Программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме
Программа по биологии и методические рекомендации при выполнении самостоятельных работ по биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_biologiya.zip | 222.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) среднего (полного) общего образования по профессиям начального профессионального образования (далее НПО)
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
210401.01 Радиомеханик.
210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания.
210723.04 Электромонтёр по ремонту линейно-кабельных сооружений и проводного вещания.
210801.01 Оператор связи.
220703.03 Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации.
Организация-разработчик: Бюджетное образовательное учреждение омской области
Среднего профессионального образования
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Разработчик: Щербакова Ю.Г., преподаватель химии и биологии высшей категории БОУ СПО «ОГКУ и ПТ»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 - 6 |
содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 8 - 21 |
| 21 - 23 |
| 24 - 26 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий: 1400000 ЭНЕРГЕТИКА, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника:
140446.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям).
210000 ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА, РАДИОТЕХНИКА И СВЯЗЬ
по направлению подготовки 210400 Радиотехника:
210401.01 Радиомеханик,
210401.02 Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов.
по направлению подготовки 210700 Информационно-коммуникационные технологии и системы связи
210723.03 Электромонтер оборудования электросвязи и проводного вещания,
210723.04 Электромонтёр по ремонту линейно-кабельных сооружений и проводного вещания.
по направлению подготовки 210500 Почтовая связь
210801.01 Оператор связи.
220000 АВТОМАТИКА И УПРАВЛЕНИЕ
220703.03 Электромонтёр охранно-пожарной сигнализации.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в естественно-научный цикл общеобразовательной подготовки.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения биологии на базовом уровне обучающийся
должен:
Знать / понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
Уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, экскурсии 6 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные опыты – 16 работ | 8 |
лабораторные работы | 4 |
контрольные работы | 8 |
экскурсии | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 39 |
Итоговая аттестация в форме зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, демонстрации, лабораторные опыты и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. | 6 | ||
Тема 1.1. Биология как наука. Методы научного познания. | 6 | ||
Тема 1.1.1. Биология как наука. Тема 1.1.2. Методы научного познания. | Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. | 2 | 1 |
Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | 2 | 2 | |
Демонстрации | |||
Уровни организации живой природы. Методы познания живой природы. Биологические системы. | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Отрасли биологии. Связь биологии с другими науками. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 2 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
РАЗДЕЛ 2. КЛЕТКА. | 24 | ||
Тема 2.1. Клеточная теория. Строение клетки. | 12 | ||
Тема 2.1.1. Клеточная теория. Тема 2.1.2. Элементный состав клетки. Тема 2.1.3. Химический состав клетки Тема 2.1.4. Органоиды клетки. | Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. | 2 | 2 |
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. | 2 | 2 | |
Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. | 2 | 2 | |
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. | 2 | 2 | |
Демонстрации | |||
Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение молекулы РНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. | |||
1 | Лабораторные опыты | 3 | 4 |
1. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. 2. Сравнение строения клеток растений и животных. 3. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. Лабораторная работа №1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений. 2 | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Химический состав клетки. Роль органоидов в клетке. Доядерные и ядерные клетки. | 4 | ||
Тема 2.2. Клетка – генетическая единица живого. | 12 | ||
Тема 2.2.1. Неклеточные формы жизни. Тема 2.2.2. Профилактика ВИЧ, СПИДа. Тема 2.2.3. Клетка – генетическая единица живого. | Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. | 2 | 2 |
Профилактика ВИЧ, СПИДа. | 2 | 2 | |
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка. | 2 | 2 | |
Демонстрации | |||
Строение вируса. Хромосомы. Характеристика гена. Удвоение молекулы ДНК. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Вирусы. Вирусные заболевания. СПИД – глобальная проблема человечества. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. | 4 | ||
Итоговое занятие | Контрольная работа №1 по разделам 1 и 2. | 2 | |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ. | 36 | ||
Тема 3.1. Оплодотворение и развитие организмов. | 12 | ||
Тема 3.1.1. Организм – единое целое. Тема 3.1.2. Размножение. Тема 3.1.3. Онтогенез Тема 3.1.4. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
1 | Организм – единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. | 2 | 2 |
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. | 2 | 2 | |
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. | 2 | 2 | |
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 2 | 2 3 | 2 4 | |
Демонстрации | |||
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани растений и животных. Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Стадии развития зародыша позвоночного животного. Постэмбриональное развитие. Партеногенез у животных. | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Одноклеточные и многоклеточные организмы. Бесполое и половое размножение. Онтогенез. Влияние на организм человека алкоголя, никотина и наркотиков. | 4 | ||
Тема 3.2. Генетика. | 24 | ||
Тема 3.2.1. Методы генетики. Тема 3.2.2. Законы Менделя. Тема 3.2.3. Наследование, сцепленное с полом. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. | 2 | 2 |
Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. | 2 | 2 | |
Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Хромосомная теория наследственности. Теория гена. | 2 | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.2.4. Изменчивость. Тема 3.2.5. Профилактика наследственных заболеваний человека. Тема 3.2.6. Селекция, биотехнология. Тема 3.2.7. Методы селекции. | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. | 2 | 2 |
Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека. | 2 | 2 | |
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | 2 | 2 | |
Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома). | 2 | 2 | |
Демонстрации | |||
Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Перекрест хромосом. Неполное доминирование. Сцепленное наследование. Наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Гибридизация. Исследования в области биотехнологии. | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Лабораторные опыты | |||
4. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. 5. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач 6. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. 7. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Лабораторная работа №2 Создание портрета ребенка в юношеском возрасте | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Генетическая терминология и символика. Цитологические основы законов Менделя. Решение задач по генетике. Модификационная и мутационная изменчивость. Селекция. Достижения в области биотехнологии. Достижения отечественных селекционеров. Клонирование. | 8 | ||
Итоговое занятие | Контрольная работа №2 по разделу 3. | 2 | |
РАЗДЕЛ 4. ВИД. | 24 | ||
Тема 4.1. Эволюционные идеи в биологии. | 9 | ||
Тема 4.1.1. Доказательства эволюции живой природы. 1 | Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства. 2 | 2 3 | 2 4 |
Тема 4.1.2. Эволюционные идеи в биологии. Тема 4.1.3. Эволюционное учение Дарвина. | Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида. | 2 | 2 |
Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Синтетическая теория эволюции. | 2 | 2 | |
Демонстрации | |||
Критерии вида Популяция – структурная единица вида, единица эволюции Движущие силы эволюции. | |||
Лабораторные опыты | |||
8. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. 9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. Лабораторная работа №3 Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида Лабораторная работа №4 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Доказательства эволюции живой природы. Эволюционные идеи в биологии. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. | 3 | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 4.2. Происхождение жизни на Земле. | 15 | ||
Тема 4.2.1. Популяция. Вид. Тема 4.2.2. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Тема 4.2.3. Этапы эволюции органического мира на Земле. Тема 4.2.4. Гипотезы происхождения человека. 1 | Популяция – элементарная единица эволюции Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. | 2 | 2 |
Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. | 2 | 2 | |
Этапы эволюции органического мира на Земле. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 2 | 2 | |
Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхождение человеческих рас. | 2 | 2 | |
Демонстрации | 3 | 4 | |
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Образование новых видов в природе. Эволюция растительного мира. Эволюция животного мира. Редкие и исчезающие виды. Формы сохранности ископаемых растений и животных. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека. Происхождение человеческих рас. 2 | |||
Лабораторные опыты | |||
10. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Факторы эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции человека. | 5 | ||
Итоговое занятие | Контрольная работа №3 по разделу 4. | 2 | |
РАЗДЕЛ 5. ЭКОСИСТЕМЫ. |
| 18 | |
Тема 5.1. Экосистемы. | 6 | ||
Тема 5.1.1. Экологические факторы. | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. | 2 | 2 |
Тема 5.1.2. Экосистемы. 1 | Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. 2 | 2 3 | 2 4 |
Демонстрации | |||
Экологические факторы и их влияние на организмы. Биологические ритмы. Фотопериодизм. Экосистема. Ярусность растительного сообщества. Пищевые цепи и сети. Трофические уровни экосистемы. Правила экологической пирамиды. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Сукцессия. Агроэкосистема. | |||
Лабораторные опыты | |||
11. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности 12. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) 13. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. 14. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). | |||
1 | Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы. Биологические ритмы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Сукцессия. Агроэкосистемы. 2 | 2 3 | 4 |
Тема 5.2. Биосфера. | 12 | ||
Тема 5.2.1. Биосфера. Тема 5.2.2. Антропогенные изменения в биосфере. Тема 5.2.3. Последствия деятельности человека в окружающей среде. 1 | Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. | 2 | 2 |
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. | 2 | 2 | |
Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. | 2 | 2 | |
Демонстрации | |||
Биосфера. Биоразнообразие. Круговороты углерода, азота, фосфора, кислорода. Глобальные экологические проблемы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Биосфера и человек. Заповедники и заказники России. | |||
Лабораторные опыты | |||
15. Решение экологических задач. 16. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | |||
Самостоятельная работа выполнение домашних заданий по теме, написание докладов, рефератов. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Биосфера – глобальная экосистема. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. 2 | 4 3 | 4 | |
Итоговое занятие | Контрольная работа №4 по разделу 5. | 2 | |
Примерные темы экскурсий | 6 | ||
1. Способы размножения растений в природе (окрестности). Изменчивость организмов (окрестности). 2. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности). Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка). 3. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности). | 2 2 2 | ||
Самостоятельная работа Отчеты по экскурсиям | 3 | ||
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося экскурсии самостоятельной работы обучающегося | 117 72 6 39 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология» и лаборантской для хранения оборудования.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол;
- комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
-микроскоп;
- натуральные объекты, модели, муляжи, коллекции.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Оборудование лаборантской:
по количеству обучающихся:
- раздаточные лотки, приборы, посуда.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. М.: 2007.
- Биология. Пособие для поступающих в вузы / А.Г. Мустафин, Ф.К. Лагнуев, Н.Г. Быстренина и др., под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2008.
- Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009.
Дополнительные источники:
- Биологическое разнообразие /Лебедева Н.В., Криволуцкий Д.А., Дроздов Н.Н., Кривалуцкий Д.А. Изд.: ВЛАДОС, 2006.
- Биология: В 2 кн. Учебник / Васильева В.И., Ярыгин В.Н., Волков И.Н.,
- Биология / Под ред. Ярыгина В.Н. М., 2006.
- Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л. Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.: Физиологическое общество «СЛОВО» ОО Изд-во АСТ», 2006. – 640 с.
- Сивоглазов В. И. Многообразие живой природы. Животные. – М.: Дрофа, 2008.
- Анастасова А.П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М.: 2008.
- 10. Методическое пособие. Общая биология, под ред. Козловой Т.А., Агафоновой И.Б., Сивоглазова В.И. М.: Дрофа, 2006.
- Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология с основами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И. Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2007. – Т. 1. – 368 с.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2009. – Т. 2. – 325 с.
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор, под ред. Р. Сопера. – М.: Мир, 2006. – Т. 3. – 325 с.
- Добротина Н.А., Акифьев А.П., Лысов П.К. Биология с основами экологии: Учебник для вузов. Изд.: Высшая Школа, 2007.
- Кемп П., Армс К. Введение в биологию / П. Кемп, К. Армс. – М.: Мир, 2008. – 671 с.
- Лысов П.К., Акифьев А.П., Добротина Н.А. Биология с основами экологии: Учебник/ П.К.Лысов, А.П.Акифьев, Н.А.Добротина- М.: Высшая школа., 2007.- 655 с.
- Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология. Серия: «Высшее профессиональное образование». Изд.: Академия/Academia, 2008.
- Пехов А. Биология с основами экологии. Издательство ЛАНЬ, 2002.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология. Основная школа. М.: Интеллект-Центр, 2006.
Интернет-ресурсы:
- «Вокруг света» - www.vokrugsveta.ru.
- Журнал «Друг» - www.droug.ru.
- Журнал «Гео» - www.geoclub.ru.
- Журнал «National Geographic» - www.nationalgeographic.com/index.html.
- Журнал «Знание-сила» - www.znanie-sila.ru.
- Газета «Биология» - http://bio.1september.ru/.
- Журнал «Наука и жизнь» - http://nauka.relis.ru.
- «Научная сеть» - www.nature.ru
- «Кирилл и Мефодий. Животный мир» - www.zooland.ru Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - www.bio.msu.ru.
- «Херба» - www.herba.msu.ru – ботанический сервер МГУ им. М.В. Ломоносова;
- «Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm
- «БиоДан. Новости биологии» - www.biodan.narod.ru
- biolog188.narod.
- informika.ru - электронный учебник "Биология"
- college.ru - раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
- biodan.narod.ru - "БиоДан"
- bio.1september.ru - для учителей "Я иду на урок Биологии".
- bio.1september.ru - газета "Биология"
- kozlenkoa.narod.ru
- nsu.ru Биология в вопросах и ответах - ученые новосибирского Академгородка отвечают на вопросы старшеклассников.
- websib.ru - раздел "Биология" Новосибирской образовательной сети.
- nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.
- floranimal.ru - "FLORANIMAL - растения и животные"
4. Контроль и оценка результатов освоения
Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных опытов, тестирования, а также выполнения обучающимися контрольных работ по разделам.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; | тестовые задания, домашние работы, лабораторные опыты, контрольные работы, написание рефератов, докладов. |
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | тестовые задания, домашние работы, лабораторные опыты, контрольные работы |
описывать особей видов по морфологическому критерию; | тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты |
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; | лабораторные опыты, тестовые задания, домашние работы, контрольные работы |
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; | домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания, написание рефератов, докладов |
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания, написание рефератов, докладов |
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; | домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания |
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; | домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, тестовые задания написание рефератов, докладов. |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; | домашние работы, лабораторные опыты, написание рефератов, докладов |
Знания: | |
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости; | тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты |
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура); | тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты |
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; | тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, написание рефератов, докладов |
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику | тестовые задания, домашние работы, контрольные работы, лабораторные опыты, написание рефератов, докладов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе программы по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С.Сухова, С.Н.Исакова «Биология: программы: 5-11 классы, линия «Живая природа» - М.: Вентана -Граф, 2017».
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов общеобразовательных организаций авторов Т.С. Сухова, С.Н. Исакова , линия "Живая природа"....
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...