельные организмы и их приспособленность к условиям окружающей среды) Синэкология (экология сообществ, исследует группы организмов)
«Среда обитания» – комплекс окружающих условий, влияющих а организмы. Среда обитания = совокупность экологических факторов Экологические факторы Абиотические (это элементы неживой природы, влияющие на живой организм: свет, температура, влажность, химический состав воды Биотические (совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других) Антропогенные ( воздействия на природу, которые являются следствием деятельности человека)
Организмы способные существовать способные существовать в разнобразных условиях внешней среды, называются эврибионтными . (Пример: бурый медведь – обитает от полярного круга до субтропиков) способные существовать в узком диапазоне условий среды, называются стенобионтными . (Пример: форель – обитает в горных реках с высоким содержанием кислорода в воде)
Абиотические факторы среды Солнечный свет Способствует синтезу витамина Д, обладает мутагенным действием, вызывая нарушения в структуре молекулы ДНК Используются растениями и фотосинтезирующими бактериями в процессе фотосинтеза. У животных обеспечивает пространственную ориентацию Обеспечивает живые организмы тепловой энергией
Организмы по отношению к интенсивности света светолюбивые теневыносливые Живут на открытых пространствах – растения степей, берёза Кислица, ель
Растения по отношению к длительности светового периода Растения длинного дня – требуют более 12 часов светлого времени суток – в северных широтах Растения короткого дня – требуют не менее 12 часов тёмного времени суток – в южных широтах
Абиотические факторы среды Температура Влияет на скорость биохимических реакций, протекающих в организме. Температурный диапазон от 0 до 50 с ᵒ , но есть исключения – бактерии и водоросли в горячих источниках обитают при температуре 90с ᵒ и выше. По механизму поддержания температуры живые организмы подразделяются на: Холоднокровных (пойкилотермных) – температура тела зависит от температуры окружающей среды (рыбы, лягушки, змеи, ящерицы) Теплокровных (гомойотермных) – температура тела поддерживается на постоянном уровне благодаря интенсивному обмену веществ и различным адаптациям (волосяной покров, плотное оперение, толстый слой подкожного жира). К теплокровным относятся птицы и млекопитающие.
Абиотические факторы среды Влажность Вода играет исключительно важную роль в жизнедеятельности клетки и организма в целом. Приспособления живых организмов к засухе РАСТЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ длинные корни (у верблюжьей колючки - 16 метров) строение листа (наличие кутикулы, густое опушение , уменьшающее испарение) видоизменение листа (колючки у кактуса) суккуленты (запас воды в стеблях и листьях) жировые отложения (вода образуется в организме при окислении жира) ночной образ жизни (ночью t воздуха ниже и влажность выше) способность к быстрому продолжите- льному бегу (антилопы, сайгаки добегают от пастбища до водопоя) состояние покоя, спячка (суслик, обитающий в условиях периодической засухи)
Биотические факторы Тип взаимоотношений Краткая характеристика Примеры Конкуренция внутривидовая Хищничество (+/-) Паразитизм (+/-) Мутуализм: Симбиоз (+/+) Протокооперация (+/+) Комменсализм (+/0)
Конкуренция внутривидовая Является наиболее острой, т.к. у организмов одного вида сходные потребности.
Хищничество Особи одних видов преследуют, убивают и поедают особей других видов.
Паразитизм Форма взаимоотношений, когда паразит получает необходимые питательные вещества организма хозяина.
Мутуализм Симбиоз – взаимовыгодное сожительство
Мутуализм Протокооперация – взаимная выгода от совместного обитания не очень значительна. Краб и актиния
Мутуализм Комменсализм – жизнедеятельность одного организма представляет пищу и убежище другому Лев и птицы-падльщики Акула и рыба-прилипала
Антропогенные факторы Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы Браконьерство Строительство плотин Вырубка лесов Осушение болот И многое другое
Взаимодействие факторов. Закон ограничивающего фактора. Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора – наиболее значим тот фактор, который больше всего отклоняется от оптимальных для организма значений.
Закон оптимума – любой экологический фактор имеет определённые пределы положительного влияния на живые организмы. При отклонении от этих пределов знак воздействия меняется на противоположный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие "Экология как наука"
Занятие проводилось в объединении "Экологический калейдоскоп" Воспитанники моего объединения обучаются в 3"б" классе. Занятие по программе было первое по разделу "Экология как наука"....
История развития экологии как науки
Презентация подготовлена по материалу учебника "Экология" 10(11) класс, авторы: Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. В презентации раскрываются этапы развития экологии как науки, дается информация о вкл...
Экология как наука: предмет, задачи, методы
Конспект занятия по программе «Экология и рациональное природопользование» образовательный блок №1: «Введение в экологию» Тема: Экология как наука: предмет, задачи, методы. Разделы экологии. Цель ...
Конспект урока по экологии Тема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки
Конспект урока по экологииТема урока: Предмет и задачи экологии. История развития экологии как науки...
Урок по биологии в 11 классе: «Экология как наука. Экологические факторы.»
Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.» Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке, углубить зна...
Экология как наука
презентация...
Презентация на тему "Экология как наука"
Презентационный материал для студентов медицинского колледжа по теме "Экология как наука"https://cloud.mail.ru/public/8KGP/W9FoAemsR...