Домашние животные.
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Цель урока: Вспомнить, повторить и закрепить знания учащихся о домашних   

                    животных.

Задачи урока:

1.    Коррекционно-образовательные:

         - уточнить и обобщить знания учащихся о внешних признаках         

          домашних животных, чем питаются, где живут, какую пользу    

          приносят;

         - закрепить полученные знания.

     2. Коррекционно-развивающие:

         - развивать навыки высказывания, обогащать активный словарь;

         - развивать слуховое и зрительное восприятия;

         - развивать умения сравнивать и делать выводы;

         - развивать логическое мышление, устанавливать причинно-

           следственные связи.

3.    Коррекционно-воспитательные:

        - воспитывать умение слушать внимательно;

        - воспитывать любовь к домашним животным.

Оборудование и наглядность:

  - кроссворд;

  - проектор, экран, компьютеры;

  - интерактивная доска;

  - презентация по теме «Предки домашних животных»;

  - физминутка для релаксации глаз;

  - слайды для задания №1;

  - выставка для задания №2 / шаль, валенки, рыбная консерва, сало,

  тушеная конина, мёд, яйцо/;

  - подарки учащимся /шоколадки «Милкивэй»/.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon predki_domashnikh_zhivotnykh.ppt303 КБ
Microsoft Office document icon urok_domashnie_zhivotnye.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья имени Акчурина А.З. с.Камышла

Открытый урок в 8 классе на тему:

«Домашние животные»

                                                   

                                                                Из опыта работы учителя биологии                    Минатдиновой Г.Т.

2012-2013 уч.год

Тема урока: «Домашние животные».

Цель урока: Вспомнить, повторить и закрепить знания учащихся о домашних    

                    животных.

Задачи урока:

  1. Коррекционно-образовательные:

         - уточнить и обобщить знания учащихся о внешних признаках        

          домашних животных, чем питаются, где живут, какую пользу    

          приносят;

         - закрепить полученные знания.

     2. Коррекционно-развивающие:

         - развивать навыки высказывания, обогащать активный словарь;

         - развивать слуховое и зрительное восприятия;

         - развивать умения сравнивать и делать выводы;

         - развивать логическое мышление, устанавливать причинно-

           следственные связи.

  1. Коррекционно-воспитательные:

        - воспитывать умение слушать внимательно;

        - воспитывать любовь к домашним животным.

Оборудование и наглядность:

  - кроссворд;

  - проектор, экран, компьютеры;

  - интерактивная доска;

  - презентация по теме «Предки домашних животных»;

  - физминутка для релаксации глаз;

  - слайды для задания №1;

  - выставка для задания №2 / шаль, валенки, рыбная консерва, сало,

  тушеная конина, мёд, яйцо/;

  - подарки учащимся /шоколадки «Милкивэй»/.

Ход урока

I. Организационный момент.

   Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

   Чтобы многое узнать, надо думать, рассуждать.

   И внимательными быть, и старательными быть.

   И тогда уж точно, каждый, знания свои покажет!

II. Актуализация знаний.

    - Ребята, сегодня у нас не обычный урок – нам с вами предстоит вспомнить и показать все наши знания. Но вначале вам задание – угадать кроссворд «Кто живет у нас в сарае?» /На каждой парте компьютер, работа парами./

 1. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

     А первый на селе работник. (Лошадь.)

 2. Не прядет, не ткет, а людей одевает. (Овца.)

 3. Спереди – пятачок,

     Сзади – крючок,

     Посередине – спинка,

     На спине – щетинка. (Свинья.)

 4. Плавали-купались, а сухими остались. (Утки.)

 5. С бородой родился

     А никто этому не удивился. (Козел.)

 6. Голодна – мычит.

     Сыта – жует,

     Малым ребяткам молоко дает. (Корова.)

 7. Белый как снег, надутый как мех,
    Лопатой ходит, а рогом траву ест. (Гусь.)

 8. Шапочка алая,

     Жилетка нетканая,

     Кафтанчик рябенький. (Курица.)

 - Подскажите мне, о ком же все эти загадки? Совершенно верно, о животных.

 - К какой группе животных их отнесем? /Домашние./ Ребята, как вы думаете, почему их назвали домашними?

 

   

       III. Сообщение темы урока.

    - Сегодня на уроке пойдет разговор о домашних животных и птицах, об их разведении и содержании, то есть о животноводстве, его роли в жизни человека.

    - Ребята, как вы понимаете слово «животноводство»?

     Животноводство – это отрасль сельского хозяйства, разведение сельскохозяйственных животных, ценных пушных зверей, рыб, пчел и др. (словарь С.И.Ожегова)

   Из всех домашних животных особенно большое значение имеют сельскохозяйственные животные. Они и составляют основу животноводства.

   - Ребята, а вы хотите узнать, как появились первые домашние животные? /Рассказ учителя и просмотр презентации  «Предки домашних животных»./

Из истории…

    Первые известные нам предки человека и обезьян обитали около 25 миллионов лет назад. Они должны были охотиться, собирать разные растения, а также научиться делать первые простейшие орудия из палок, костей и рогов животных, а потом из камня.

  Женщины вместе с детьми собирали растительную пищу и поддерживали огонь костра, в то время как мужчины с помощью орудий труда находили добычу.

  Древний человек вряд ли умел считать больше чем до пяти, но он мог часами сидеть неподвижно в засаде во время охоты или соорудить хитроумную ловушку для огромного мамонта.

   Чтобы вместе охотиться и защищаться от хищников, люди жили племенами. Внутри каждого племени складывались определенные обычаи и правила поведения. Живя в пещерах, они рисовали на стенах. Наверное, им хотелось изобразить мир, в котором они жили.

  Ученые считают, что человек не просто повторял то, что было создано природой. Он наделял созданные им образы сверхъестейственной силой. И верил в то, что они помогут ему на охоте, избавят от болезней, сохранят и увеличат род. Не сумев разгадать загадку смерти, человек стал верить в загробный мир. Рядом с умершим люди клали посуду, оружие.

   Древний человек вместе с другими животными в страхе бежал от огня. Но затем стал использовать огонь, оставленный природными явлениями в результате грозы, извержений вулканов, лесных пожаров. Человек еще не умел сам добывать огонь, и потому большой проблемой было сохранение огня. Потеря огня была равносильна смерти всего рода. Позже человек научился добывать огонь, и огонь спас его в период похолодания на Земле. Он стал использовать огонь для приготовления пищи, он мог обжарить на нем кусок мяса, запечь на углях корнеплоды и вовремя извлечь их, чтобы не сгорели. Огонь дал человеку то, что нет в природе.

     Древний человек брал у природы то, что она давала, и то, что мог взять. В поисках пищи он был вынужден часто переходить с одного места на другое. Даже удачная охота не могла обеспечить человека пищей. Ведь мясо быстро портилось, да и переносить его на большие расстояния было трудно. Сбор плодов, семян и кореньев диких растений требовал больших усилий. К тому же человек не мог уходить далеко от воды. Голод и жажда были его главными врагами.

   Наблюдая за растениями, человек обратил внимание на то, что они растут в определенных условиях, и научился обрабатывать землю так, чтобы брошенные в нее семена стали давать урожай. Это позволило ему дольше жить на одном месте.

   Наполненные водой во время дождя скорлупа ореха, следы животных, лужи, подтолкнули человека к созданию посуды. Обожженные в огне глиняные горшки и кувшины улучшили его быт.

  Но жизнь человека изменилась только тогда, когда он приручил диких животных, которые обеспечили его молоком и мясом и стали сопровождать его при переселении с одного места на другое. Собранные семена можно было хранить многие годы, что почти избавило человека от опасности голодной смерти.

   Так человек от присваивающего хозяйства перешел к производящему.

    Первым одомашненным животным стала собака. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. У охотников  уже был верный друг и помощник - собака.

    Диких коз приручали в Средней Азии.

   Иногда охота бывала удачной. Убивали взрослых козлов и коз, а детеныши попадали в руки охотников живыми. Мяса в общине хватало, и люди решали не трогать козлят. Их помещали в загородки, из которых нельзя выбраться, и оставляли как бы “про запас” на голодные дни. Но жестокого голода не было, и козлята жили неделю за неделей рядом с жильем людей. Чтобы животные не погибли, дети носили им охапки травы, ветки. Козлята привыкали к тому, что их кормят. Когда животных выпускали из неволи, они не убегали, потому что забывали, как надо добывать пищу на свободе. Козлята становились домашними.

   Людям нравились нежное и вкусное мясо, питательное молоко, крепкая и тонкая шкура, густая и теплая шерсть коз. Неудивительно, что древние люди с благодарностью называли коз лучшими из животных.

   Охотники рассудили, что удобнее приручать зверя и держать рядом с домом, чем искать в лесу и охотиться. За сотни лет возникло сложнейшее умение одомашнивать животных. Животных приручали в течение многих веков.

   Овец тоже одомашнили в Средней Азии и на Ближнем Востоке в 8 тыс. до н. э. Дикий предок овец – муфлон. Оттуда овцеводство перешло в другие страны. Овцы - смирные животные, их легко пасти. Собаки помогали пастухам и следили, чтобы небольшие стада овец не разбредались.

   Ближайшие родственники домашней свиньи – дикий кабан. Ученые пока не уверены, где это произошло впервые - в Северной Африке или в Китае. Свиньи обладали злобным нравом, приручались с трудом, зато стали одним из главных домашних животных. Ведь они всеядны и их можно разводить в любой местности.

 

  Известно, что предками коров были похожие на них животные – древние туры. Водились когда-то на земле крупные свирепые туры. На туров охотились из-за вкусного мяса. 400 лет назад была уничтожена на охоте последняя самка дикого тура. Приучить тура было невозможно – они поднимали на рога охотника вместе с конем. Иногда охотники приводили домой маленьких турят. От них и пошли наши коровы. С годами они становились смирными, паслись около дома на зеленом лугу, перестали бояться человека. Молока они давали совсем мало, так мало, что оно считалось лекарством и лакомством. Пить его полагалось, разбавляя водой. Люди заботились о коровах, хорошо их кормили, и коровы давали все больше молока.

     Однако самым лучшим помощником в нелегком труде скотовода оказался конь – потомок дикой лошади тарпана. Лошадей одомашнили довольно поздно - 4,5 тысячи лет назад в степях Северного Причерноморья. Верхом на коне скотоводы могли перегонять большие стада и при этом не уставали. Лошадей, как и быков, впрягали в повозки.

     Постепенно скотоводство стало кочевым. Кочевники не жили на одном месте, а постоянно перегоняли стада с объеденных скотом пастбищ на новые. В полупустынях и пустынях, в степях и даже в лесу - везде для лошадей находилась работа. Пастухи выводили самые разные породы лошадей: быстроногих скакунов, могучих тяжеловозов.

    4 тысячи лет назад в Юго-Восточной Азии (в Индокитае) одомашнили небольших золотисто-черных птиц, с красными гребнями и громкими голосами, родоначальники домашних кур – банкивские куры. Яйца и мясо кур сделались настоящим лакомством. Под кур подкладывали яйца диких уток, гусей и выводили птенцов, привыкших к людям. Индейские племена Америки приручили индеек.

   Позднее всего были приручены в Египте коты. Оттуда они распространились по всему миру, оберегая от мышей запасы зерна.  

  Первобытные скотоводы замечали, что в стадах не все животные одинаковы. Тех, которые быстрее подрастали, меньше болели, лучше понимали приказы пастухов, больше весили, люди сохраняли для разведения. Остальными питались. Люди желали, чтобы в их стадах были самые лучшие животные и разводили тяжелых свиней, пушистых коз, выносливых ослов, покорных и крепких коней. Стада становились больше, животные - лучше.

  Приручение животных резко изменило жизнь людей. Отныне они не зависели от удачи на охоте, всегда имели одежду и пищу, ухаживая за домашними животными.

                                     Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала,

Чужую шкуру повязал,
Клык сделал из металла,

След в глине превратил в горшок,

Кувшины, чашки, плошки,

А чтоб не набивать живот,

Корзины сплел, лукошки.

Всю Землю он преобразил,

Везде следы оставил,

Работал, не жалея сил,

Царем Землею правил.

И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался,

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся.

Придумал чудо – инструмент,

Держал его в секрете,

Теперь уже владеют им

И взрослые, и дети.

А как давно летать мечтал!

Все крылья подводили!

Но вот загнал огонь в металл –

Померяйся с ним в силе!

Чтоб мысли, думы передать,

Словами сделать звуки,

И нам, чтоб прошлое понять,

Взять нужно книги в руки.

     

   Физминутка для релаксации глаз /внимание на интерактивную доску/.

 

   - Ребята, а сейчас мы проверим ваши знания о домашних животных. Каждый из вас выбирает конверт, в котором лежит то, чем покрыто тело какого-либо одного домашнего животного: №1 – перья гуся, №2 – козий пух, №3 – щетина свиньи,№4 – шерсть овцы, №5 – перья курицы, №6 – кроличий пух, №7 – шерсть коровы. Ваше действие – составить рассказ по плану, который написан на интерактивной доске.

ПЛАН

1. Угадать и назвать животное, его особенности.

2. Как называется помещение, в котором его содержат.

3. Как называют его детенышей.

4. Чем его нужно кормить.

5. Какую пользу оно приносит людям.

 

   - Представьте на время себя предпринимателями, занявшимися животноводством. Кто готов – поднимите руки.

     / Задача учителя – следить за тем, чтобы рассказы учащихся не затягивались во времени, чтобы все могли высказаться./

   IV. Закрепление

  - Молодцы, ребята! Все вы внимательно слушали ответы друг друга. А теперь, всё внимание на интерактивную доску.

    Задание №1.

  На доске – картинки домашних животных. Вам нужно разделить этих животных на 2 группы по типу питания, есть только травоядные, есть и всеядные. Кто самый смелый? Свои действия поясняем. /I группа: корова, лошадь, гуси, козы, овцы; II группа: куры, собака, кошка, утки, свиньи/.

 

      Задание №2.

     - Ребята, на столе лежат продукты производства отраслей животноводства. Вам нужно назвать продукт и самое главное – правильно назвать отрасль животноводства:

  • Мёд – пчеловодство
  • Шаль – козловодство
  • Валенки – овцеводство
  • Сало – свиноводство
  • Яйцо - птицеводство
  • Тушеная конина – коневодство
  • Рыбная консерва /форель/ – рыбоводство

   

 V. Подведение итога.

  - Молодцы, ребята! Каждый из вас получит оценки за те знания, которые вы показали. Сегодня мы с вами: угадывали кроссворд, смотрели презентацию, была тактильная работа с наглядным материалом, выполнили задание на интерактивной доске, угадали продукты животноводства и назвали его отрасли. Ребята, скажите, пожалуйста, а что больше всего вам понравилось на уроке? /Мнение и пожелания детей./

    Сейчас я вам хочу раздать сладкие подарки – «Милкивэй», подумайте и скажите, почему я выбрала именно эти шоколадки?

     Всем спасибо за урок!

      Литература

  1. Акимушкин И.И. «Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные.» Москва: Мысль, 1990г.
  2. Интернет ресурсы:

Fermer.ru/node/54547 – Происхождение домашних животных.

www.sci.aha.ru/ALL/e12.htm – Происхождение домашних животных.

Yunc.org – Происхождение домашних животных.

ru.wikipedia.org/wiki/%CC%F3%F4%EB%EE/%ED –муфлон

ru.wikipedia.org/wiki/ - тур_(первобытный _бык)

  1. Ковалева Е.А. «Сельскохозяйственный труд». Учебники для 5,6,7

классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIII вида. М.: «Просвещение», 2005г., 2006г.,2007г.

  1. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного

возраста по темам «Домашние животные» и «Дикие животные

средней полосы России». – М.: ООО «Издательство

Скрипторий 2003», 2006г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Тест по теме "Значение диких и домашних животных. Домашние животные" (природоведение, 5 класс)

Содержание теста позволяет проверить уровень понимания обучающимися содержания параграфов 45 и 46 учебника Пакуловой В.М. и др. Природоведиение-5....

Разработки для организованной образовательной деятельности по логоритмике. Лексическая тема недели "Дикие животные", "Домашние животные" (март)

В данных разработках  представлены разнообразные игры и упражнения, позволяющие не только развивать общую и мелкую моторику,  двигательную  координацию, стимулировать двигательную...

Конспект урока по окружающему миру " Домашние животные. Домашние питомцы"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 1 класса УМК "Гармония"....

Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?

Анималотерапия: Стоит ли заводить домашнее животное ребенку? Как влияют домашние животные на психическое развитие детей?...