рабочие программы по биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Предложенный материал может быть взят за основу коллегами на следующий учебный год в том случае, если они работают по авторской программе Н.И. Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_10_-_11.docx | 43.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа 10 - 11 класс.
Биология. Общие закономерности.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), а так же на основе Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для 10-11 класса «Биология. Общая биология» - авторов И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова, Е.Т. Захарова (линия Н.И.Сонина)
//Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2006 год.//.
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования (базовый уровень) отводит 70 часов для изучения на базовом уровне предмета «Биология», в том числе в 10 классе 35 часов и 11 классе 35 часов, из расчета 1 часа в неделю. В соответствие с учебным планом школы учебный план скорректирован на основе рекомендаций Калиновой Г.С. и составляет по 68 часов в 10 и 11 классе из расчета 2 часа в неделю.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствие с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствие с ними выделены содержательные линии курса: «Биология, как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».
Рабочая программа для 10 – 11 классов разработана на основе концентрического подхода к структурированию учебного материала. В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.
Задачи курса:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В преподавании курса используется учебно – методический комплект, в который входят:
- учебник:
Биология. Общая биология. 10-11 класс. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.– М.: Дрофа, 2010;
- методическая литература:
1) Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
2) Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
3) Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
4) Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
5) Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
6) Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
7) Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
8) Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
9) Биология. Поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова 10-11 класс / автор – составитель М.Т.И.Чайка, Волг. Учитель, 2007-205с.
10) Рабочие программы по биологии (по программе Н.И.Сонина, В.Б.Захар)/ автор – составитель И.П.Чередниченко, М.В.Оданович/ М. Глобус, 2009. – 464с.
В результате изучения курса биологии за 10-11 класс ученик должен знать/ понимать/уметь:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная), сущность законов Г.Менделя, учение В.И.Вернадского о биосфере, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- Описывать особенности видов по морфологическому критерию;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; приспособления организмов к среде обитания; антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (половое и бесполое размножение, искусственный и естественный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождение жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Формами промежуточной аттестации являются: участие в проектной деятельности, тестировании, подготовки мультимедийных презентаций. Итоговая аттестация проводится в виде контрольной работы в формате ЕГЭ.
Основные содержательные элементы
10 класс
Введение в курс (4 часа)
Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».
Раздел 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живой материи. (2 часа)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Раздел 2. Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле (8 часов)
История развития представлений о возникновении жизни. Современные представления о возникновении жизни. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Раздел 3. Учение о клетке (20 часов)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК — молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Раздел 4. Размножение и развитие организмов (7 часов)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков {закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккелъ и К. Мюллер). Работы А. Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Раздел 6. Основы генетики и селекции (18 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Решение генетических задач и составление родословных.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности
Повторение изученного материала по курсу 10 класса (8 часов)
11 класс
Повторение изученного материала по курсу 10 класса (2 часа)
Раздел 7 Учение об эволюции органического мира (24 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Раздел 8. Развитие органического мира (20 часов)
Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Движущие силы антропогенеза. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Человеческие расы, их единство.
Раздел 9. Взаимоотношения организма и среды (14 часов)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.
Раздел 10. Биосфере и человек (4 часа)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Повторение изученного материала по курсу
«Биология. Общие закономерности» (4 часа)
Учебно – тематический план
№ | Раздел | Количество часов | ||||
Всего по плану | Пр. Р. | Лаб. Р. | экскурсии | Региональный компонент | ||
10 класс | ||||||
1. | Введение в курс | 4 | ||||
2. | Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле | 8 | ||||
3. | Учение о клетке | 20 | 3 | 1 | ||
4. | Размножение и развитие организмов | 3 | 1 | |||
5. | Индивидуальное развитие организмов | 7 | 1 | |||
6. | Основы генетики и селекции | 18 | 2 | 2 | 3 | |
Повторение изученного материала за курс 10 класса | 8 | |||||
11 класс | ||||||
Повторение изученного материала за курс 10 класса | 2 | |||||
7. | Учение об эволюции органического мира | 24 | 1 | 3 | 1 (2-х часовая) | 5 |
8. | Развитие органического мира | 20 | 1 (2-х часовая) | 5 | ||
9. | Взаимоотношения организма и среды | 14 | 4 | |||
10. | Биосфера и человек | 4 | 2 | |||
Повторение изученного материала за курс «Биология. Общие закономерности» | 4 | |||||
Итого: | 136 | 3 | 8 | 2 | На 22 уроках |
10 класс
Контрольная работа по теме
«Размножение и индивидуальное развитие организмов»
1 вариант
1 3адание. Выбери правильный ответ
1. Воспроизведение и непрерывность цепи живых организмов на Земле обеспечивается:
а) видообразованием;
б) дрейфом генов;
в) энергетическим обменом;
г) размножением
2. Бесполым путем могут размножаться:
а) земноводные;
б) кишечнополостные;
в) насекомые;
г) ракообразные
3. Половые клетки, образующиеся в результате гаметогенеза, называются:
а) гаметы;
б) соматические;
в) споры;
г) бластомеры
4. Первое деление мейоза заканчивается образованием:
а) гамет;
б) клеток с гаплоидным набором хромосом;
в) диплоидных клеток;
г) клеток разной плоидности
5. Стадия зародышевого развития, в результате которой формируется структура, напоминающая двуслойный мешок называется:
а) бластулой;
б) зиготой;
в) гаструлой;
г) мезодермой
6. Мезодермы нет у:
а) голубя;
б) собаки;
в) черепахи;
в) медузы
7. Без метаморфоза развивается:
а) лягушка;
б) саранча;
в) майский жук;
г) печеночный сосальщик
8. Неподвижные мужские клетки называются:
а) сперматозоидами;
б) гистонами;
в) спермиями;
г) бластомерами
9. Из энтодермы развивается:
а) соединительная ткань;
б) нервная трубка;
в) эпителий кишечника;
г) кровь
10. Историческое развитие определенной систематической группы живых организмов называется:
а) филогенез;
б) онтогенез;
в) эволюция;
г) метаморфоз
2 Задание. Вставить недостающее слово:
1. Явление обоеполости называется…
2. Половой процесс впервые в эволюции появился у … организмов.
3. Заслуга создания эволюционной эмбриологии принадлежит … и …
4. Развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки носит название …
5. В результате дробления образуется … - зародыш.
6. …… - это период с момента образования зиготы до выхода из яйцевых оболочек.
7. Возникновение, формирование и дифференцировка органов в процессе эмбрионального развития называется ...
8. Биогенетический закон впервые сформулировали … и …
3 Задание.
Дать полную сравнительную характеристику бесполому и половому размножению
2 вариант
1 3адание. Выбери правильный ответ
1. Какой из указанных ниже процессов сопровождается обменом наследственной информации:
а) дробление;
б) спорообразование;
в) почкование;
г) мейоз
2. Соматические клетки растений содержат наборы хромосом:
а) гаплоидный;
б) триплоидный;
в) диплоидный;
г) полиплоидный
3. Слияние двух гаплоидных клеток с образованием диплоидной клетки происходит в процессе:
а) органогенеза;
б) партеногенеза;
в) ароморфоза;
г) оплодотворения
4. Организменному уровню онтогенеза свойственно:
а) накопление в клетках продуктов обмена;
б) необратимое изменение структур организма во времени;
в) накопление в межклетниках капель жира;
г) увеличение размеров вакуолей, заполнение ею почти всего пространства клетки
5. Процесс возникновения существенных различий между клетками по мере из деления в процессе роста организма называется:
а) дивергенцией;
б) модификацией;
в) конъюгацией;
г) дифференциацией
6. Какой процесс организма осуществляется последовательными клеточными делениями:
а) обмен веществ;
б) старение;
в) рост;
г) партеногенез
7. Обмен гомологичными участками конъюгированными хромосомами при котором меняются участками лежащие несестринские хроматиды называется:
а) гаметогенез;
б) мейоз;
в) кроссинговер;
г) конъюгация
8. Мезодерма есть у:
а) голубя;
б) гидры;
в) амебы;
в) медузы
9. С метаморфозом развивается:
а) лягушка;
б) саранча;
в) таракан;
г) дождевой червь
10. Отдельные пласты клеток, занимающие определенное место в зародыше и дающие начало конкретным органам и тканям называются:
а) гаметы;
б) зародышевые листки;
в) ткани;
г) органы
2 Задание. Вставить недостающее слово:
1. Основателем современной эмбриологии считается ….
2. Выделяют две основные формы размножения … и …
3. Процесс точного и тесного сближения гомологичных хромосом в профазе первого мейотического деления называется…
4. … - это совокупность процессов, протекающих в организме с момента образования зиготы до смерти.
5. … - историческое развитие определенной систематической группы живых организмов
6. Явление, свидетельствующее о родстве представителей разных классов в пределах типа, называется …
7. А.Н. Северцов установил, что в в индивидуальном развитии животных повторяются признаки не взрослых предков, а их …
8. Постэмбрилональное развитие можно разделить на три периода : …, … и …
3 Задание.
Дать полную сравнительную характеристику митозу и мейозу
11 класс
Вопросы для семинара по теме «Эволюционное учение»
Вариант 1.
- Какой вклад внес в биологию Карл Линней?
- Какие процессы, происходящие в природе, снижают интенсивность внутривидовой борьбы за существование? Каков биологический смысл этого явления?
- Что такое микроэволюция?
- Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных?
- Что такое биологический прогресс?
Вариант 2.
- Почему система К.Линнея называется искусственной?
- В чем заключаются биологические причины сохранения жизни особей, устраненных от размножения?
- Какова эволюционная роль мутаций?
- Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Ответ поясните примерами.
- Каковы направления биологического прогресса
Вариант 3.
- Изложите основные положения эволюционной теории Ламарка
- Что такое вид?
- Какие существуют формы естественного отбора?
- Почему у видов животных, заботящихся о потомстве, число потомков уменьшается? Приведите примеры.
- Что такое ароморфоз?
Вариант 4.
- В чем отличие трансформизма от теории эволюции?
- Что изучают морфологический и физиологический критерии вида?
- В каких условиях внешней среды действует каждая форма естественного отбора?
- В чем заключается относительный характер приспособительных признаков у организмов? Приведите примеры.
- Приведите примеры ароморфозов
Вариант 5.
- Приведите примеры многообразия пород домашних животных и сортов культурных растений. Чем объясняется такое многообразие?
- Что изучают географический и генетический критерии вида?
- В чем заключается проявления у микроорганизмов, вредителей сельского хозяйства и других организмов устойчивости к ядохимикатам?
- Что такое физиологические адаптации?
- Приведите примеры идиоадаптации
- Вариант 6.
- В чем состоит основной метод выведения новых сортов растений и пород домашних животных?
- Что изучают экологический и репродуктивный критерии вида?
- Как Вы считаете, что является главной движущей силой процесса расхождения по признаку формы клюва у дарвиновских вьюрков?
- Каким образом осуществляется приспособление к отсутствию влаги у жителей пустынь?
- Что такое идиоадаптация?
Вариант 7.
- Как и почему меняется строение и поведение домашних животных в процессе их одомашнивания?
- Что такое ареал?
- Может ли один и тот же фактор среды в различных местах обитания быть причиной движущего и стабилизирующего отбора? Приведите примеры.
- - Каким путем осуществляется дивергенция видов?
- Как изменяется строение организмов при переходе к паразитизму?
Вариант 8.
- Что такое естественный отбор?
- - Что такое популяция?
- Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
- Что служит движущей силой изменения видов?
- Что такое конвергенция? Приведите примеры
Вариант 9.
- Что такое борьба за существование? Каковы ее формы?
- Почему популяция является единицей эволюции?
- Почему у некоторых видов животных наблюдается яркая демаскирующая окраска? Приведите примеры.
- Какую роль в процессе видообразования играет изоляция?
- - В чем заключается правило необратимости эволюции?
Вариант 10.
- Какая форма борьбы самая напряженная и почему?
- Почему популяция является единицей вида?
- В чем сущность явления мимикрии?
- К каким эволюционным результатам приводит процесс видообразования?
- Какие доказательства необратимости эволюции Вы можете привести?
Тематический контроль по теме
«Основные этапы эволюции растительного и животного мира»
I. Выберите правильные ответы:
- Расставьте события, происходившие в архее и протерозое, в последовательности, соответствующей предположительному порядку их возникновения:
А) появление фотосинтеза;
Б) появление прокариот;
В) появление многоклеточных водорослей;
Г) появление свободного кислорода;
Д) появление членистоногих;
Е) появление моллюсков;
Ж) появление кольчатых червей.
- Каким из перечисленных ниже ароморфозов сопровождался выход растений на сушу:
А) появление хлорофилла;
Б) возникновением многоклеточности;
В) появлением проводящей ткани;
Г) возникновением семени.
- Первые голосеменные растения появились:
А) в протерозое;
Б) в мезозое;
В) в палеозое;
Г) в кайнозое.
4. Расцвет амфибий произошел:
А) в кембрийском периоде;
Б) в ордовикском периоде;
В) в карбонском периоде;
Г) в пермском периоде.
II. Вставьте недостающие слова в следующие предложения:
- В протерозойской эре широко распространены одноклеточные аэробные организмы: --- и ---.
- От псилофитов в девонском периоде возникла целая группа наземных растений:---, ---, ---, размножающихся спорами.
- От семенных папоротников в девоне произошли --- растения. Теперь половой процесс растений стал независим от --- среды.
- В меловом периоде начинается расцвет --- растений, продолжающийся до сего дня.
- В силуре от первых челюстноротых появляются --- и --- рыбы.
- От кистепёрых возникли ---, а затем и другие классы наземных позвоночных.
- Среди рептилий выделились группы, давшие начало --- и ---.
- Первые млекопитающие появились в --- периоде --- эры.
III. Дать полный развернутый ответ на вопрос:
- Как в мире растений происходил переход в преобладании спорофита над гаметофитом? (4 балла)
- В чем проявляется эволюционная прогрессивность покрытосеменных растений? (4 балла)
- Какие ароморфозы пресмыкающихся обеспечили им широкое распространение? (4 балла)
- В чем проявляется эволюционная прогрессивность млекопитающих? (3 балла)
Шкала оценки
«2» от 1 до 16
«3» от 17 до 24
«4» от 25 до 32
«5» от 33 до 40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...