Тема: Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. «Защита незаслуженно гонимых».
Пояснительная записка
Цели:
1. Раскрытие особенностей внешнего строения и жизнедеятельности земноводных, связанных с жизнью на суше и в воде. Преодоление негативного отношения к земноводным.
2. Развитие разносторонних интеллектуальных и творческих способностей.
3. Воспитание экологической культуры школьников.
Задачи:
1. Образовательные: сформировать понятия об относительной приспособленности земноводных к воздействию различных факторов среды; дать представление о многообразии земноводных, показать сходство и родство рыбами, происхождение от кистеперых рыб; обобщать и систематизировать знания по теме.
2. Познавательные: изучить образ жизни и внешнее строение земноводных, как первых наземных животных, однако не порвавших связи с водной средой; дать представление о многообразии земноводных; развивать аналитическое мышление, умения выделять существенные признаки амфибий, устанавливать связи места обитания с образом жизни и строением; умение производить классификацию фактов, развивать умение обобщать и делать выводы.
3. Развивающие: способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; умений анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с текстом, презентаций слайдов; отрабатывать навыки работы со схемами, рисунками, научить самостоятельно давать оценку своим знаниям и знаниям одноклассников.
Воспитательные: развить коммуникативные качества: умение работать в группе, обоснованно излагать свое мнение, уважительно относиться к мнению товарищей; развить чувства прекрасного, бережного отношения к живому, к природе, любви к родному краю, экологическую культуру.
Актуальность:
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих перед учителем биологии. Сюда можно отнести огромное количество разнообразных форм деятельности на уроке и внеклассных мероприятиях. Урок направлен на формирование умений и навыков применять знания при выполнении различных заданий, анализировать, сопоставлять, обобщать данные, логически и критически мыслить; развивать ИКТ - компетенции учащихся. Знание биологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения, закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой.
Методы и формы:
Обучение учащихся строится на основе сотрудничества; учитываются индивидуальные особенности учащихся. В ходе проведения урока предусматривается использование инновационных и традиционных методов и форм: словесных (информирование, обсуждение), информационно – коммуникационных (работа с заданиями, текстом; поиск информации, формирование умений работать с информацией, принимать оптимальные решения). Учащиеся работают в группах, индивидуально, коллективно.
Ожидаемый результат:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, овладение методикой проектной деятельности.
Ключевые понятия и термины: земноводные, амфибии, среда жизни, жизненные формы, покровительственная окраски, рудименты, жаберные крышки, боковая линия.
Межпредметные связи: биология, экология, литература, искусство, русский язык, география.
Продолжительность: 40 минут.
Оборудование:
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентации, Красная книга, карточки с заданиями, энциклопедии и другая учебная литература.
Технологическая карта урока № 50. Класс Земноводные, особенности строения и жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных. «Защита незаслуженно гонимых».
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Универсальные учебные действия |
Организационный момент. ( На доске пишется девиз урока (…И братьев наших меньших никогда не бить по голове» С. Есенин.) Здоровье-сберегающий фактор. Рефлексия | Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением. Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу Раздаю заранее приготовленные листки бумаги. «Ребята, как вы себя чувствуете? Пожалуйста, оцените своё состояние, свою работоспособность сейчас, на данный момент, по 10-ти бальной шкале». Привлечение внимания учащихся. | Приветствуют учителя. Проявление доброжелательного внимания. Проверка наличия учебных средств, рациональное размещение на парте. Оценивают своё состояние, настроение. Делают записи работоспособность по 10 –ти бальной шкале. Самооценка своего состояния. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования, мотивация учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
Построение плана действий.
Цели: выбор метода решения учебной задачи, выдвижение гипотез. | Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь. Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично - наземным. Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека. Являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов. Это вещество используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении). Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным. Сегодня мы приступаем к изучению нового класса животных - земноводных, как переходной формы от водных животных к типично наземным. На доске появляется тема урока. (Слайд 4.) «Защиты незаслуженно – гонимых» | Учащиеся с помощью подсказок отвечают, о ком пойдет речь.
Отвечают на поставленный вопрос, по подсказкам: это земноводные животные – амфибии.
Это лягушки. | Регулятивные: планирование своего рассказа на основе подсказок и последовательности его изложения. Личностные: действие смыслообразования. Познавательные: строение логического рассуждения.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество, строят небольшие высказывания
|
Формирование интереса к проблеме. | Итак, речь действительно пойдет сегодня о лягушках, наиболее известных из класса земноводных. Это необычные животные. В чем же их необычность? Это нам с вами и предстоит выяснить. | Выбирают точку зрения, фиксируют на листках после обсуждения. Отвечают на поставленный вопрос.
| Познавательные: анализ и осмысление проблемной ситуации.
|
Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. | Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Это необычный класс, его преследуют все - и дети, и взрослые. Я учитель, беру на себя обязанность, защитить сегодня «незаслуженно гонимых амфибий». Ребята, а как вы относитесь к лягушкам? | Учащиеся говорят, что лягушки скользкие, страшные, холодные, неожиданно прыгают из-под ног.... и т.д | Познавательные: извлекают необходимую информацию, систематизируют собственные знания. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности.
|
| Демонстрирую слайды - ряд видов земноводных, наиболее ярко, отражающие их внешнюю красоту.
( Слайды 5,6,7,8 - многообразие земноводных), сопровождаются рассказом «Гадкая» лягушка с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, по изяществу движений и утонченности нарядов, не уступит царевне. «Одежда» земноводных обладает удивительным свойством - ее цвет может быстро меняться. Большинство обладает покровительственной окраской, которая помогает им легко прятаться. Окраска животных меняется в зависимости от температуры и влажности воздуха. Многие вооружены ядовитыми железами, а ядовитые лягушки удивительно красивы. Необычность класса доказывается и тем, что лягушки умеют глотать, проталкивая пищу глазами, автоматически переключать дыхание с легочного на кожное. Своеобразное и «меню» у лягушек. Питаются комарами, мухами, моллюсками, да и своим «братом» не побрезгуют. Они первыми из позвоночных вышли на сушу, и именно им принадлежит Пальма Первенства. (Слайд 9) | Внимательно следят за информацией на экране. Делают заметки в конспектах. Составляют опорный план конспект. | Личностные: осознают свои возможности в учении; желают приобрести новые знания. Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: умение корректно вести диалог и участвовать в дискуссии. |
| Первыми научились дышать с помощью легких. Правда в дыхании помогает и кожа. Первыми встали на ноги, лягушки первые слюнтяи планеты, они первыми приобрели насморк. У первых появились суставы. Кожа земноводных наделена железами. Впервые появилась та часть тела, на которой они сидят. Многие из приобретений оказались столь совершенны, что все позвоночные животные, сохранили их в неизменном виде. Если и теперь вы не убеждены, что лягушки чудо природы, то может быть, вот эти данные снимут всякие сомнения в этом: Японцы готовят из лягушек препараты для избавления от опухолей. 1.О лечебных свойствах жабьего яда издавна известно в Китае. Европейским врачам жабий яд заменял обезболивающее средство — кокаин при операциях на глаз. Яд зелёной жабы, пролежавшей 25 лет, всё равно, что свежий. В маленьких дозах он убивает за 45, а то и за 15 минут многих паразитических червей, обитающих в кишечнике животных. 2.У лягушки около ста зубов да еще штук 20 на небе. Но не спешите завидовать. Эти 100 зубов, все до единого находятся на одной челюсти, на верхней. Они мелкие, направлены внутрь рта и погружены в слизистую оболочку. Зубы помогают лягушке удерживать добычу, и только. Но и это важно. Существуют амфибии, у которых вырастают зубы на обоих челюстях. Это квакши, у жаб зубов нет. (слайды 10,11,12,13)
3.Сейчас сконструировано несколько типов электронных моделей лягушечьего глаза. Они работают вместе с аэродромными радиолокаторами и делают полеты самолетов более безопасными. 4.И закончить этот неполный перечень хочется норвежской приметой: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит золото». (слайд 14) В заключение защиты лягушек от их бессмысленного истребления, необоснованной ненависти зачитывается стихотворение: Ну, кто говорит, что лягушки уроды! Он должен, наверное, себе уяснить: Законы свои у суровой природы, И главная цель у живого - чтоб жить. Прыгунья, пловчиха в воде и на суше, Наряд у лягушки удобен и прост, Зачем под водой ей пушистая шерстка И прыгать мешал бы искрящийся хвост. Я знаю, и в сказке «Царевна - лягушка» Есть скрытый, но ясный для всех недосказ, Что кто-то под шкуркой лягушки озерной От злобы царевну - красавицу спас. Сказал ей: «Царевна, побудь - ка лягушкой!» Веселый и добрый лягушки народ. В воде и на суше лягушечья шкурка От зависти черной тебя сбережет!» И если лягушку случайно ты встретишь, Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости!» Погладь осторожно прохладную лапку На волю, как в сказке, ее отпусти. ( Газета «Пионерская правда). Сформулируйте вопросы, которые уже были заданы, но мы не смогли дать на них исчерпывающие ответы. Над этими вопросами мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. | Проявление доброжелательного внимания. Формируют особенности строения земноводных и делают записи в тетрадь.
Делают записи о значимости земноводных в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; об усложнении строения систем органов амфибий;
Формулируют вопросы. Выход на цель урока
| Регулятивные: адекватновоспринимают информацию учителя; составляют опорный план «Пальмы первенства»; Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
Познавательные: применение знаний при составлении опорного плана – конспекта;
Личностные: осознают свои возможности в учении; желают приобрести новые знания.
|
| 1.Почему эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично - наземным? 2.Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки? | Реализация принципа вариативности. Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика. | Познавательные: умение осуществлять поиск и отбор нужной информации.
|
Цель урока | Показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания.
| Участвуют в определении общей цели урока | Регулятивные: выполнение задания в соответствии с поставленной целью. |
II этап. Организационно - деятельностный. | Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний. Организую деятельность в парах: Вопросы для групп. (отпечатаны, лежат на столах вместе со справочным материалом) Приложение № 1.
| Работа в парах с текстом учебника, со справочной литературой.
| Коммуникативные: развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств; реализация принципа субъективности. Познавательные: первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия. |
| Организую обсуждение внутри группы. | Обсуждают, оформляют результат работы. | Коммуникативные: развитие умения работать в группе; воспроизведение информации, составление единого целого из отдельных блоков. |
| Организую выступление от каждой группы | Обмен информацией и выводами.
| Познавательные: умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы выступления; |
| Составление схемы «Классификация земноводных». (Слайд № 15)
| Составляют схему классификации земноводных, проверяют со слайдом. | Личностные: умение самостоятельно работать; Познавательные: умение выделять обобщенные схемы. |
| Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов. Появились земноводные более 350 млн. лет назад. Путь на сушу проложили им рыбы, сходные с кистеперыми. Схема происхождения Земноводных: (слайд №17)
| Участвуют в обсуждении, фиксируют в тетрадях. Фиксируют схему происхождения земноводных, проверяют правильность со слайдом на доске. | Познавательные: умение выделять обобщенные схемы происхождения амфибий; |
| Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. Условия жизни в водной и наземно-воздушной среде отличаются очень сильно. И это не могло не сказаться на их внешнем строении. Внешнее строение. Перед вами лягушки. Вам необходимо выявить особенности внешнего строения, связанные с водной средой обитания, а так же то, что позволяет земноводным обитать на суше. Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу. Приложение №2 | Выявляют внешнее строение лягушки, делают зарисовки, записи, выводы.
Используют учебники и другую справочную литературу. | Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов; Регулятивные: составление плана и последовательности действий. |
| Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше. (слайд 19)
| Работа в парах с текстом учебника, словарями, муляжами, живыми объектами, и обработка результата.
| Коммуникативные: развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств; реализация принципа субъективности. |
Закрепление материала о внешнем строении и промежуточная рефлексия.
| Организую обсуждение внутри группы.
Оценка качества работы в группе.
| Обсуждают, оформляют результат работы. | Личностные: развитие умения работать в группе, делать отчет, выступать, доказывать свою точку зрения; Коммуникативные: развитие учебных навыков, коммуникативных качеств. |
III этап. Рефлексивно-оценочный.
| Рефлексия деятельности. Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Почему земноводных считают переходной формой от водных животных к типично - наземным? Какое значение в природе и жизни человека имеют лягушки? Итак, можно сделать вывод:
| Проводят рефлексию своей деятельности.
Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.
| Познавательные: умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения поставленных задач; Коммуникативные: умение планировать общие способы работы. |
Заключительный этап урока. | Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?
| Рефлексия своего личного участия в работе.
| Личностные: формирование ценностных ориентиров учебной деятельности. |
| Оцените свое самочувствие, свою работу по 10-бальной шкале. Поставьте себе оценку. Обоснуйте своё решение | Выставляют оценку в своём листе.
| Личностные: умение аргументировать и оценивать свою работу; |
| Домашнее задание: ( слайд 20) Задание по выбору: 1) Исследовательское: подготовить сообщение о земноводных, живущих в Самарской области. 2) Творческое (на выбор): 1. Какие виды земноводных обитают в нашей местности? 2. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту. 3. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти. | Записывают домашнее задание. Возможность выбора исследовательского или творческого задания.
| Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.
Личностные: умение владеть способами самоорганизации учебной деятельности;
|
Приложение № 1.
1 группа
Найдите в справочнике определение понятию “земноводные”.
2 группа.
Найдите в справочнике определение понятию “амфибии.
3 группа
Найдите в атласе, на карте как распространены лягушки на нашей планете. Почему?
Приложение №2
1 группа.
1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?
2. Убедитесь, что кожа голая. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?
3. Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?
2 группа.
1. Рассмотрите внешний вид лягушки. На голове лягушки найдите два отверстия это ноздри. Чем дышит лягушка?
2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век?
3. Как лягушка издает звуки? Какие? Как называется этот орган? Все ли лягушки издают звуки? Какое это имеет значение?
3 группа.
1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?
2. Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка?
3. Чем сходны по своему строению конечности членистоногих и земноводных? Чем объясняется это сходство?
Литература:
1.Внеклассная работа по биологии. Под редакцией Р.М. Евдокимова. – Саратов: Лицей, 2005.
2.А.В.Пименов, О.В. Гончаров. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М. «издательство НЦ ЭНАС»,2003
3.А.Ю.Ионцева, А. В. Торгалов. Биология в схемах и таблицах. М.: «ЭКСМО» 2011
4.Б.В.Захаров, Н. И. Сонин Биология. Многообразие живых организмов. Учебник для 7 класса средней школы. М.: «Дрофа» 2010
5.Журнал «Биология» (приложение к газ. «Первое сентября»), № 42,2004
6.Электронное издание «Биология 6-7 класс лабораторный практикум»
7.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия . (Электронный ресурс).
8.Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М. «Аванта+» 1997
9. Большая энциклопедия животных. Для школьников и студентов. М. «ОЛМА-ПРЕСС» 2005
10.Хрестоматия по биологии. Животные. Саратов. Изд. «Лицей» 2002
11. Чердымова З. И. Активные формы и методы изучения экологии в разделе «Животные» Самара. СИПКРО 1992.
12.интернет -ссылка - http://www.drofa.ru