методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"
методическая разработка (обществознание , 8 класс) по теме
Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке учащиеся проследили историю создания местных органов власти и их работу на современном этапе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Роль местных органов власти в жизни общества»
Задачи урока:
- Познакомить будущих избирателей с историей выборов, развитием парламентаризма и избирательной системы на Дону;
- Показать реальные возможности граждан влиять на жизнь своей страны посредством участия в выборах;
- Повысить интерес к институту выборов у учащихся и их родителей;
- Воспитание у подростков активной жизненной позиции.
Оборудование урока: 1. Документы:
- Конституция РФ
- Устав Каштановского сельского поселения
2. Плакаты:
- Зарождение демократии в древнем Танаисе
- Самоуправление на Дону
3. Компьютер
4. Мультимедийный проектор
5. Выставка книг «Участие молодёжи в выборах»
6. Подготовка опережающих заданий «Будущее нашего посёлка»
Эпиграф к уроку: «Народное счастье …
Как его достичь?
В работе урока принимают участие в качестве равноправных субъектов учащиеся 8 класса, учитель истории и обществознания Родина Л. И., руководитель районного отделения партии «Единая Россия» Кумов В. Г., председатель территориальной избирательной комиссии Обливского района Царёва С. И., Глава администрации Каштановского сельского поселения Галушкин В. С., директор Каштановской поселенческой библиотеки Колесникова И. А.
Ход урока
В начале урока учитель говорит коротко о том. Что, как и зачем мы будем делать на уроке.
Что мы будем делать?
1, Обобщим наши знания по истории самоуправления на Дону, истории местного самоуправления в XIX веке.
2. Дадим оценку местного самоуправления на современном этапе.
3. Индивидуализуруем подход к выборам, определим для себя гражданскую позицию, ответственность в деле демократизации общества.
Как мы будем это делать?
- Всё это мы будем делать в командах, разделившись на три группы.
1 группа XV – XVII вв
- группа XIX вв
- группа конец XX – начало XXI века
Зачем нам это нужно?
- Чтобы почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа
- Чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – её гражданин.
План урока
- История самоуправления на Дону
- Реформа местного самоуправления 1864 год
- Местное самоуправление на современном этапе.
Вступительное слово учителя.
Учитель представляет гостей. По их занимаемым должностям учащиеся называют тему урока.
Учитель представляет итоги социологического опроса среди взрослого населения п. Каштановского, п. Запрудный, п. Шаповаловка, х. Кривов, который провели учащиеся. Респондентам был задан вопрос «Выборам какого уровня они отдают предпочтения?»
Результаты опроса показали, что население отдаёт предпочтение выборам в местные органы власти (презентация)
Вопрос классу: Почему?
Вопрос Царёвой С. И. «А как дела обстоят в целом по району?»
Учащиеся делают выводы о роли местных органов власти для населения.
Рассказ учителя.
Сегоднешний урок мы проводим в канун дня самоуправления. Это молодой праздник в нашей стране отмечается с 2012 года 21 апреля. (слайд)
Территория Дона – Приазовье заселяли скифы и сорматы. Племенные объединения возглавляли вожди, которых сначала выбирали, а позднее их власть передавалась по наследству (до III в. до н. э.)
Город Танаис – расположенный в низовьях Дона, входил в состав Боспорского царства органом самоуправления города был магистрат. Ежегодно избиравшийся горожанами на собрании граждан города.
В период становления централизованного государства на дон отовсюду приходили люди. Не желающие подчиняться деспотизму царских бояр и наместников. Именно здесь формировались отношения равенства людей. Ставивших личную свободу выше чинов и титулов. В то время на Дону складывался особый тип устройства общества, при котором демократия строилась «снизу».
Донские казаки жили вольной жизнью, ни за кем не признавая власти над собой. Занимались они, в основном, ловлей зверей и рыбы, постоянно совершали военные походы, считая земледелие отвлечением от войсковой жизни. В бою они отличались особым мужеством и отвагой, осуществляя дерзкие, внезапные вылазки. Однако повседневная необходимость управления казачьим обществом требовала создания органов власти. В XVI веке донскими казаками был сформирован особый тип общественного устройства.
Рассказ 1 группы о казачьем самоуправлении. (презентация)
С древности казаки жили самостоятельными и ни от кого не зависящими общинами – казачьими станицами. Каждое из них представляло собой миниатюрное государство республиканского типа. (слайд) Станица, город имели территорию – «юрт», границы были определены чётко. Территория казачьего поселения огораживалась стенами из двойного плетня, пространство между которыми заполнялось мокрой глиной. За такими стенами отсиживались либо оборонялись во время вражеских отрядов. Плелись из лозы и обмазывались глиной и стены домов – куреней.(слайд)
Все наиболее важные дела решались на общем собрании совершеннолетних мужчин- станичников, называвшемся казачьим кругом или станичным сбором. (Слайд) Круги были высшем проявлением демократии и вольнолюбия. Проводили круги по праздничным дням церковного православного календаря на площади расположенной перед станичным храмом. Все присутствующие были равные независимо от богатства или занимаемых ими должностей на царской службе. На Кругу принимались важнейшие решения: объявление войны и заключение мира, прием в казаки, направление казачьего посольства, выборы атамана - высшего должностного лица Войска Донского. Избранному на Кругу большинством голосов атаману вручали знак атаманской власти – булаву, пернач и насеку.(слайд) Булава, пернач – шар или пластины, насека – посох с металлическим навершием. Символ гражданской власти атамана. Насека представляла собой длинную трость из суковатого или гладкого дерева с наболдашником и наконечником, на котором был высечен год пожалования и наименования казачьего войска. Использовалась в особых торжественных случаях: при встрече государя и наследника престола, в дни войсковых праздников и войсковых кругов.(слайд)
Атамана избирали на год, позднее на три года.
Вопрос классу действительно ли это была демократия?
Рассказ учителя:
Так было до правления Петра I. Указом Петра I от 3 марта 1721 года Войско Донское перешло в подчинение Военной коллегии. А атаманы стали назначаться указами царя, но донское казачество не утратило стремления к возрождению демократических форм правления.
В XIX веке вновь возрождается самоуправление. Беседа и рассказ 2 группы.
- С именем какого императора это связано?
- Что им было сделано?
- Когда это было?
- Почему мы говорим, что вновь возрождались элементы демократии?
- Это была действительно демократия?
- Какие вопросы решали эти органы?
Вывод: органы местного самоуправления в XIX веке пытались решать вопрос народного счастья.
Рассказ учителя.
Дон всегда был вольной житницей стремился к самоуправлению и когда Николай II издаёт указ о создании Государственной Думы в России (1905 г.) донские казаки имели своих представителей в этом органе. И во времена советской власти, СССР, представители донского населения были в Верховном Совете СССР.
В конце XX века Россия стала на путь крупных преобразований во всех сферах и в том числе и в политике. Россия стала на путь демократизации. Конституция 1993 год. Закреплено местное самоуправление.
Работа 3 группы:
- Что мы относим к местным органам власти? (Слайды)
- Какие вопросы сейчас решают местные органы власти (работа по Уставу Каштановского поселения.)
Ребята задают вопросы гостям.
Группы представляют свои проекты о народном счастье (презентации)
1 группа – «Дети наше будущее»
Будущее нашей страны за подрастающем поколение, за детьми.(слайд) Поэтому уже сейчас нужно побеспокоиться о том, чтобы дети выросли всесторонне развитыми, здоровыми, общительными. Для этого мы предлагаем установить красочные детские площадки, где дети могли бы на свежем воздухе играть, проводить время (слайд). Чтобы дети, подростки были физически здоровы, сильные нужны спортивные площадки (слайд), тренажёрный зал (слайд), а также детям нужно для полного всестороннего развития разные кружки музыкальный, танцевальный (слайд). Осуществите мечту детей! (слайд).
2 группа.
Много у нас людей которые трудятся в разных сферах производства механизаторы, пожарники, сварщики, просто работают дома на огороде (слайды). Мы хотим чтобы эти люди могли еще хорошо отдохнуть после рабочего дня. Для этого нужны парки отдыха (слайд), скверы (слайд). Пруд, где можно отдохнуть с удочкой всей семьёй (слайд).
3 группа
В нашем посёлке и других хуторах проживает много пожилых людей, которые часто обращаются за медицинской помощью в район. Это не совсем удобно. Поэтому мы хотим чтобы у нас была отремонтирована больница (Слайд 1 и 2), чтобы была машина скорой помощи (слайд), работал физиокабинет (слайд), зубной кабинет (слайд), работал массажист (слайд). Такого внимания они заслужили (слайд).
Подводим итог Вот что такое народное счастье глазами детей.
Слово директору Каштановской библиотеки Колесниковой И. А.
Обращение к классу и гостям Нужны такие встречи?
Итог подводит учитель.
Народное счастье…
Как его достичь?
Вопрос волнующий умы властей и философов важен сегодня, как и в прежние времена… и в канун дня местного самоуправления я хочу поздравить людей, жадно изыскивающих на него ответы и воплощающих их в жизнь, умело следуя при этом букве законов нашего государства! Огромных вам успехов и личного счастья!
Урок окончен. Всем спасибо. Фото на память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока природоведения в 5 классе по теме "Жизнь на разных материках"
Урок разработан по технологии личностно-ориентированного обучения...
Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)
Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...
Методическая разработка урока по обществознанию с использованием ИКТ "Семья - ячейка общества" (6 класс)
По программе данная тема изучается в разделе «Семья» (17 часов). С целью повышения познавательной активности обучающихся, предлагаю разделить класс на четыре группы. При этом предполагается активное и...
методическая разработка урока по обществознанию "Охранять природу - значит охранять жизнь"
конспект конкурсного открытого урока по обществознанию для 7 класса "Охранять природу - значит охранять жизнь", показанный на республиканском этапе конкурса профессионального мастерства &quo...
Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийн...
Методическая разработка урока по теме «Строение органов дыхания»
Конспект урока...
Методическая разработка урока по теме:"В.Г.Короленко "В дурном обществе"
Познакомиться с произведением и понять, почему оно для нас важно....