непростые простейшие
методическая разработка (биология) по теме

Задорожнова Марина Владимировна

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Михайловки"

Волгоградской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Подготовила:

                                                                                                Учитель биологии

                                                                                               Задорожнова М.В.

 

 

Михайловка,   2011год

 

 

Цель:

-Дать представление учащимся о роли простейших в жизни человека и в природе.

 

Задачи:

-в увлекательной форме рассказать о роли в природе и жизни человека основных представителей царства простейших,

-развивать у учащихся интерес к изучению биологии,

-учить детей бережному отношению к природе,

-формировать у учащихся желание вести здоровый образ жизни, бережно относиться к своему здоровью,

-учить детей быть отзывчивыми, активно сопереживать, стремиться выручать других из беды,

-привлечь детей к агитационной работе.

 

Оформление:

-костюмы участников проекта,

-декорация «капля воды»,

-учебник биологии, лупа,

-макет «Пищеварительная система»,

-макет «Эвглена»,

-схема фотосинтеза,

-диск с музыкальным сопровождением.

 

Возраст участников: - учащиеся 6-7 классов.

 

Действующие лица:

-Ученик,

-Антоний ванн Левенгук – преуспевающий купец  из Голландии,

-Амеба протеус – просто амеба, добродушная, простая, всегда готова помочь,

-две Амебы дизентерийные – паразиты,

-две Эвглены зеленые – очень шустрые,

-Малярийный Плазмодий – настоящий разбойник,

-Малярийный Комар – маленький и несчастный, жертва Плазмодия.

 

 

 

(На сцене с учебником биологии сидит Ученик.)

 

Ученик: - Представляете, друзья в футбол играют, а я должен биологию учить. А на улице весна и в голову совсем ничего не лезет. Тут еще этот Левенгук со своей каплей воды. (Потягивается) Чуть-чуть отдохну, а биология…подождет!

(Ученик откладывает в сторону учебник и засыпает. Под звуки легкой, спокойной музыки на сцену не спеша, опираясь на трость, выходит купец.)

Левенгук: - Здравствуйте! Вы меня не узнали? Да, я тот самый голландец, преуспевающий купец из Голландии – Антоний ван Левенгук.

 

Ученик: - Что? Тот самый из учебника?

 

Левенгук: - Да, мой юный друг, собственной персоной!

А вы, я так понимаю, решили проигнорировать страницы учебника про меня и мое изобретение?

 

Ученик: - Там что и про изобретение написано (листает учебник, пытается найти).

 

Левенгук: - Стыдно, молодой человек! Совсем ничем не интересуетесь!

Если взглянуть на каплю воды через мое изобретение – вот это увеличительное стекло, то там можно увидеть много интересного (передает ученику лупу).

 

Ученик: - А это возможно?

 

Левенгук (поет):

Я знаю точно невозможное возможно,

И мир простейших изучить совсем не сложно.

А жизнь простейших там идет и днем и ночью.

Все невозможное возможно знаю точно!

-Даже в капле воды жизнь своя особая!

-Хотите убедиться в этом лично?

 

Ученик: - Конечно, хочу!

 

Левенгук: - Тогда в путь, мой юный друг!          

(Левенгук медленно уходит. Слышатся звуки журчащей воды.)

 

Ученик: - Где это я? Ой, как тут сыро. Неужели я правда попал в каплю воды? Тише, тут кто-то есть!

(На середину сцены выплывает Амеба.)

Амеба:

-Быть или не быть – вот в чем вопрос!

Доколе будут загрязнять речушки,

Озера и ручьи?

Совсем нет жизни простейшим!

А ведь мы – и корм для рыб,

И радость детям малым,

И фильтры мы живые для воды,

Какую пьете вы – смешные люди,

Самоубийцы, разрушители природы!

 

Ученик : - Это я-то разрушитель?

 

Амеба: - Ты человек! Я тебя сразу узнала!

Ты теперь тоже принадлежишь к нашему Царству простейших.

 

Ученик (разглядывая через лупу): - Это что за существо с непостоянной формой тела?

 

Амеба: - Разрешите представиться – Амеба протеус – вреда никому не приношу, упаси Бог!

    Ползаю себе тихонько по водорослям, питаюсь, конечно, теми, кто попроще – жить-то надо!

 

Ученик: - А чтобы человеку, например, навредить?

 

Амеба: - Тут я ни-ни! Это все сестрицы мои амебы дизентерийные.

    Такие разбойницы – весь род позорят.

 

Ученик: - Подожди-ка, да не они ли это?

 

Амеба: - Давай лучше спрячемся от греха подальше!

(Ученик и Амеба прячутся на краю сцены.

На сцене появляются Амебы дизентерийные, поют на мелодию «А я девушек люблю».)

 

Снова тянет к тем, кто руки мыть не смог.

А потом он сразу резко занемог.

Что случилось? Не поймет. У него болит живот.

В нем Амеба Хистолитика живет.

Припев:

Человека я люблю, вмиг его я заражу,

Поселюсь в его желудке, никуда я не уйду.

(Амебы уплывают.

Ученик и Амеба протеус выходят из укрытия.)

 

Ученик и Амеба (вместе): - Фу, кажется, пронесло!

 

Ученик: - Никогда бы не поверил, что род Амеб один, а виды такие разные.

 

Амеба: - Посмотри, опять вода зазеленела. Снова эти Эвглены плывут.

 

Ученик: - Круто! А они какую роль играют в природе?

 

Амеба: - Смотри сам!   (Амеба и ученик отходят в сторону и наблюдают за Эвгленами.

Под музыку на сцену выплывают Эвглены,  поют на мелодию песни «Оптимизм».)

 

Как только солнышко встает,

Мы сразу зеленеем,

Ведь фотосинтез в нас идет,

О том мы не жалеем.

Крахмал и сахар есть у нас,

И много кислорода

Его мы дарим всем вокруг

Простейшему народу.

Припев:

Пускай бросает нас всегда, пускай,

То вверх, то оп и вниз.

Пусть светит солнышко всегда

Идет в нас фотосинтез.

(Эвглены уплывают. Ученик и Амеба протеус выходят из укрытия.)

Ученик: - До чего же шустрые – не поймаешь! И человеку от них никакого вреда. Мне они нравятся!

 

Амеба: - А я этих эвглен не уважаю! Не поймешь какого они рода-племени. Вроде зеленые, как водоросли. Чуть солнышко пригреет – носятся, фотосинтезируют. И ну орать: «Растения мы, растения! И хлоропласты у нас, и фотосинтез у нас. Мы вам и крахмал даем, и кислород. Пропали бы вы без нас». А чуть стемнеет да похолодает – сразу к нам, простейшим, примазываются. «Что вы, что вы, мы же ваши – и жгутик у нас, и плаваем мы, и никакого фотосинтеза, и даже глаз у на есть». Тьфу на них. Одно слово – промежуточная форма!

Ученик: - Да не ворчи ты, пойдем уж, может, еще кого встретим.

 

Амеба: - Вот откуда-то летит маленький комарик… В животе его сидит…

    Ой-ой-ой, разбегайся, кто может!

(Появляется Плазмодий в костюме пирата. Плазмодий ведет за собой малярийного Комара.)

 

Плазмодий: - Ха! Ну что испугались?

Я – кровожадный,

Я – беспощадный,

Я – злой разбойник,

Малярийный Плазмодий!

-За последние 2000 лет в Среднеземноморье из-за меня больше людей погибло, чем во всех войнах, вместе взятых. Обожаю тропики. Именно там поживает моя лошадка – малярийный Комар.

 

Комар: - До чего же ты мне, злодей, надоел!

 

Плазмодий: - Но, но! Поговори мне!

 

Комар: - Ну уж нет, я молчать больше не буду. Мало того, что ты в кишечнике у меня пристроился, так еще приспособился людей до смерти доводить. Так что вы, люди, руки чаще мойте да с мылом, вреда от этого не будет, только одна польза.

 

Плазмодий: - Что ты? Не смеши народ! Поговори мне, защитник человека! Сам то, сколько кровушки попил!                                    (Замахивается на Комара.)

 

Ученик: - Убирайся, вредный Плазмодий! Не запугать тебе человека!

 

Плазмодий: - Что? А ну, простейшие паразиты, хватайте его!

(Появляются Амебы дизентерийные. Амебы и Плазмодий пытаются схватить Ученика.)

 

Ученик: - А-а-а! Помогите! Профессор, сделайте что-нибудь!

(На сцену выходит Левенгук, взмахивает тростью.

Простейшие удаляются со сцены как в замедленном фильме.)

Левенгук:

-Ну что, мой юный друг, убедились, что даже в обычной капле воды из лужи, жизнь своя, особая!

-До встречи на страницах учебника?

(Левенгук уходит под медленную, спокойную музыку, а Ученик снова уснул.)

 

Ученик: (потягиваясь ото сна) - Где же все? Неужели это был только сон? Или не сон…

-Я вывод сделал для себя

Не буду я лениться,

А лучше в биологию

Сегодня погрузиться.

Узнаю про простейших всех,

Хотя не просто это,

Но знать о пользе и вреде

Мне нужно – человеку.

Ведь паразиты среди нас,

Но в силах мы бороться:

Мыть руки, воду очищать,

Следить за гигиеной

И научу других ребят,

Для всех стану примером!

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проекта на уроках русского языка "Это непростое простое предложение"

материал для организации и внедрения метода проекта на уроках русского языка...

Электив "Это непростое простое предложение"

Работа представляет собой краткую пояснительную записку и учебно-тематический план по углубленному изучению простого предложения....

Обобщающий урок-практикум по русскому языку в 7 классе "Этот непростой простой предлог"

Подробная методическая разработка обобщающего урока-практикума....

Это непростое простое предложение

Урок русского языка в 5 классе посвящен обобщению и систематизации знаний о простом предложении...

Урок зоологии непростые простейшие

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Михайловки"Волгоградской области...

Эти непростые простые предложения

Занятия проводились  в профильном летнем лагере г. Выборг (2014 г.)...

Это непростое простое предложение

Сборник таблиц по русскому языку по теме "Простое предложение" для 8 класса....